На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология познавательной сферы - Внимание
Психофизиология познавательной сферы - Внимание
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Психофизиология познавательной сферы
Внимание
Память
Речь
Мышление
Сознание
Все страницы

 

2. Психофизиология внимания

Внимание — сосредоточенность психической деятельности субъекта на определенном объекте.
Основная функция внимания заключается в том, что с его помощью обеспечивается отбор необходимой информации. При этом таламическая система является фильтрующим механизмом, обладающим способностью переключать внимание с одних раздражителей на другие. Базальные ганглии также отвечают за избирательность внимания. Лимбическая система участвует в изменении направления внимания. Ассоциативные зоны коры рассматриваются как центральный механизм, регулирующий отбор информации. Правое полушарие головного мозга отвечает за готовность человека к восприятию новой информации, а левое полушарие обеспечивает восприятие значимого стимула из нескольких возможных альтернатив.

2.1. Характеристики внимания

• Селективность, или избирательность, внимания обеспечивает направленность человека на восприятие любого параметра стимула.
• Объем внимания измеряется количеством одновременно воспринимаемых человеком объектов и характеризует ресурсы его внимания. Он практически соответствует объему кратковременной памяти и составляет 7 ± 2 стимула.
• Распределение внимания характеризует способность человека выполнять одновременно два или более заданий.
• Устойчивость внимания определяет возможность человека длительно выполнять задания, требующие непрерывного внимания.
• Переключение внимания обуславливает возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.

2.2. Классификации внимания

В зависимости от функционального состояния организма выделяют следующие формы внимания:
• избирательное внимание имеет место в состоянии повышенного, но не чрезмерно высокого бодрствования, которое на электроэнцефалограмме характеризуется преобла-данием бета-ритма с редким появлением альфа-ритма;
• диффузное внимание соответствует состоянию расслабленного бодрствования с преобладанием альфа-ритма;
• рассеянное внимание возникает в состоянии сильного возбуждения, при этом на электроэнцефалограмме регистрируется выраженный бета-ритм.
В зависимости от психофизиологической активности организма выделяют следующие виды внимания:
• непроизвольное, или пассивное, внимание характеризуется переключением на неожиданное изменение физических, временных, пространственных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов;
• произвольное, или активное, внимание отражает направленность человека на достижение сознательно выбранной цели;
• постпроизвольное внимание появляется в процессе вы-полнения интересной работы, поэтому не требует усилий воли.

2.3. Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание протекает автоматически и не требует усилий воли. Его основу составляет ориентировочный рефлекс, т. е. сложная реакция организма на появление нового стимула. Ориентировочный, или исследователь-ский, рефлекс был открыт И. П. Павловым, который описал его как комплекс двигательных реакций (поворот головы, глаз, настораживание ушей) в направлении нового стимула. В 1970 году Ю. Конорский данному комплексу соматических реакций дал название «рефлекс прицеливания», назначение которого заключается в обеспечении лучшего восприятия нового стимула (Конорский Ю., 1970).

2.3.1. Система компонентов ориентировочного рефлекса

• Моторные компоненты заключаются в повороте головы и глаз, настораживании ушей в направлении нового стимула, а также в увеличении мышечного тонуса, обеспечивающего повышенную готовность к двигательным реакциям.
• Вегетативные компоненты включают расширение зрачков, снижение частоты сердечных сокращений, изменение дыхания, расширение сосудов головы и сужение сосудов конечностей.
• Сенсорный компонент состоит в увеличении чувствительности анализаторов.
• Корковый компонент представлен реакцией активации на уровне неокортекса, проявляющейся в усилении активности бета-ритма.

2.3.2. Механизм возникновения ориентировочного рефлекса

Появление нового стимула сначала вызывает генерализованный ориентировочный рефлекс, связанный с возбуждением ретикулярной формации ствола мозга. Он характеризуется активацией всех структур коры головного мозга в течение достаточно длительного времени. Однако данный рефлекс быстро угасает, обычно после 10—15 применений индифферентного стимула.
Вслед за генерализованным ориентировочным рефлексом появляется локальный ориентировочный рефлекс, который связан с активацией неспецифического таламуса. Он характеризуется активацией определенных зон сенсорной коры, соответствующих характеру действующего раздражителя. Например, свет продолжает вызывать блокаду альфа-ритма, но только в зрительной коре. Данный рефлекс более устойчив к угасанию и требует 30 и более применений стимула.

2.3.3. Особенности ориентировочного рефлекса

• Ориентировочный рефлекс с полным набором компонентов возникает не у всех людей, что отражает их индивидуальные особенности.
• Ориентировочный рефлекс характеризуется способностью к угасанию, которое развивается с повторением стимула. Однако любое изменение в повторяющемся стимуле (интенсивности, пространственных и временных характеристик) восстанавливает ориентировочный рефлекс.
• Специфическим стимулом, на который всегда возникает ориентировочный рефлекс, является его абсолютная или относительная новизна.
• Ориентировочный рефлекс обладает свойством как безусловного рефлекса, возникающего на новизну, так и свойством условного рефлекса, проявляющегося в способности к угасанию.

2.3.4. Теории непроизвольного внимания

• Теория нервной модели стимула была предложена Е. Н. Соколовым в 1963 году. Нервная модель формируется в головном мозге только за счет повторения стимула и без специального подкрепления. Нервная модель стимула многомерна. Ключевой структурой нервной модели является наличие компаратора — устройства, выполняющего операцию сопоставления сформированной модели с сигналами сенсорной системы от предъявляемого раздражителя. При их несовпадении возникает сигнал рассогласования, активирующий исполнительное устройство ориентировочного рефлекса. Нервная модель стимула по мере формирования усиливает свои тормозные влияния на систему неспецифической активации в момент действия стимула, модель которого уже сформирована. При этом второй путь вызова ориентировочного рефлекса не работает, так как импульсы рассогласования отсутствуют. Появление ориентировочного рефлекса оказывает активирующее влияние на воспринимающее устройство. Предполагается, что при выработке условного рефлекса модель индифферентного стимула (будущего условного) связывается с исполнительным устройством условного рефлекса. Сигнал от сенсорной системы параллельно поступает к структурам, где формируется модель, на компаратор и к неспецифической системе, где может развиваться привыкание — ослабление реакции активации. Нервная модель стимула представлена параллельными матрицами потенцированных синапсов от корковых нейронов, избирательно отвечающих на физические свойства, конфигурацию сенсорного стимула, на нейроны новизны (В-нейроны) и тождества (Т нейроны) гиппокампа. Реципрокные реакции нейронов новизны и тождества гиппокампа противоположно влияют на активирующую и инактивирующую системы мозга. Совместное действие обеих групп нейронов увеличивает отношение стимула к шуму, повышая тем самым надежность системы, детектирующей новизну. Реакция активации на новый раздражитель определяется возбуждением активирующей и торможением инактивирующей систем мозга. Привычный стимул перестает возбуждать активирующую систему и тормозить инактивирующую. Возникновение ориентировочного рефлекса на изменение привычной стимуляции объясняется тем, что он активирует новые, еще не потенцированные (не подвергшиеся пластическим перестройкам) синапсы нейронов новизны и тождества в гиппокампе (Соколов Е. Н., 1969).
• Теория фильтра, или селекции, была предложена Д. Е. Бродбентом в 1958 году. Он предположил, что нервная система, имея большое количество сенсорных входов, в процессе коммуникации может пользоваться одним каналом. На входах канала устанавливаются фильтры, отбирающие наиболее значимые в данный момент сигналы. Невостребованная информация хранится в кратковременной памяти некоторое время перед фильтром и может попасть в коммуникационный канал только в том случае, если произойдет сдвиг внимания. При одновременном возбуждении нескольких нервов поступающей информацией мозг может принять все сообщения, которые затем обрабатываются параллельными сенсорными каналами. В каждом канале имеется свой нервный код, по которому отбираются сигналы для обработки. Причем отбор материала производится не по его содержанию, а по физическим характеристикам. В настоящее время параллельно существу-ют теории ранней и поздней селекции. Обе теории связывают начальный этап обработки сенсорной информации с параллельно и автоматически протекающими процессами. Их различает лишь представление об обработке семантической информации. По теории ранней селекции семантическая информация требует произвольного внимания, в то время как теория поздней селекции допускает, что часть значимой семантической информации может обрабатываться автоматически (Бродбент Д., 1974).

2.4. Произвольное внимание

Произвольное внимание обеспечивает осознаваемую и контролируемую обработку информации, поэтому требует усилий воли. Оно характеризуется ограниченной пропускной способностью, следовательно, определяет не параллельную, а последовательную обработку информации с выбором наиболее значимой для организма в данный момент.
В 1973 году Д. Канеман впервые связал умственное усилие с активацией организма и разработал теорию активации. Изменение общей активации сопровождается соответствующими изменениями энергетических ресурсов, доступных вниманию.
Общая активация организма зависит от многих факторов: эмоций (тревоги, страха, гнева и др.), мышечного напряжения, сенсорных воздействий, мотивации и др. Ориентировочный рефлекс выполняет функцию запуска произвольного внимания (усилия). Обращение произвольного внимания на новый стимул возникает ступенчато, после того как стимул уже вызвал ориентировочный рефлекс. Согласно теории активации, ограничения в возможности перерабатывать информацию объясняются не наличием фильтра, не допускающего ее к анализу, а общим ограничением способно-сти человека анализировать информацию в единицу времени. Число анализируемых признаков будет адекватно задаче при оптимуме активации. При низком или высоком уровне акти-вации диапазон анализируемых признаков ограничен и эффективность деятельности по их обработке низка (Канеман Д., 2006).



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.