МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАГАД ПРИКАЗ
08.05.2007 № 270
О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите
В целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Управлению социальной и воспитательной работы (Г.А. Бутрим) обеспечить координацию работы в пределах компетенции управлений (отделов) образования местных исполнительных и распорядительных органов (далее – управления (отделы) образования) и учреждений образования по выполнению положений Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Срок исполнения – постоянно. 2. Управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Минского горисполкома: 2.1. организовать системную работу учреждений образования по раннему выявлению неблагополучия детей, факторов, угрожающих здоровью и жизни обучающихся (воспитанников), с использованием основных показателей неблагополучия семьи согласно приложению 1 и на основании: изучения условий жизни и воспитания детей в семье; анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования; анализа обращений граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей; внедрения системы постоянного учета посещения учащимися учреждений образования и экстренного комплексного реагирования по фактам уклонения их от обучения; учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, а также не получающих общего базового образования; учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений; систематического контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними; Срок исполнения – до 20.05.2007, далее – постоянно. 2.2. создать в управлениях (отделах) образования (социально-педагогических центрах) постоянно обновляемый на бумажных и магнитных носителях учет данных о несовершеннолетних, признанных педагогическими советами (советами по профилактике безнадзорности и правонарушений) учреждений образования находящимися в социально опасном положении; определить ответственных за его ведение; Срок исполнения – до 20.05.2007. 2.3. рекомендовать управлениям (отделам) образования использовать разработанную Гомельским районным социально-педагогическим центром компьютерную программу для ведения учета данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (размещена на сайте www.minedu.unibel.by); 2.4. обеспечить оказание помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении, на основе межведомственного взаимодействия; Срок исполнения – постоянно. 2.5. обеспечить ежеквартальный отчет учреждений образования управлению (отделу) образования по выполнению планов помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении; Срок исполнения – постоянно. 2.6. повысить ответственность руководителей учреждения образования, в котором обучается (воспитывается) несовершеннолетний, и социально-педагогического центра за подготовку материалов, направляемых в комиссию по делам несовершеннолетних по вопросу признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите: ходатайства о необходимости признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите, проекта межведомственного плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, иной информации, подтверждающей социально опасное положение несовершеннолетнего, которое представляет угрозу жизни и здоровью ребенка, в соответствии с Положением о порядке признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите, утвержденного постановлением Совета Министров от 26 декабря 2006 г. № 1728; Срок исполнения – май 2007 года, далее – постоянно. 2.7. усилить деятельность социально-педагогических центров в регионе с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите, отразив это в функциональных обязанностях специалистов и обеспечив возможность их выезда в семьи; Срок исполнения – май 2007 года. 2.8. обеспечить анализ управлениями (отделами) образования каждого случая повторного попадания ребенка в детский социальный приют; Срок исполнения – постоянно. 2.9. принять меры по обеспечению контроля за организацией питания детей в детских социальных приютах, соблюдением санитарных правил и норм, технологии приготовления блюд, сроков годности пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на питание детей; Срок исполнения – постоянно. 2.10. обеспечить создание безопасных условий проживания и воспитания детей в детских социальных приютах, усилив внимание на организацию дежурства в них в ночное время; Срок исполнения – постоянно. 2.11. поручить руководителям учреждений образования информирование комиссий по делам несовершеннолетних о фактах несвоевременного или ненадлежащего исполнения иными организациями мероприятий межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите; Срок исполнения – до 20.05.2007. 2.12. проанализировать качество подготовки и своевременность подачи требований, исков в суд о взыскании расходов по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, в соответствии с пунктами 8, 9 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и рассмотреть результаты на совещаниях при начальниках управлений (отделов) образования с приглашением представителей судов; Срок исполнения – май-июнь 2007 года. 2.13. обеспечить контроль за поступлением средств по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, и своевременное информирование учреждениями образования или управлениями (отделами) образования судов о непоступлении либо об изменении сумм расходов по содержанию детей, подлежащих взысканию, закрепив в должностных обязанностях конкретных сотрудников выполнение данных функций; Срок исполнения – постоянно. 2.14. обеспечить проведение системного ежеквартального анализа результативности работы с несовершеннолетними и их семьями, признанными находящимися в социально опасном положении, а также нуждающимися в государственной защите; Срок исполнения – постоянно. 2.15. организовать обучающие семинары для педагогических работников и специалистов управлений (отделов) образования и учреждений образования по вопросам защиты прав и законных интересов детей и провести с ними собеседования по вопросам согласно приложению 2; Срок исполнения – 1 полугодие 2007 года. 2.16. принять меры по повышению профессионального уровня педагогов социальных и педагогов-психологов учреждений образования, обратив особое внимание на необходимость соответствия образования требованиям квалификационных характеристик; Срок исполнения – постоянно. 2.17. рекомендовать руководителям управлений (отделов) образования издать соответствующие приказы по взаимодействию и распределению функций с целью их упорядочения социально-педагогических и психологических служб учреждений образования и социально-педагогических центров; Срок исполнения – май 2007 года. 2.18. ежеквартально заслушивать отчеты руководителей управлений (отделов) образования по реализации положений Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»; Срок исполнения – постоянно.
2.19. обеспечить широкое информирование общественности об усилении ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей. Срок исполнения – постоянно. 3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Т.Н.Ковалеву.
Министр А.М.Радьков
12 Шеремет Борисик 2001411 Мои документы/Декрет/приказ Приложение 1 к приказу Министерства образования Республики Беларусь 08.05.2007 № 270
Показатели неблагополучия семьи
- Социально-экономические:
длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства; длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток; расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению; отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.; необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.; задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам; частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки. 2. Медико-санитарные: антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами; отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления; алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер; неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм; несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи; противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего. 3. Социально-демографические: родители имеют статус лиц без определенного места жительства; устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка); выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей; родители или один из них посещает деструктивную секту; родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям. 4. Психолого-педагогические: полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку; непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации; систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия; насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами; устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций; повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи. 5. Криминально-аморальные: постановка родителей на учет в органах внутренних дел; нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов; аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми); проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи; наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира; попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи; оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома; вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
Приложение 2 к приказу Министерства образования Республики Беларусь 08.05.2007 № 270
Вопросы для собеседования с педагогическими работниками и специалистами управлений (отделов) образования и учреждений образования
- Содержание Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
- Понятия несовершеннолетнего, семьи, находящихся в социально опасном положении.
- Выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении.
- Порядок признания детей находящимися в социально опасном положении.
- Основные критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего.
- Подготовка и утверждение плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении, организация работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении.
- Распределение функций между специалистами общеобразовательного учреждения образования и социально-педагогического центра при оказании помощи детям, находящимся в социально опасном положении.
- Основные функции управлений (отделов) образования и учреждений образования по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
- Подготовка ходатайств о необходимости признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.
- Порядок признания несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства.
- Порядок предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей.
- Порядок отобрания детей у родителей по решению комиссии по делам несовершеннолетних.
- Межведомственное взаимодействие по выявлению и работе с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите.
- Участие учреждений образования в реализации плана защиты прав и законных интересов детей.
- Взыскание расходов по содержанию детей на государственном обеспечении. Подготовка требований, исков в суд о взыскании расходов по содержанию детей.
- Учет обязанных лиц. Контроль за поступлением средств на содержание детей, информирование судов о непоступлении либо об изменении сумм расходов на содержание детей.
- Порядок закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Заместитель Министра
Т.Н.Ковалева
Начальник управления социальной и воспитательной работы
Г.А.Бутрим
Начальник управления общего среднего образования
Ю.И.Гладков
Начальник управления
профессионально-технического образования
Э.Н.Гончар
Начальник управления дошкольного образования Г.Г.Макаренкова
Начальник управления аналитической и правовой работы
А.И.Кучинский
Начальник юридического отдела управления аналитической О.В.Мякинник
Заместитель начальника управления контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения Г.В.Гладкая
|