На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Инновационный подход в работе социально-педагогического центра по профилактике и преодолению социального сиротства
Инновационный подход в работе социально-педагогического центра по профилактике и преодолению социального сиротства
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

Инновационный подход в работе социально-педагогического центра по профилактике и преодолению социального сиротства
Гульчик В.В., педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр г. Мозыря»,
Гавриленко В.В., социальный педагог ГУО «Социально-педагогический центр г. Мозыря»

Одной из важнейших и наиболее острых проблем в нашей республике является проблема социального сиротства. Пути решения данной проблемы рассматриваются на государственном уровне. В президентской программе «Дети Беларуси» подчеркивается, что «положение детей в обществе, их надлежащая социальная защита, создание благоприятных условий для их жизнеобеспечения, развития и социализации – ключевая цель национального развития, обязательное условие прогресса общества». В этой связи сохранение семьи как одного из основных институтов, создающих условия для позитивной социализации детей, имеет все основания для того, чтобы стать общенациональной идеей.

Социально-педагогический центр в силу своих функциональных обязанностей призван обеспечить организацию и координацию работы специалистов СППС учреждений образования по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, по социально-педагогической и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних и их семей.
Целью данной публикации является презентация опыта взаимодействия специалистов СПЦ и СППС учреждений образования с неблагополучными семьями и несовершеннолетними, в них воспитывающимися, по выведению их из социально опасного положения и профилактике социального сиротства.
Реализация системы взаимодействия базировалась на нормативно-правовых актах Республики Беларусь, научной литературе (теории деятельностного и системного подходов), зарекомендовавших себя методических материалах по организации работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении.
Следует отметить позитивные результаты, которые были получены в итоге спланированной и осуществлённой системы взаимодействия специалистов СПЦ и СППС учреждений образования. Так, по данным на 12.11.2007г. на учёте состояло 324 несовершеннолетних, воспитывающихся в 171 семье. По данным на 1.04.2008 г. эта цифра существенно снизилась: 253 несовершеннолетних, 136 семей.
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей как комплекс профессиональных действий, направленных на обследование семейной ситуации, установление и оценку внутрисемейных факторов риска, является первым этапом в работе с данной категорией семей. Его приоритетность обусловлена тем, что от того, как скоро неблагополучие семьи окажется в центре внимания заинтересованных специалистов во многом зависит результативность работы по выводу семьи из социально опасного положения. Не секрет, что позднее выявление тяжелого внутрисемейного положения зачастую делает бесполезным все усилия по его нормализации.
В рамках этой задачи при СПЦ функционирует, периодически обновляется и выверяется специалистами Центра в ходе патронажей централизованный банк данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и (или) нуждающихся в государственной защите, и их семьях, проживающих в г.Мозыре и Мозырском районе. Более того, в целях раннего выявления неблагополучных и асоциальных семей, своевременной изоляции несовершеннолетних из таких семей, в марте 2008 г. на координационном совете Мозырского райисполкома было принято решение о формировании банка данных семей с неблагоприятным воспитательным фоном. Специальное социальное расследование условий пребывания несовершеннолетних во многих из семей данной категории, осуществляемое специалистами Центра, позволяет переориентировать данные семьи в категорию «находящихся в социально опасном положении». Важный момент в работе СПЦ по выявлению семейного неблагополучия – это тесное взаимодействие с заинтересованными учреждениями, такими как комиссия по делам несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, сельские Советы, учреждения здравоохранения, ЖКО и др.
Успешное решение проблем, связанных с семейным неблагополучием, во многом зависит от правильно спланированной специалистами СППС на учрежденческом уровне работы в этом направлении. С целью повышения эффективности работы психологических и социально-педагогических служб учреждений образования с несовершеннолетними, находящихся в социально опасном положении, на основе инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, специалистами Центра было разработано пособие, включающее рекомендации по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и организации работы с ними, а также их семьями. В пособии представлен механизм работы по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, порядок признания и постановка на учет; указан пакет документов, который необходим для постановки несовершеннолетних на учет в централизованный банк данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; прилагаются образцы составления плана помощи несовершеннолетнему и плана защиты прав несовершеннолетних, примерный перечень документов, составляющих «Личное дело» семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении; пакет документов для признания несовершеннолетних, нуждающимися в государственной защите (образец составления ходатайства о признании несовершеннолетних, нуждающимися в государственной защите, образец составления плана-проекта защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, образец заполнения акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних).
Специалисты СПЦ оказывают помощь специалистам СППС по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, посредством выступлений на родительских собраниях в учреждениях образования, на методических объединениях социальных педагогов и психологов и педагогических советах; правового и психологического консультирования семей; консультирования специалистов СППС и распространения информационно-методических материалов на электронных носителях по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, распространения информационных буклетов в среде неблагополучных родителей.
Кроме этого на базе учреждений образования при участии Центра инициировано функционирование коррекционных групп, внедряющих коррекционно-развивающие, реабилитационные, психопрофилактические программы сопровождения учащихся общеобразовательных школ, имеющих определённые проблемы в учебно-воспитательном процессе, приоритетно - несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Целевая направленность в работе коррекционных групп: разрешение экстремальных ситуаций путём развития устойчивого стремления к позитивному мировосприятию, преодоление аддиктивных зависимостей, коррекция неблагоприятных интимно-личностных отношений, коррекция неблагоприятных установок, связанных с перспективой создания семьи.
Функционирование на базе Центра централизованного банка данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, позволяет отслеживать статистическую картину наполняемости банка и снятия несовершеннолетних с учёта на учрежденческих уровнях, нарушения в работе специалистов СППС (отсутствие взаимодействия с другими учебными заведениями, в которых обучаются братья или сёстры несовершеннолетнего, состоящего на учёте; недостаточное внимание к малолетним детям (до 3 лет), воспитывающимся на дому и др.). В целях повышения эффективности работы специалистов СППС с неблагополучными семьями ежеквартально на базе СПЦ организуется День СППС (для каждой школы индивидуально, согласно установленного графика), где обсуждаются достижения и проблемы в организации психологической и социально-педагогической работы с несовершеннолетними и их семьями по выводу их из социально опасного положения. Отслеживание качества работы специалистов СППС с данной категорией семей, систематизация и обобщение передового опыта в их работе производится специалистами Центра на базе материалов, полученных в Дни СППС.
Признавая тот факт, что от качества работы специалистов СППС на учрежденческом уровне во многом зависит успешность вывода детей из положения социально-неблагополучных, имеет смысл разработка механизмов стимуляции деятельности специалистов СППС учреждений образования. Опираясь на концепции П.К. Анохина [1], [2], А.Н. Леонтьева [3], В.Д. Шад-рикова [4] и др. и учитывая тот факт, что работа с детьми, находящимися в социально опасном положении, и их семьями является прежде всего деятельностью, мы предположили что целеполагание - механизм, стимулирующий и организующий деятельность специалиста даже в ситуации слабой мотивационной вовлеченности его в работу. Системообразующим компонентом деятельности как системы при этом выступает цель и её структурные компоненты - задачи. Цели работы специалистов СППС с ребёнком и семьёй заданы априори - ликвидация последствий психотравмирующей семейно обусловленной ситуации и обеспечение успешной социализации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (цель работы с ребёнком); создание условий в семье для нормального пребывания в ней ребёнка и восстановление воспитательных функций родителей (цель работы с ребёнком). В ежеквартальных отчётах, представляемых специалистами СППС в Дни СППС, специалисты указывают задачи, поставленные ими и степень их достижения на момент отчёта, а также всё разнообразие форм и методов (способов) достижения результата. Внедрение механизмов целеполагания и самооценивания собственной деятельности специалистами СППС позволило получить позитивные результаты, обсуждаемые в начале публикации, и подтвердить эффективность инновационного подхода в системе контроля деятельности специалистов СППС.
Оказание социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической помощи детям, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации и нуждающимся в государственной защите, и предоставление им временного места для проживания – важнейшая задача социально-педагогического центра г.Мозыря с отделением детского социального приюта. В настоящее время в приюте воспитываются 13 несовершеннолетних из 11 семей.
Специалистами Центра ведётся интенсивная работа по реабилитации воспитанников приюта - устранению у них психотравм, полученных в результате неблагополучных взаимоотношений в семье, обучению их эффективным способам отреагирования эмоций и общения с близкими, ослаблению личностной тревожности, повышению уверенности в себе и самооценки.
Специалисты Центра оказывают помощь семьям воспитанников приюта в решении психологических проблем, связанных с коррекцией детско-родительских отношений, личностных качеств и воспитательных установок; проблем трудоустройства, лечения в наркологии, восстановления утерянных документов и т.д.
Нет сомнения в том, что духовное возрождение страны начинается с духовного возрождения семьи. От качества работы специалистов СПЦ, СППС, администрации учреждений образования, других организаций во многом зависит улучшение благосостояния и духовности нации.

Литература

  1. Анохин П.К. Избранные труды: философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1973. – 400 с.
  2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. – 196 с.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.– М.: Политиздат, 1977.– 304 с.
  4. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1982. – 184 с.

 

Приложение

ОТЧЁТ о проделанной работе СППС школы (ДУ) №_____
с несовершеннолетним находящимся в социально опасном положении,
и его семьёй
за период _______
Ф.И.О. несовершеннолетнего ______________________________________
Возраст ____________________________ Класс (группа ДУ)_________
Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего _____
Цель работы с ребёнком: ликвидация последствий психотравмирующей семейно обусловленной ситуации и обеспечение успешной социализации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
Заявленные специалистами СППС задачи работы с ребёнком ________
Цель работы с семьёй: создание условий в семье для нормального пребывания в ней ребёнка и восстановление воспитательных функций родителей
Заявленные специалистами СППС задачи работы с семьёй ___________

Содержание и оценка проделанной работы с несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, и его семьёй


Направления работы

 

 

 

Исполнитель

Субъект воздействия

 

Направления и формы работы

Исследовательско-диагностическое

Коррекционно-развивающее

 

Профилактическое

Работа с педагогическим
коллективом

Взаимодействие с другими организациями и учреждениями

 

 

Результаты проделанной работы

Оценка результатов проделанной работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Социальный педагог (общественный инспектор по охране прав детства)

 

Ребенок

Семья

 

Педагог-психолог

 

Ребёнок

 

Семья

 

 

Заместитель директора по воспитатель-ной работе (методист), классный руководитель (воспитатель)

Ребёнок

Семья

 

Подписи ответственных Ф.И.О.
Директор УО Ф.И.О.

Комментарии по работе с отчётом
1. В отчёт вносятся показатели количества проведенных мероприятий (в закодированном виде) без указания их наименований; развёрнутое описание полученного результата и его оценка (в закодированном виде).
2. Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего, согласно инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите; рекомендуемые задачи работы с ребёнком и его семьёй; системы кодировки мероприятий и оценки полученных результатов представлены вниманию специалистов СППС в приложениях пособия «Рекомендации для СППС учреждений образования по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей, а также организации работы с ними».

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.