На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Формируем коллективную сплоченность старшеклассников
Формируем коллективную сплоченность старшеклассников
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия

Для успешной адаптации десятиклассников важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, сформировать доброжелательные взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, учащимися и классным руководителем.Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.

Т.А.Чистякова,
педагог-психолог МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 им.М.Горького", г.Череповец, Вологодская обл.

Сегодня из-за многообразия предлагаемых профилей обучения редко кто из десятиклассников продолжает обучение в том же коллективе, в котором учился раньше. Поэтому возникает проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу: как войти, «вжиться» учащемуся в систему иных взаимоотношений, найти себя, занять в новой микросреде определенный статус, самоутвердиться в ней. Как и чем в данном случае поможет педагог-психолог, читайте в материале.

Эти задачи можно решать разными путями, один из них - проведение специальных тренинговых занятий, которые позволят педагогу-психологу в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации учащихся.

Цель занятий: создать условия для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-го класса к условиям старшей школы. Задачи:
обучить способам осознания и отреагирования эмоций;
повысить самооценку учащихся;
повысить общую коммуникативную культуру;
сформировать групповые нормы партнерского общения, навыки взаимодействия в команде (группе);
развить чувства «мы», внутреннего единства класса;
сформировать благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
Занятия проводятся в начале учебного года (1-3-я неделя сентября).
Возможны два варианта проведения: 4 занятия один раз в неделю продолжительностью 45 мин вместо классного часа (или 2 занятия по 1,5 ч) или однодневное занятие продолжительностью 4-5 ч (приложение).
Через 1,5-2 месяца проводится диагностика сплоченности классного коллектива. Индикаторами сплоченности выступают следующие характеристики коллектива: развитость неформальных отношений внутри группы - включенность членов коллектива в общение, неформальная структура группы (определяется с помощью социометрии);
групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое (определяется с помощью методики «Индекс групповой сплоченности» Сишора); чувство «мы», целостность класса, социально-психологический климат в группе (измеряется при помощи семантического дифференциала, методик А.Н. Лутошкина, Ф. Фидлера и др.).
Результаты работы: • учащиеся знакомятся между собой;
овладевают умениями для продуктивного решения групповых задач; определяют личную позицию в среде одноклассников; осознают своеобразие собственного «я», своего потенциала; снижается уровень тревожности, происходит сплочение классного коллектива;
формируется благоприятный социально-психологический климат в коллективе.

Приложение

Конспект однодневного адаптационного тренингового занятия с учащимися 10-го класса

Материал: бейджи, чистые листы, ручки, ватман с правилами поведения на занятиях, старые газеты, скотч, ножницы.
Требования к месту проведения: помещение должно быть просторным. Комментарий для ведущего. Очень важно, чтобы в упражнениях участвовал весь класс целиком, не разбиваясь на подгруппы. Это связано с тем, что работа по подгруппам (особенно с соревновательными элементами), усиливая внутреннюю сплоченность именно этих подгрупп, усиливает и межгрупповую конкуренцию, что иногда приводит к разногласиям в классе. Если же возникает необходимость разделить класс, то подгруппы можно выделять случайным образом, и каждый раз их состав должен быть разным. Важно также, чтобы в упражнениях участвовал классный руководитель (для создания доверительных, неформальных отношений учащихся с педагогом). Для этого во время занятий педагог и учащиеся должны соблюдать правила партнерского (субъект-субъектного) общения, которые учитывают интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признают ценность личности другого человека. Все это позволит создать в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, благодаря чему участники группы смогут экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.


Ход занятия

ЭТАП I. ЗНАКОМСТВО

Цели; познакомить учащихся друг с другом, с целями занятия, установить групповые нормы поведения, создать рабочую атмосферу в классе.
1. Слово ведущего
Знакомство с классом, сообщение целей занятия, обсуждение и принятие правил поведения, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана и после принятия группой закрепляются на видном месте.
Список правил: 1. Внимательно слушать друг друга. 2. Не перебивать говорящего. 3. Уважать мнение друг друга. 4. Я-сообщения (говорить только от своего лица, то, что думаешь, чувствуешь сам). 5. Безоценочность суждений (не осуждать личность, личностные ценности, точку зрения, мнение других). 6. Активность. 7. Конфиденциальность (запрещается разглашать и обсуждать с кем-либо за пределами группы сведения личного характера, сообщенные участниками во время занятий). Каждый из пунктов поясняется ведущим.
2. Упражнение «Снежный ком»
Цели: сформировать и закрепить нормы общения в группе (обращение друг к другу по именам), установление равенства позиций (учащиеся привыкают называть друг друга по имени, а не по фамилии или прозвищу).
Инструкция. Первый участник называет свое имя, следующий - имя первого участника и свое, третий - имя первого, второго участников и свое и т. д.
3. Упражнение «Интервью в парах»
Цели: развить эмпатию, навыки самопрезентации, создать условия для более глубокого знакомства друг с другом и доверительного общения.
Инструкция. Ведущий разбивает участников на пары (желательно - с малознакомыми партнерами). Задача - в течение 10 мин собрать как можно больше информации о партнере. По окончании интервью партнеры представляют друг друга остальным участникам группы. Вопросы для обсуждения: * Интересно ли было узнавать новое о партнере? Легче было брать интервью или быть «звездой»?
4. Упражнение-разминка «Черные шнурки»
Цели: формировать открытое общение между участниками, внимательное отношение друг к другу, сплотить группу, эмоционально разрядить. Примечание. Упражнение используется, если требуется взбодрить группу. Инструкция. Участники сидят в кругу, ведущий (у него нет стула) называет какую-то деталь (например, у кого в одежде есть белый цвет, кто любит сладкое и т. п.). Участники, у которых имеется названная деталь, должны поменяться местами, а ведущий в это время занимает свободное место. Тот, кто остался без стула, становится водящим,
5. Упражнение «Что изменилось»
Цели: формировать открытое общение между участниками, внимательное отношение друг к другу, сплотить группу, эмоционально разрядить.
Примечание. В противоположность предыдущему упражнению используется тогда, когда требуется успокоить группу.
Инструкция. Участники разбиваются на пары, внимательно осматривают друг друга, мысленно делая фотографию, а затем, повернувшись один к другому спиной, меняют что- то в своей одежде, внешности, Снова повернувшись друг к другу, ищут изменения. 

ЭТАП II. УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ

Цель: создать атмосферу дружеской взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом.
1. Упражнение «Взгляды»
Цели: определить уровень развития личных контактов в группе, развить навыки открытых, доверительных отношений, уверенность в себе.
Примечание. После выполнения упражнения необходимо провести рефлексию. Инструкция. Учащиеся сидят напротив друг друга, ряд напротив ряда. Сначала все закрывают глаза, затем по команде ведущего открывают и пытаются установить с кем-то из группы контакт глазами. Вопросы для обсуждения:
• Какую стратегию использовали - активную или пассивную?
• При какой стратегии вероятность встретиться взглядом с другими выше?
• Какие чувства вызывает каждая из стратегий?
2. Упражнение «Переманивания»
Цели: развить навыки установления невербального контакта, открытых отношений между членами группы, формировать внимательное отношение друг к другу. Инструкция. Учащиеся образуют два круга - внешний и внутренний. У каждого участника из внешнего круга есть пара из внутреннего. Участник без пары должен при помощи слов переманить к себе участника внутреннего круга, чтобы образовалась пэра.
3. Упражнение «Паровозики»
Цели: подвести учащихся к осознанию своей комфортной позиции в общении и, возможно, своих страхов в общении, развить ответственность и доверие в межличностном общении. Примечание. Ведущий должен обеспечить безопасность учащихся. После выполнения упражнения обязательна рефлексия.
Инструкция, Ученики делятся на группы по три человека, встают друг за другом, держась только за локти. Глаза открыты лишь у третьего участника. По команде ведущего «паровозики» двигаются по комнате, стараясь не сталкиваться друг с другом. Через некоторое время участники меняются местами - чтобы каждый смог побывать в роли ведущего и ведомого.
4. Упражнение «Кот и дом»
Цели: осознать свою стратегию взаимодействия в общении при конфликте интересов, формировать навыки партнерских отношений, выработать умение понимать и чувствовать друг друга. Примечание. После выполнения задания при обсуждении разных стратегий взаимодействия важно поговорить о том, какие чувства вызывает агрессия партнера, проговорить удачные варианты решения задания.  
Инструкция, Участники делятся на пары, договариваются, кто будет первым, кто - вторым. Задание участникам № 1 в парах (его слышат только они) - нарисовать дом, участникам № 2 - нарисовать кота. Упражнение должно проходить в полной тишине, разговаривать нельзя. Каждая пара получает лист бумаги и один фломастер на двоих. Необходимо взять фломастер одновременно (!) обоим партнерам и выполнить полученное задание. Вопросы для обсуждения (сначала в парах, а потом в общем кругу):
• Какие стратегии взаимодействия использовали (силу, подкуп, лесть, попытку договориться)?
• Какие чувства вызывает каждая из стратегий? Перерыв - 20 мин.


ЭТАП III. МЫ - КОМАНДА

Цели: сплотить группу, сформировать командный дух, навыки взаимодействия в команде (в группе), определить групповые нормы партнерского общения,
1. Упражнение «Вавилонская башня»
Цель: формировать умения работать в команде, находить себе место в групповой работе. Материал: скотч, ножницы, стопка газет.
Инструкция. Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача - за 15 мин построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, какие- либо другие предметы, людей. Вопросы для обсуждения:
• Какие чувства испытывали во время выполнения задания? Что было трудно?
• Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
• Что можно было бы изменить7
2. Упражнение «Сквозь кольцо»
Цели: координировать совместные действия, выработать уверенное поведение в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции. Инструкция. Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников - не разжимая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно, в конечном итоге, оказалось на другом конце шеренги. После выполнения упражнения проходит обсуждение Вопросы для обсуждения:
•Что помогало или мешало выполнению упражнения?
• Как действовали: по плану или каждый по-своему?
• Как можно усовершенствовать способ передачи обруча?


3. Упражнение «Совместный счет»
Цель: развить групповую сплоченность, умение координировать совместные действия. Инструкция, Участникам нужно совместно сосчитать до десяти, но договариваться о порядке счета нельзя, т. е. кто-то произносит слово «один», кто-то - слово «два», и т. д. Если очередное число одновременно произносят двое, счет начинается сначала.
4. Упражнение «Пантомима»
Цели: развить навыки координации совместных действий, вербального и невербального общения, саморегуляции, фантазию, экспрессивные способы самовыражения; сплотить группу. Инструкция. Класс делится на несколько команд по 7-8 человек. Каждая команда получает карточку с заданием (например, без слов изобразить паровоз или гусеницу, или оркестр, или Пизанскую башню, или болельщиков, или команду, которая выигрывает либо проигрывает, и т. д.), задействовав всех участников команды. Вопросы для обсуждения: Что помогало/мешало выполнению упражнения?
• Как действовали - по плану или каждый по-своему?
• Как распределялись роли в группе?
• Получилось ли выразить то, что задумали?

ЭТАП IV. СПЛОЧЕНИЕ И ДОВЕРИЕ

Цели: формировать умение координировать совместные действия (упражнения в русле телесно-ориентированного подхода), создать доверительную обстановку в группе,
1. Упражнение «Скалолаз»
Цель: развить наеыки телесного контакта и пластики движений, невербальной коммуникации и координации совместных действий.
Инструкция. Все участники стоят бок о бок, в одну линию, как скала; некоторые выставляют вперед руку или ногу - это уступы скалы, линия ступней впереди - «обрыв». Каждый участник по очереди проходит вдоль этой скалы, держась за остальных, чтобы не упасть s «пропасть». Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки - участники с одного конца «скалы» поочередно перебираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.
2. Упражнение «Передача движений»
Цели: развить телесную чувствительность, сплотить группу, развить эмпатию участников. Инструкция. Участники встают в круг, в затылок друг другу, так, чтобы между ними было 30-40 см, закрывают глаза. Водящий начинает совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, головы или шеи стоящего впереди участника (массирует ему плечи, постукивает пальцами вдоль позвоночника и т. д.), тот, в свою очередь, делает
такое же движение, касаясь следующего, и так далее, пока движение не пройдет полный круг. После этого водящим становится следующий участник, который запускает по кругу другое движение. Когда в роли водящего побывает половина участников, ведущий дает команду повернуться в другую сторону на 180°, и оставшиеся водящие передают движения в обратном направлении. Для выполнения упражнения лучше расставить участников таким образом, чтобы юноши чередовались с девушками.
3. Упражнение «Круг доверия»
Цели: развить взаимное доверие участников, умение расслабляться, снять напряжение, создать возможность для тактильного контакта.
Инструкция. Участники разбиваются на группы по 8-9 человек, желательно, иметь равное количество юношей и девушек. Группа встает в тесный круг диаметром около 1,5 м, держа руки ладонями вперед на уровне груди. Водящий в центре круга расслабляется и начинает свободно падать вперед или назад на руки стоящих вокруг участников. Их задача: мягко ловить его на руки (с опорой на плечи) и легко отталкивать от себя, так чтобы он начал падать в другую сторону. Желательно, чтобы в середине круга побывал каждый участник. Примечание. После «качания» каждого участника обязателен обмен впечатлениями.

ЭТАП V. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Итоговая рефлексия участников.
Вопросы для обсуждения:
Что нового о себе и одноклассниках узнали? Чему научились?
Что понравилось / не понравилось?
Что было полезным, важным?
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №7, 2016г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.