На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Хронический стресс (дистресс). Признаки дистресса. Стрессоры и их виды. Профилактика дистресса.
Хронический стресс (дистресс). Признаки дистресса. Стрессоры и их виды. Профилактика дистресса.
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия

Цель занятия:
Информировать пациентов о признаках хронического стресса, ситуациях, которые его вызывают. Ознакомить с понятием «стрессоры» и их видах. Научить методам преодоления хронического стресса.

 


Задачи:
1. Раскрыть понимание термина «хронический стресс»
2. Ознакомить с причинами и симптомами хронического стресса
3. Научить пациентов различать характер стрессоров
4. Обучить пациентов навыкам самопомощи в состоянии хронического стресса
5. Помочь в освоении техник релаксации, ведения дневника анализа стресса.

 

Содержание:
1. Вводная часть -5 минут
Контроль знаний, полученных на предыдущем занятии.
2. Теоретическая часть - 20 минут

Хронический стресс - состояние человека при часто повторяющихся стрессовых ситуациях или длительное воздействие стресса, приводящее к развитию хронической усталости и истощению защитных сил всего организма.
Развивается постепенно, нагнетается месяцами или даже годами. Главное отличие от острого стресса - отсутствие тенденции к полному исчезновению симптомов после продолжительного отдыха. Нередко после отдыха у человека создается впечатление полного восстановления сил, но уже в течении первой недели после возврата к основной трудовой деятельности симптомы стресса возвращаются.

Ситуации, вызывающие хронический стресс:
□ Длительные негативные переживания, не
позволяющие полноценно отдохнуть, отвлечься и
уйти от создавшейся проблемы
□ Неблагоприятная обстановка в семье или на работе
□ Частые конфликты
□ Нерациональное использование времени
□ Однообразная и не способствующая развитию
человека работа
□ Трудоголизм
□ Лишение себя полноценного отдыха
□ Дефицит общения
□ Излишняя самокритика
□ Отсутствие адекватного отношения к критике извне
□ Пессимизм

Симптомы хронического стресса:
Хронический стресс (дистресс) «выявляет» в организме «слабое» место и атакует целенаправленно, максимально ослабляя и нарушая работу органа или системы. Чем продолжительнее стресс, тем тяжелее последствия.
Сахарный диабет, ишемия, инсульт, злокачественные опухоли, язвенная болезнь, гипертония, гипертиреоз, ожирение - и это неполный список возможных заболеваний.

Физические симптомы:

Недомогание или слишком часто возникающее чувство усталости, периодическая головная боль,
нарушения стула, боли в груди и желудке, головокружение, тошнота, повышение давления, потливость, прерывистое, неглубокое дыхание, сухость во рту, дрожь и озноб. Организм становится больше подвержен частым респираторным заболеванием.

Психические симптомы:
Невозможность сосредоточиться на чем-то, ухудшение памяти, очень быстрая речь, путаница слов, частое повторение одного и того же, часто
«улетучивающиеся» мысли, изменение восприятия времени (оно тянется слишком долго или слишком быстро), «зацикливание» на своих проблемах и постоянные мысли о них.


Эмоциональные симптомы:

Постоянно пониженное настроение или депрессия, потеря чувства юмора чувство одиночества или ненужности, ощущение «непосильной ноши на плечах», беспокойство, тревожность либо чрезмерная возбудимость, истеричность, капризность, неспособность расслабиться.

Поведенческие симптомы:

Слишком частые ошибки в работе, изменение отношений с людьми, желание избегать обычных обязанностей, самоизоляция от общества.
Резко увеличившееся количество выкуриваемых сигарет, пристрастие к алкогольным напиткам, с целью расслабления.
Нарушение аппетита и приемов пищи, плохой, тревожный сон; частые кошмары по ночам.
Изменение сексуального поведения: снижение или
усиление полового влечения, потеря чувства удовлетворенности от секса, у мужчин - проблемы с эрекцией;
Для успешного преодоления особое значение имеет выявление стрессового фактора (стрессора), чтобы знать какая помощь потребуется человеку.
Стрессоры - факторы, которые вызывают стрессовую реакцию.


Условно стрессоры можно разделить на:
-стрессоры управляемые (зависят от нас);
- стрессоры неуправляемые (неподвластные нам);
- стрессоры, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат интерпретации фактора как стрессора.
Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор - лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами.

Обратите внимание


Для разных стрессовых факторов существуют специальные техники (методики) преодоления. Прежде чем выбрать методику и обучиться ее применению, необходимо оценить стрессоры.

 

 

Стрессоры управляемые (зависят от нас) - ситуации и условия, которые легко можно избежать, если воспитать в себе некоторые необходимые качества характера и поведения (табл.1)

Таблица 1
Черты характера, поведения, помогающие преодолевать стрессоры

Стрессоры

Черты характера, поведения, помогающие преодолевать стрессоры

Перегрузки на работе

Умение управлять собственным временем

Умение планировать свои дела

Умение работать в коллективе, не брать всю работу на себя, считая, что другие сделают её хуже

Умение определить приоритеты при выполнении дел


Умение рационально распределять ресурсы (финансовые, людские)


Не делать или стараться не делать несколько дел одновременно

Умение использовать перерывы в работе дл отдыха   или переключение на другие проблемы

Уверенность в себе

Наличие  социальных      навыков общения, управления конфликтами

Загруженность
домашними
делами

Умение все делать вовремя, не оставлять мелкие дела на «потом»

Умение распределить обязанности по дому между членами семьи

 

Умение планировать домашнюю работу
Умение         ставить         конкретно
достижимые, реальные цели и научиться «поощрять себя» за их выполнение

Конфликты       с
начальством

Навыки межличностного общения

Уверенность (но не самоуверенность) в поведении

Профессиональная компетентность

Честность

Трудолюбие

 

К наиболее часто встречающимся стрессорам, которые можно контролировать, относятся стрессоры межличностного характера. Поведение людей часто определяют и полезные факторы, и вредные факторы здоровья


Стрессоры неуправляемые (не подвластные нам) - ситуации и условия, на которые нельзя воздействовать (цены, налоги, правительство, погода, привычки, поведение и характеры других людей). Например, можно нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку на перекрестке, но кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови человек не приобретет.


В таких ситуациях очень важно:
Осознать проблему и её неуправляемость с вашей стороны. Иногда даже такого шага бывает достаточно, чтобы стресс был преодолен.
Негативная эмоция способна приводить к новой негативной эмоции, питая сама себя. В случае когда человек
умеет управлять своими эмоциями в ответ на стрессор, то это означает, что даже если нельзя управлять стрессором, то можно контролировать эмоциональные реакции на него. Гораздо лучше в данном случае применить методы мышечного расслабления или дыхательные упражнения.
Стрессоры, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат интерпретации фактора как стрессора.
К этой группе относятся все виды беспокойства о прошлых событиях, которые уже не в силах изменить, и
навязчивость мыслей о будущем.
Наилучшим вариантом самопомощи для человека может оказаться преодоление оценочного подхода, освоение навыков позитивного мышления, изменение неадекватных убеждений или блокировка нежелательных мыслей.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.