Страница 2 из 2
Приложение 1
МОДЕЛЬ СТАДИЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ
Этапы изменения поведения (Prochaska & diclemente) на примере употребления алкоголя
Приложение 2
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ И НЕРЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОТИВАЦИОННОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ
Рекомендуемые действия
|
Нерекомендуемые действия
|
Проявлять эмпатию и психологическую поддержку Например: Вы кажетесь оза-
|
Осуждать Например: Складывается впечатление, что Вы недостаточно
|
боченным тем, что Ваше ... [проблемное поведение] может быть связано с негативным отношением, которое Вы испытываете дома и на работе.
|
серьезно относитесь к своему ...[проблемное поведение].
|
Задавать открытые вопросы Например: Опишите, что хорошего приносит Вам ... [проблемное поведение] и что в нем плохого?
|
Задавать закрытые вопросы Например: Естъ ли у Вас проблемы с ...[проблемное поведение]?
|
Отражать в диалоге эмоциональное состояние пациента Например: Похоже, что Вы не очень довольны тем, что Вас направили ко мне /в нашу клинику и т.д.
|
Применять ярлыки Например: То, как Вы пьете, показывает, что Вы - ...[алкоголик, наркоман].
|
Развивать сомнения и внутренние противоречия Например: Если Вы будете продолжать ...[проблемное поведение] так же, как в этом году, как Вы думаете сложится Ваша жизнь через 2-3 года?
|
Проявлять конфронтацию, морализировать или «читать нотации» Например: У Вас есть серьезная проблема с..... [проблемное поведение], которую Вы отрицаете. Нужно принимать меры.
|
Стремиться не сломить сопротивление клиента, а двигаться вместе с ним Например: Насколько я понимаю, Вы не рассматриваете свое ...[проблемное поведение] как проблему, но готовы подумать о возможности изменения в случае, если это улучшило бы Ваше здоровье.
|
Угрожать Например: Если Вы не прекратите ...[проблемное поведение], Вы умрете!
|
Задавать вопросы в нейтральной манере, чтобы избежать проявления сопротивления и мотивировать клиентов к изменениям: Например: Расскажите мне о Вашем ...[проблемное поведение]. Как Ваше ... [проблемное поведение] изменилось за последний год? Складывается впечатление, что у Вас противоречивое мнение в отношении изменения ...[проблемное поведение].
|
Задавать вопросы, однозначно негативно интерпретирующие действия и ситуацию клиента Например: Как давно у Вас проблемы? Собираетесь ли Вы предпринять что-либо в отношении Ваших проблеме ...[проблемное поведение]?
|
Побуждать клиентов говорить о своей мотивации Например: Хоть Вы и не воз- держивалисъ от ...[проблемное поведение] каждый день на прошлой неделе, Вы сумели уменьшить ...[проблемное поведение] значительно. Как Вам это удалось?
|
Обвинять клиентов в их состоянии Например: До какого состояния Вы себя довели!? Собираетесь ли Вы взять себя в руки?
|
Приложение 3
Примеры высказываний и вопросов ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОТИВАЦИОННОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ С КЛИЕНТОМ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИМ АЛКОГОЛЕМ
- ...Вы говорите, что это не особенно Вас беспокоит. ...Вы говорите, Вас это пугает... Как давно Вы тревожитесь о том, сколько пьете?
- ...Вы говорите, жена угрожает бросить Вас, если Вы не прекратите пить. Что вы чувствуете/думаете по этому поводу?
- ...Вы говорите, что не хотите обсуждать это... Я понимаю, как Вам, должно быть, тяжело об этом говорить...
- ...Может быть, позже мы вернемся к этому, а пока, позвольте, я спрошу кое-что другое.
- ...Таким образом, если бы Вы прекратили пить, то, возможно, улучшилось бы...
- ...Поправьте меня, если я ошибаюсь.
- ...Случалось ли Вам когда-либо сократить или полностью прекратить выпивки?... Как это происходит? ... Как долго это продолжаюсь...? Вам это понравилось? ... Из-за чего Вы снова стали выпивать?
- ...На самом деле, это вопрос не ко мне. Ведь вопрос в том, чего хотите Вы сами?
- ...Может быть, Вы не согласны с тем, что я говорю?
- ...Нет, в мои намерения совершенно не входит указывать Вам, что делать. Это исключительно Ваш выбор. ...Я здесь с единственной целью помочь Вам. Решение исключительно за Вами.
- ...Для того чтобы принять правильное решение. Вам следует знать некоторые факты об алкоголе. Вы не против, если я Вам кое-что расскажу?
- ...Вы говорите, что хотели бы сократить свое употребление алкоголя - какое количество было бы правильным?
- ... Что Вам требуется, чтобы сделать это?
...и т. д.
Приложение 4
ВАЖНЫЕ КОМПОНЕНТЫ мотивационного интервьюирования
Если Вы используете МИ, обратите внимание на наличие следующих компонентов консультации:
> Разрешение. Крайне важно получить общее согласие клиента обсуждать тему проблемного поведения. > Конфиденциальность. Необходимо коротко объяснить, каким образом информация о проблемном поведении клиента будет использована и кому она будет доступна в дальнейшем. > Обратная связь. Предоставление информации о возможных индивидуально значимых негативных последствиях сохранения актуального проблемного поведения, персональная значимость изменения проблемного поведения (возможная польза). В случае предполагаемой или установленной химической зависимости - рекомендация полностью отказаться от употребления ПАВ, описание возможных рисков, связанных с контролируемым употреблением ПАВ. > Определение стадии готовности к изменениям. > Постановка цели. Определение стратегии, которой хотел бы следовать клиент. Чего клиент хотел бы достичь? Обобщение и формулировка приемлемой для клиента цели. > Вербальное поощрение и положительное подкрепление усилий клиента. > Выработка плана и определение конкретных действий клиента для достижения поставленной цели. > Информация о том, как можно контактировать со специалистом. > Характеристика возможности последующего получения профессиональной помощи.
Приложение 5
Возможные затруднения в применении мотивационного интервьюирования что-то не так?
«Ловушка»
|
Возможные действия специалиста
|
Вопрос/ответ Опасность: пассивность и закрытость клиента. Формальные взаимоотношения между специалистом и клиентом.
|
Открытые вопросы. Активное слушание. Интерес к личному мнению клиента.
|
Конфронтация/отрицание В ответ на любое предложение специалиста об изменении клиент приводит те или иные доводы в пользу того, чтобы этого не делать. Специалист: Как насчет того, чтобы сделать вот так ... ? Пациент: Да, но... Специалист: Но ведь...Нужно всего лишь ..., понимаете? Пациент: Да, я знаю, но ... Специалист: Ну а вот так... ? Пациент: Да, но...
|
Эмпатия. Открытые вопросы. Активное слушание. Прояснение личной позиции клиента, его актуальных потребностей и планов.
|
Эксперт Клиент пассивно принимает все предложения специалиста и в том случае, если терпит неудачу, перекладывает вину за это на специалиста.
|
Специалист высказывает свое мнение и свои рекомендации только в тех случаях, когда понимает, что клиент, не получив квалифицированного совета, действительно подвергает себя серьезной опасности.
|
Ярлык Чтобы добиться изменений в поведении, специалист убеждает клиента в том, что он «алкоголик» или еще как-то маркирует его. Клиент сопротивляется принятию ярлыков и маркировок, имеющих социально негативную окраску.
|
Специалист нивелирует ярлык / маркировку при любой возможности. Неважно, насколько клиент принимает свой диагноз, важно, какие выводы он делает относительно последствий своего поведения.
|
Обвинение
|
Специалист занимает позицию
|
Нередко клиенты склонны обвинять в своих проблемах окружающих.
|
«Не важно, кто виноват, важно - что делать!»
|
Лучше не разбираться в том, кто виноват в проблемах, а понять, в чем именно проблемы состоят, и что можно сделать для их решения.
|
У специалиста может возникать желание показать клиенту насколько он сам виноват в своих бедах.
|
Приложение 6
Блок-схема 1
КЛИЕНТ СЛЕДУЕТ ВЫБРАННОЙ СТРАТЕГИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДОБИВАЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Это наиболее благоприятный вариант, весьма вероятный для многих клиентов. Но нет ничего страшного в том, что это не произойдет сразу. В этом случае специалисту необходимо поощрить успешность клиента, хвалить его за приверженность изменению поведения, настойчивость в достижении цели, положительно оценивать его успехи в изменении; подчеркнуть, что далеко не всем клиентам это удается; обсудить сложности, которые возникают у клиента, и способы их преодоления; обсудить и подчеркнуть положительные моменты (в том числе улучшение физического и психического состояния), являющиеся результатом усилий клиента в изменении; подчеркнуть, что решение проблемы является длительным процессом, требующим времени и последовательных усилий; указать, что успешное завершение изменения хоть и не является гарантией избавления от всех проблем, но в значительной мере способствует восстановлению нарушенных функций клиента и принесет индивидуальную пользу (конкретизировать).
Приложение 7
БЛОК-СХЕМА 2 КЛИЕНТУ НЕ УДАЕТСЯ ДОБИТЬСЯ ИЗМЕНЕНИЙ, НЕСМОТРЯ НА ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Это может подорвать веру клиента в то, что изменения для него доступны, а его действия могут быть эффективны. Возможно, будет полезно предложить клиенту дополнительные сеансы индивидуального консультирования или краткосрочной когнитивно-поведенческой психотерапии. Нужно помочь клиенту преодолеть страх или негативное отношение к этим видам психологической помощи, если таковое имеется. Помимо этого, необходимо: ^ поддержать и одобрить предпринимаемые клиентом шаги, напомнить ему, что нужно время, чтобы изменения стали ощутимы; ^ хвалить любые, даже самые маленькие усилия клиента на пути изменений; ^ обсудить положительные стороны и индивидуальную пользу от изменения, в том числе конкретные параметры здоровья; ^ напомнить клиенту, что начать изменения всегда сложнее, чем поддерживать их; ^ обсудить способы, которыми клиент может воспользоваться, чтобы добиться желаемых изменений, а также препятствия на этом пути и их преодоление; ^ определить еще один срок (до следующего визита), во время которого клиент попытался бы добиться желаемых изменений; ^ обсудить возможную коррекцию целей клиента (например, полное воздержание вместо контролируемого употребления в случае химической зависимости).
Источник Трусова А. В. Мотивационное интервьюирование: учеб, пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2015. 28 с.
|