На главную Психологическое консультирование Теория и практика Консультативная психологическая помощь семье
Консультативная психологическая помощь семье
Психологическое консультирование - Теория и практика

Организация, этапы и методы семейного консультирования


Задание 1. Определите, какое высказывание, обращенное к клиенту, принадлежит квалифицированному, а какое неквалифицированному психологу.
1. «Вы просто чувствуете давление. У меня тоже так бывает. Я чувствую давление обязательства перед своей семьей и иногда мне кажется, что у меня не остается времени на себя и на удовольствия».
2. «Я вижу, вас начинает утомлять то, что вы не отстаиваете свои права в некоторых ситуациях. Есть ли в этом смысл?»
3. «Что вы говорите? Скорее всего, вы ошиблись в оценке его состояния».

4. «Задумывались ли вы над тем, какой вред вы себе причиняете?»
5. «В вас есть сила. У вас много сил».
6. «Что, собственно, вы имеете в виду, говоря, что с вами все плохо?»
7 «Вам кажется, что вы ни на что не способны. Не могли бы вы рассказать мне о каком-нибудь инциденте, когда вы чувствовали себя подобным образом? »
8. «Скажите: "Ты меня удивил" еще раз».
9. «Мне не нравится, что вы не можете смотреть мне в глаза».
10. «Почему бы вам не говорить более откровенно».
11. «Вы действительно не поняли мой вопрос!»
12 «Мы с вами уже об этом говорили, вспомните...»
13. «Кто вам сказал, что это правильно? »
14. «Если вы мне не верите, нам нет смысла продолжать беседу».
15. «Мне больно это слышать от вас».


Задание 2. Определите содержание позиции практического психолога, выраженной в характеристике своих возможностей для клиента.
1. «Как психолог я могу с помощью различных методик определить личные качества вашего ребенка, его склонности, сориентировать его в выборе профессии».
2. «Внимательно выслушаю вас, попытаюсь разобраться в ваших проблемах».
3. «Вас внимательно выслушают, попробуем вместе с вами разобраться в ваших проблемах».
4. «Я постараюсь помочь вам разобраться в причинах вашего состояния и попытаться наметить пути выхода из него».
5. «Как психолог я могу производить диагностическое обследование личности, готовности ребенка к школе...»
6. «Я могу почувствовать ваше состояние и попытаться помочь вам разобраться в том, что с вами происходит».
7. «Я готова выслушать и помочь вам, если есть такая необходимость».
8. «Я готова помочь вам разобраться в проблемах вашей жизни, если они есть, разобраться в самом себе».
9. «Я могу помочь вам глубже понять себя, и то, как вы строите ваши отношения с другими людьми».
10. «Я готова работать с вами, чтобы найти возможность понять себя».
11. «Я готова сделать диагностику, организовать деловую игру и т. п.»
12. «Готов помочь вам разобраться в себе и разрешить возникшие у вас проблемы».
13. «Готова помочь вам почувствовать себя увереннее в жизни, в общении с людьми».
14. «Я могу помочь разобраться в проблеме и попытаться решить ее доступными мне средствами».
15. «Готова выслушать вас и вывести вас на вашу проблему».
16. «Я готов выслушать вас и решить ваш вопрос».
17. «Я могу выслушать вас, понять и сформулировать для себя вашу проблему».

Задание 3. Опишите типы задач взаимодействия клиента с психологом и заполните следующую таблицу:

Задачи взаимодействия клиента с психологом

Система оценок психологической информации клиентом

Заказ клиента на работу

1. Социальные задачи

 

 

2. Этические задачи

 

 

3. Нравственные задачи

 

 

4. Психологические задачи

 

 

 

Задание 4. Определите, какую задачу взаимодействия с практическим психологом поставил перед собой клиент.


1. «Дайте мне, пожалуйста, какие-нибудь тесты — жену хочу проверить».
2. «Я боюсь, что мой ребенок не совсем нормальный».
3. «Я бы хотел, чтобы вы объяснили моей жене ее ошибки в воспитании ребенка».
4. «У меня ничего не получается, я чувствую себя не таким, как все люди».
5. «Не знаю, сумеете ли вы мне помочь, но для меня вы — последняя надежда».
6. «Мне кажется, что меня вам будет трудно понять...»
7. «Всю жизнь стремились к чему-то, а теперь вот не знаем, как быть».
8. «Я же им добра желала, не поверите, все для них».
9. «Если бы вы мне сказали, что я все делаю правильно, я была бы счастливым человеком».
10. «Я не чувствую счастья в жизни, или его совсем нет? »
11. «Никому, пожалуйста, не говорите, что я у вас была, так стыдно, что сама не могу со своим ребенком справиться...»
12. «Помогите, сделайте хоть что-нибудь с ним, он с ума сходит».
13. «Он злой, страшный человек, вы это сами увидите».
14. «Я хочу, чтобы вы помогли мне разобраться в моих чувствах»
15. «Я не хотела к вам идти, но ситуация вынуждает, люди думают...»
16. «Я все о нем, да о нем, а ведь хотела говорить о себе — так душа болит, ноет все время».

5. Опишите методы воздействия и их функции в ситуации интервью

Метод

Описание метода

Функция метода

Интерпретация

 

 

Директива (указание)

 

 

Совет (информация)

 

 

Самораскрытие

 

 

Обратная связь

 

 

Логическая последовательность

 

 

Воздействующее резюме

 

 

Открытые вопросы

 

 

Закрытые вопросы

 

 

Пересказ

 

 

Отражение чувств

 

 

 

Задание 6. Выполните задания на освоение техники обратной связи как метода воздействия в ситуации интервью.
1. Поставьте вопрос к высказыванию, обоснуйте вопрос к высказыванию, обоснуйте необходимость постановки именно этого вопроса. Соответствует ли Ваш вопрос созданию предмета профессионального взаимодействия?
Высказывания:
1. «С ним вечно что-то случается».
2. «Бесполезно с ним о чем-то говорить».
3. «Было бы лучше, если бы мы жили подальше друг от друга».
4. «Не хочу о нем говорить».
5. «Бросьте, кто будет меня слушать».
6. «Разве в нашей жизни что-то можно изменить?»
7. «Лучше умереть, чем идти в школу».
8. «Я уже этих глупостей наслушалась».
9. «Вы у нас последняя надежда».
10. «Не о чем больше говорить».
11. «Да не переживайте за него, он этого не стоит».
12. «Вам хорошо говорить, вас этому специально учили, а нам каково?»


2. Определите, какой из вопросов психолога к высказыванию в большей степени отражает назначение обратной связи как метода воздействия в процессе интервью: «Мой ребенок всегда действует необдуманно».


Вопросы психолога:
1. Почему вы так считаете?
2. Почему вы так решили?
3. Как вы думаете, это его реакция на поступок?
4. Он сам сожалеет об этом?
5. Давайте вместе поглядим, в чем это проявляется.
6. Может быть, вы ошибаетесь?
7. В каких ситуациях это проявляется?
8. Вы заметили, как к этому относятся окружающие?
9. Могли бы вы вспомнить ситуацию, когда он действует необдуманно?
10. В чем вы это увидели?
11. А какие действия вы имеете в виду?
12. В чем, вы считаете, это проявляется?
13. Вас тревожат последствия этих действий?
14. В чем это выражается?
15. Что вы чувствуете, когда видите необдуманный поступок ребенка?
16. А как это проявляется?


Задание 7. «Выразите свое впечатление от воздействия открытого и закрытого вопроса. Какой тип вопроса, по Вашему мнению, оказывает более сильное воздействие?»

Открытые вопросы

Закрытые вопросы

1. Расскажите подробнее об этом...

Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

2. Что было дальше?

Обо всех ли последующих событиях вы рассказали?

3. Что вы чувствуете?

Не могли бы вы рассказать о своих чувствах?

4. Что вы делаете?

Делаете ли вы что-то?

5. Почему молчите?

Может мы поговорит об этом?

6. Сколько раз вы это повторили?

Расскажите подробнее о том, повторяли ли вы это.

7. Это все?

Все ли вы сказали?

8. Кто вам это сказал?

Как вы это узнали?


Задание 8. Проанализируйте следующие резюме психологов-консультантов, определите по пятибалльной шкале эффект их воздействия (5 - максимальное воздействие, 0 - минимальное воздействие). Дайте обоснование своей оценки на основе личного впечатления от воздействия резюме.
1. «Мы должны попрощаться. Надеюсь, что Вы поняли, насколько были неправы, когда оценивали Вашу ситуацию как безнадежную. Теперь для Вас есть надежда, правда?»
2. «Думаю, что Вы удовлетворены тем решением, которое сейчас приняли. Оно принесет Вам новые чувства. Удачи Вам, до свидания.
3. «Помните, что не все так плохо, как казалось. У Вас еще столько возможностей начать новую жизнь».
4. «Сегодня Вы придете домой и обязательно скажете, что очень их любите. Скажете это так, как мы с Вами здесь говорили. Я уверена, что Вы это сделаете».
5. «Мы с Вами нашли столько новых качеств в Ваших отношениях с ребенком. Не забывайте о них, это поможет Вам не тратить силы на повторение старого».
6. «Да, Вы должны попросить у ребенка прощения. Это единственное, что Вы еще не успели сегодня сделать. Вы это сделаете сегодня, именно сегодня».
7. «Я уверена, что Вы нашли верное решение. Следуйте ему.
8. «Не будем больше тратить время на дискуссии, попробуйте тот «рецепт», который Вы сами себе прописали. Я его полностью одобряю и поддерживаю».
9. «Нет смысла в дальнейшем обсуждении. Мы давно уже ходили с Вами по кругу, пора с него сойти. Делайте сегодня следующее...»
10. «Не бойтесь выполнить, не бойтесь себя. Все будет хорошо. Действуйте!»


Задание 9. Какой из вариантов самораскрытия психолога Вы считаете профессионально необходимым, а какие, по Вашему мнению, превышают меру профессионального воздействия психолога?
1. «В моей практике встречались похожие ситуации. ».
2. «Я знакома со многими психологическими теориями, но мне ближе такие идеи.».
3. «Я долго размышляла над вашей ситуацией, думаю, что могу Вам предложить следующее.».
4. «Ваш рассказ вызвал у меня противоречивое впечатление, я хотела бы уточнить следующее.».
5. «Мне показалось, что Вы не всегда искренне рассказывали о своем сыне. ».
6. «В моей жизни также были случаи, когда я не могла справиться со своими чувствами.».
7. «Мне кажется, что я чувствую, как Вам трудно выразить это».
8. «Я бы не стала так делать, если бы была на Вашем месте, это ничего не дает, так как.».
9. «Я не вижу логики в ваших словах, по-моему, было несколько иначе, так.».
10. «Вы хотите, чтобы я Вас пожалела, да, я Вам сейчас сочувствую, потому что Вы искренне страдаете, а не притворяетесь».
11. «Думаю, что моя биография здесь ни причем. »
12. «Вас интересует мой ребенок? Да, у него есть проблемы в школе, но это уже другой разговор, не правда ли. ».
13. «Простите, но я бы не хотела обсуждать с Вами свою биографию.».
14. «Спасибо за совет, я им обязательно воспользуюсь. ».


Задание 10. Выполните задания на освоение отражения чувств как метода воздействия. Сформулируйте, какие чувства вызывает у вас лично высказывание психолога, обращенное к другому человеку в ситуации интервью. Ваша задача состоит в том, чтобы отрефлексировать и предвидеть содержание чувств возможного собеседника психолога.
1. «Мне кажется, что ты не всегда доволен самим собой»
2. «Мне кажется, то, что есть и как ты об этом думаешь, не всегда одинаково».
3. «Чувствую, тебе иногда хотелось бы быть другим».
4. «Нам трудно понять друг друга, так как ты часто выдаешь себя за другого».
5. «Может быть, я смогу помочь тебе понять себя?»
6. «Мне кажется, что ты иногда раскаиваешься в своих поступках, хотя иначе поступить не можешь».
7. «Мне кажется, что тебе бывает трудно с самим собой, тебе не хотелось бы стать другим?»
8. «Мне кажется, что иногда тебе хочется быть непохожим на окружающих тебя людей».
9. «Думаю, что тебе больше нравится играть с мальчиками, чем с девочками?»
10. «Тебе бы хотелось кому-то следовать в правилах поведения в жизни?»


Консультирование по проблемам супругов


Задание 1. Проанализируйте предложенные ниже ситуации, сформулируйте проблему и предложите варианты се решения.
Ситуация 1.
За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: «Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?» Муж: «Газету читаю». Супруга: «А вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по специальности, ты бы уже давно кандидатскую защитил». Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода.
Ситуация 2.
В психологическую консультацию обратилась за помощью молодая женщина. Запрос: с момента рождения ребенка муж потерял интерес к ней и к ребенку. Ни в чем ей не помогает, домой стал приходить поздно.
Ситуация 3.
За психологической помощью обратилась женщина 30 лет. Не замужем. Живет вместе с родителями. Замуж выходить она не намерена - не хочет возиться с хозяйством, ребенком. Но мать настаивает на замужестве, причем в форме криков и скандалов. Запрос: «Как мне добиться того, чтобы мать, наконец, оставила меня в покое?»
Ситуация 4.
За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Супруга жалуется на то, что муж ей не хочет помогать по хозяйству, а она очень устает, поскольку целый день вынуждена находиться в квартире одна с маленьким ребенком. Реакция мужа: «Я ей помогаю по мере возможности, но порой мне кажется, что супруга просто хочет меня эксплуатировать».
Ситуация 5.
В консультацию обратилась Ирина, 27 лет. «Мы с мужем постоянно ругаемся, а бывает, и деремся. Хорошо еще, что детей у нас нет. Вроде бы самое правильное — развестись, однако развод повредит карьерам обоих, да и площадь делить не хочется. Можно ли спасти наши отношения?»
Ситуация 6.
За психологической помощью обратился Виктор, 44 года: «Я прожил с женой 25 лет. Недавно встретил девушку на 20 лет моложе и, кажется, влюбился. Нс могу сделать выбор: уйти к ней или остаться в семье?»
Ситуация 7.
В консультацию обратилась Варвара, 33 года: «От меня ушел муж. Я не могу понять почему? Маленький сын — тоже. Папа живет теперь отдельно. Один, с удовольствием помогает нам, видится с сыном, а я как будто умерла. Трудно сохранять присутствие духа...»


Задание 2. Проведите анализ консультативных случаев и ответьте на вопросы.
Ситуация 1. За психологической помощью обратилась супружеская пара. Проблема состоит в следующем. Супруги в браке 10 лет, имеют 2-х детей — 8 лет и 3 года. Из отношений ушла страсть, огонь. Семья находится на грани развода. Как говорит клиентка: «Быт заел». Муж хочет иметь 4-х детей. Жена родила 2-х. и больше забеременеть не получалось. В последнее время общение между супругами стало более поверхностным. Ситуация осложняется тем, что муж полюбил другую женщину. Отношения стали ещё напряжённее. Жена в шоке, в слезах. Муж в растерянности.
Психологические особенности мужа: спокойный, сдержанный, молчаливый.
добрый, ухаживает за тяжело больной бабулей. Много работает. На себя времени нет. С женой общается мало, по делу в основном.
Жена. Именно жена нашла психолога, хотя муж был инициатором похода. Красивая, эмоциональная, чувствительная молодая женщина. Очень общительная, открытая. Много говорит. Жена в отчаянии, не хочет развод. Любит мужа. Беременна 3-м ребёнком. Об этом супруги узнали недавно.
1) В чем проблема, на ваш взгляд?
2) Можно ли помочь семейной паре сохранить отношения?


Ситуация 2.
В консультацию обратилась Наталья, 27 лет. У нее трое детей: пять лет, три года и один год. Говорит, что безумно их любит, денег на них никаких не жалеет, способна купить любую игрушку, любые сладости. Из ее рассказа: «Но, если они начинают баловаться и меня не слушают, я кричу на них, бью посуду. Дети плачут - я успокаиваюсь. Мне иногда хочется всех детей заново родить и быть доброй матерью. Дети у меня умницы, красивые, они заслужили другую мать - хорошую. Не такую как я. И с мужем тоже не ладно. Дома он все делает, на работе его ценят, но, когда выпьет - мне его убить хочется. Я не сумасшедшая и не душевнобольная. Может, мне мужа бросить, чтобы не было этих приступов отчаяния, злости, зависти к другим, счастливым женщинам? Ведь у меня много подруг, и все они счастливы. А меня точно проклял кто-то с рождения? ничего не ладится, семейная жизнь не клеится, дети не слушаются».
1) Определите основные проблемы этой семьи.
2) В чем причина такой позиции матери?
3) Как помочь женщине?


Задание 3. Проанализируйте представленную ниже ситуацию и предложите решение. Подумайте, зависит ли решение проблемы от позиции, которую занимает психолог? Если да, то сделайте вывод относительно ответственности психолога за решение данной проблемы.
Ситуация 1.
Молодая семья, не имеющая детей, состоит из мужчины 35 лет, успешного финансиста, и жены 27 лет, перспективного менеджера в большой торговой организации. Разговоры супругов очень часто касаются вопроса «завести детей», инициирует их супруг. Муж говорит, что «без детей - это не семья». Жена утверждает, что «в современном мире важнее стать настоящим Человеком и самореализоваться в том, к чему у тебя есть способности». На этой почве у супругов частые конфликты, намечается угроза развода.
1) Опишите алгоритм работы.
2) В чем заключается проблема семьи?
3) Как Вы видите решение проблемы?
Ситуация 2.
На встрече с психологом Ольга рассказывает: «Нашей молодой семье два года. И все бы хорошо, но никак не могу понять и принять отношения моего мужа с его мамой. Понимаю, что мать - это святое, но, когда муж во главу угла ставит ее интересы, а мое мнение вообще не учитывается, это сложно переносить. Мне тяжело. Живем мы отдельно от свекрови, но муж очень часто ездит к ней за город и хочет, чтобы я была с ним. Часто возникают конфликты. Проблемы начинаются «на ровном месте». Свекровь обижается на какие-то слова, когда я просто высказываю свою точку зрения на ситуации в нашей семье. Муж требует моего извинения по каждому поводу, ссылаясь на возраст матери. Наши беседы с мужем, как правило, ни к чему не приводят, каждый остается при своем мнении. Я так больше не могу».
1) В чем заключается проблема семьи?
2) Возможное решение проблемы (напишите алгоритм работы психолога).
Ситуация 3.
В консультацию обратилась Елена, 35 лет. «Я замужем 15 лет, отличная семья, дети. Не скажу, что это была безумная любовь, но все 15 лет прожили в мире, согласии, понимании. Мой муж для меня и друг, и помощник, и советчик во всем. И вот, что называется, роковая страсть. Может быть, не стоит поддаваться ей, подвергать страданиям и лишениям близких и дорогих тебе людей и продолжить мечтать по ночам о сказочном принце... А может, все же набраться смелости быть счастливой... Я пока не решила. Но вопрос в другом: как о решении уйти из семьи (заметьте, весьма благополучной!) сообщить мужу? Я очень уважаю его, по-своему люблю, благодарна за все годы, прожитые вместе. Но чувствую, что разговор этот неизбежен. Как свести к минимуму его неприятные последствия, какие выбрать слова, чтобы по возможности меньше ранить близкого человека? Все рассказать и просить понимания и поддержки? Поставить перед фактом и гордо уйти, хлопнув дверью? Обидеть и разозлить намеренно, чтобы притупить боль от обиды и предательства? Посоветуйте что-нибудь...».
1) Дайте анализ сложившейся ситуации.
2) Как помочь клиенту? Какие пути Вы видите в разрешении данной ситуации?
Ситуация 4.
В консультацию обратилась Евгения, 16 лет. «Семья.. .Как это много значит для человека. Каждому свой дом несет радость, каждый стремится поскорее войти в него. От него так и веет теплом. А мне он кажется холодным, и нет никакого желания возвращаться домой после школы. Для каждого отец и мать - самые близкие и родные. А мне они кажутся то близкими, то очень далекими. Отец относится к матери с презрением, упрекает ее в неверности, доводит до слез и скандалов, а она все терпит. Не пойму только, почему, ради чего и кого она это делает? Неужели ради меня? Но видеть ее слезы, слышать их скандалы - разве это не пытка?! Когда я была маленькой, я этого не понимала. Но сейчас, когда мне 16, я не могу этого видеть, не могу больше жить в этом доме.
1) Охарактеризуйте проблемы данной семьи.
2) Каковы могут быть причины подобного поведения супругов?
3) Каковы могут быть последствия такой семейной жизни для девушки?
Ситуация 5.
За консультацией обратилась женщина, которая обеспокоена отношениями внутри семьи ее дочери. По ее мнению, муж ее дочери недостаточно уважительно относится к своей жене: дает мало денег, часто без предупреждения приводит гостей, несколько раз не ночевал дома. На требования матери развестись дочь ответила категорическим отказом и обвинениями, что мать хочет сделать ее несчастной.
1) Проанализируйте ситуацию.
2) Определите этапы семейного консультирования с указанной проблемой.


Задание 4. Ниже приводятся конкретные ситуации из практики работы
психолога с семьей. Вам нужно указать правильный способ поведения психолога в каждой ситуации.
Ситуация 1.
Семейная пара пришла на консультирование, но при этом один супруг считает это необходимым, а другой это отрицает. Предложите возможные действия консультанта.
Ситуация 2.
Пришедшая на консультирование семья выражает сомнение в компетентности консультанта, подчеркивает его молодость, недостаток опыта в разрешении специфических проблем и т.д. Каковы возможные действия консультанта?
Ситуация 3.
Семья в процессе консультирования нарушает первичный контракт. Один из супругов не приходит на консультирование. Каковы возможные действия консультанта?
Ситуация 4.
На консультации члены семьи игнорируют консультанта, включившись в бурное эмоциональное взаимодействие. Каковы возможные действия консультанта?
Ситуация 5.
Во время консультации возникла пауза. Проанализируйте возможные действия консультанта. Что можно делать, а что не рекомендуется?
Ситуация 6.
Пришедшая на консультацию семья пытается использовать консультанта как судью, как авторитет, чтобы он рассудил, кто прав, кто виноват в сложившейся проблеме. Каковы возможные действия консультанта?


Задание 5. Выполните тест.
I. Выберите правильный ответ.
1. К принципам семейного консультирования не относится:
а) доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;
б) ориентация на нормы и ценности клиента;
в) анонимность;
г) оказание помощи в виде конкретных советов.
2. Какая информация не является обязательной во время договора о встрече клиента и психолога по телефону:
а) информация о сути проблемы;
б) информация, включающая имена членов семьи, их местонахождение и телефонные номера для контакта;
в) информация об уровне дохода клиента;
г) информация о лицах, проживающих вместе, а также и других людей, вовлеченных в проблему.
3. Субъектный локус жалобы характеризует:
а) того, на кого жалуется клиент;
б) то, на что именно жалуется клиент.
4. Достижение личностного роста, автономии, свободы выбора и ответственности - это главная цель одного из подходов в семейном консультировании, указанных ниже. Какого именно?
а) феноменологического;
б) бихевиорального;
в) психоаналитического;
г) системного.
5. Если один из супругов, пришедших на консультацию, отрицает наличие проблем, а другой считает консультирование необходимым, то это вариант
проявления....
а) агрессии;
б) недоброжелательного отношения к психологу;
в) сопротивление семьи;
г) непрофессионализма психолога.
6. Многочасовая консультация, оценка клиента, излишняя ответственность психолога-консультанта -все это проявление.
а) сопротивления семьи;
б) основных ошибок консультанта;
в) задач консультанта;
г) все ответы верны.
7. Какой принцип семейного консультирования определяет требования исследования психологических особенностей семьи с позиции всех ее членов, «глазами» всех участников семейного процесса?
а) принцип реконструкции истории семьи;
б) принцип стереоскопичности диагноза;
в) принцип привлечения широкого социального окружения;
г) принцип комплексности в работе с семьей.
8. Сопротивление семьи в процессе консультирования можно рассматривать как (выберите правильные ответы)
а) способ сохранения семьей своей автономии, установки приемлемых для себя границ;
б) попытку сохранения привычных стереотипов поведения;
в) способ уменьшения тревоги;
г) все ответы верны.


Консультирование родителей по проблемам детей


Задание 1. Определите, какие чувства вызовут у родителей следующие варианты сообщения психологической информации о ребенке. Сформулируйте словами содержание возможных чувств родителей.
1. «Ваша дочка, как каждый ребенок, развивается своими темпами. Они немного отстают от тех, которые возможны в ее возрасте».
2. «Она часто затрудняется, не справляется при выполнении наших совместных заданий».
3. «Ваш ребенок не полностью использует свои возможности».
4. «Видно, Вы сильно переживаете по поводу неуспеваемости Вашего сына».
5. «Мне показалось, что задания Ваш ребенок не всегда выполняет правильно».
6. «Я чувствую, Вас не все радует в Вашем ребенке».
7. «Я чувствую, Вас беспокоит, как развит Ваш ребенок».
8. «Наверно, Ваш ребенок не очень любит заниматься самообразованием».
9. «Несмотря на ограниченные возможности Вашего ребенка, мы хотели бы приложить все усилия, чтобы помочь ему преодолеть этот барьер».


Задание 2. Разработайте примерные рекомендации для родителей, имеющих ребенка младшего школьного возраста; имеющих следующие трудности в поведении:
а) негативистическая демонстративность;
б) агрессивность;
в) проблемы ребенка в общении со сверстниками.


Задание 3. Дайте анализ приведенных ниже ситуаций с точки зрения семейного консультанта. Какие методы вы могли бы предложить для изменения семейной ситуации? Какие рекомендации (предписания) можно дать родителям и детям?
Ситуация 1.
Мальчик 5 лет ни с кем не играет в детском саду, кроме одной девочки. Если ее нет в группе, он требует, чтобы родители отвели его домой. Известно, что у него очень дружная семья. Они всюду бывают все вместе, кроме того времени, когда родители на работе, а мальчик в детском саду. Кроме родителей, ребенок иногда бывает у бабушки, но мать мальчика считает, что та плохо на него влияет, поскольку там он делает все, что ему вздумается. Родителей беспокоит поведение ребенка. Мальчик учится в первом классе. По мнению взрослых, он вундеркинд. Считает в уме до 1000. Решает сложные примеры с многозначными числами. Но в школе учится неровно. Может получить «5», а через некоторое время «2». Мальчик в семье поздний ребенок. Отец много работает. Мать занимается воспитанием сына. Есть старшая сестра- студентка. Бабушка считает мальчика ненормальным, говорит матери, что его надо показать психиатру. С сестрой у мальчика отношения не складываются. Она, как и другие взрослые, пытается его воспитывать. Но он не подчиняется. Из-за этого они часто ссорятся. Сестра считает, что мать балует ребенка. Запрос матери - как помочь ребенку хорошо учиться.
Ситуация 2.
Мальчик - первоклассник агрессивно ведет себя по отношению к сверстникам. На уроках исподтишка толкает соседей, колет их кончиком карандаша. Когда учительница спрашивает его на уроке, он чаще всего молчит. Семья мальчика состоит из четырех человек: мама, папа, бабушка и мальчик. Родители с детских пор приучают мальчика к порядку и требуют от него больших достижений. За неправильное поведение наказывают физически. Папа мальчика считает, что, поскольку его воспитывали так же, и он вырос нормальным человеком, то и к ребенку надо предъявлять большие требования.
Ситуация 3.
Мальчик 10 лет боится отвечать у доски. Когда его спрашивают с места, он нормально отвечает, но, когда выходит к доске теряет дар речи. Семья мальчика состоит из мамы и бабушки. Мама очень переживает за успехи ребенка. Когда у него что-то не получается, она выражает такую сильную досаду, как будто это случилось с ней. На приеме у психолога, мальчик, отвечая на вопросы, постоянно оглядывается на маму, как будто боится сделать ошибку. Бабушка до сих пор продолжает работать. Она считает, что дочь излишне переживает. Говорит, что, когда та была маленькой, тоже боялась отвечать у доски, а в старших классах все изменилось.
Ситуация 4.
Мальчик 11 лет часто сбегает из дому. Садится на поезд и уезжает в другие города. На вопрос, почему делает так, говорит, что любит путешествовать. Родители мальчика в разводе, но продолжают вместе заниматься воспитанием сына. Когда у мальчика что-то не так в школе, туда обязательно приходит его отец, у которого есть другая семья, где мальчик любит бывать. Мать мальчика тоже вышла замуж. Отчим обижается, что мальчик с ним не считается и поэтому отстранился от его воспитания. Между двумя семьями нормальные отношения. Они все хотят помочь ребенку, но не знают, как. Запрос родителей - помогите сделать так, чтобы он не убегал.
Ситуация 5.
Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, на снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит.
Ситуация 6.
Девочка, ученица 11 класса, внезапно стала плохо учиться в школе. От классного руководителя девочки родители узнали, что она уже несколько раз пропускала занятия в школе, ссылаясь на головную боль, хотя родителям об этом не говорила. Семья девочки состоит из трех человек. Родители - успешные люди. Год назад, по словам матери, они были близки к разводу, но потом все изменилось. Каждый из супругов много работает. В обычные дни приходят поздно. В выходные предпочитают пассивный отдых, ссылаясь на усталость. Девочка большую часть времени проводит одна. По ее словам. Ей не хватает ощущения семьи.


Задание 4. Проведите анализ консультативных случаев и ответьте на поставленные вопросы.
Ситуация 1.
В консультацию обратилась мать подростка 15 лет с жалобой на то, что он отказывается общаться с ней: прекратил разговаривать, повесил на дверь комнаты замок, питается отдельно (устроился работать на почту). Семья полная. Отношения сына с родителями всегда были дистантными, но в рамках принятых приличий. Сын, по словам матери, уже давно ничем не делится и ничего не рассказывает о себе. Подросток хорошо учится в школе, самостоятелен, сам записался на подготовительные курсы в институт и посещает их. Запрос: помочь восстановить с сыном нормальные отношения. Ваши предположения о возможных причинах поведения подростка.
1) Составьте программу психологического обследования.
2) Что можно рекомендовать родителям?
Ситуация 2.
К семейному психологу обратилась женщина с жалобами на 16-летнего сына, которого она никак не может заставить учиться: «Школу мы еле-еле закончили. Потом я устроила его в училище. Нам очень трудно вставать по утрам, можем проспать, несмотря на то, что я его каждое утро бужу. А тут недавно звонят мне из училища, говорят, что мы под угрозой отчисления из-за прогулов. Я сходила в училище, упросила не отчислять нас, пообещала, что мы сдадим все долги. Я пошла к его одногруппнику, попросила у него конспекты, сделала с них ксерокопию, принесла сыну — только учи! А он говорит, что не хочет! Что мне с ним делать? Как еще разговаривать?»
1) В чем заключается проблема?
2) Выстройте алгоритм беседы с матерью молодого человека.
Ситуация 3.
Лиза К., 13 лет. На консультацию привела мама с жалобами на демонстративное поведение дочери, непослушание, перепады настроения.
Из беседы с мамой известно, что около года назад из семьи ушел отец. Девочка видится с ним, но редко (отец не проявляет инициативы для встреч). Периодически винит в происшедшем мать. Отношения с матерью были благоприятными, но 1,5 года назад стали портиться. Девочка стала общаться с компанией, которую мать считает неблагополучной. Перестала прислушиваться к мнению матери, хочет во всем соответствовать компании. В школе учится хорошо. Но после ухода отца из семьи мотивация учения снизилась. Из представленной классным руководителем характеристики известно, что девочка очень ответственная, но ведомая (не стремится отстаивать свое мнение, ориентируется на мнения друзей-лидеров). В конфликты с одноклассниками и учителями не вступает.
1) Сформулируйте основные гипотезы.
2) Определите основные пути решения проблемы.


Задание 5. На основе психологической литературы, подберите несколько упражнений для тренинговой работы с родителями и детьми.
Укажите для кого предназначено упражнение, его цель и особенности проведения. Проведите одно из упражнений в студенческой группе.


Задание 6. Выполните тест.
I. Выберите правильный ответ.
1. Укажите, какое из приведенных утверждений не относится к обязательным принципам возрастно-психологического консультирования родителей:
а) психолог должен всегда отстаивать интересы ребенка;
б) консультирование родителей должно обязательно сопровождаться
обследованием самих родителей;
в) обследование и консультирование ребенка можно проводить только с разрешения родителей;
г) консультирование родителей должно обязательно сопровождаться
психодиагностическим обследованием ребенка.
2. В процессе консультирования родителей консультант не должен:
а) сообщать родителям конкретные данные психодиагностического обследования детей и причин возникновения проблемы;
б) беседовать с обоими родителями;
в) проводить коррекцию ожиданий родителей;
г) высказывать сомнения в педагогической компетентности родителей.
3. К социально-психологическим причинам неуспеваемости младшего школьника относятся:
а) хронические болезни и частые простудные заболевания;
б) жестко нормативный стиль семейного воспитания;
в) психологическая неготовность ребенка к систематической работе в условиях новой ситуации развития;
г) дефицит внимания с гиперактивностью.
II. Расположите этапы консультативной встречи с родителем в правильном порядке:
а) проведение психодиагностического обследования и сообщение его результатов;
б) обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;
в) разъяснение целей и задач консультирования;
г) совместная разработка специальной программы взаимодействий родителя и ребенка;
д) формирование установки на совместный анализ проблем ребенка;
е) обсуждение особенностей психического развития ребенка, характера его трудностей.


III. Установите соответствие.
1. Установите соответствие между типом родительского запроса и его содержанием.

Тип родительского запроса

Содержание запроса

1. Социальный

А) Связан с выбором между оценкой других и своими переживаниями по критерию «хорошо- плохо».

2. Нравственный

Б) Связан с разъяснением содержания той или иной психолого-педагогической информации.

3. Этический

В) Связан с переживаниями «правильнонеправильно» развивается или воспитывается ребенок.

4. Информационный

Г) Связан с ориентацией переживаний родителя на критерии добра и зла в вопросах воспитания ребенка.

 

2. Установите соответствие между направленностью на проблему и содержанием консультирования родителей в ДОУ.

Направленность на проблему

Содержание консультирования

1. Общения ребенка

А)        Обучение        родителей        способам купирования агрессивных выходок детей

2. Неустойчивости аффективной сферы ребенка

Б) Помощь родителям в организации процесса развития и обучения ребенка, в соответствии с условиями обеспечения его психологического здоровья

3. Совместной           деятельности
со взрослыми и сверстниками

В) Объяснять родителям роль общения для развития ребенка в семье, формировать у них понимание          необходимости          бережно
относиться к детскому любопытству

4. Формирования           готовности
к школьному обучению

Г) Объяснять родителям необходимость поощрения игровой деятельности ребенка и взаимодействия с ним на основе сотрудничества

Источник: Данилова Е.А. Психология семьи и семейное консультирование: учеб.-метод. пособие - Ижевск: Удмуртский университет, 2022. - 68 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.