На главную Психологическое консультирование Теория Психологическая помощь в контексте проблем осознанного родительства (на примере материнства)
Психологическая помощь в контексте проблем осознанного родительства (на примере материнства)
Психологическое консультирование - Теория

Прусова Александра Андреевна, магистрант отделения «Психотерапия и психологическое консультирование», Институт психологии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, al.prusova собачка gmail.com Ромашенкова Евгения Сергеевна, магистрант отделения «Психотерапия и психологическое консультирование», Институт психологии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, rizhaya20 собачка mail.ru
Научный руководитель - Арпентьева Мариям Равильевна, доктор психологических наук, доцент, член- корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), профессор кафедры психологии развития и образования, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского ( Калуга), mariam rav собачка mail.ru

Данный раздел посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме формирования осознанного родительства у современных женщин и мужчин. Основное внимание уделяется психологии осознанного материнства. Авторами делается попытка привести доводы, что неизбежно трансформирующаяся под воздействием социальных установок модель материнства требует глубокого изучения и разработки психологического обоснования коррекционных мероприятий, обеспечивающих комплексный процесс психологического сопровождения женщин в вопросах материнства. В статье представлены современные и эффективные методы психотерапевтической работы, направленные на формирование у женщин осознанного отношения к новой роли.

Ключевые слова: родительство, материнство, осознанное материнство, самосознание, модель материнства, девиантное материнство, ценностно-смысловая сфера женщины, принятие роли матери.

Prusova Alexandra Andreevna, undergraduate student of the department "Psychotherapy and psychological counseling", Institute of Psychology, Tsiolkovskiy Kaluga state University, ( Kaluga), al.prusova gmail.com
Romashenkova Evgenia Sergeevna, undergraduate student of the department "Psychotherapy and psychological counseling", Institute of Psychology, Tsiolkovskiy Kaluga state University, ( Kaluga), Rizhaya20 mail.ru
Supervisor - Arpentieva Mariam Ravilievna, grand doctor (Grand PhD) of psychological Sciences, associate professor, corresponding member of the Russian academy of natural sciences (RANS), professor of the department at the development and education psychology, Tsiolkovskiy Kaluga state University, ( Kaluga), mariam rav mail.ru
PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE IN THE CONTEXT OF CONSCIOUS PARENTHOOD PROBLEMS
This article is devoted to the current problem of the formation of conscious motherhood among modern women. The authors attempt to make arguments about the maternity model, which inevitably transforms under the influence of social attitudes, requires in-depth study and development of the psychological justification for corrective measures that provide an integrated process of psychological support for women in maternity issues. The article presents modern and effective methods of psychotherapeutic techniques, aimed to the formation of women conscious attitude to a new role.
Key words: parenthood, motherhood, conscious
motherhood, self-awareness, model of motherhood, deviant motherhood, axiological sphere of a woman, adoption of the maternal role.


В современных реалиях актуальность изучения психологии родительства (Овчарова Р.В., 2006), и, в том числе, психологии материнства прежде всего продиктована падением рождаемости, большим количеством сиротеющих детей при живых родителях, огромным числом
распадающихся семей и жестокого обращения с детьми. Помимо этого, вклад в снижение рождаемости вносит и общее снижение многих людей удовлетворенностью семейными отношениями и жизнью в целом. Многое здесь зависит от этапа развития семьи и, в том числе, «семейной карьеры» супругов. С течением времени существования семьи, меняется характер деятельности супругов, поэтому X. и М. Фелдманами было предложено понятие «семейная карьера» как совокупность ролей индивида, направленных на реализацию себя в какой-либо из важных сфер жизни, таких как досуг, работа, семья. Выделены два типа карьеры внесемейные (профессиональная и досуговая) и внутрисемейные ( карьера сексуального опыта, карьера супружества, родительская карьера и карьера отношений родителей и взрослых детей) Последние отличаются: 1) тем, что для их осуществления необходимо парное взаимодействие, т. е. в них участвуют оба супруга; 2) особенности реализации карьер во многом определяются особенностями семьи; 3) индивид вступает в тесные
взаимоотношения как с людьми, принадлежащими с ним к одной возрастной когорте, так и с людьми, принадлежащими к другим возрастным когортам; 4) каждая карьера имеет свои особенности, сроки и тенденции развития. Подход Х. и М. Фелдманов к изучению цикла развития семьи основан, таким образом, на двух стратегиях исследования: 1) рассмотрение семейных карьер как независимых и зависимых переменных;
2) анализ ситуаций взаимного пересечения карьер, вмешательства одной в протекание другой (например, влияние на супружеские отношения появления ребенка, т. е. пересечение супружеской карьеры и родительской). Исходя из этого, периодизация должна осуществляться с учетом смены семейных карьер, реализуемых индивидом, или возникновения новых (Арпентьева М.Р., 2016а, Арпентьева М.Р., 2018а).
Важным направлением исследований развития семьи в контексте проблем ее жизненного цикла являются работы по изучению удовлетворенности семейными отношениями. Выделяются две группы исследований, соглашающихся в том, что спустя некоторое время после заключения брака, обычно после рождения первого ребенка удовлетворенность браком у обоих супругов начинает уменьшается, но по- разному оценивающих дальнейшую динамику удовлетворенности. Многие исследования говорят в пользу того, что с увеличением стажа брака удовлетворенность супругов семейной жизнью линейно, перманентно уменьшается. Другая точка зрения, в том числе X. Фелдмана, Гр. Спаниера и коллег, говорит о U-образном характере динамики удовлетворенности: падение ее на средних стадиях семейного цикла постепенно останавливается, а у супругов со стажем 18—20 лет и более, наблюдается подъем. Однако, повышение удовлетворенности браком на поздних стадиях может быть лишь артефактом исследования . Причинами его могут быть :
1) так называемый «когортный эффект (чем более поздняя стадия брака подвергается исследованию, тем больше вероятность, что неудовлетворенные браком супруги развелись, а остались удовлетворенные браком),
2) возрастные изменения, обеспечивающие осмысление своего брака супругами на поздних стадиях как успешного;
3) с возрастом, в силу механизма социальной желательности, люди склонны умалчивать о своих проблемах,
4) действие механизма когнитивного консонанса: поскольку супруги женаты много лет, а развод с возрастом становится все более трудным психологически, может возникнуть убеждение, что брак удовлетворителен,
5) снижение значимости семейных проблем, а также общей напряженности жизни (снятие ситуации «ролевого стресса») по сравнению с периодом родительства, в котором профессиональная роль и карьера постоянно конкурирует с родительской ролью, карьерой, индивида,
6) особенно существенно расширение возможностей
самореализации и товарищества (общения) между
родителями (жесткие и сложные ролевые требования, а также помехи общению, возникающие при воспитании детей, при уходе детей их семьи отпадают),
7) на удовлетворенность супругов браком оказывает влияние прежде всего возрастной период, в котором в данный момент находится их ребенок (наиболее сложным для многих семей является этап подростничества детей).
В рамках системного подхода подробное описание жизненного цикла семьи дано в системной психологии Дж. Хейли: во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений, структурной реорганизации, адаптации к текущей ситуации и выработки нового образа (Эриксон М., Хейли Дж., 2001). Периоды стабилизации в точке перехода сменяются кризисными периодами, успешность прохождения которых влияет на функционирование семьи на следующих этапах. Данный процесс обычно сопровождается личностным ростом членов семьи. Однако, в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм “регрессии”) либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм “фиксации”). И если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затрудняется, мешая прохождению очередного нормативного кризиса.
Таким образом, семья в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых заключает в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом. С переживанием кризиса связан риск неопределенности будущего, естественный для любого развития, и столь же естественное стремление избежать этого риска. Если семья как система пытается избежать изменений, обусловленных ее
естественной динамикой, то это может стать источником возникновения негативной симптоматики у ее членов — психосоматических, сексуальных, эмоциональных
расстройств. Выход из кризиса сопровождается либо установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия, либо (при попытке любой ценой сохранить прежний тип взаимодействий) — нарастанием отчуждения, разрушением внутрисемейных отношений, вплоть до развода, не только в моменты потерь, в том числе перинатальных, но даже и в ситуациях ожидания и рождения ребенка.
В целом, решением проблем этого типа занимается психологическая репродуктология. Современные подходы к диагностике и лечению бесплодия, девиантного материнства и отцовства, выкидышей и абортов, иных нарушений репродуктивного здоровья определяются, как правило, традиционными - медицинскими - методами, которые включают в себя поиск морфологической, эндокринной или инфекционной патологии, которая может нарушить репродуктивную функцию. Однако, в некоторых случаях причины бесплодия и иных нарушений репродуктивного процесса и функций не явны. Поэтому необходимы интегративное изучение и комплексная терапия нарушений репродуктивного здоровья предполагает анализ и трансформацию психологического статуса супружеской пары, а также анализ и трансформацию психосоциальных условий и особенностей их развития, и жизнедеятельности. Необходима психологическая репродуктология, системное изучение психологических причин и последствий репродуктивных нарушений, факторов и компонентов репродуктивного здоровья и нарушений репродуктивного здоровья. Психологическая репродуктология - раздел психологии и раздел репродуктологии, посвященный психологическим аспектам репродуктивного здоровья и репродуктивных нарушений (Арпентьева М.Р., 2016а;
Арпентьева М.Р., 2016b; Арпентьева М.Р., 2018а). Хотя в современной психологии и медицине существует достаточно большое количество работ, отмечающих взаимное влияние психической и социальной сфер на сферу репродуктивного здоровья человека, в отечественной науке и, тем более, практике эта проблема во многом игнорируется, а в зарубежной - сводится к проблемам личностного, реже - межличностного развития. Вместе с тем, несмотря на то, что традиционная медицина не уделяет значительного внимания нравственным и психологическим факторам исцеления нарушений репродуктивного здоровья и поддержания здоровья, в клинической психологии, социальномедицинских исследованиях, а также нетрадиционной медицине, этим факторам отводится весьма много места. Относительно широко изучен вопрос о влиянии психологических травм у одного или обоих партнеров, внутренних барьеров и социально-психологической дезадаптации личности, ряда иных факторов, лежащих в основе сексуальных и репродуктивных нарушений психогенного происхождения. Однако, почти не раскрыто влияние психологических и нравственных взаимоотношений супругов / партнеров, а также духовно-нравственных отношений супругов к себе и миру, психологическое содержание сексуальных отношений. В большинстве современных исследований внимание специалистов сконцентрировано на патологических аспектах репродуктивного цикла человека, игнорируют вопросы репродуктивного и сексуального здоровья.
Одна из распространенных моделей нарушений репродуктивного здоровья представлена в работах, отмечающих, что опыт бесплодия или девиантного родительства как ситуация невозможности или проблем беременности, который является для одного или обоих членов пары травмирующим событием (Арпентьева М.Р., 2016а; Арпентьева М.Р., 2016b; Арпентьева М.Р., 2018а).
Беременность и ребенок очень важны для супругов, имеющих опыт бесплодия, но негативный опыт препятствует полноценному освоению материнской и отцовской роли, формируя амбивалентное ее принятие. Практики и теоретики много внимания уделяют личностным особенностям и ценностным ориентациям людей с нарушениями репродуктивного здоровья (инфантильность, искаженная
полоролевая идентификация; неадекватные формы
реагирования на стресс; повышенный уровень тревожности и агрессия; осложненные и деструктивные отношения с людьми. У бесплодных людей страдает самооценка, снижается чувство удовлетворенностью жизнью, появляются самообвинения и взаимные обвинения, стремление к изоляции, «бегство в болезнь», риск суицида и переоценка себя, перфекционизм, нежелание и неумение видеть жизнь во всей многогранности. Часто, декларируя, что рождение ребёнка является наиболее актуальной проблемой, пациенты имеют иные приоритеты: нежелание «ворошить прошлое», связанное с неприятными психотравмирующими моментами, со случаями ошибочного или недостойного поведения, фиксация на неполноценности из-за невозможности осуществит родительскую функцию, невротическая ограниченность бытия в целом. Это грозит возникновением и развитием созависимостей и иных дисфункциональных взаимоотношений. Поэтому исследователи отмечают необходимость целенаправленной психологической работы с клиентами /пациентами, в том числе, в процессе применения вспомогательных репродуктивных технологий, коррекции не только личностных черт, ценностей, но и семейно-родовых сценариев.
Часть исследователей акцентирует нравственные причины репродуктивных нарушений: безбрачие и бездетность часто связаны с психологической и нравственной «инвалидностью», переоценкой значимости индивидуальной свободы и независимости, непомерными требованиями к партнёрам, потребительской жизненной позицией, перверсиями как защитами от чрезмерных желаний и зависимостей. Исследователи обращают внимание на необходимости отношений социального служения и взаимопомощи в подготовке к родительству и смягчения стрессов одиночества и бездетности (Арпентьева М.Р., 2016а; Арпентьева М.Р., 2016b; Арпентьева М.Р., 2018а).
Основные направления развития психологической репродуктологии связаны с исследованием причин и направлений помощи людям в сохранении и восстановлении репродуктивного здоровья посредством коррекции личностных черт, межличностных и родовых моделей, а также нравственных ориентиров.
Однако, несмотря на хотя и фрагментарные, но успехи наук о семье, включая репродуктологические науки, психологию и социологию семьи и репродукции, на сегодняшний день, учитывая неутешительные данные демографической статистики, проекты социальной и психологической помощи семьям, в особенности женщинам и, особенно, мужчинам, в вопросах материнства и отцовства находятся лишь на стадии разработки и внедрения.
В рамках женской консультации и школ материнства большое внимание уделяется методикам подготовки к родам, освоению навыков обращения с новорожденными, а также вопросам здоровья и физиологии, в то время как психологический аспект беременности и материнства затрагивается поверхностно. По статистике 70% женщин страдают синдромом послеродовой депрессии, который возникает на фоне тяжелых родов, недосыпания и возникших трудностей по уходу за ребенком и иных проблем и стрессов. По мнению психологов, послеродовая депрессия приводит к переосмыслению матерью роли ее собственных родителей в воспитании детей, что является результатом активизации непроработанных в детстве конфликтов и проблем. Без должной психологической поддержки депрессия может перейти в хроническую форму.
Рождение ребенка, особенного первого, является серьезным испытанием не только для физиологии, но и психики женщины. В последнее время рождение первенца отодвигается к 30-35 годам, когда женщина профессионально реализована и материально обеспечена.
Несмотря на многочисленные исследования и разработки, проблем не становится меньше: социальный стресс нарастает, психологическая помощь лишь отчасти компенсирует проблемы макросоциальных отношений (бездомность и беженство, войны и терракты, голод и нищету, аномию и консюмеризм и т.д.). Помимо макросоциальных проблем, сильно нарушают репродуктивные и родительские функции социальные проблемы мезоуровня и проблемы социально-психологические (Александрова Ю.В., 2000; Безрукова О.Н., 2000; Белогай К.Н., 2012; Берман К.А., 2009; Билецкая М.П., Маликова Т.В., 2008; Бодалев А.А., Столин В.В., 1989; Витакер К., 1998; Воронова А.А.,2008; Воронова А.А., 2008; Глущенко Е.С., Чернова Е.П., 2011; Грицай Л.А., 2011; Гурьянова Т.А., 2004; Добряков И. В., 2010; Захарова Е.И., 2010; Захарова Е.И., Булушева Е.А., 2010; Захарова Е.И., Торчинова Ю.А., 2011; Исупова О.Г., 2002; Исупова О.Г., 2000; Карабанова О.А., 2005; Каримова З.Х., 2007;
Коваленко Н.П., 2000; Коваленко Н.П., 1998; Коваль Н.А., Калинина Е.А., 2007; Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В., 2005; Новикова Е.С. , 2010; Посысоев Н.Н., 2004; Радванова С., 1980; Сенченко Н.А., 2011; Смирнова Е.О., Соколова М.В., Хохлачева И.В., 2010; Сорокина Т.Т., 2003; Спиваковская А. С., 1981; Филиппова Г.Г., 1999; Филиппова Г.Г., Матушевская Н.В., 2011; Васина А.Н., 2005; Цареградская, Ж. В., 2005; Чибисова М.Ю., 2003; Шнейдер Л.Б., 2000; Chalmers Beverly Pregnancy, 1997; Hahn-Holbrook J., Holt-Lunstad J., Holbrook C., Coyne S.M., and Lawson E.T., 2011; Langdridge D., Connoly K., Sheeran P. , 2005; Lewis J., Kingsley J., 1997).
Характерное для западной культуры социальное положение женщины предусматривает не только семейную (супружескую и материнскую), но и профессиональную роль, которая неизбежно влияет на репродуктивные и родительские функции, что ведет к формированию новой модели материнства исходя из психических потребностей женщины, её ценностей и возможностей. Неизбежная трансформация модели материнства не исключает появления её девиантных форм, к которым относится не только отказ от ребёнка, жестокое обращение, отсутствие заботы, но и гиперопека, формирующаяся на фоне болезненной потребности в близком эмоциональном контакте с ребенком (особенно это свойственно матерям одиночкам и возрастным матерям). Избыточная материнская любовь, в результате которой возникает гиперопека, навязчивый контроль, проблема сепарации ребёнка от матери, нарушает систему ценностей женщины, и как следствие, приводит к развалу семьи и пагубному влиянию на развитие и становление личности самого ребенка. "Начиная с XIII века материнская любовь постепенно становится обязательной нормативной установкой. Общество не только увеличивает объём социальной заботы о детях, но и ставит их в центре семейной жизни, причем главная, а иногда даже исключительная ответственность за них возлагается на женщину. В христианстве доминирует роль Богородицы над ролью жены и роль материнства над женственностью в целом. Все ритуалы, весь догмат направлен на создание святого образа материнства.» (Некрасов А., 2015), намного реже, но все также - с увеличивающейся частотов - и отцовства.
В самосознании современной женщины материнство не занимает центральное место, поэтому вступает в конфликт с ее ценностно-смысловой сферой, затрагивающей образование, карьеру, желание вести активный образ жизни, в результате чего, появляется страх перемен, физической и эмоциональной привязанности к ребенку, опасение остаться на "обочине жизни". В такой ситуации женщина рассматривает роль матери скорее из-за социальных установок или давления родственников, не принимая во внимания собственные побуждения. Так противостоянием к навязыванию социумом женщине роли матери и воспитателя появились такие течения как чайлдфри («child» ребенок, «free» свобода) - женщины, добровольно отказавшиеся от материнства и чайлдхейтеры («child» ребенок, «hate» ненавидеть) - люди, ненавидящие детей. В обществе сложилось неоднозначное отношение к морально-этическим сторонам такого выбора. Получается, что в подобных случаях материнское поведение, которое изначально подчиняется врожденным инстинктивным механизмам, полностью подавляется сложными социальными установками. Другой крайностью девиантного проявления материнства является эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в недостатке любви и заботы. В подобных случаях потребности ребенка остаются без внимания.
Опасность неосознанного подхода к материнству заключается в том, что женщина, отстаивающая свои ценности, не раскрывается в физическом и эмоциональном взаимодействии с ребенком, не формируя у него тем самым «базового доверия к миру». Выбирая между карьерой и ребенком, женщина чувствует себя жертвой, исполняющей долг, а не родителем, получающим бесценный ни с чем несравнимый опыт материнства. В результате чего, ребенок считает себя обузой, препятствием на пути профессиональной реализации своей матери, у него формируется чувство вины.
Некоторые женщины испытывают трудности в эмоциональном взаимодействии с ребенком ввиду своей психофизиологической конституции, их язык материнства не сформирован, так в детстве в силу различных причин может быть нарушен эмоциональный контакт с собственной матерью. “Позитивное отношение к материнской роли формируется, как правило, на фоне восприятия мира как доброжелательного и справедливого, а отвергающее — на фоне видения мира как враждебного и несправедливого. При этом образ Я в картине мира также весьма значим: позитивное отношение к возможному материнству имеет тесные связи с ощущением самоценности, а отрицательное — с низким самоуважением и негативным образом Я”. (Карабанова О. А., 2017).
В отечественной психологии феномену материнства посвящено большое количество исследований, в которых изучаемый феномен рассматривается прежде всего в контексте конкретной проблематики: проблемы раннего материнства и подростковой беременности (Е.В.
Андрюшина, М.С. Радионова, О.И. Лебединская, С.О. Кашапова, Л.Л.Баз и др.), последствия позднего материнства (Н.Е. Русанова, А.М. Киселев), эмоциональное состояние женщины в перинатальный период и его последствия (Т.В. Сколбо, А.С. Батуев и др), формы и причины девиантного материнства (О. В. Баженова, И. В. Бутман и др), перестройка смысловой сферы и принятие новой роли (С.Ю. Мещерякова и др), материнский инстинкт и его отсутствие (А.И. Захаров). В теоретических и прикладных исследованиях западных психологов особое внимание уделяется бессознательным проявлениям женщины в период беременности, влиянию детско-родительских сценариев и ценностей на отношение к деторождению (M. Grossman, E. Margolis и др.), также
большое количество научных работ посвящено изучению идеологии феминизма и роли материнства в нем (I. Brown, A.E. Kinser, S. Tucker и др). Стоит отметить, что при всем изобилии научных трудов, посвященных психологическому аспекту материнства, женщина как субъект исследования с её ценностно-смысловой сферой, эмоциональными потребностями и мотивами требует более глубоко изучения и дальнейшей разработки.
В психологической подготовке к материнству важно сделать акцент на принятии и осознании женщиной своей новой роли. Необходимость коррекционных мероприятий, направленных на развитие психологической компетентности женщин в вопросах деторождения, создания позитивного отношения к беременности и родам, а также эмоционального взаимодействия с ребенком, обусловлена увеличением случаев развития девиантных форм материнства. Психологическое сопровождение планирующих беременность и беременных женщин ведет к развитию осознанности, позволяет избежать психологических расстройств, связанных с перестройкой ценностносмысловой сферы женщины.
Еще на самых ранних этапах детства происходит формирование образа роли матери, отношения к родительству, базовых эмоциональных установок и ожиданий от жизни.. Повысить уровень родительской культуры современной российской молодежи можно в рамках учебных заведений, внедряя факультативные занятия, курсы по выбору; проводя открытые уроки, занятия и семинары, посвященные семье; организовывая встречи с многодетными родителями; проводя тематические концерты и праздники, специальные психологические тренинги, посвященные гендерным установкам родительства; знакомясь с их предназначением и отличиями.
Психологическая помощь в контексте осознанного материнства на этапе подготовки к беременности и самой беременности может быть осуществлена в женских консультациях, поликлиниках, перинатальных центрах, в рамках женского клуба в форме групповых или индивидуальных консультаций, включающих в себя психотерапевтические методы, направленные на снижения общего уровня тревожности и невротических проявлений.
При коррекции психологического бесплодия, специалисты, как правило, имеют дело с негативными бессознательными установками, которые влияют на зачатие, протекание беременности и отношение к материнству в целом. Техники психосинтеза, заключающиеся в
разотождевствлении и работы с субличностями, оказываются наиболее эффективными при работе с проблематикой.
В качестве вспомогательного метода психологи могут прибегать к пет-терапия (от англиского слова “pet” - питомец). Например, в помощь психологу будут маленькие собаки, которые подходят женщинам, не реализовавшим свое материнство.
Актуальность же вопроса беременности и родов выражается и в появлении новых специалистов, например, таких, как доула - помощница, которая оказывает практическое, информационное и психологическое содействие, благодаря которому мама включается в пространство поддержки, где она может найти ответы на свои вопросы, ощутить соучастие и подготовиться к рождению ребенка.
Следует обратить внимание, что масштабная психотерапевтическая работа в период беременности недопустима, так как при непрофессиональном подходе и ошибках, возникновении сопутствующих серьезным переменам проблем и травм, может привести к негативным последствия для развивающегося ребенка. Гуманистическая психотерапия особенно актуальна в данном случае, представляя собой направленность на повышение уверенности женщины в своих силах и взаимопонимание с ребенком.
В ходе психотерапевтической работы с женщинами предусмотрено установление эмоционально-позитивного контакта, актуализация психологического состояния женщины, осознание чувств и переживаний, принятие ответственности, осознание новой роли, принятие изменений в ценностно-смысловой сфере, позитивация Я-концепции, перенос позитивного опыта в реальную жизнь.
На начальном этапе обсуждается ситуация идентификации беременности, стиль переживания соматической симптоматики, содержание и динамика эмоционального состояния. Строится первая
психологическая гипотеза динамики развития материнской сферы в беременности и интерференции ценности ребенка с «внедряющимися», проектируется пренатальное взаимодействие с ребенком. (Филиппова Г. Г., 2002 ).
Появление ребенка является экзистенциальным событием в каждой семье, поэтому следует обсуждать смысл деторождения, самого родительства, важность роли матери и отца.
Особое внимание следует уделить налаживанию взаимодействия матери с ребенком в пренатальном и раннем постнатальном периоде. Возможно применение метода гаптономии - общение с ребенком через психотактильный контакт, чтобы установить и гармонизировать отношения.
При работе с беременными женщинами и желающими забеременеть особенно уместно использовать арт- терапевтические методики разной направленности. Арт терапия помогает сформулировать проблемные вопросы, изменить самоощущение, служит способом саморегуляции, поможет расслабляться и при этом включает в состояние потока, который всецело погружает в процесс творчества.
Телесно-ориентированная терапия позволяет освободиться от мышечных напряжений, в результате чего происходит снятие не только телесных зажимов, но и психологических.
Следует отметить, что наблюдается узость психологических подходов при сопровождении матери на стадии активного материнства, а в этот период женщина особенно нуждается в поддержке, так как часто ощущает разочарование от неоправданных ожиданий и ложных представлений о себе в роли матери.
Задача психолога - помочь женщине обрести уверенность в социальной стабильности, помочь всей семье сплотиться и дать возможность маме больше времени проводить с ребенком и с самой собой, помочь побороть страхи и настроить эмоциональный контакт с ребенком и мужем.
"Женщине, которая стала матерью, для того чтобы гармонично встроить в свою жизнь ценность ребенка, предстоит перестроить всю систему жизненных ценностей и интересов. Какую доминирующую оценку материнской роли изберет для себя женщина, такая стратегия материнства и будет реализовываться в поведенческой составляющей. Материнская роль призывает женщину к актуализации сил для нового осознания смысла жизни". (Устинова Н.А., 2009)
Кроме ранее перечисленных форм психотерапевтической работы с молодой мамой может стать тревелтерапия: “Идея трансформирующих путешествий предлагает мотивирующий подход к жизни для тех, кто чувствует себя задушенным обычной жизнью, он показывает, что вещи, которые действительно имеют значение для человека, часто могут быть доступны и приняты только тогда, когда человек выходит за пределы своей обычной жизни и опыта, кого уходит от известного. Некоторым «достаточно» даже небольшого путешествия, в котором человек переживает опыт поддержки, включенности, надежды. (Арпентьева М.Р., 2018b).
Техники фототерапии могут выступить психотерапевтическим инструментом для разрешения внутренних и внешних конфликтов, а также служить формой поддержки в сложный жизненный период.
Женщинам, имеющие ограничения во времени, могут быть предложены не только очные формы консультирования, а также online консультирование посредством современных форм связи, таких как skype, whatsapp, используя видео, аудио, либо текстовый вариант консультирования.
Реальная ситуация показывает, что нет спокойного, естественного отношения к деторождению, которое было у наших предков. Мы сталкиваемся с двумя крайностями: когда на одном ребенке сходятся все ожидания и сложно происходит сепарация матери и ребенка, вторая крайность - эмоциональное отчуждение, непринятие материнской роли.
Задача психолога помочь осознать важность своей роли, увидеть величие материнства, которое заключается не только в служении ближнему, но и особом даре любви и сострадания, преображающего личность.

Литература

Александрова Ю.В. Психологическая помощь в преодолении семейных проблем. - М.: Совр. Гум. Университет, 2000. 86 с. Арпентьева М.Р. Личность и семья: между
жизнеутверждением и жизнеотрицанием. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2018a. 380с.
Арпентьева М.Р. Нравственные и психологические основы репродуктивного здоровья человека // Strategia supravietuirii din peerspectiva bioeticii, filosofiei si medicine. Culegree de articole stiinifice cu participare international. V.22. Chisinau- 2016/ Red: T.N. Tirdea. Moldova, Chisinau: CEP Medicina, Universitatea de Stat de Medicina si Farmacie N. Testemitanu din Moldova, 2016a. 259р. Р.193-198.
Арпентьева М.Р. Семья и самореализация личности: жизнеутверждение и жизнеотрицание. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2016b. 534с.
Арпентьева М.Р. Тревел-психотерапия или
психотерапевтический туризм // Физическая культура, спорт, туризм, двигательная рекреация. - Издательство
Челябинского государственного университета, 2018b. Том 3, № 2. С. 85-91.
Безрукова О.Н. Репродуктивные мотивации женщин// СоцИс: Социологические исследования. 2000. № 12. С.122- 124.
Белогай К. Н. Психологическая готовность к родительству как регулятор репродуктивного поведения// Перинатальная психология и психология родительства. 2012. №3. С. 11-13. Берман К.А. Эмпирическое исследование репродуктивных мотиваций женщин// Вестник ТОГУ. 2009. №3(14). С.207- 212.
Билецкая М.П., Маликова Т.В. Семейная психология и семейная психотерапия. Часть 1. Перинатальный период развития. Учебно-методическое пособие к курсам. СПб.: Издание СПбГПМА, 2008. С.84.
Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. М.: Педагогика, 1989. С.208.
Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта. М.: Изд-во Класс, 1998. С.55.
Воронова А. А. Материнство и самоактуализация
современной женщины// Вестник психологии образования. 2008. №3(16). С.36-38.
Воронова А.А. Сравнительный анализ родительского отношения у незамужних и замужних матерей// Известия Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена. 2008. № 76-2. С.71-76. Глущенко Е.С., Чернова Е.П. Взаимосвязь эмоциональноличностных особенностей матерей из неполных семей и их родительского отношения к своему ребенку // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2011. №1- 2(2). С. 183-201.
Грицай Л.А. Социально-психологическая модель процесса становления родительства в российском обществе начала XXI века// Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2011. №4. С.5-17.
Гурьянова Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов: дис. канд. психол. наук. Барнаул, 2004. С.176.
Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010. С.234.
Захарова Е.И. Родительство как ресурс личностного развития в зрелости// Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2010. №1.С.29-37.
Захарова Е.И., Булушева Е.А. Особенности страхов беременных женщин, связанные с переживанием
внутрисемейной ситуации// Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2010. №1(4). С.90-100. Захарова Е.И., Торчинова Ю.А. Условия становления материнской идентичности// Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2011. №4(4). С.38-48.
Исупова О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины// СоцИс: Социологические исследования. 2002. №4. С.92-99.
Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России// СоцИс: Социологические исследования. 2000. № 11. С.98-107.
Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2005. — с.320.
Каримова З.Х. Жизненные ценности одиноких матерей// СоцИс.- 2007. №6. С.131-134.
Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб.: Ювента, 2000. С. 197.
Коваленко Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: дисс.канд. психол. наук. СПб., 1998. С.150.
Коваль Н.А., Калинина Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. С.351.
Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005. С.240.
Некрасов А. Материнская любовь. М.: АСТ, 2015, 340с. Новикова Е.С. Проблема репродуктивной мотивации в зарубежных исследованиях// Перинатальная психология и психология родительства. 2010. №3. С.48-60.
Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М.: МПСИ,2006. 496с.
Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — с.328.
Радванова С. Социальные и юридические проблемы неполной семьи М.: Прогресс, 1980. С. 99-122.
Сенченко Н.А. Особенности механизмов психологической защиты у беременных женщин// Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2011. №1-2(2). С.155- 158.
Смирнова Е.О., Соколова М.В., Хохлачева И.В. Изменение отношения родителей к детям в начале ХХ1 века//
Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2010. №1. С.81-89.
Сорокина Т.Т. Роды и психика. Мн.: Нов. издание, 2003. 352с.
Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций М.: Просвещение, 1981. С.115.
Устинова Н. А. Внутриличностные детерминанты самосознания матери. Дис. ... канд. психол. наук.
Екатеринбург: УрГУ, 2009. 156с.
Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
Филиппова Г.Г. Материнство: Сравнительно психологический подход// Психологический журнал. 1999. №5. С. 81-88.
Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие . — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — с.240. Филиппова Г.Г., Матушевская Н.В. Взаимосвязь качества привязанности беременной женщины к своей матери в детстве и к мужу во время беременности// Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2011. №1- 2(2). С.159-182.
Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода/ Сост. А.Н. Васина. — М.: Изд-во УРАО, 2005. С.38-41.
Цареградская, Ж. В. Ребенок от зачатия до года. М.: Астрель: ACT, 2005. С.281.
Чибисова М.Ю. Актуальность зарубежных теорий для отечественной психологии: дис. канд. психол. наук. Москва, 2003. С.272.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — с.512. Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии. М.: Институт Гуманитарных Исследований, 2001. 448с.
Chalmers Beverly Pregnancy and parenthood: heaven or hell. South Africa.: Berev Publications, 1997.- р.356.
Hahn-Holbrook J., Holt-Lunstad J., Holbrook C., Coyne S.M., and Lawson E.T. Maternal Defense: Breast Feeding Increases
Aggression by Reducing Stress// Psychological Science 2011. vol.22. р.1288-1295.
Karabanova O.A. et al. Assumptions As A Basis For Attitude Forming To Mother’s Position In Girls // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). No XLIII. 2017 . Р.234.
Langdridge D., Connoly K., Sheeran P. Reasons for wanting a child: a network analytic study// J. Of Reproductive & Infant Psychology. 2005. vol.18, issue 4. p. 321-338.
Lewis J., Kingsley J. Lone Mothers in European Welfare Regimes. Shifting Policy Logics. London & Philadelphia, 1997. p.214.

Источник: Академическое психологическое консультирование: психологическое сопровождение образования 2019 Арпентьева Мариям Р., Валеева Галина В., Гриднева Светлана В., Ключевская Ирина С., Тащёва Анна И., Малышева Евгения В., Максакова Елизавета В., Прусова Александра А., Ромашенкова Евгения С.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.