Интерактивное занятие "Чтобы жить достойно"
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

Интерактивное занятие
«Чтобы жить достойно»

Дата проведения: 5 марта 2008г.
Место проведения: Ланская СШ Малоритского района
Занятие проводила: социальный педагог Т.В.Костючик

Участники: уч-ся 9-11 классов

Введение.

Актуальность проблемы алкогольной зависимости среди молодежи и необходимость ее профилактики не вызывают сомнения. Организм подростка очень чувствителен к любым воздействиям, так как у него не закончено формирование всех функциональных систем, что делает подростка особенно незащищенным в стрессовых ситуациях. В недалеком прошлом ранняя алкоголизация поражала преимущественно детей из неблагополучных семей. Сегодня данные говорят о новом аспекте проблемы.
Опыт работы показывает, что очень часто к спиртному прибегают неуверенные в себе, слабохарактерные подростки, с недостаточными навыками общения, которые стремятся показать свою независимость и смелость. Поэтому дети должны иметь четкое представление о последствиях употребления алкоголя, о том ущербе, который наносит пьянство обществу, и конкретно каждому, разрушая здоровье, семью и всю жизнь.
Следовательно, основная задача профилактической работы - повышение информированности детей по проблеме алкогольной зависимости. Однако не следует всю профилактическую работу сводить к передаче готовой информации. Известно, что знания усваивается лучше, если обучение проходит с применением интерактивных методов. Они позволяют подросткам высказывать свое мнение, самим принимать решение в нестандартной ситуации, задавать вопросы, создавать наглядные пособия, выступать в роли обучающего, делать выбор в жизни.
Интерактивное занятие «Чтобы жить достойно» посвящено проблеме предупреждения алкогольной зависимости у подростков. Основная цель встречи – расширение знаний подростков о влиянии алкоголя на организм человека и нахождение альтернативных способов получения удовольствия в здоровом образе жизни.
При подготовке занятия было проведено предварительное анкетирование «Что вы знаете об алкоголе?», изучены различные аспекты влияния алкоголя на организм человека, разработана памятка «Научись говорить алкоголю нет». Упражнение «Аббревиатура» позволило создать словесный портрет человека, злоупотребляющего алкоголем. Наглядным результатом работы в группах явились коллажи «Мои жизненные планы», «Алкоголь и подросток», фишбон «Альтернатива».
Учащиеся представили мини-проекты «Поддерживающее письмо другу», эссе «Алкоголь и профессия», сказка «Муха-выпивуха». Логичным завершением занятия явилось слайд-шоу «Школьный калейдоскоп» (способы проведения досуга учащимися Ланской СШ).
Помочь подросткам задуматься о своем образе жизни, посмотреть вокруг и разобраться в себе самом, чтобы не оступиться на жизненной дороге, когда только начинаешь жить – решению этих задач должна содействовать профилактическая работа. Здоровый образ жизни следует формировать и культивировать самостоятельно. Это делает возможным действительное самоутверждение современной личности и открывает перед ней новые перспективы для самосовершенствования и индивидуального роста.

Материалы и оборудование:

  1. 5 листов формата А3 для записей.
  2. Ручки по числу участников, фломастеры, маркеры, клей, карандаши, ножницы
  3. Журналы, газеты для коллажа.
  4. Памятки:»10 вариантов сказать «нет».
  5. Песочные часы.

Программа занятия
- Добрый день, уважаемые гости и участники встречи. Прежде, чем мы приступим к нашему непростому разговору, я хочу рассказать вам одну увлекательную историю.
Однажды Мулла Насреддин поздно вечером возвращался домой, и когда он проходил мимо кладбища он услышал вдали конский топот, и решил, что это разбойники. Он бросился бежать в сторону кладбища, забежал на него, но споткнулся у свежевырытой могилы и упал в нее.
А всадники были вовсе не разбойники, а вполне мирные дехкане. Они увидели что человек бежит, решили, что ему нужна помощь и бросились за ним. Подбегают к могиле, а там лежит Мулла Насреддин и смотрит на них. Они его и спрашивают:
- Почему вы здесь лежите?
А Мулла уже понял свою ошибку, и отвечает:
- Это очень сложный философский вопрос. Единственное что я могу сказать, что вы здесь из-
за меня, а я здесь из-за вас.
Вы здесь из за меня, а я здесь из-за вас, и поэтому давайте начинать...
Тема (экран) нашего занятия - «Чтобы жить достойно» - посвящена проблеме предупреждения алкогольной зависимости у подростков.
Основная цель встречи: «Расширение знаний подростков о влиянии алкоголя на организм человека и нахождение альтернативных способов получения удовольствия в здоровом образе жизни». (Тема, цель, эпиграф – на экране)
Эпиграф «Познай, где свет,
поймешь, где тьма» А.Блок
Чтобы занятие прошло плодотворно и организованно, нам необходимо принять
правила работы в группе (экран)
Правило 1. Слушайте внимательно задания.
Правило 2. Старайтесь активно участвовать во всех предлагаемых упражнениях, ситуациях, играх.
Правило 3. Не говорите слишком долго и не перебивайте говорящего.
Правило 4. Хотите что-либо спросить – поднимите руку.
Правило 5. Будьте изобретательны и используйте творческий подход.

Актуализация проблемы (экран)

  • Как вы думаете, актуальна ли сегодня для нашего общества проблема употребления алкоголя подростками? 11 класс
  • С какого возраста сегодняшние дети начи­нают употреблять алкоголь? Правильно ли это? 9 класс
  • Нужно ли говорить об этой проблеме с под­ростками? Для чего это следует делать?

10 класс
(вывод)

Возникает вопрос, хорошо ли знают наши подростки последствия употребления алкоголя?
Для выявления уровня знаний по проблеме было проведено

предварительное анкетирование: Что вы знаете об алкоголе? (приложение1)

сформулировать цель:определить. какие аспекты влияния алкоголя не вызывают сомнения у ребят и хорошо им известны, а какие вопросы вызывают затруднение, сомнение и элементарное незнание.

100% согласие высказали ребята с утверждениями №7,9 (отрицательное влияние алкоголя на рождение здоровых детей, алкоголь несет несчастье людям).
Вопрос № 3 и 6 – 93% (алкоголь – яд; алкоголь отравляет печень)
Вопрос № 1 и 10 – более 70% утвердительных ответов (смесь алкоголя с определенными наркотиками – смертельный исход; всегда можно найти альтернативу быть веселым и радостным).

Наибольшие сомнения и затруднения вызвали утверждения №2 (крепкие напитки более вредны для организма), №4 (более половины ДТП – результат вождения в нетрезвом виде), №5 (алкоголь препятствует быстрой реакции), №8 (большинство алкоголиков – деградировавшие люди с низким уровнем образования)

Анализ результатов показал необходимость расширения знаний подростков о различных аспектах влиянии алкоголя: медицинский, психологический, правовой и социально-экономический)

Мозаика с песочными часами (приложение 2)

Участники каждой группы заранее получили часть текста (разноцветные листы). Его необходимо было прочитать, обсудить содержание в группе, выбрать самое важное и сделать сообщение: *говорить не замолкая, пока не пересыплются песочные часы.

Мы работали с частями текста, дали полную характеристику различных аспектов влияния алкоголя на человека, а сейчас соберем все вместе. Получилась своеобразная мозаика (подробное описание)

Л.Н.Толстой «Вино губит телесное здоровье и умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство».

Вы, конечно же, видели, как выглядит пью­щий человек. Давайте вспомним, чем пьющий че­ловек отличается от непьющего и создадим его словесный портрет.

Упражнение Аббревиатура (экран,помощница)

(Участники на­зывают особенности тела, лица, поведения того, кто злоупотребляет алкоголем)
Аморальный, агрессивный, апатичный
Ленивый, легкомысленный, лживый
Коварный, красный, кошмарный
Опасный, отвратительный, омерзительный, отталкивающий
Грубый, грязный, гнусный, гадкий
Отвратительный
Лживый
Испорченный, искалеченный, искаженный
Красный
Лаконично выразился поэт В.В. Маяковский :»Не пейте
спиртных напитков.
Пьющим – яд.
Окружающим пытка.»
(записываем на ватман, вывешиваем на доске).

- Нравятся ли нам такие люди? Приятно ли с ними общаться? Хотите ли вы быть такими?

Научись говорить алкоголю нет

Теперь вы знаете, что алкогольный ад – это реальность. Находите в себе силы сказать «нет» тому, кто, прикидываясь другом, заманивает вас в эту ловушку. Лучшей защитой от вредных привычек является категорический отказ один раз что-либо попробовать.

Десять вариантов сказать «нет» (вручить памятки каждому) (приложение3)
Мне это пока ни к чему.
Эта дрянь не для меня. Есть увлечения и покруче.
Не сегодня и не сейчас.
Нет, у меня и так вагон и маленькая тележка неприятностей.
Ты что? У меня аллергия!
Мои мозги мне пока не лишние.
Я уже попробовал — это мура!
Не хочу умственно отсталых детей.
А на лечение ты дашь мне деньги?
Я не тороплюсь на тот свет.
- Какой вариант вы считаете самым убедительным? Какой вариант можете предложить вы?

- Люди, злоупотребляющие спиртными напитками не вызывают симпатии, с ними не хочется общаться. Мы осуждаем их.
Поэтому необходимо находить альтернативные средства жить радостно и весело, научиться получать удовольствие в здоровом образе жизни.

*Альтернатива – необходимость выбора между двумя взаимоисключающими возможностями.

Работа в группах // презентация
защита коллажей
2-я группа выполняет упражнение «Живая газета»

Необходимые материалы: журналы, газеты, ножницы, фломастеры, клей, бумага.
— Вырежьте из газет и журналов картинки, лозунги, слова, часть текста и из них составьте
композицию на заданную тему: «Алкоголь и подросток».
Если для завершения композиции не хватает материала (его не нашлось в предлагаемых жур­налах), можно дорисовать ее фломастерами и ка­рандашами.

3-я группа выполняет упражнение «Мои жизненные планы»

Необходимые материалы: журналы, фотогра­фии, ножницы, клей, бумага, цветная бумага, карандаши, фломастеры.
—Перед вами журналы, из которых необхо­димо выбрать понравившуюся фигуру человека и вырезать ее. Эту фигуру надо приклеить на лист бумаги и вокруг нее создать окружающую среду,
состоящую из ваших увлечений, занятий, предме­тов, людей и т. п.
Затем проводится выставка и обсуждение.

 

1-я группа выполняет упражнение «Альтернатива»
(фишбон, шкатулка « сокровищ»)

Довольно часто вам приходит­ся выбирать — как жить, что делать, чему следо­вать. Одни выбирают спиртное, другие — инте­ресный, здоровый образ жизни.

- Что дает человеку спирт­ное?

Ответы участников: веселое настроение, ощу­щение смелости и свободы, компания, новые дру­зья, беззаботная жизнь и т. д.

—А чем спиртное мешает людям? Что алко­голь несет тому, кто им увлекается?

Ответы участников: ссоры, скандалы, потеря денег, покоя, работы, хороших отношений с окру­жающими, распад семьи, нищенское существова­ние, неожиданные травмы, аварии, гибель людей, пожары, бродяжничество, ранняя смерть и т. д.
Работу можно проводить, используя принцип контраста, — следует записать ответы в два стол­бика. Безусловно, «отрицательный» столбик будет больший.
вывод

Мини-проекты

«Подде­рживающее письмо другу» (11 класс)

— Представьте, что у вас есть очень близ­кий друг (или подруга). Он живет в другом населенном пункте. Не так давно вы получили от него письмо, из которого узнали, что у него по­явилась очень серьезная проблема: на первое место в его жизни стало употребление спирт­ных напитков, он потерял интерес к жизни. Ваше письмо будет для него спасательным кругом. Что вы ему напишете, что расскажете, что по­советуете?

Сказка «Муха – выпивуха» (9 класс) (приложение 4)

эссе «Алкоголь и профессия» (10 класс)

Рефлексия. Игровое упражнение «Острова»

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления,
о. Воодушевления, о. Удоволь­ствия, о. Наслаждения, о. Беспокойства, о. Про­блемности и др. На карту наносится также Бер­мудский треугольник (стоит уточнить, знают ли участники, что происходит в районе Бермудского треугольника). Можно предложить участникам до­бавить те «острова», которые, по их мнению, нуж­ны человеку для полноценной жизни. Если нужного вам острова нет на карте, на­рисуйте его и дайте ему название.

— Пусть каждый из вас мар­кером (фломастером) нарисует свой кораблик в том районе карты, который отражает ваше состоя­ние и желание. Кораблик можно разместить дрей­фующим, например, между островами Удоволь­ствия, Радости и Просветления.

Анализ карты.
Если нужного вам острова нет на карте, на­рисуйте его и дайте ему название.
Почему вы выбрали именно это место на карте?

 

Заключительное слово

— Дорогие ребята! Подходит к концу наша встреча.
Благодарим вас за активную работу. Очень на­деемся, что она не прошла бесследно. Вы многое сможете рассказать своим близким, друзьям, зна­комым.
Если вы любите себя и цените свое здоровье, вы скажете «нет» всему, что может принести вам вред.
Ваше будущее зависит только от вас самих. Стройте свои жизненные планы и перспективы, добивайтесь поставленных целей, найдите свою любовь, выбирайте хороших, надежных друзей.
Стремитесь заполнить свои молодые годы уче­бой, общением с любимым человеком, интересны­ми делами.
Пусть ваша жизнь будет интересной, напол­ненной радостью познания, успехами и счастьем.


Приложение 1

 

Утверждения

В

Н

?

 

1

Употребление алкоголя в смеси с определенными наркотиками может привести к смер­тельному исходу

 

2

Крепкие напитки (виски, ром, джин, водка и т. д.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т. д.)

 

3

Алкоголь — яд

 

4

По меньшей мере половина дорожных происшествий является результатом вождения в не­трезвом виде

 

5

Алкоголь препятствует быстрой реакции

 

6

Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвление тканей (после чего они не вос­станавливаются)

 

7

Молодые девушки, беременные женщины не должны пить, поскольку исследования пока­зали, что алкоголь способен повредить еще не родившемуся ребенку, а иногда даже при­вести к его умственной отсталости

 

8

Большинство алкоголиков — деградировавшие люди с низким уровнем образования

 

9

Алкоголь несет несчастье людям

10

Всегда можно найти альтернативу, чтобы быть веселым и радостном

 

Приложение 2

Мозаика

Алкоголь
и его влияние на человека.

  • Медицинский аспект
  • Психологический аспект
  • Социально-экономический аспект
  • Правовой аспект

Медицинский аспект
Алкоголь по своему действию на организм человека относится к наркотикам. Он начинает всасываться уже во рту, а затем через желудок и тонкий кишечник попадает в кровь, быстро разносится по всем органам и тканям, но в большей степе­ни накапливается в мозгу. Опытным путем установлено, что после принятия 60 г чистого алкоголя угнетается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за скорость принятия решений. Одновременно увеличивается время обработки поступившей ин­формации, что приводит к нервному перенапряжению. Однако создается ил­люзия, что наступает успокоительная разрядка. Зачастую только одна рюмка водки может стать причиной нарушения слухового и зрительного восприятия, способнос­ти правильно определять расстояние и световые сигналы.
Принятый натощак алкоголь достигает максимальной концентрации в крови через 40—60 минут, а при наполненным пищей желудке через — 1,5—2 часа. Степень опьянения зависит от ряда причин: быстрого приема больших доз алкоголя, массы тела человека, его эмоционального состояния, а также крепости напитков. Под влиянием ферментов алкоголь окисляется во всем организме, но до 80 % — в печени. Продукты его распа­да в 10 раз токсичнее самого алкоголя и в 200 раз сильнее угнетают клетки головного мозга. При длительном употреблении работа головного мозга и всей нервной системы в нормальное состояние так и не приходит.
Употребление алкоголя наносит серьезный вред не только нервной системе, но и всему организму в целом. Как следствие наблюдается сбой в работе всех систем и органов: поражается головной мозг, желудочно-кишеч­ный тракт, сердечно-сосудистая, эндокринная и дыхательная системы, репродуктивные органы, развиваются поражения органов зрения и слуха.
Прием спиртных напитков во время беременности может привести к рождению ребенка с врожденными пороками развития, снижением веса и признаками тяжелого синдрома алкогольной зависимости.
Т о., алкоголь — это вещество, содержащееся в спиртных напитках (водке, вине, пиве и т. д.), которое по химическому соста­ву относится к наркотическим веществам и оказывает токсическое действие на организм. При систематическом злоупотреблении алкоголем возникает зависимость и появляются нарушения в большинстве ор­ганов и систем.
Непосредственное влияние алкоголя на организм:

  • заторможенность реакций, рефлексов;
  • нарушение координации движений и артикуляции;
  • ухудшение памяти, осмысления окружающего;
  • увеличение риска несчастных случаев (в быту и на работе);
  • нарушение ходьбы;
  • потеря сознания, суицидальные попытки и смерть от отравления.

«Творец, ты человеку клад вручил,
Но он, глупец, богатства те
Напрасно расточил».
Дж. Герберт.


Психологический аспект

При алкоголизме изменяются личность, характер пьющего человека. Страдают все части психики — мышление, память, воля, эмоции; появляются раздражительность, слабоволие, агрессия, лживость, жестокость и циничность.
Меняется характер, прекращается духовный рост, исчезают инициатива и целеустремленность. Развивается интеллектуальная, эмоциональная, волевая и физическая деградация. Появляются тяжелые психические расстройства, происходит потеря социальных контактов.

Человеческая психика, обладающая высшими способностями — чувствовать, переживать, мыслить, любить, — подверга­ется грубейшему, убийственному воздействию алкоголя. Алкоголь нарушает нормальный режим работы головного мозга. Он заставляет ор­ганизм работать ненормально, неконтролируемо, что особенно опасно в период умственного и физического созревания. Под воздействием алкоголя клетки мозга разрушаются, атрофируются, что приводит к необратимым процессам в интел­лектуальной сфере — ухудшается память, способность усваивать новое, утрачиваются нравственные ценности, наступает де­градация личности.

Почему особенно чувствительны к алкоголю подростки?
В большинстве случаев алкогольное опьянение у подростков характеризуется кратковременным возбуждением, сменя­ющимся общим угнетением, оглушенностью, нарастающей сонливостью, вялостью, замедленной бессвязной речью, потерей ориентации. У подростков чаще, чем у взрослых, встречаются необычные формы опьянения (вместо эйфории появляются злоба, тоска, депрессия, агрессия, истерические реакции).

Почему алкоголь опасен для молодых людей?
Подростки могут пристраститься к алкоголю намного быстрее, чем взрослые.
Чем раньше подросток начинает употреблять спиртные напитки, тем больше риск, что он станет алкоголиком. Соотношение массы тела и объема печени отличается у подростков и у взрослых. В процессе употребления алкоголя его содержание в крови у подростков увеличивается быстрее.

Следовательно, подростки быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя и алкоголизм у них развивается быстрее и наносит больше вреда молодому организму.

«Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь» А. Чехов


Социально-экономический аспект

Пьянство и алкоголизм оказывают негативное влияние на все стороны индивидуальной и общественной жизни. Народная мудрость гласит: »Было ремесло, да хмелем поросло». На производстве 45% несчастных случаев прямо связаны с алкогольным опьянением. Кроме того, снижается производительность труда, нарушается трудовая дисциплина.

Социальные проблемы включают в себя и нарушения семейных взаимоотношений, насилие и другие проблемы в семье, а также бедность, нарушение общественного порядка, снижение дорожной безопасности и преступления. Злоупотребление алкоголем влечет за собой огромные социальные и экономические издержки.

Т.о., в большинстве стран выделяют следующие
социально-экономические проблемы, связанные с алкоголем:
Злоупотребление алкоголем влечет за собой огромные социальные и экономические издержки:

  • насилие в семье;
  • жестокое обращение с детьми;
  • нарушение трудоспособности;
  • повышение расходов здравоохранения вследствие роста числа несчастных случаев и возникновения ряда заболева­ний у злоупотребляющих алкоголем;
  • лечение больных алкоголизмом в специализированных учреждениях;
  • постоянное увеличение случаев возникновения ряда заболеваний: передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, ви­русных гепатитов, туберкулеза.


Правовой аспект

В борьбе с алкоголизмом важная роль принадлежит не только семье, но и учебным заведениям и общественным орга­низациям.
{Примечание: КДН — комиссии по делам несовершеннолетних; ГЦЗ — городской Центр здоровья; ИДН — инспекция по де­лам несовершеннолетних; БСМ — Белорусский союз молодежи; ГЦГиЭ — городской Центр гигиены и эпидемиологии; СМИ — средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение).)
На борьбу с алкоголизмом направлены и законодательные акты.
Так, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях отмечается:

  • «появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напит­ков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до 2 минимальных заработных плат» (ст. 159);
  • «доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 минимальных заработных плат» (ст. 160);
  • «изготовление или хранение самогона, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки, изготовле­ние или хранение аппаратов для их выработки влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 минималь­ных заработных плат»;
  • приобретение самогона, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки влечет наложение штра­фа в размере до 2 минимальных заработных плат» (ст. 161);
  • «продажа гражданами вина домашней выработки, не относящихся к крепким спиртным напиткам, влечет наложение штрафа в размере до 3 минимальных заработных плат с конфискацией вина домашней выработки» (ст. 161);
  • «злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несо­вершеннолетних детей... влечет предупреждение или наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до 3 минимальных заработных плат» (ст. 162).

Вождение в нетрезвом виде, ДТП, возникающие по вине водителей, находящихся за рулем в нетрезвом виде, преступления, совершаемые лицами, злоупотребляющими алкоголем – это далеко не полный перечень негативных последствий алкоголя.
Алкоголь – поставщик людей для тюрем. А. Бодрираллар

Приложение 3
Десять вариантов сказать «нет»
Мне это пока ни к чему.
Эта дрянь не для меня. Есть увлечения и покруче.
Не сегодня и не сейчас.
Нет, у меня и так вагон и маленькая тележка неприятностей.
Ты что? У меня аллергия!
Мои мозги мне пока не лишние.
Я уже попробовал — это мура!
Не хочу умственно отсталых детей.
А на лечение ты дашь мне деньги?
Я не тороплюсь на тот свет.

Приложение 4


Муха - выпивуха

Муха, муха, выпивуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Водку «Русскую» нашла.
Села мухонька в карету,
Вмиг открыла водку эту,
Себе рюмку налила
И как будто ожила.
Так она развеселилась –
Чуть на землю не свалилась.
А противный алкоголь-паучок
Нашу муху в уголок поволок.
Смертным зельем угощает,
Долгой жизни обещает,
Воз здоровья и успех,
И задорный детский смех.
Муха пьяно лишь зевнула
И рюмашку навернула.

Вот прошло немало дней
Посмотрите, что же с ней?
Наша муха изменилась,
В инвалида превратилась.
Глазки больше не горят,
Синий нос, лапки дрожат.
Сердце бешено стучит,
Платье нервно теребит...

Вдруг откуда ни возьмись
Маленький комарик,
А в руке его горит
Красненький фонарик.


- Муха, муха, осторожно!
Рюмку брось, пока не поздно!
С семинара я лечу
И помочь тебе хочу.
Ты побойся паучка,
Алкоголя-старичка.
Его злая паутина
Вся со спирта.
Он - трясина!
Вещество проходит в кровь,
Хочешь выпить вновь и вновь. И сама ты пропадёшь
И здоровья не найдёшь.
Лучше, муха, попляши,
Почитай да попиши,
Свежим воздухом дыши,
Себя гробить не спеши.
Будешь, муха, хороша, Расцветёт твоя душа.
А с тобою мы вдвоём
И без водки проживём.
Испугалась цокотуха
Затряслась злаченым брюхом:
- Помоги ты мне, комар,
Я поставлю самовар.
Мы чайку с тобой попьём,
Очень дружно заживём,
Я теперь примерной стану, Выпивать я перестану.
Обещаю не тужить,
Больше с рюмкой не дружить!
И с тех пор они живут,
И здоровье берегут!

Литература:

1.Сизанов, А.Н.Психолого-педагогические принципы и интерактивные методы обучения здоровому образу жизни / А.Н.Сизанов, В.А.Хриптович // Здаровы лад жыцця. – 2001. – № 3. – С. 4–8.
2.А.В. Наследухов “Охрана безопасности жизнедеятельности” 9 и 11 классы, М., АСТ – ПРЕСС, 2001 г.
3.В.В. Аршинова Классные часы и беседы, М., Творческий центр, 2004 г.
4.Н.И. Дереклеева Родительские собрания, М., ВАКО, 2004 г.
5.Пофилактика алкоголизма. /Минск Фонд Сораса 1995/

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.