На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология познавательной сферы - Сознание
Психофизиология познавательной сферы - Сознание
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Психофизиология познавательной сферы
Внимание
Память
Речь
Мышление
Сознание
Все страницы

 

6. Психофизиология сознания

Среди существующих можно выделить два принципиально различающихся подхода к определению сознания.
Один из них возник в философии. Сознание рассматривается как совокупность некоторых когнитивных операций, связанных с субъективным переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества. Данный подход разрабатывается П. В. Симоновым, который определяет сознание как совместное знание. При этом процессы обработки информации, неосознаваемые человеком, относят к категории бессознательного (Симонов П. В., 1998).
Группы проявления бессознательного
• Досознательное. К нему относят биологические потребности человека, реализующиеся в виде безусловных рефлексов, врожденных форм поведения (инстинктов), генетически опосредованных свойств темперамента.
• Подсознание. Оно представляет собой все то, что уже раньше было человеком осознано и может стать вновь осознаваемым в определенных условиях. Подсознание включает различные автоматизированные навыки, стереотипы и нормы поведения, вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты, неосознаваемые побудители деятельности (мотивы, смысловые установки). Считают, что в процессе эволюции подсознание возникло как средство защиты сознания человека от лишних энергетических затрат и стресса. Одной из наиболее характерных черт подсознания является его консерватизм. Усвоенные на уровне подсознания условные рефлексы приобретают жесткость, характерную для безусловных рефлексов, поэтому возникает иллюзия врожденности некоторых проявлений бессознательного («голос крови», «классовый инстинкт»). Подсознательное из-за своего консерватизма лишено творческого начала, которое предполагает преодоление устоявшихся норм и правил (Костандов Э. А., 2004).
• Сверхсознание, или интуиция. Под этим понимают высший этап творческого процесса, связанный с получением новой информации, формулированием гипотез, открытий, что возможно благодаря трансформации следов памяти и порождения из них новых комбинаций.
Другой подход к понятию сознания основан на экспери-ментальной физиологии. Сознание рассматривается как определенное состояние бодрствующего мозга. В состоянии бодрствования результаты обработки информации от рецепторов достигают сознания и используются для организации поведения.
Прерывание сознания
• Глобальное. Наиболее простой формой перехода к глобальному бессознательному состоянию является засыпание. Во время естественного сна мозг обрабатывает сигналы от рецепторов, однако данная активность мозга не достигает того уровня сознания, когда человек осознает происходящие события. Подобный эффект характерен и для обморока. Приходя в себя после глубокого обморока, человек продолжает прерванный ход мыслей. При этом все события во время обморока оказываются неосознанными. Наиболее выраженное прерывание сознания происходит при глубокой коме. На разных стадиях угнетения сознания наиболее сильными активирующими средствами, благотворно влияющими на процесс восстановления сознания, являются эмоционально значимые раздражители (слова, обращенные к пациенту). С выходом из комы сначала восстанавливается реакция на боль, затем на звук, и последней — на свет.
• Локальное. Одним из чаще всего приводимых примеров локального отключения сознания является зрительное игнорирование, возникающее при одностороннем поражении неспецифического таламуса. Несмотря на сохранность специфической таламической системы, человек не обращает внимания на сигнал. Данное зрительное игнорирование подобно состоянию невнимания.

Сознание — специфическое состояние бодрствующего мозга, позволяющее осуществлять определенные когнитивные операции.

6.1. Теории сознания

• Теория светлого пятна была разработана И. П. Павловым. Он связывал сознание с фокусом возбуждения, светлым пятном, областью повышенной возбудимости, которая может перемещаться по коре головного мозга. С точки зрения автора, сознание есть как у человека, так и у животных, т. к. ученый считал, что сознание не обязательно должно быть связано со второй сигнальной системой и речевой деятельностью (Павлов И. П., 1952).
• Прожекторная теория сознания была сформулирована Ф. Криком на основе теории светлого пятна. Модель сознания Крика построена на анализе работы зрительного анализатора.
Согласно данной теории, зрительная кора является наиболее удобным объектом для изучения сознания, поскольку у человека и животных она имеет сходную структуру. Ученый предположил существование специального аппарата, создающего «луч
прожектора внимания». При этом нейронные процессы, которые попадают под луч прожектора внимания, определяют содержание сознания человека, т. е. субъективно осознаются. Другие нейронные процессы, не попадающие под луч прожектора внимания, образуют подсознание, т. е. сознательно не переживаются.
Прожектор означает, что пятном сознания можно управлять.
Данную функцию выполняет таламус, создающий на уровне коры головного мозга подсветку, т. е. дополнительное неспецифическое возбуждение, которое, взаимодействуя со специфическим возбуждением, усиливает его (Крик Ф., Кох К., 1992).
• Теория повторного входа была разработана Дж. Эдельманом. Ученый предположил, что процессы сознания являются прерывистыми, т. е. требуют циклического повторения определенной последовательности событий, что обеспечивается повторным входом возбуждения в одну и ту же группу нейронов. Сначала информация от экстеро- и интерорецепторов обрабатывается в первичной группе нейронов, затем повторно входит в нее, возвращаясь после дополнительной обработки в других группах нейронов. Одновременно в эту же группу нейронов поступает информация из долговременной памяти. Соединение этих двух потоков информации представляет собой один цикл активности сознания (Edelman G. M., 1989).
• Теория сознания Дж. Экклса основана на особой структурно-функциональной организации дендритов пирамидных клеток новой коры головного мозга, или неокортекса. Дендриты пирамидных клеток на уровне IV слоя коры собираются в дендритный пучок, который затем достигает I слоя коры, т. е. идет от нижних слоев к поверхности коры. Ученый ввел понятие «психон», обозначая им субъективный психический феномен. Психон связан с пучком дендритов пирамидных клеток. Пучок дендритов от 70 соседних пирамидных клеток был назван «дендрон». Каж-дый дендрон обладает множеством синапсов, на которых оканчиваются терминали аксонов. Согласно данной теории, дендрон является носителем единицы сознания. Таким образом, суть теории сознания состоит в установлении связей между психонами и дендронами (Eccles J., 1994).
• Иерархическая модель гештальта была предложена Е. Н. Соколовым в 1996 году. Сенсорный стимул возбуждает определенную группу нейронов-пейсмекеров, или водителей ритма, которые активируют нейроны таламуса. Нейроны-детекторы, воспринимающие сенсорные стимулы, образуют иерархическую систему в виде пирамиды, называемой гештальт-пирамидой. Если происходит ее одновременная активация таламическими нейронами и специфическим стимулом, то это ведет к осознанию
происходящих событий. Активированная гештальт-пирамида представляет собой основу любого сознательного акта, который включает три взаимосвязанных уровня: перцептивный, мнемический, семантический. При активации гештальт-пирамиды возникает перцептивный образ (перцептивный уровень). Затем происходит его сличение с образами, хранящимися в долговременной памяти (мнемический уровень). Нейроны памяти связаны с нейронами, осуществляющими категоризацию сигналов (семантический уровень) (Соколов Е. Н., 2010).
• Теория информационного синтеза была сформулирована A. M. Иваницким в 1996 году. В ее основу положена концепция о кольцевом движении нервных импульсов с центром в проекционной коре головного мозга. Сначала возбуждение от проекционной коры, вызванное сенсорным стимулом, поступает к ассоциативной коре. Затем оно достигает структур лимбико-гиппокампального комплекса и подкорковых центров мотиваций и эмоций, благодаря чему из памяти извлекается информация о значимости стимула. Далее возбуждение вновь возвращается в проекционную кору. Происходит синтез двух видов информации (наличной и извлекаемой из памяти), что приводит к появлению ощущения. Затем к обработке информации подключается лобная кора, которая возникшее ощущение опознает, категоризирует и называет. Таким образом, сознание связано с циркуляцией возбуждения по кольцу (Иваницкий А. М., 1996, 1997).

6.2. Сознание и межполушарная асимметрия мозга

Правое полушарие связано с самосознанием, самооценкой и мотивационной сферой. Повреждение правого полушария ведет к нарушению личности, изменению эмоциональных переживаний человека. Такие люди становятся беспечными, легкомысленными, положительные эмоции у них преобладают над отрицательными.
Левое полушарие связано с той формой сознания, которая вооружена речью и другими средствами коммуникации между людьми. При нарушении функций левого полушария личность остается сохранной, но страдает речь. У таких людей возникает склонность к отрицательным эмоциональным переживаниям, повышенной тревожности.
Однако необходимо учитывать, что нарушение сознания при повреждении одного из полушарий зависит от особенностей функциональной асимметрии мозга человека. В исследованиях были выявлены существенные различия в нарушении поведения у правшей и левшей, что привело к заключению о различии у них сознания, в результате чего был введен термин «асимметрия сознания». У правшей при повреждении правого полушария наблюдается игнорирование левого пространства (пациент не видит, не слышит врача, стоящего слева), могут появляться «вспышки пережитого» (пациент заново переживает события далекого прошлого, например в возрасте 7 лет). При повреждении левого полушария происходит нарушение речи (пациент не говорит и не понимает слова), возможны провалы в памяти, неадек-ватные поступки с последующей амнезией, сумеречное состояние сознания (пациент автоматически продолжает начатую деятельность или у него появляются галлюцинации). Таким образом, синдромы, вызываемые односторонним повреждением головного мозга у правшей, подтверждают, что правое полушарие связано с обработкой пространственной информации и способностью к зрительному распознаванию объектов, а левое полушарие — с обработкой символьной информации, управлением и программированием поведения. У левшей нарушение сознания в меньшей степени зависит от того, какое полушарие повреждено, причем характер нарушений является очень разнообразным.
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие анализатора и органа чувств.
2. Приведите классификацию рецепторов.
3. Опишите свойства анализаторов.
4. В чем состоят особенности кодирования информации в разных отделах анализатора?
5. Раскройте суть механизма восприятия.
6. Дайте характеристику внимания, его форм и видов.
7. Охарактеризуйте компоненты и особенности ориентировочного рефлекса.
8. Объясните механизмы возникновения ориентировочного рефлекса.
9. Охарактеризуйте теории внимания.
10. Дайте характеристику временной организации памяти.
11. Дайте характеристику модально-специфической организации памяти.
12. Какие выделяют типы памяти по времени сохранения информации?
13. Охарактеризуйте физиологические механизмы кратковременной памяти.
14. Объясните физиологические механизмы долговременной памяти.
15. Раскройте основной смысл теорий формирования энграмм.
16. Перечислите функции речи.
17. Какие речевые центры выделяют?
18. Что такое афазия?
19. Как происходит развитие речи?
20. Дайте классификацию этапов процесса мышления по Уоллесу.
21. Перечислите этапы процесса мышления по классификации Лурия.
22. Охарактеризуйте этапы процесса мышления по теории функциональных систем Анохина.
23. Опишите морфофункциональную основу мыслительного процесса.
24. Расскажите о взаимосвязи между функциональной асимметрией мозга и особенностями мыслительной деятельности человека.
25. Дайте понятие интеллекта и его классификации.
26. Сформулируйте понятие сознания.
27. Охарактеризуйте группы проявления бессознательного.
28. Опишите две формы прерывания сознания.
29. Расскажите основные положения теорий сознания.
30. В чем заключается роль правого и левого полушарий головного мозга в формировании сознания?
Список рекомендуемой литературы
1. Айзенк Г. Ю. Структура личности. СПб. : Ювента ; М. : КСП+, 1999. 464 с.
2. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта. М. : Эксмо-Пресс, 2002. 352 с.
3. Александров Ю. И. Основы психофизиологии. М. : ИН-ФРА-М, 1997. 340 с.
4. Александров Ю. И. Психофизиология. СПб. : ПИТЕР, 2004. 496 с.
5. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975. 225 с.
6. Баринова М. О., Зарипов В. Н. Основы психофизиологии : метод. рекомендации. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2006. 51 с.
7. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринт жизни. М. ; СПб. : Сова, 2007. 349 с.
8. Бродбент Д. Внимание и восприятие речи // Восприятие : механизмы и модели. М. : Мир, 1974. С. 37—46.
9. Греченко Т. Н. Психофизиология памяти // Алексан-дров Ю. И. Основы психофизиологии. М. : ИНФРА-М, 1997. С. 112—129.
10. Греченко Т. Н. Психофизиология. М. : Гардарики, 1999. 196 с.
11. Греченко Т. Н., Соколов Е. Н. Нейрофизиология памяти и обучения // Механизмы памяти. Л. : Наука, 1987. 172 с.
12. Данилова Н. Н. Психофизиология. М. : Аспект Пресс, 2012. 373 с.
13. Иваницкий А. М., Стрелец В. Б., Корсаков И. А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М. : Наука, 1984. 200 с.
14. Илюхина В. А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. СПб. : Н-Л, 2010. 368 с.
15. Канеман Д. Внимание и усилие. М. : Смысл, 2006. 288 с.
16. Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. М. : Мир, 1970. 412 с.
17. Костандов Э. А. Психофизиология сознания и бессознательного. СПб. : ПИТЕР, 2004. 167 с.
18. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПб. : Питер Пресс, 2008. 621 с.
19. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : ПИТЕР, 2000. 592 с.
20. Марютина Т. М., Кондаков И. М. Психофизиология. М. : МГППУ, 2004. 248 с.
21. Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга — элементарный модуль и распределенная система // Разумный мозг. М. : Мир, 1981. С. 15—67.
22. Николаева Е. И. Психофизиология : психологическая физиология с основами физиологической психологии. СПб. : ПЭР СЭ, 2008. 624 с.
23. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения нервной деятельности. М. : Медгиз, 1952. 505 с.
24. Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга : потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М. : Ин-т психологии РАН, 1998. 98 с.
25. Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1969. 174 с.
26. Соколов Е. Н. Очерки по психофизиологии сознания. М. : МГУ, 2010. 255 с.
27. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М. : Мир, 1981. 205 с.
28. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии. М. : Аспект Пресс, 2000. 161 с.
Источник: Баринова М. О. Психофизиология : текст лекций / М. О. Баринова. — Иваново : Иван. гос. ун-т, 2014. — 136 с. — ISBN 978-5-7807-1088-8



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.