На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология познавательной сферы - Мышление
Психофизиология познавательной сферы - Мышление
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Психофизиология познавательной сферы
Внимание
Память
Речь
Мышление
Сознание
Все страницы

 

5. Психофизиология мыслительной деятельности

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида по формированию понятий и решению возникающих задач.
Выделяют следующие типы мышления:
— теоретическое (понятийное, образное);
— практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное).
В действительности все виды мышления участвуют в обработке информации одновременно.


5.1. Этапы процесса мышления
Согласно первой классификации, разработанной Дж. Уоллесом в 1926 году, процесс мышления человека включает следующие этапы: а) подготовка, или время сбора информации; б) инкубация, или подспудное решение проблемы; в) инсайт, или озарение; г) внезапное решение и разработка, или проверка найденного решения с помощью известных методов.
Позднее практически одновременно были сформулированы еще две классификации этапов процесса мышления — П. К. Анохиным в 1975 году и А. Р. Лурия в 1979 году. Согласно классификации А. Р. Лурия, человек на первом этапе изучает условия задачи, затем на втором этапе формирует общий план предполагаемых действий, далее на третьем этапе вырабатывает конкретный метод, с помощью которого будет решать задачу. На последнем этапе он сопоставляет найденное решение
с исходными данными (Лурия А. Р., 2008). Наиболее последовательно этапность мыслительных процессов разработана в теории функциональных систем П. К. Анохина (рис. 4).

саморегуляторные механизмы

Рис. 4. Схема саморегуляторных механизмов функциональной системы (по П. К. Анохину)
Согласно данной теории при осуществлении условного рефлекса раздражитель действует на фоне предпусковой интеграции, которая формируется на базе трех видов афферентных возбуждений: обстановочной афферентации, доминирующей мотивации и памяти. Обстановочная афферентация представляет собой сумму афферентных возбуждений, возникающих в конкретных условиях и сигнализирующих об обстановке, в которой находится организм. Она оказывает влияние на организм, в котором имеется определенный уровень мотивационного возбуждения (мотивация). Доминирующая мотивация формируется на основе ведущей потребности, при участии мотивационных центров гипоталамуса, и активирует память. Значение памяти состоит в том, что она извлекает информацию, связанную с удовлетворением доминирующей мотивации. На фоне предпусковой интеграции действует четвертый вид афферентных возбуждений — пусковая афферентация (пусковой стимул, условный сигнал). Эти четыре вида возбуждений, взаимодействуя одновременно, создают условия для формирования первого этапа функциональной системы поведения — афферентного синтеза. Данный этап обеспечивает переход ко второму этапу — принятию решения, или постановке цели, на достижение которой будет направлена вся работа функциональной системы. Благодаря принятию решения человеком выбирается форма поведения, соответствующая внутренней потребности, накопленному опыту и окружающей обстановке. Это позволяет осуществлять именно то действие, которое должно привести к запрограммированному результату. Поэтому третьим этапом является формирование программы действия. На данном этапе обеспечиваются пути реализации конкретной цели, формируются эфферентные команды к различным исполнительным органам. Одновременно начинает формироваться четвертый этап создания функциональной системы, который характеризуется образованием в нейронных структурах специального аппарата — акцептора результата действия. Он должен обеспечить механизмы, позволяющие прогнозировать параметры будущего результата, и сравнить их с параметрами реально полученного результата. Информация о них приходит к акцептору результата действия благодаря обратной афферентации, которая позволяет исправить ошибку или довести несовершенные поведенческие акты до совершенных. Таким образом, акцептор результата действия является идеальным образом (эталоном) будущих результатов действия. В этот нервный комплекс приходят как афферентные, так и эфферентные возбуждения, которые конвергируют на одни и те же нейроны коры головного мозга, что позволяет сличать полученные результаты с запрограммированными. Если они не соответствуют друг другу, то возникает реакция рассогласования, которая активирует ориентировочно-исследовательскую реакцию и обеспечивает активный поиск дополнительной информации. На ее основе формируется новый, более полный афферентный синтез, принимается более адекватное решение, что, в свою очередь, приводит к формированию более совершенной программы действия, которая позволит получить необходимый результат. Если достигается желаемый полезный эффект в акцепторе результата действия, то формируется реакция согласования, сигнализирующая об удовлетворении мотивации, и данная функциональная
система перестает существовать. Процессы рассогласования или согласования сопровождаются либо чувством неудовлетворения, либо чувством удовлетворения, т. е. отрицательными или положительными эмоциями (Анохин П. К., 1975).

5.2. Морфофункциональная основа мыслительного процесса

В настоящее время считается, что мышление представляет собой на физиологическом уровне функциональное объединение нейронов, или нейронные ансамбли. Исследования электрической активности мозга при выполнении мыслительных операций проводились в лаборатории Н. П. Бехтеревой. Было установлено, что физиологическим носителем информации является частота последовательности импульсов нейронов в течение определенного промежутка времени. Нейроны разных участков мозга в процессе мыслительной деятельности объ-единяются в функциональные группы, которые имеют определенную структуру (Бехтерева Н. П., 2007).
На основании результатов исследований электроэнцефалограмм здоровых людей можно утверждать, что любая мыслительная операция сопровождается реакцией активации на электроэнцефалограмме в виде десинхронизации альфа-ритма и перестройки частотно-амплитудных параметров электроэнцефалограммы. Процесс решения задач характеризуетсяется увеличением числа областей коры головного мозга, между которыми возникают значительные корреляционные взаимоотношения.
Согласно данным томографических исследований, у вы-сокоинтеллектуальных людей, по сравнению с людьми, имеющими низкие значения коэффициента интеллекта, отмечается более низкий уровень метаболических процессов в головном мозге при решении сложных задач; наблюдается большая активация левого полушария при обработке информации, что обусловлено более мощной миелинизацией нейронов; происходит подключение меньшего количества неспецифических областей мозга при обработке стимула, что связано с функционированием специфических нервных сетей.

5.3. Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности

В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии и дополняют друг друга. Данное утверждение часто демонстрируют на пациентах «с расщепленным мозгом». Если такому человеку предъявлять рисунки-химеры (изображения, составленные из половинок двух разных объектов) при фиксации взгляда на определенной точке и спрашивать, что он видит, то он будет называть объект, соответствующий правой части химерного рисунка, которая проецируется в левое полушарие. Этот факт связан с тем, что у большинства людей за речь отвечает левое полушарие. Однако при этом левое полушарие не понимает, что ему предъявляется только половина стимула. Если же данному испытуемому в условиях свободного зрения (без фиксации взгляда на определенной точке) предъявить целые изображения тех же объектов и попросить указать на тот, который он уже видел, то будет выбран предмет, который раньше находился слева и воспринимался правым полушарием. Таким образом, не обладая речью, правое полушарие без слов демонстрировало, что воспринимает половину стимула как целый объект. Оба полушария интерпретируют изображение как целое, хотя предъявляется только его половина, т. е. головной мозг формирует целостную картину мира. Нормальные люди в этих условиях сразу видят необычную, составную природу рисунков (Levy J., Wagner N., Luh K., 1990).
Однако существуют определенные отличия в умственных способностях правого и левого полушарий.
Правое полушарие отвечает за синтетические процессы, т. е. доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации. Оно лучше справляется с различением ориентации линий, кривизны, многоугольников, неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных сигналов, глубины в стереоскопических изображениях, т. е. характеризуется большими возможностями в пространственной и зрительной областях. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное, интуитивное мышление.
Левое полушарие участвует в аналитических процессах, т. е. обнаруживает большие способности при выявлении немногих четких деталей. Оно лучше дифференцирует нарисованные лица, если они различаются только одной чертой, обеспечивает описание и речевое сопровождение, т. е. у него больше возможностей во временной и слуховой областях. Левое полушарие отвечает за логическое мышление.
Различия в функционировании полушарий подтверждаются наблюдениями за пациентами. При патологиях правого полушария их рисунки утрачивают целостность, а при повреждениях левого полушария рисунки обеднены деталями.
Суть своеобразных взаимоотношений левого и правого полушарий головного мозга особенно четко проявляется в процессе творческой деятельности. Для обычных людей была выявлена строгая специализация функций полушарий, в то время как у профессиональных художников, музыкантов, писателей и др. творческих людей была обнаружена повышенная способность к интеграции функций обоих полушарий. У таких людей на протяжении всей жизни каждая половина мозга развивает свои структуры, поэтому при повреждении одного из полушарий другое сохраняет как свои врожденные творческие способности, так и приобретенные на основе взаимодействия с другим полушарием (Levy J., Wagner N., Luh K., 1990).

Интеллект — форма организации индивидуального ментального опыта.
Г. Айзенк выделяет 3 разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Биологический интеллект представляет собой совокупность качеств, на основе которых формируются познавательные способности человека. Психометрический интеллект включает такие особенности человека, которые можно измерить с помощью существующих тестов на интеллект, и является результатом взаимодействия биологических возможностей человека к познанию окружающей среды и опыта ее освоения.
Социальный интеллект заключается в способности человека адаптироваться в социуме (Айзенк Г., 1995; Айзенк Г., Кэмин Л., 2002).
На основании соотношения первой и второй сигнальных систем И. П. Павлов предложил классификацию типов высшей нервной деятельности специально для человека. Он выделил художественный, мыслительный и средний типы. Художественный тип людей характеризуется преобладанием функций первой сигнальной системы. Люди данного типа в процессе мышления пользуются чувственными образами. Они воспринимают явления и предметы целиком, не разделяя их на части. У людей мыслительного типа преобладает вторая сигнальная система, они характеризуются стремлением к анализу, разделяя действительность
на части, а затем соединяя части в целое. Для представителей среднего типа свойственна уравновешенность функций двух сигнальных систем. Большинство людей принадлежат к среднему типу. По мнению И. П. Павлова, люди с крайними проявлениями художественного и мыслительного типов являются поставщиками психиатрических клиник (Павлов И. П., 1952).
Интеллект связан как с типами темперамента, так и с типами высшей нервной деятельности. Меланхолики относятся к мыслительному типу. Это люди со слабой нервной системой и интроверты. Для представителей этого типа свойственны высокий уровень вербального интеллекта, хорошо развитые познавательные способности (математические, когнитивно-лингвистические), повышенная тревожность и пессимизм. Флегматики, сангвиники и холерики примерно одинаково тяготеют к художественному типу. Это люди с сильной нервной системой и экстраверты. Они характеризуются высоким уровнем невербального интеллекта, хорошо развитыми коммуникативными способностями (музыкальными, коммуникативно-речевыми, педагогическими) и оптимизмом.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.