На главную Психологическое консультирование Теория и практика История консультативной психологии. Предмет, цели и содержание психологического консультирования
История консультативной психологии. Предмет, цели и содержание психологического консультирования
Психологическое консультирование - Теория и практика

1.1. Несмотря на внешнее сходство, между профессиональной деятельностью психологов, врачей, священнослужителей, педагогов и других имеются существенные различия. Сформулируйте их. Проанализируйте приведенные тексты и попробуйте предположить, чьи действия в них описаны, каких целей стремятся достичь персонажи.
A. «Я сел на канапе и провел пальцем вдоль одной из полос на шелковой обивке.
- И что я, по вашему мнению, должен теперь делать?
- Здесь, в Иране, вам, скорее всего, оставаться не обязательно. Это, по сути, не входит в вашу задачу.

- Вы хотите сказать, что имеете какие-то планы на мой счет?..
- Нет, я могу только сделать вам предложение. Решиться на что-то должны вы сами. Я бы, пожалуй, объяснил свою мысль так: вы должны отдать что-то, ничего за это не ожидая и взамен ничего не получив. Смотрите на это как на своего рода односторонний обмен.
- Но у меня нет ничего такого, что я мог бы отдать...
- Тогда, мой дорогой, для вас остается, в сущности, только одна возможность. Вы должны добраться до священной горы Кайлаш, известной также как гора Меру.
- Она здесь, в Иране?
- Нет. Выслушайте меня, прошу вас. Эта гора во многих религиях почитается как центр универсума, мировой лотос. Она располагается посреди высокогорного плато, к сожалению, не здесь, а на западе Тибета, то есть в Китае. Четыре из величайших рек Азии берут начало чуть ли не точно под ней. Четыре стороны Кайлаша соответствуют лазуриту и золоту, серебру и хрусталю. Эту гору вам следует обойти по часовой стрелке; она - своего рода гигантская мандала природы, то есть молитва как обход мира.
- Звучит совершенно невразумительно. И зачем я должен отправиться туда?..
- Многие люди, раньше, еще до культурной революции, даже ползли вокруг священной горы Кайлаш на коленях. Паломники привязывали куски резины к коленям и локтям и после каждого шага, который они делали, простирались ниц, касаясь лбом земли, - они измеряли расстояние длиной своего простертого тела. Вы не желаете последовать их примеру?..
- А что, я должен? Даже не знаю, что вам сказать.
- Дело обстоит так: один-единственный обход вокруг горы смывает грехи целой жизни. Если вам это удастся, вы совершите нечто великое, нечто такое, что поможет восстановить нарушенное равновесие... вы должны сделать это самостоятельно. Иначе, боюсь, ваш поступок не будет иметь никакого смысла» (Крахт К. 1979. - М.: Ad Marginem, 2002. - С. 158-163).
Б. «Пристав был маленький, толстенький, с роскошными усищами и тоскливым взглядом. По виду - ни дать ни взять виноградарь или торговец зерном, каких я видала множество в то лето; даже от самых дверей огромного зала суда, наводненного народом, даже сквозь лес вздымаемых вверх кулаков было видно, что маленький пристав дрожит, как осиновый лист. Раздались отдельные громкие выкрики:
- На виселицу отравителя! На виселицу колдуна!
Пристав нервно потер ладошки.
- Спокойствие, добрые жители Эпиналя! - прокричал он. - Ни я, ни вы не имеем права допрашивать этого человека!.. Нельзя ни с того ни с сего вешать человека. Мы даже не знаем, виновен ли он. Только судья может.
- Судья Реми? - Голос Лемерля легко прокатился по всему залу. - Я наслышан о нем. Человек он, по всему видно, достойный.
- Извел две тысячи ведьм в девяти кантонах!.. Погоди, он скоро приедет!..
- Чем скорей, тем лучше.
Горожане слушали, невольно охваченные любопытством. Теперь, завладев их вниманием, Лемерль обрел силу, с которой те уже не могли не считаться.
- Опасные нынче времена, - сказал он. - Ваша подозрительность вполне понятна. Где сейчас судья Реми?
- Будто ты не знаешь! - пробубнил тот же голос, но уже без прежнего пыла, и некоторые на него громко зашикали:
- Заткнись! Послушаем, что он скажет!..
Лемерль улыбнулся.
- Добрый народ Эпиналя! - произнес он, не повышая голоса. - Я с дорогой душой отвечу на все ваши обвинения. Я даже, пожалуй, прощу вам грубое со мной обхождение, - он указал на изуродованное кровоподтеками лицо, - ведь разве не призывал нас Господь подставлять другую щеку?.. Пусть я человек недостойный, но давайте же вспомним, чьей воле служит здешний суд. Не судье Реми, но тому, кто наш высший судия. И прежде чем приступить, давайте же вознесем молитвы Ему, чтобы спасал и сохранял нас в эти тяжкие времена.
И с этими словами Лемерль вытянул из-за пазухи и воздел вверх в связанных руках свой серебряный крест.
Я втайне улыбнулась. Им невозможно было не восхищаться. Послушно опустились головы, бледные губы зашевелились, произнося Pater noster. Прилив повернул в нужную Лемерлю сторону...
- Требую уважения к здешнему суду! - резко сказал он. - Не проделки ли это Лукавого, сеющего раздор, побуждая честных людей тузить друг дружку, выставляя на посмешище праведный суд? - Зачинщики сконфуженно отступили, стало тихо. - Разве не то же самое происходило всего несколько минут назад на рыночной площади? Неужто вы уподобились лютым зверям?
Наступила мертвая тишина.
- Лукавый засел в каждом из нас, - произнес Лемерль, понизив голос до театрального шепота. - Я вижу его. Ты! - Он указал пальцем на здоровяка со злобной красной рожей. - В тебя он вселил Похоть. Я вижу ее, она, свернувшись клубком, притаилась в глазах твоих. И ты, - обратился он к востроносой женщине, стоящей перед ним, к той, что истошней всех клеймила его, пока он не склонил толпу на свою сторону. - Я вижу в тебе алчность и недовольство. И в тебе, и в тебе, - Лемерль припечатывал теперь уже в полный голос, указывая пальцем на всех подряд. - Я вижу корыстолюбие. Злобу. Жадность. Гордыню. Ты лжешь своей жене. Ты обманываешь мужа. Ты ударил соседа. Ты усомнился в истинности Спасения.
Он обрел над ними власть; я видела это по их глазам. Но даже и теперь одно неосторожное слово - и они без жалости набросятся на него. Лемерль тоже это понимал; глаза его возбужденно сверкали...» (Харрис Дж. Блаженные шуты. - М.: Издательство Ольги Морозовой, 2007. - С. 76-80).
В. «.Ораторы обращали воспламененные лица к слушателям, а те поворачивали внимательные головы к говорившим. Здесь провозглашались и предрекались конец света, спасение через раскаяние, видение седьмого дня, сошествие ангела, столкновение в космосе, здесь сообщалось, что солнце скоро остынет, здесь воспевались дух рода и племени, корень мандрагоры, желчь тигра, достоинство зодиакального знака, дисциплина ветра, аромат луны, власть тьмы, мощь приворота, отпечаток ступни, распятие розы, чистота лимфы, кровь черного кота, оцепенение тени, возмущение приливов и отливов, логика людоедства, безболезненная кастрация, божественная татуировка, мысль выпуклая и мысль вогнутая, плоскость, вертикаль, откос, концентрация, распыление, ампутация голосовых связок, смерть слова» (Сарамаго Ж. Слепота. - М.: Эксмо, 2010. -С. 333-334).

 

1.2. Какие из перечисленных ниже проблем вы могли бы отнести к «чисто психологическим» и почему? Можно ли все эти проблемы считать психологическими на том основании, что у каждой из них могут быть психологические последствия?
Одиночество, постоянная нехватка денег; частая смена места жительства; увольнение с работы; смерть близкого человека; требующее длительного лечения заболевание; конфликт с начальством на работе; плохая успеваемость ребенка в школе; ссоры с соседями по этажу; болезнь пожилого родственника; развод подруги; несвоевременная беременность; постоянная жажда острых ощущений; предательство близкого человека; неудачное вложение денег; необходимость дать деньги в долг; социальная робость; неудовлетворенная сексуальность; переживание профессиональной недооцененности со стороны значимых коллег; беременность дочери; частые и длительные командировки супруга; подозрение, что ребенок впадает в наркотическую зависимость; неудачная покупка; непонимание со стороны близкого человека; непослушание ребенка; отсутствие интереса к основной работе, дающей средства к существованию; социальная несправедливость; зависть к успехам друга/подруги; нежелание выполнять взятые на себя обязательства; отсутствие друзей; страх смерти; переживание скуки; желание постоянно сидеть за компьютером и «плавать» в Сети; страсть к путешествиям; физическая усталость; отсутствие условий для самореализации; аскетизм; частые приступы гнева и ярости; переживание беспомощности; отсутствие личных жизненных перспектив; совершение правонарушения; финансовые обязательства; неисполнение долга в отношении близкого человека; размен квартиры; несправедливое обвинение; нанесенная обида; постоянная конкуренция со знакомыми; нехватка свободного времени; утрата смысла жизни; тяготение к суициду; авантюризм; новое карьерное предложение, требующее жизненного выбора; отъезд за границу; переживание себя «белой вороной»; лживость; жизнь в сфере собственных фантазий; утрата веры; влюбленность; адаптация к новому коллективу; кризис среднего возраста.


1.3. Прочитайте приведенный текст - своеобразную «историю болезни» героя - и попытайтесь определить, какая именно помощь ему необходима: психологическая или психиатрическая. Возможно ли полное восстановление психологического здоровья после пережитого? Почему? Прокомментируйте действия героя по совладанию с травмой. На ваш взгляд, насколько найденный им вариант жизни эффективен? Ответ аргументируйте.
«Когда я открыл для себя Руанду, такой страны не существовало. Во всяком случае, для всего остального мира. Одна из беднейших стран на земле, однако ни войн, ни голода, ни природных катаклизмов - ничего такого, что могло бы привлечь внимание средств массовой информации или подвигло бы продюсеров организовать там рок-концерт.
Я прибыл туда в феврале 1993 года. Все было уже предопределено. Как умирающий, который не падает только благодаря нервному напряжению, Руанда жила энергией ненависти. Ненависти противостояния этнического меньшинства - тутси, стройных и утонченных, и хуту, приземистых и коренастых, составлявших 90 % населения страны.
Я начал свою гуманитарную миссию на стороне угнетенного народа тутси. По другую сторону баррикады находилось ополчение хуту, вооруженное ружьями, дубинками и мачете. По всей стране они избивали и убивали граждан, сжигали их жилища - все совершенно безнаказанно. В составе организации «Земля надежды» мы ездили по стране, привозили провизию и медикаменты, но были вынуждены вступать в переговоры перед каждым блокпостом хуту и все равно приходили слишком поздно. <...>
Конец 1993
Улицы Кигали содрогались от сообщений «Свободного телерадиовещания Тысячи Холмов», которое призывало резать «тараканов». Этот вой преследовал меня повсюду, даже в диспансере, где я спал. Он звучал на улицах, в зданиях, вместе с удушливой жарой проникая сквозь трещины в стенах.
1994
Предпосылки геноцида множатся. В страну ввезено 500 000 мачете. <...> Ничто не может сдержать «Власть хуту» - ни правительство страны, ни ООН, приславшая миротворцев, которые ни во что не вмешиваются. <...>
Апрель 1994
<...> Взорвался самолет президента хуту Жювеналя Хабия- римана... это послужило сигналом к началу резни. «Вы слушаете «Радио Тысячи Холмов». Я уже выкурил с утра косячок. Приветствую парней на баррикадах. Ни один таракан не должен от вас ускользнуть!»
<...> В Кигали повсюду слышится звук, который я никогда не смогу забыть: звук мачете, которыми с угрозой и упоением скребут по мостовой. Лезвиями чиркают по камням, прежде чем вонзить в тело, а затем окровавленные клинки с визгом выдергивают из жертвы.
Всех иностранцев эвакуировали, но «Земля надежды» решила остаться. Мы расположились во французско-руандском центре культурного обмена, где размещались французские солдаты. Сюда же приходят и тутси, ища убежища и защиты, но солдаты уже покинули это место, и мне приходится объяснять несчастным, что здесь им никто не поможет и что Бог мертв.
<...> У меня перед глазами до сих пор стоят полностью вырезанные поселки с ручьями крови. Я снова вижу беременных женщин со вспоротыми животами и человеческие зародыши, размазанные по стволам деревьев. Вижу изнасилованных молоденьких девочек - чтобы не подхватить СПИД, выбирали исключительно девственниц. Сначала с ними забавлялись ради удовольствия, затем с помощью палок им внутрь загоняли бутылки, которые потом разбивали во влагалище.
Не могу сказать, когда в первый раз у меня проявились болезненные симптомы. Скорее всего, это случилось в конце мая во время операции по очистке территории, когда сжигали гниющие трупы. А может быть, и позже, когда началась операция «Бирюза». Одно несомненно: приступ случился в лагере беженцев, там, где гниение, разложение и болезни продолжили то, что было начато геноцидом.
Сначала отнялась левая рука. Было похоже на инфаркт. Но специалист из «Врачей без границ» вынес свой вердикт: в моем случае симптомы не были вызваны органическими причинами. Другими словами, все происходило у меня в голове. Меня отправили на родину в Центральную больницу Святой Анны в Париже.
Я не сопротивлялся, я не мог говорить. Мне казалось. я принял кошмар, свыкся с кровью. Они как будто стали частью меня - так человек приспосабливается жить с пулей, застрявшей у него в мозгу. Но я ошибся, пересадка не удалась, и началось отторжение. Оно проявилось в параличе, что было первым признаком депрессии, которая вскоре поглотила меня целиком.
В больнице Святой Анны я пытался молиться. Но каждый раз это кончалось истерикой и рыданиями. Я плакал так, как не плакал никогда в жизни. Целыми днями. Вместе с душевными муками приходило физическое, почти животное успокоение.
Я заменил молитву таблетками, что, как мне казалось, довершило мое разрушение. Мое мировосприятие - это моя вера. Воздействовать на него - значит совершать сделку с совестью, то есть с Богом. Вот только осталась ли во мне вера? Я больше не чувствую в себе никакой убежденности, никакой сдерживающей силы, никаких барьеров. Достаточно открыть передо мной окно, ияне задумываясь прыгну вниз.
Сентябрь 1994
Изменение курса лечения. Меньше таблеток, больше психоаналитических сеансов. Я, говоривший о своих грехах только священнику, поверявший все свои симнения только Господу, должен был выворачивать душу наизнанку перед безразличным специалистом, в котором уж точно не было ничего высшего. Даже его молчание было зеркалом, в котором созерцала себя моя совесть. Уже сама идея казалась мне чудовищной, основанной на агностическом упрощенном понимании отчаяния человеческой души.
Ноябрь 1994
Независимо от моей воли и вопреки всему появились признаки улучшения. Паралич отступил, истерики с рыданиями возникали все реже, стремление к самоубийству утихло. От двадцати таблеток в день я перешел к пяти и снова мог совершать молитвы, сопровождаемые, правда, невнятным бормотанием и обильным слюноотделением. Антидепрессанты в прямом смысле слова заставляют меня пускать слюни...
Я вновь обрел путь к Богу и стал удаляться от мысли простить Ему то, чему был свидетелем. Я вспомнил об одной фразе, сказанной моим наставником в Риме: «Истинный секрет веры не в том, чтобы простить, а в том, чтобы просить прощения у мира, такого, какой он есть, за то, что мы не смогли его изменить».
Январь 1995
Возвращение в реальный мир. <...> Я был готов заниматься чем угодно, лишь бы быть среди людей. Центр богословского образования в Дроме, зная о моем состоянии, положительно ответил на мой запрос. Я не скрывал своего заболевания.
Меня взяли на должность архивариуса. <...> С помощью ежедневной горсти таблеток и визитов к психоаналитику в Монтелимар два раза в неделю я кое-как держусь. Мне удается скрывать свою депрессию, которая даже здесь - особенно здесь - вызвала бы неловкость и стеснение.
Иногда припадки возобновляются. Я дергаюсь, меня сотрясает нервная дрожь. Или наоборот, мое сознание застывает, как погасшая звезда, наступает апатия, и я пальцем не могу пошевелить. Это может продолжаться часами. Я сижу, раздавленный мыслями, которые поглощают меня целиком: смерть, потусторонний мир, неведомое. В такие минуты Бог опять умирает.
Но вот воспоминания никуда не деваются. Несмотря на все предосторожности, очередной приступ всегда застает меня врасплох. Как ни стараюсь я держаться подальше от радиоприемников, телевизоров и любых источников подобных звуков, стоит мне только заслышать помехи в эфире, как я тут же испытываю непереносимую тошноту и спазмы в желудке. «И пусть ни один таракан от вас не скроется!» Я бегу в туалет и вместе с рвотой извергаю из себя все - желчь, страх, трусость, пытаясь избавиться от них навсегда, но все заканчивается истерикой и рыданиями.
Еще один пример. Я попросил разрешения питаться отдельно от других, чтобы не слышать стук приборов, скрежет и лязг металла. Даже звук стула, передвигаемого по паркету, мысленно возвращал меня на улицу Кигали: убийцы свистят и улюлюкают, а во рвах растут горы тел, которые уже невозможно сосчитать... Прежде чем начать корчиться, я испускал крик и приходил в себя уже в медчасти под воздействием транквилизаторов. Лишнее доказательство того, что я не выздоровел и уже никогда полностью не поправлюсь. Пересадка не удалась, однако не было никакой возможности извлечь инородное тело.
Январь 1996
Я ушел из центра богословия и обосновался в заброшенном монастыре в Верхних Пиринеях. Попытался разобраться в самом себе. Высшее знание. Божественный Глагол. Среди монахов я снова обретал силу, надежду и жизнеспособность. Но лишь до того дня, когда обыденность не стала мне в тягость. После всего, что мне довелось увидеть, невозможно было стоять на коленях и говорить с Небом, зная, что на земле царит ад. Здешние монахи в вопросах души были послушниками. Я пребывал в иных пределах. Я видел истинное лицо человека - с содранной кожей, обнаженными мышцами и торчащими нервами. Его неумолимую, упрямую ненависть. Его ненасытную страсть к насилию. Человека надо излечить от этого зла, я же ничего не могу сделать, живя здесь в тиши, в отдалении от мира. <...>
Сентябрь 1996
Так я присоединился к «Вороньему острову» - поступил в Высшую школу инспекторов полиции в Канн-Эклюз... По всем предметам я получал высшие баллы. Никаких проблем. Даже со спортом. Жизнь аскета и вкус к лишениям сделали из меня грозного противника. К тому же в конце занятий, на стажировке, в боевых условиях в полной мере проявилось мое главное достоинство - чувство улицы. Интуитивное чувство места, инстинкт преследования, понимание психологии преступника. И особенно дар маскировки. <.>
Июнь 1998
В возрасте тридцати одного года я закончил Канн-Эклюз - лучшим в своем выпуске. Первое место давало мне преимущество в выборе вакансии. Через несколько дней меня вызвал к себе директор.
- Вы просите направить вас на работу в ОБПС - Отдел по борьбе с проституцией и сутенерством? <...> Это очень своеобразный вид деятельности. Не уверен, что субъектам, с которыми там придется сталкиваться, нужен полицейский с такими дарованиями, как у вас. <...>
- Вы не поняли. Это они мне нужны.
Сентябрь 1998
Я погрузился в пучину порока. <...> Среди коллег я слыву трудоголиком и карьеристом. <...> Но никто не знает истинной подоплеки моих поступков. Этот первый этап, связанный с похотью, - только один из многих. Первый круг ада. Я хочу узнать зло во всех его проявлениях, чтобы вернее его победить.
Однако окружающие, как всегда, неверно понимают мое душевное состояние. Я счастлив. <...>
Моя болезнь так и не прошла. Даже в центре Парижа, на Страсбургском бульваре или на площади Пигаль, я по- прежнему вздрагиваю от невнятного бормотания рации или от скрежета о тротуар сгружаемых ящиков. Но я придумал, как с этим сладить: рассматривая насилие в прошлом сквозь призму насилия в настоящем» (Гранже Ж.-К. Присягнувшие тьме. - М.: Иностранка, 2008. - С. 97-108).


1.4. По Е. Б. Моргунову, в зависимости от выбранных целей и содержания консультирования психолог будет использовать разные типы воздействий на клиента: авторитарное (предписывающее, информирующее или конфронтационное) или фасилитирующее (катарсическое, каталитическое или поддерживающее). Выделите их в списке приведенных ниже высказываний консультанта. В каких случаях допустимы подобные реплики консультанта?
1. «Не стоит так уж сосредоточиваться на минусах ваших отношений, может быть, попробовать разглядеть плюсы?»
2. «Уверяю вас, что такое поведение ни к чему хорошему привести не может».
3. «А вы напрямую скажите ему, что это вас не устраивает».
4. «Может быть, стоит попробовать другой путь?»
5. «А почему бы не поплакать, если хочется?»
6. «Однажды мне очень помогло то, что я нарисовал свои страхи и обиду на бумаге».
7. «Здесь стоит воспользоваться вот таким комплексом дыхательных упражнений».
8. «Ну, скажи это еще раз. Еще! Громче! Прокричи это! Прокричи так, чтобы он тебя услышал!»
9. «Вы не имеете права злоупотреблять его чувствами и доверием к вам».
10. «Я уверена, что у вас хватит сил преодолеть потерю и вернуться к нормальной жизни».
11. «Обязательно делайте это упражнение несколько раз в день».
12. «Почувствуйте, в какой области вашего тела сосредоточен страх».
13. «А почему бы не начать меняться прямо сейчас?»
14. «Если вы сам не поставите себе пределы, никто за вас это не сделает».
15. «Я сказала что-то обидное, что вы так себя ведете?»
16. «Вы намеренно уходите от обсуждения этой темы? Почему?»
17. «Мне кажется, ваша первая идея перспективнее».
18. «Вы всегда держали себя в ежовых рукавицах, может, стоит когда-то начать потакать себе?»
19. «Вы долгое время жили ради него, может быть, пришло время вернуться к себе?»
20. «Вы никогда не задумывались над тем, что люди не должны быть такими, как вам хочется?»
21. «Думаю, что вы сам - лучший эксперт своей жизни».
22. «Значит, завтра вы попробуете сделать это, хотя бы раз».


1.5. Просмотрите тексты газетных объявлений. Назовите причины, по которым современный отечественный «потребитель психологических услуг», несмотря на их содержательную несостоятельность, обращается не к консультанту и психотерапевту, а к «целителю», «знахарю», «колдуну», «ведуну».
1. «Наследница великого сибирского шамана Ойгуна колдунья Зафира окажет любую помощь в избавлении от сглаза и порчи, снимет венец безбрачия, поможет вернуть близкого человека, вылечит сердечные недуги, поможет в карьере, в достижении финансового благополучия».
2. «Академик Вселенской Парапсихологической Академии, ведущий сотрудник Института паранормальных явлений, обладатель третьего тана китайской школы «Нефилим», мастер фэн-шуй, сертифицированный тренер И. И. Иванов проводит мастер-классы по обучению восточному варианту гипноза, поиску людей по фотографии, управлению паранормальными состояниями и экстрасенсорным техникам».
3. «Потомственный маг в седьмом поколении поможет вам привлечь деньги, найти и удержать спутника жизни, сделать быструю карьеру, излечиться от хронических заболеваний».
4. «Предсказываю судьбу, гадаю на картах Таро и рунах, составляю гороскопы».
5. «Чищу карму, открываю чакры, вывожу в астрал».
6. «Внимание! Если вы серьезно больны, от вас отказались все врачи, ваша последняя надежда - народная целительница- травница Глафира. С помощью уникальных травяных сборов вернет вам здоровье, поставит на ноги, даст надежду на долгую жизнь».
7. «Закрытый клуб «Терра Психо» только три дня в Москве проводит публичные тренинги с приглашением потомка североамериканских индейцев шамана У. Дофи (США). Медитативные практики, техника самопогружения, новейшие, неизвестные в России, телесные и дыхательные технологии, игровые практики самолечения с помощью мачете и мадунга, уникальные формы взаимовоздействия на психику - и это далеко не все, что ожидает участников! Число участников ограниченно».


1.6. Продолжите незаконченные предложения о роли теории в консультировании и аргументируйте полученные варианты.
1. Использование теории в консультировании требует от психолога...
2. В консультировании должна быть использована.
3. Консультирование без теории похоже на.
4. Иногда консультированию не хватает.
5. Без теории невозможно.


1.7. Используя приведенный фрагмент, приложите выделенные А. А. Пузыреем ценности практической психологии к консультированию. Каким должен быть, с вашей точки зрения, «путь консультанта»?
«Всякий человек, если он хочет осмысленно заниматься каким-то делом, должен начинать со своего собственного самоопределения. И самоопределение это должно касаться, прежде всего, предельных целей и ценностей его работы. Для меня таких ценностей четыре.
<.> это, во-первых, установка на “дельную” психологию, то есть такую, которая могла бы иметь дело с реальными проблемами современного человека. <.>
Во-вторых, психология должна быть такой, чтобы она могла иметь дело с “полным” человеком, со “всем” человеком во всей полноте его существа - с человеком, который является не только душевным, но и духовным существом, условием самого существования которого является духовная жизнь, работа над собой, или, говоря иначе, человеком пути.
Третья ценность состоит в том, чтобы и для самого психолога его профессиональная работа могла стать формой серьезной духовной жизни, работы над собой, собственного личностного роста. Чтобы можно было говорить о “пути психолога”, или терапевта, подобно тому, как Михаил Чехов мог говорить о “пути актера”.
И, наконец. Новая психология должна включиться в поиск Нового человека, причем “нового” с большой буквы - в большом, евангельском смысле этого слова» (Пузырей А. А. Психология. Психотехника. Психагогика. - М.: Смысл, 2005. - С. 291-292).


1.8. Из приведенного списка выберите наиболее подходящий, по вашему мнению, символ для выражения сущности консультирования. Ответ аргументируйте. Предложите свой символ.
Круг, квадрат, треугольник, крест, пентаграмма, мандала, спираль, зигзаг, инь-ян, сердце, стрела, звезда, пирамида, лабиринт, цветок, рука помощи, кристалл, книга, пещера, свеча, концентрические фигуры, сфера, поток света, рука, отпускающая птицу, лестница, волна, параллельные прямые, перекресток, радуга, молния, лицо, греческая буква Ф, чаша, два стакана, колесо, дерево, знак бесконечности, лента Мебиуса, штурвал, бабочка.


1.9. Прокомментируйте приведенные высказывания. Какие из них вам представляются верными, а какие неправильными и почему? Как бы вы сформулировали сущность профессии консультанта?
1. Консультирование - отдельная профессия.
2. Функции консультанта-психолога и функции консуль- танта-продавца сходны.
3. Психологическое консультирование всегда находилось и находится в оппозиции к психиатрии.
4. Консультирование можно определить как персональное психологическое руководство людьми, оказавшимися в трудных жизненных обстоятельствах.
5. Консультирование занимается вопросами, связанными с благополучием, личностным ростом, карьерой и психическими расстройствами клиентов.
6. Консультирование проводится как с людьми, считающимися вполне благополучными, так и с теми, кто имеет значительные проблемы.
7. Консультирование есть не столько средство развития личности, сколько способ вмешательства в нее.
8. Консультирование имеет междисциплинарный базис.
9. Современное консультирование акцентируется на личностном росте и саморазвитии.
10. Консультирование является «альтруистической и благородной профессией», привлекающей «заботливых, добросердечных, дружелюбных и внимательных людей».


1.10. Из приведенного перечня выделите так называемые транстеоретические модели консультативной помощи. Выбор аргументируйте.
Психоаналитическая модель (3. Фрейд); модель «умелого помощника» (skilled helper), осуществляющего «менеджмент проблем» (Дж. Иген); личностно-центрированная модель консультирования (К. Роджерс); модель «самоутверждения» (Дж. Эндрюс); когнитивно-аналитическая терапевтическая модель (А. Райл); нарративная модель (Дж. Комбс, Л. и Э. Люборски, М. Уайт, Дж. Фридман); терапия реальностью (У. Глас- сер); рационально-эмотивная модель (А. Т. Бек, А. Эллис).
Источник: Сапогова, Елена Евгеньевна. Консультативная психология: кейсы и творческие задания: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. - Москва: МПГУ, 2020. - 248 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.