На главную Психологическое консультирование Теория Мотивационное интервьюирование - Приложения
Мотивационное интервьюирование - Приложения
Психологическое консультирование - Теория
Индекс материала
Мотивационное интервьюирование
Приложения
Все страницы

 

Приложение 1

МОДЕЛЬ СТАДИЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ

Этапы изменения поведения (Prochaska & diclemente) на примере употребления алкоголя

приложение 1

Приложение 2

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ И НЕРЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОТИВАЦИОННОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ

Рекомендуемые действия

Нерекомендуемые действия

Проявлять эмпатию и психологическую поддержку
Например: Вы кажетесь оза-

Осуждать
Например: Складывается впечатление, что Вы недостаточно

боченным тем, что Ваше ... [проблемное поведение] может быть связано с негативным отношением, которое Вы испытываете дома и на работе.

серьезно относитесь к своему ...[проблемное поведение].

Задавать открытые вопросы
Например: Опишите, что хо­рошего приносит Вам ... [проблемное поведение] и что в нем плохого?

Задавать закрытые вопросы
Например: Естъ ли у Вас проблемы с ...[проблемное поведение]?

Отражать в диалоге эмоциональное состояние пациента
Например: Похоже, что Вы не очень довольны тем, что Вас направили ко мне /в нашу клинику и т.д.

Применять ярлыки
Например: То, как Вы пьете, показывает, что Вы - ...[алкоголик, наркоман].

Развивать сомнения и внутренние противоречия
Например: Если Вы будете продолжать ...[проблемное поведение] так же, как в этом году, как Вы думаете сложится Ваша жизнь через 2-3 года?

Проявлять конфронтацию, морализировать или «читать нотации»
Например: У Вас есть серьезная
проблема с..... [проблемное поведение], которую Вы отрицаете. Нужно принимать меры.

Стремиться не сломить сопротивление клиента, а двигаться вместе с ним
Например: Насколько я понимаю, Вы не рассматриваете свое ...[проблемное поведение] как проблему, но готовы подумать о возможности изменения в случае, если это улучшило бы Ваше здоровье.

Угрожать
Например: Если Вы не прекратите ...[проблемное поведение], Вы умрете!

Задавать вопросы в нейтральной манере, чтобы избежать проявления сопротивления и мотивировать клиентов к изменениям:
Например: Расскажите мне о Вашем ...[проблемное поведение].
Как Ваше ... [проблемное поведение] изменилось за последний год?
Складывается впечатление, что у Вас противоречивое мнение в отношении изменения ...[проблемное поведение].

Задавать вопросы, однозначно негативно интерпретирующие действия и ситуацию клиента
Например: Как давно у Вас проблемы?
Собираетесь ли Вы предпринять что-либо в отношении Ваших проблеме ...[проблемное поведение]?

Побуждать клиентов говорить о своей мотивации
Например: Хоть Вы и не воз- держивалисъ от ...[проблемное поведение] каждый день на прошлой неделе, Вы сумели уменьшить ...[проблемное поведение] значительно. Как Вам это удалось?

Обвинять клиентов в их состоянии
Например: До какого состояния Вы себя довели!?
Собираетесь ли Вы взять себя в руки?

Приложение 3

Примеры высказываний и вопросов
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОТИВАЦИОННОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ
С КЛИЕНТОМ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИМ АЛКОГОЛЕМ

  • ...Вы говорите, что это не особенно Вас беспокоит. ...Вы гово­рите, Вас это пугает... Как давно Вы тревожитесь о том, сколько пьете?
  • ...Вы говорите, жена угрожает бросить Вас, если Вы не пре­кратите пить. Что вы чувствуете/думаете по этому поводу?
  • ...Вы говорите, что не хотите обсуждать это... Я понимаю, как Вам, должно быть, тяжело об этом говорить...
  • ...Может быть, позже мы вернемся к этому, а пока, позвольте, я спрошу кое-что другое.
  • ...Таким образом, если бы Вы прекратили пить, то, возможно, улучшилось бы...
  • ...Поправьте меня, если я ошибаюсь.
  • ...Случалось ли Вам когда-либо сократить или полностью прекратить выпивки?... Как это происходит? ... Как долго это продол­жаюсь...? Вам это понравилось? ... Из-за чего Вы снова стали выпивать?
  • ...На самом деле, это вопрос не ко мне. Ведь вопрос в том, чего хотите Вы сами?
  • ...Может быть, Вы не согласны с тем, что я говорю?
  • ...Нет, в мои намерения совершенно не входит указывать Вам, что делать. Это исключительно Ваш выбор. ...Я здесь с единственной целью помочь Вам. Решение исключительно за Вами.
  • ...Для того чтобы принять правильное решение. Вам следует знать некоторые факты об алкоголе. Вы не против, если я Вам кое-что расскажу?
  • ...Вы говорите, что хотели бы сократить свое употребление алкоголя - какое количество было бы правильным?
  • ... Что Вам требуется, чтобы сделать это?

...и т. д.

Приложение 4

ВАЖНЫЕ КОМПОНЕНТЫ мотивационного интервьюирования

Если Вы используете МИ, обратите внимание на наличие следующих компонентов консультации:


> Разрешение. Крайне важно получить общее согласие клиента обсуждать тему проблемного поведения.
> Конфиденциальность. Необходимо коротко объяснить, каким образом информация о проблемном поведении клиента будет использована и кому она будет доступна в дальнейшем.
> Обратная связь. Предоставление информации о возможных индивидуально значимых негативных последствиях сохранения актуального проблемного поведения, персональная значимость изменения проблемного поведения (возможная польза). В случае предполагаемой или установленной химической зависимости - рекомендация полностью отказаться от употребления ПАВ, описание возможных рисков, связанных с контролируемым употреблением ПАВ.
> Определение стадии готовности к изменениям.
> Постановка цели. Определение стратегии, которой хотел бы следовать клиент. Чего клиент хотел бы достичь? Обобщение и формулировка приемлемой для клиента цели.
> Вербальное поощрение и положительное подкрепление усилий клиента.
> Выработка плана и определение конкретных действий клиента для достижения поставленной цели.
> Информация о том, как можно контактировать со специалистом.
> Характеристика возможности последующего получения профессиональной помощи.

Приложение 5

Возможные затруднения в применении мотивационного интервьюирования что-то не так?

«Ловушка»

Возможные действия специалиста

Вопрос/ответ
Опасность: пассивность и закрытость клиента.
Формальные взаимоотношения между специалистом и клиентом.

Открытые вопросы. Активное слушание. Интерес к личному мнению клиента.

Конфронтация/отрицание
В ответ на любое предложение специалиста об изменении клиент приводит те или иные доводы в пользу того, чтобы этого не делать. Специалист: Как насчет того, чтобы сделать вот так ... ? Пациент: Да, но...
Специалист: Но ведь...Нужно всего лишь ..., понимаете? Пациент: Да, я знаю, но ... Специалист: Ну а вот так... ? Пациент: Да, но...

Эмпатия.
Открытые вопросы. Активное слушание. Прояснение личной позиции клиента, его актуальных потребностей и планов.

Эксперт
Клиент пассивно принимает все предложения специалиста и в том случае, если терпит неудачу, перекладывает вину за это на специалиста.

Специалист высказывает свое мнение и свои рекомендации только в тех случаях, когда понимает, что клиент, не получив квалифицированного совета, действительно подвергает себя серьезной опасности.

Ярлык
Чтобы добиться изменений в пове­дении, специалист убеждает кли­ента в том, что он «алкоголик» или еще как-то маркирует его.
Клиент сопротивляется принятию ярлыков и маркировок, имеющих социально негативную окраску.

Специалист нивелирует ярлык / маркировку при любой воз­можности.
Неважно, насколько клиент принимает свой диагноз, важно, какие выводы он делает отно­сительно последствий своего поведения.

Обвинение

Специалист занимает позицию

Нередко клиенты склонны обвинять в своих проблемах окружающих.

«Не важно, кто виноват, важно - что делать!»

Лучше не разбираться в том, кто виноват в проблемах, а понять, в чем именно проблемы состоят, и что можно сделать для их решения.

У специалиста может возникать желание показать клиенту насколько он сам виноват в своих бедах.

Приложение 6

Блок-схема 1

КЛИЕНТ СЛЕДУЕТ ВЫБРАННОЙ СТРАТЕГИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДОБИВАЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Это наиболее благоприятный вариант, весьма вероятный для многих клиентов.
Но нет ничего страшного в том, что это не произойдет сразу.
В этом случае специалисту необходимо поощрить успешность клиента, хвалить его за приверженность изменению поведения, настойчивость в достижении цели, положительно оценивать его успехи в изменении;
подчеркнуть, что далеко не всем клиентам это удается;
обсудить сложности, которые возникают у клиента, и способы их преодоления;
обсудить и подчеркнуть положительные моменты (в том числе улучшение физического и психического состояния), являющиеся результатом усилий клиента в изменении;
подчеркнуть, что решение проблемы является длительным процессом, требующим времени и последовательных усилий;
указать, что успешное завершение изменения хоть и не является гарантией избавления от всех проблем, но в значительной мере способствует восстановлению нарушенных функций клиента и принесет индивидуальную пользу (конкретизировать).

Приложение 7

БЛОК-СХЕМА 2
КЛИЕНТУ НЕ УДАЕТСЯ ДОБИТЬСЯ ИЗМЕНЕНИЙ, НЕСМОТРЯ НА ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Это может подорвать веру клиента в то, что изменения для него доступны, а его действия могут быть эффективны.
Возможно, будет полезно предложить клиенту дополнительные сеансы индивидуального консультирования или краткосрочной когнитивно-поведенческой психотерапии. Нужно помочь клиенту преодолеть страх или негативное отношение к этим видам психологической помощи, если таковое имеется.
Помимо этого, необходимо:
^ поддержать и одобрить предпринимаемые клиентом шаги, напомнить ему, что нужно время, чтобы изменения стали ощутимы;
^ хвалить любые, даже самые маленькие усилия клиента на пути изменений;
^ обсудить положительные стороны и индивидуальную пользу от изменения, в том числе конкретные параметры здоровья;
^ напомнить клиенту, что начать изменения всегда сложнее, чем поддерживать их;
^ обсудить способы, которыми клиент может воспользоваться, чтобы добиться желаемых изменений, а также препятствия на этом пути и их преодоление;
^ определить еще один срок (до следующего визита), во время которого клиент попытался бы добиться желаемых изменений;
^ обсудить возможную коррекцию целей клиента (например, полное воздержание вместо контролируемого употребления в случае химической зависимости).

Источник Трусова А. В. Мотивационное интервьюирование: учеб, пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2015. 28 с.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.