Психофизиология познавательной сферы - Внимание |
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология | ||||||||
Страница 2 из 6
2. Психофизиология вниманияВнимание — сосредоточенность психической деятельности субъекта на определенном объекте. 2.1. Характеристики внимания• Селективность, или избирательность, внимания обеспечивает направленность человека на восприятие любого параметра стимула. 2.2. Классификации вниманияВ зависимости от функционального состояния организма выделяют следующие формы внимания: 2.3. Непроизвольное вниманиеНепроизвольное внимание протекает автоматически и не требует усилий воли. Его основу составляет ориентировочный рефлекс, т. е. сложная реакция организма на появление нового стимула. Ориентировочный, или исследователь-ский, рефлекс был открыт И. П. Павловым, который описал его как комплекс двигательных реакций (поворот головы, глаз, настораживание ушей) в направлении нового стимула. В 1970 году Ю. Конорский данному комплексу соматических реакций дал название «рефлекс прицеливания», назначение которого заключается в обеспечении лучшего восприятия нового стимула (Конорский Ю., 1970). 2.3.1. Система компонентов ориентировочного рефлекса• Моторные компоненты заключаются в повороте головы и глаз, настораживании ушей в направлении нового стимула, а также в увеличении мышечного тонуса, обеспечивающего повышенную готовность к двигательным реакциям. 2.3.2. Механизм возникновения ориентировочного рефлексаПоявление нового стимула сначала вызывает генерализованный ориентировочный рефлекс, связанный с возбуждением ретикулярной формации ствола мозга. Он характеризуется активацией всех структур коры головного мозга в течение достаточно длительного времени. Однако данный рефлекс быстро угасает, обычно после 10—15 применений индифферентного стимула. 2.3.3. Особенности ориентировочного рефлекса• Ориентировочный рефлекс с полным набором компонентов возникает не у всех людей, что отражает их индивидуальные особенности. 2.3.4. Теории непроизвольного внимания• Теория нервной модели стимула была предложена Е. Н. Соколовым в 1963 году. Нервная модель формируется в головном мозге только за счет повторения стимула и без специального подкрепления. Нервная модель стимула многомерна. Ключевой структурой нервной модели является наличие компаратора — устройства, выполняющего операцию сопоставления сформированной модели с сигналами сенсорной системы от предъявляемого раздражителя. При их несовпадении возникает сигнал рассогласования, активирующий исполнительное устройство ориентировочного рефлекса. Нервная модель стимула по мере формирования усиливает свои тормозные влияния на систему неспецифической активации в момент действия стимула, модель которого уже сформирована. При этом второй путь вызова ориентировочного рефлекса не работает, так как импульсы рассогласования отсутствуют. Появление ориентировочного рефлекса оказывает активирующее влияние на воспринимающее устройство. Предполагается, что при выработке условного рефлекса модель индифферентного стимула (будущего условного) связывается с исполнительным устройством условного рефлекса. Сигнал от сенсорной системы параллельно поступает к структурам, где формируется модель, на компаратор и к неспецифической системе, где может развиваться привыкание — ослабление реакции активации. Нервная модель стимула представлена параллельными матрицами потенцированных синапсов от корковых нейронов, избирательно отвечающих на физические свойства, конфигурацию сенсорного стимула, на нейроны новизны (В-нейроны) и тождества (Т нейроны) гиппокампа. Реципрокные реакции нейронов новизны и тождества гиппокампа противоположно влияют на активирующую и инактивирующую системы мозга. Совместное действие обеих групп нейронов увеличивает отношение стимула к шуму, повышая тем самым надежность системы, детектирующей новизну. Реакция активации на новый раздражитель определяется возбуждением активирующей и торможением инактивирующей систем мозга. Привычный стимул перестает возбуждать активирующую систему и тормозить инактивирующую. Возникновение ориентировочного рефлекса на изменение привычной стимуляции объясняется тем, что он активирует новые, еще не потенцированные (не подвергшиеся пластическим перестройкам) синапсы нейронов новизны и тождества в гиппокампе (Соколов Е. Н., 1969). 2.4. Произвольное вниманиеПроизвольное внимание обеспечивает осознаваемую и контролируемую обработку информации, поэтому требует усилий воли. Оно характеризуется ограниченной пропускной способностью, следовательно, определяет не параллельную, а последовательную обработку информации с выбором наиболее значимой для организма в данный момент. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |