Развитие социально – психологической службы в школе
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

Социально-психологическая служба способна стать центром, объединяющим усилия педагогов школы, специалистов государственных учреждений и активистов общественных организаций по созданию благоприятных условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребёнка и адаптацию его к быстро изменяющимся социальным условиям общества. Развитие социально-психологической службы приведёт к демократизации и гуманизации школьной жизни, повышению воспитательного потенциала социума. Социальный педагог и психолог могут успешно действовать при условии, если они включены в целостную воспитательно-образовательную систему учебного заведения, идущего по пути оптимизации школьного образования. Деятельность социально-психологической службы строится на следующих принципах:


- гуманно-личностный подход к ребёнку, установление партнёрских отношений с родителями;
- педагогизация окружающей среды, соединение воспитательных усилий школы и среды, создание единой системы воспитания ребёнка в школе, семье и социуме;
- защита прав и интересов детей, социальное равенство в получении образования;
- создание гуманной и психологически комфортной воспитывающей среды, уважение индивидуальных качеств личности, содействие в разрешении проблем учащихся и педагогического коллектива;
- оптимистическая гипотеза, которая основывается на вере в собственные силы и способности личности при помощи специалистов разрешать сложные жизненные проблемы.
Целью социально-психологической службы является обеспечение благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития и самосовершенствования личности, а также её успешной социализации в современных условиях.
Задачи социально-психологической службы:
· обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения, интеллектуального и нравственного развития личности, её социализации и профессионального становления, разностороннего творческого развития, эмоционально-психологического благополучия;
· содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между учащимися, педагогами и родителями, активизация воспитательной деятельности родителей, привлечение их к учебно-воспитательному процессу в школе;
· мониторинг социального заказа со стороны детей и родителей на содержание образования, социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, оказание помощи детям и родителям в адаптации к условиям школьной жизни;
· выявление потребностей детей и подростков, их семей в различных видах и формах социально-психологической помощи, её оказание;
· социально-педагогическая защита детства, осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
· проведение консультативно-просветительной работы среди учащихся, педагогов, родителей;
· осуществление психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми с особенностями психофизического развития;
· социально-педагогическая поддержка и психологическое сопровождение одарённых детей;
· реабилитация несовершеннолетних подростков, входящих в группу “риска” и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;
· обеспечение связи школы с социальными институтами, с заинтересованными общественными организациями.

Примерная структура и формы взаимодействия
социально-психологической службы

1. ПЕДАГОГИ
* педагогические советы;
* инструктивно-методические совещания;
* психолого-педагогические консилиумы;
* тренинги общения;
* психолого-педагогические семинары;
* встречи за “круглым столом”;
* организационно-деятельностные игры;
* консультации.

2. СЕМЬЯ
* заседания родительского комитета;
* занятия родительского университета;
* работа родительского патруля;
* семейный клуб, клуб выходного дня;
* совет профилактики;
* сотрудничество с комиссией содействия семье и школе (по месту работы родителей);
* проведение совместных праздников и вечеров отдыха;
* тренинги;
* консультации;
* информационный стенд для родителей.

3. УЧАЩИЕСЯ
* индивидуально-групповые консультации;
* коррекционно-развивающие занятия;
* тренинги;
* педагогические клубы;
* профориентационная работа;
* разновозрастные отряды по месту жительства “Милосердие”;
* ученические производственные бригады, летний труд и отдых детей.

4. ВНЕШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ
* кружки, секции, клубы (совместные мероприятия, выставки);
* благотворительные акции;
* консультирование специалистов;
* праздники в микрорайоне;
* трудовой десант;
* совместные рейды в микрорайоне.

Развитие социально-психологической службы (СПС) зависит от ряда внешних и внутренних условий, связанных как с профессиональным уровнем психолога и социального педагога, так и с особенностями функционирования школы. Направления развития СПС определяют следующие факторы:

  • профессиональная компетентность и направленность личности участников службы;
  • управленческая позиция администрации школы, определяющая стратегическую линию развития школы;
  • потребности учащихся и их родителей в получении социально-педагогической помощи, дополнительных образовательных услуг;
  • наличие педагогического коллектива, активно участвующего в социально-педагогической деятельности.

Источник: Профессиональная деятельность социального педагога: Методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», 2003.- 55с.

Автор-составитель: П.В.Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПКиПРРиСО».
Рецензенты: В.И. Кучинский, проректор по научно-методической работе УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», канд. пед. наук;
М.В. Кузнецова, ст. преподаватель кафедры экономи-ческой теории и истории УО «ВГАВМ»

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.