Просветительская деятельность социального педагога с родителями может проходить через групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями.
Групповые формы работы с родителями
1. Родительские собрания — форма анализа, осмысления проблемы на основе опыта воспитания. Общешкольные родительские собрания проходят, как правило, два раза в год. На первом собрании родителей знакомят с документами, регламентирующими работу школы в предстоящем учебном году с основными направлениями ее деятельности. На заключительном собрании — выход на результаты по итогом года по всем направлениям деятельности. Общешкольные родительские собрания школы дают возможность социальному педагогу познакомить родителей: — с Законом Республики Беларусь от 31.05.03 № 200- 3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
— Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.02 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий»; — Положением Министерства образования о профилактике курения в учреждениях образования от 27.06.03 №32-6-763/7-1; — с работой школы по программе «Жизнь без табака» и др. 2. Родительские университеты в параллели классов — эта форма психолого-педагогического просвещения родителей, которая повышает информированность по вопросам воспитания подростков с учетом их возрастных особенностей. Программа «Родительского университета» составляется педагогами с учетом особенностей учащихся и их родителей. 3. Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов [приложение № 3]. 4. Пресс-конференция. Встреча родителей с администрацией школы, педагогами, психологом, социальным педагогом с целью получить ответы на волнующие вопросы. Вопросы могут быть заранее подготовлены по определенной теме, а можно задавать спонтанно. 5. Лекции — эта форма работы может быть организована через родительские собрания, конференции, семинары. Лекторы — специалисты по проблемам профилактики отклонений в поведении. 6. Психолого-педагогический консилиум — совместное обсуждение поведения ребенка с целью согласования точек зрения, действий, выработки программы решения проблемы. 7. Малый педагогический совет — родительский совет, работающий по аналогии с учительским. Его цель: привлечение родителей к решению актуальных школьных проблем. 8. Школа молодого родителя — совместная просветительская деятельность медиков и педагогов, учеба проводится как на базе медицинского учреждения, так и дошкольного учреждения и школы. Цель данной работы состоит в педагогической и социально-психологической подготовке родителей к воспитанию будущих детей. 9. Родительский клуб «Моя семья» — организация просвещения по запросам родителей, организация досуга клубного заседания. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Презентация опыта семейного воспитания. 10. Круглый стол - дискуссионная форма общения, цель которой — достижение взаимопонимания, педагогического согласия по проблеме. 11. Педагогический практикум. Цель: осмысление опыта родителей посредством обсуждения конкретных реальных воспитательных ситуаций. 12. Групповая консультация (1 раз в два месяца с семья ми, имеющими идентичные проблемы). Например: • «В семье — первоклассники». • «Особенности поло-ролевых отношений подростка». • «Особенности воспитания в неполных семьях». • «Условия здорового образа жизни семьи». • «Культура взаимоотношений в семье».
Индивидуальные формы работы с родителями
1. Посещение учащихся на дому — эта форма требует специальной подготовки. Цели посещения семей. • Изучить условия проживания. • Определить микроклимат семьи. • Выявить причины нарушения взаимоотношений семьи. • Изучить традиции семьи в воспитании подростка и др. 2. Индивидуальная консультация—достаточно оперативная форма обсуждения и осознания проблем родителями. Тематика: • «Социальные последствия пьянства». • «Наркотики и подросток». • «Межличностные отношения в семье — какие они?» • «Формирование психолого-педагогической культуры семьи». • «Активные методы взаимодействия с семьей». 3. Обмен опытом. Может происходить постоянно как компонент любой формы педагогического общения. 4. Родительский вестник. Издание, периодически выходящее в рамках школы, освещающее проблемы развития, обучения, семейного воспитания. Источник: Социально-психологическая помощь, авторы составители Л.В.Орлова, Н.В.Кастюк. - Мн. Красико-Принт, 2005
|