На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Консультирование. Создание доверительных отношений между психологом и клиентом
Консультирование. Создание доверительных отношений между психологом и клиентом
Психологическое консультирование - Консультирование психолога в школе

Консультирование

Вторым направлением в работе практического психолога является консультирование.
К сожалению, людям довольно часто приходится встречаться с проблемами, но человек создан так, что несмотря на огромное количество жизненных проблем, он стремится к гармонии, внутреннему равновесию. Реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложной ситуации, один на один с проблемами. Случается так, что самостоятельно выбраться из них он не может. Ему необходима психологическая помощь. Сводится она к тому, что один человек пытается помочь другому: с одной стороны, есть человек, который страдает и ищет облегчения, а с другой стороны – человек, который помогает, опираясь на научные знания, результаты психодиагностики и опыт. Это и есть психологическое консультирование, причем консультант избегает прямых советов, а стремится разбудить и задействовать внутренний потенциал личности клиента для самостоятельного решения им своей проблемы.


Психологическое консультирование заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с ним найти пути выхода из сложной ситуации. Проводится психологическое консультирование в форме очных встреч психолога и клиента, причем клиентом может выступать как отдельная личность, так и группа (семейная, производственная).
Прежде всего остановимся на соотношении понятий "психологическое консультирование", "психотерапия", "психокоррекция". Стоит сказать, что границы между этими понятиями весьма условны. Одно и то же психологическое воздействие в процессе консультирования называют психотерапией, если им занимается врач, и психокоррекцией, если его применяет практический психолог. Возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано не с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие медицинское образование. Это ограничение искусственно, поскольку психотерапевт лечит немедикаментозно, т. е. воздействует психологически. К тому же "психотерапия" – международный термин, который в большинстве стран мира используется по отношению к методам работы психологов (Ю. Е. Алешина, 1993).
Термин же "психокоррекция" введен в обиход в России и, по сути дела, является синонимичным термину "психотерапия", ибо оба воздействия являются психологическими, оба "направлены на нормализацию или улучшение психической деятельности и невросоматических функций человеческого организма" (М. М. Кабанов, А. Е. Личко, 1983). А психологическое консультирование и проводится для того, чтобы нормализовать или улучшить психическую деятельность клиента, т. е. осуществить психокоррекцию.

Создание доверительных отношений между психологом и клиентом

(вербальные и невербальные способы)

Начинать психологическую консультацию нужно с создания доверительных отношений между психологом и клиентом. Если со стороны клиента не возникает доверия к психологу, на вторую встречу он просто не пойдет.
Доверие бывает сознательное и подсознательное. Сознательное доверие к другому человеку никогда не возникает с первой встречи. Сознательно мы доверяем только тому, с кем уже имели дело, и он нас не обманул. Стало быть, не обманет и в следующий раз. При сознательном доверии говорят: "Я ему доверяю поэтому, поэтому и потому".
Бывает и другой вариант доверия: "Окрутил, околдовал, почему – не пойму, но я ему поверил..." Это доверие с логикой никак не совмещается. Именно это – подсознательное доверие. Для практического психолога именно оно, подсознательное доверие, является основой и началом работы с клиентом. Подсознательное доверие называют раппортом (термин из классического гипноза, обозначающий связь гипнотизера и гипнотизируемого). Для того чтобы создать эту связь, нужно овладеть несколькими приемами.
Первый – подстройка к позе (кроме термина "подстройка", это называют "отражение", "присоединение", "отзеркаливание"). Психологу необходимо принять ту же позу, что и у консультируемого. Отражение позы может быть прямым (как отражение в зеркале) и перекрестным (отражение части позы партнера: если у собеседника закинута левая нога за правую, сделайте то же самое).
"3ачем это нужно?" – спросите вы. Да затем, что подражание очень льстит любому человеку. "Отражение – высшая награда", – говорят американцы. Но подражать нужно так, чтобы собеседник не осознавал, что его копируют. Так, наблюдая со стороны за людьми, которых вы никогда не видели, даже не слыша их разговор, теперь вы сможете определить, согласны ли собеседники друг с другом. Если да, то они разговаривают в состоянии подстройки к позе друг друга. Когда подстройки нет, даже если в словах выражается согласие, внутренне один с другим не согласен.
Теперь более сложная подстройка – подстройка к дыханию, т. е. копирование дыхания собеседника. Возможна прямая и непрямая подстойка по дыханию.

 

Прямая подстройка. Вы начинаете дышать так же, как и клиент, в том же темпе. Прямая подстройка более эффективна.
Непрямая подстройка. Вы согласуете с ритмом дыхания клиента какое-нибудь движение или говорите в такт его дыханию, т. е. на выдохе.
Необходимо обратить внимание на то, что у мужчин и женщин разные типы дыхания. У мужчин брюшной тип дыхания, у женщин – грудной. Поэтому чтобы уловить дыхание мужчины, нужно смотреть на его живот, и на грудь – чтобы подстроиться к дыханию женщины.
Вы можете оценить, насколько хорошо вы подстроились Для этого начинайте лидировать (вести), т. е. после присоединения замедляйте частоту своего дыхания. Если у клиента наблюдается замедление дыхания, вы установили раппорт.
Есть одна тонкость, касающаяся подстройки к дыханию. Предположим, вы работаете с клиентом, у которого очень частое дыхание. Вам так дышать сложно. Нужно применить непрямую подстройку (говорить на его выдохе) или копировать дыхание через раз.
Подстройка к позе и дыханию – главные и сравнительно простые способы создания раппорта. Есть более сложные. Подстойка к движению, например. В беседе клиент жестикулирует, кивает головой, меняет позу. Это все – предмет для подстройки. Нужно быть наблюдательным и подстраиваться так, чтобы собеседник не осознавал этого. Легче отразить движение руками, пантомимику. К жестам рук собеседника можно подстроиться с помощью движения пальцев, причем движения не нужно копировать зеркально и полностью. Можно их только наметить, отразить направление, не обязательно завершать. Из мелких движений хорошо подстраиваться к миганию. Делайте это так мигайте с той же частотой, что и собеседник.
И еще один вид подстройки. Подстройка к типу мышления, точнее, к способу обработки внутреннего опыта. Способов обработки внутреннего опыта три: аудиальный, визуальный, кинестетический.
Определить ведущий для каждого человека способ обработки внутреннего опыта (ведущую модальность) можно, задав вопрос: "Как вы узнаете о мире?" Собеседник ответит глазами: обращение его взгляда вверх покажет, что перед вами визуал; взгляд по горизонтали выдаст тип аудиала, взгляд вправо вниз – кинестетика. О ведущей модальности можно получить сведения не только по глазам, но и по анализу слов собеседника. Так, аудиала можно узнать по выражениям: "Давайте договоримся", "Говорите громче", "Нет, вы только послушайте!". Визуал употребляет слова: яркий, пустой, освоить... Кинестетик добиваться, вялый, коснуться, мягко, грубо...
Жесты собеседника тоже расскажут о его способе восприятия и переработки информации. Визуал жестикулирует в верхней части тела (от середины груди и выше). У аудиала руки совершают движения на среднем уровне (от пояса до середины груди). Руки кинестетика при разговоре двигаются в нижней части тела. По голосу психолог также сможет определить, кто перед ним: аудиал, визуал или кинестетик. У визуала голос ровный, но часто рывками повышается, у аудиала голос ровно, без ощутимого повышения и понижения интонации, голос кинестетика начинается ровно, но в процессе разговора переходит на тихий.
Практический психолог должен научиться выявлять ведущую модальность клиента и говорить с ним так, чтобы клиенту удобно было слушать, а слова психолога совпадали с внутренним опытом консультируемого. Свои решающие аргументы психолог обязательно должен переводить на язык ведущей модальности клиента.
Помимо раппорта, психологу, для создания доверительных отношений, очень важно уметь слушать, не вмешиваться в речь собеседника. В зависимости от ситуации консультант может выразить свое понимание, одобрение, поддержку короткими фразами и междометиями. Иногда нерефлексивное слушание бывает единственно возможным способом поддержания беседы, поскольку клиент бывает настолько возбужден, что его мало интересует чужое мнение, он просто хочет, чтобы его выслушали. Реплики психолога типа: "Понимаю вас", "Конечно", "Да", – помогут в этом. Одобрение и интерес к проблеме клиента выразят фразы: "Продолжайте, это интересно", "Можно подробнее об этом?" и т. д. Кроме того, есть фразы, которые являются помехой в общении: "Давайте быстрее", "Это почему же?", "Кто вам такое сказал?" и т. д.
Прием нерефлексивного слушания просто необходим в работе с клиентом, переживающим сильнейший эмоциональный кризис, – ему не нужны рекомендации, ему нужно, чтобы его выслушали.
А в работе с клиентом, которому необходимо разобраться в самом себе, решить конкретные жизненные проблемы, после создания раппорта используют другие приемы создания доверия:
- сообщение клиенту о том, как его воспринимает консультант ("Видимо, это вас очень волнует", "Вы чем-то встревожены"?);
- сообщение клиенту о своих личных ощущениях ("Мне очень приятно слышать это", "Меня беспокоит, что... ");
- замечания по поводу содержания беседы ("Я думаю, что мы с вами нашли решение проблемы", "Пора приступить к данному вопросу" и т. д.;
- уточнение содержания высказываний и чувств клиента ("Вы сказали, что любите ее. А что такое любовь по-вашему?", "Вы сказали, что были расстроены. Опишите подробнее, что вы имели в виду");
- перефразирование. Это способ сформулировать сообщение говорящего для проверки его точности ("Если я правильно понимаю, вы говорите...", "Другими словами, вы считаете...");
- подведение итогов ("Сначала вы чувствовали печаль, а затем она сменилась сожалением. Это так?");
- интерпретация. Консультант анализирует поступки клиента раскрывает реальные причины его поведения ("Выходит, что вы вымещаете свой гнев на муже и детях").

Большое значение для установления контакта имеет пол психолога. Так, мужчины предпочитают консультироваться у психологов своего пола. Это связано с тем, что мужчины стремятся к эмоционально-нейтральному типу общения, ценят в собеседнике внимательность, серьезность, чувство долга. Иногда с этим связано сопротивление консультированию, проводимому женщиной психологом. Что делать в такой ситуации? Во-первых, не стоит настаивать на том, чтобы клиент работал исключительно с вами, если уж обратился к вам. Во-вторых, следует ему пообещать, что если возникнет в этом необходимость, сразу можно будет обратиться к другому специалисту. А в-третьих, нужно обратить внимание клиента на то, что практическая психология – это наука, и пол психолога не играет большой роли, гораздо важнее профессионализм, опыт.
Для клиентов-женщин важны сочувствие, чуткость психолога, а не пол.
Психолог-консультант любого пола должен внушать доверие своим внешним видом, манерой вести беседу. Часто чувство доверия зарождается в ответ на открытое, искреннее поведение психолога.
Близость между консультантом и консультируемым возникает при обращении психолога к клиенту по имени (имени и отчеству). Для любого человека нет в мире слова приятнее, чем его имя. Безымянная форма взаимного общения оправдана лишь тогда, когда консультируемый хочет быть на 100% уверен в анонимности.
Выражение спокойствия и уверенности на лице психолога само по себе располагает к доверию, и у клиента создается впечатление, что все нормально, ничего страшного не происходит, со всеми проблемами можно справиться.
Наличие пауз в беседе дает ощущение продуманности происходящего, значительности сказанного. Паузу психологу необходимо делать после каждого высказывания клиента, не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать слова клиента.
Итак, связь между консультантом и консультируемым налажена, можно переходить к оказанию психологической помощи.

Источник: Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н.Н. Ежова.- Изд. 4-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Психологическое консультирование. Общий обзор методов и приемов

Индивидуальное консультирование

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.