На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология познавательной сферы - Память
Психофизиология познавательной сферы - Память
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Психофизиология познавательной сферы
Внимание
Память
Речь
Мышление
Сознание
Все страницы

 

3. Психофизиология памяти

Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня…


Память — одно из основных свойств центральной нервной системы, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма.
Память складывается из трех взаимосвязанных этапов: запоминания, хранения и воспроизведения информации.
Выделяют следующие виды памяти:
— наследуемая (генетическая),
— ненаследуемая (индивидуальная).

3.1. Временная организация памяти

• Иконическая (зрительная) память. Ее объем равен примерно 7 ± 2 элемента при удержании следа от зрительного стимула 250 мс.
• Эхоическая (слуховая) память. След звукового стимула сохраняется около 12 секунд.
• Оперативная (рабочая) память. Она связана с хране-нием информации, необходимой для решения конкретной задачи в течение времени, которое требуется для ее решения. В формировании данного вида памяти принимают участие префронтальные области коры больших полушарий головно-го мозга.
• Имплицитная (процедурная) память. Это память на действия, т. е. она представлена моторными навыками, раз-личными условными и инструментальными рефлексами. Ее использование может осуществляться без осознания данного факта. Процедурная память позволяет хранить информацию о причинно-следственных связях между событиями. Однако при отсутствии соответствующего подкрепления она может угасать. Имплицитное обучение протекает медленно и требует повторения действующих раздражителей, как и в случае выработки условного рефлекса. В формировании данного вида памяти принимают участие сенсорные и моторные области коры мозга.

3.2. Модально-специфическая организация памяти

• Эксплицитная (декларативная, образная) память обеспечивает запоминание объектов, событий, эпизодов, т. е. это память на лица, места событий, предметы. Она делится на эпизодическую, связанную с индивидуальными для каждого человека событиями, и семантическую (смысловую) память. Декларативная память является сознательной, информация в ней может храниться годами, благодаря чему люди различают знакомые и незнакомые события. Эксплицитное обучение происходит быстро, иногда после первой встречи с новой информацией. В филогенезе декларативная память появилась позднее процедурной. В формировании данного вида памяти принимают участие височные области мозга, включающие гиппокамп и структуры таламуса.
• Эмоциональная память сохраняет душевные переживания, сопровождающие ранее произошедшие события.
• Словесно-логическая память свойственна только человеку.

3.3. Типы памяти по времени сохранения информации

• Непосредственный отпечаток сенсорной информации является начальным этапом переработки поступивших сигналов. Он обеспечивает удержание следов в сенсорной памяти не более 500 мс. Сенсорная память человека сознательно не контролируется и зависит от функционального состояния организма.
• Кратковременная память обеспечивает удержание ограниченной части поступившей информации, позволяет воспроизводить определенную ее часть и тем самым некоторое время использовать данное количество информации. Механизм кратковременной памяти, согласно теории реверберации импульсов, заключается в многократном циркулировании импульсов по замкнутой цепочке нейронов, или реверберации. Когда нервные импульсы повторно поступают на одни и те же нейроны, то возникает закрепление информации в памяти. Когда повторная импульсация отсутствует или приходит тормозной импульс к одному из нейронов цепочки, реверберация импульсов прекращается, т. е. имеет место забывание инфор-мации. Электротоническая теория объясняет механизм кратковременной памяти возникновением электротонических потенциалов, которые облегчают прохождение нервных импульсов через определенные синапсы.
• Долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет большой объем. Информация может легко воспроизводиться путем извлечения ее из памяти. Запоминание и воспроизведение информации является либо непроизвольным, либо произвольным. Непроизвольное запоминание и воспроизведение представляет собой пассивный процесс, т. е. не требует умственных усилий. Произвольное запоминание и воспроизведение имеет избирательный характер и является активным процессом, требующим включения внимания. Невозможность воспроизведения полученной информации называется забыванием, хотя при определенных обстоятельствах данная информация может воспроизводиться. Механизм долговременной памяти, согласно анатомической теории, связан с образованием новых терминальных волокон, изменением их размеров, развитием шипикового аппарата на дендритах нейронов. Глиальная теория объясняет механизм долговременной памяти изменениями глиальных клеток, которые окружают нейроны и секретируют особые вещества, облегчающие синаптическую передачу. В соответствии с биохимической теорией механизм долговременной памяти основан на активации нейрональных процессов, что приводит к усилению белкового обмена. При торможении синтеза специфических белков нейронами головного мозга происходит нарушение или прекращение формирования долговременной памяти.

Энграмма — след памяти, сформировавшийся в результате структурно-функциональных изменений в коре головного мозга под воздействием как внешних, так и внутренних раздражителей.
Этапы формирования энграммы:
— возникновение сенсорного следа;
— анализ, сортировка и переработка информации;
— формирование устойчивых структур долговременной памяти.

3.4.1. Теории формирования энграммы

• Концепция временной организации памяти была сформулирована Д. Хеббом в 1949 году. Согласно данной теории, кратковременная память представляет первый этап формирования энграммы. Ее существование во времени и объем информации ограничены, след в кратковременной памяти неустойчив, поэтому более поздние следы вытесняют более ранние. Долговременная память является вторым эта-пом формирования энграммы, который переводит след памяти в устойчивое состояние, время его хранения и объем информации не ограничены. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную называется процессом консолидации памяти (Hebb D. O., 1949).
• Теория активной памяти была разработана Т. Н. Греченко в 1997 году. В основе данной теории лежит предположение, что вся память является постоянной и долговременной, поэтому ее нельзя делить на кратковременную и долговременную. Автор вводит понятие «состояние энграммы», которое определяет степень ее готовности к воспроизведению. Только след памяти, находя-щийся в активном состоянии, доступен для реализации в поведении. Энграммы, недоступные для использования, находятся в латентном, или неактивном, состоянии. Активность энграммы обусловлена способностью нейронов генерировать нервные импульсы, поэтому активная память является совокупностью активированных «старых» и «новых» энграмм (Греченко Т. Н., 1997).

Амнезия — утрата энграммы вследствие ее повреждения.

Ретроградная амнезия — утрата памяти на определенные события в период, предшествующий воздействию амнестического агента.
В качестве амнестического агента могут выступать электрошок, травма головного мозга, введение фармакологических препаратов, стресс и др. Люди, страдающие ретроградной амнезией,

Антероградная амнезия — неспособность сформировать энграмму после воздействия амнестического агента.
Истерическая амнезия — нарушение энграммы памяти об отдельных неприятных событиях или о фактах из прошлого в результате воздействия амнестического агента.

3.4.3. Восстановление памяти

• Спонтанное восстановление памяти. Клиническими данными и в экспериментальных исследованиях подтверждено спонтанное восстановление памяти после амнезии. Например, явление периодических амнезий характеризуется тем, что больной, проснувшись от длительного сна и все забыв, вынужден заново учиться читать, писать, считать, узнавать предметы и окружающие лица. Однако через некоторое время такой больной вторично впадает в глубокий сон, после пробуждения от которого становится таким же, каким был до первого сна. При этом он совсем не помнит того, что с ним случилось в промежутке между двумя снами. Факты спонтанного восстановления памяти после амнезии, вызванной электрошоком, многократно получены в опытах на животных. Например, у крыс применение электрошока после выработки у них навыка побежки в Т-образном лабиринте вызывало ретроградную амнезию, которая наступала на 4-й день после обучения. Однако уже на 30-й, 60-й и 90-й день память на выработанный навык постепенно и полностью восстанавливалась.
• Восстановление памяти методом напоминания. Метод напоминания заключается в том, что для восстановления памяти предъявляют амнестический агент, сила которого значительно меньше силы раздражителя, вызвавшего забывание. Предполагают, что амнестический агент переводит энграмму в латентное состояние, а напоминание выполняет функцию стимула, активирующего след памяти. Суть напоминания состоит в создании такой же обстановки и условий, в которых вырабатывался навык.
• Восстановление памяти методом ознакомления. Если до воздействия амнестического агента человек ознакомится с какими-либо событиями, то после применения амнестического агента ретроградная амнезия не возникает. Влияние предварительного опыта на устойчивость следа памяти получило название «эффект ознакомления».



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.