Работа специалиста по социальной работе с семьей
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

1. Основные задачи, принципы и функции деятельности специалиста по социальной работе с семьей

Специалисты в области социальной педагогики М.Л. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, В.П. Дьяконов, Е.Я. Тищенко считают, что деятельность социального педагога с семьей может разворачиваться по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое.


1. Образовательное направление. Включает в себя помощь социального педагога семье в обучении и воспитании. Помощь в обучении связана с формированием педагогической культуры родителей и их просвещением. Просвещение касается важных для воспитания тем, таких, например, как:
• значение личного примера и авторитета;
• проблемы воспитания трудных подростков;
• сущность самовоспитания и его организация в семье;
• педагогическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
• правила взаимоотношений в семье различных поколений;
• поощрение и наказание;
• распространенные ошибки родителей, подготовка детей к школе и т.п.
2. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Социальный педагог может совместно с родителями разрабатывать наиболее приемлемые для данной семьи способы воспитания.
3. Психологическое направление. Оно включает в себя социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка, с позиции социальной педагогики, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье (например, во время сложной кризисной кратковременной ситуации). Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение). В данном случае работа основывается на Конвенции о правах ребенка, на ориентации семьи на изменение внутрисемейных отношений.
4. Посредническое направление:
• помощь в организации и координация (понимается помощь в организации семейного досуга (например, включение семьи в разного рода мероприятия, праздники, ярмарки, установление и актуализацию связей семьи с ведомствами, социальными службами, центрами, совместно с которыми решаются конкретные социальные проблемы (усыновление ребенка, передача ребенка в детский дом, приют, помещение ребенка на лечение);
• информирование (направлено на информирование семьи по вопросам социальной защиты (информирование может касаться прав детей, женщин, семьи в рамках жилищного, трудового, пенсионного законодательства).
Специалист по работе с семьей выступает в трех позициях (ролях): советник, консультант, защитник.

1.1. Задачи профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьей (Б.Ю. Шапиро)


• Изучение социальной напряженности, понимание сущности феномена помощи, анализ и правдивое прогнозирование ее развития;
• социальное обследование семей, знание симптоматики социальных болезней с целью выявления тенденции развития, выявление гармонического взаимодействия внутрисемейных отношений;
• оказание нуждающимся семьям социальной, социолого-педагогической, социально-медицинской, юридической, психологической и материальной помощи;
• содействие интеграции деятельности различных государственных, общественных, коммерческих и иных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической и культурной помощи во все периоды жизни семьи, а особенно на начальном этапе, для достижения семьей экономической самостоятельности;
• умение владеть техникой и технологией социальной работы и влияние через государственные и общественные организации, органы местного самоуправления на формирование в муниципальном округе (районе, участке) климата доброжелательного и всеобщего уважения к инвалидам, пожилым и детям; организация деятельности добровольцев.

1.2. Принципы деятельности специалиста по социальной работе с семьей


Принципы: гуманности, фамилиоцентризма, социальной адекватности, индивидуализации, создания воспитывающей среды, системности.
Деятельность специалистов по социальной работе с семьей должна быть направлена не только на решение существующих проблем семьи, но и на их профилактику и последующую терапию. Это позволит перейти от социального обслуживания отдельных категорий семей и их членов к комплексной профессиональной социальной работе как мощному и действенному инструменту социальной политики государства.

1.3. Функции профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьей


Специалист по социальной работе с семьей в своей профессиональной деятельности обычно выполняет задачи социального работника и социального педагога. Исходя из этого, Е.И. Холостова рассматривает следующие функции специалиста по социальной работе с семьей:
• диагностическая – заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, степень и направленность влияния на нее микросреды и ставит «социальный диагноз»;
• прогностическая – прогнозирует развитие и совершенствование социальной политики, событий, процессов, происходящих как в семье, так и в группе людей и влияет на выработку определенных моделей социального поведения;
• правозащитная – использует законы и правовые акты в интересах оказания помощи и поддержки семей, их защиты;
• организационная – привлечение к работе общественности в оказании различных видов помощи и социальных услуг нуждающимся семьям;
• предупредительно-профилактическая – приводит в действие различные механизмы (юридические, социальные, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений;
• социально-медицинская – организует работу по профилактике болезней, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию;
• социально-педагогическая – выявляет интересы и потребности семей в разных видах деятельности: воспитательной, межличностного общения, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные общества, творческие союзы;
• психологическая – оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности;
• социально-бытовая – оказание необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям) в улучшении их быта, жилищных условий;
• коммуникативная – устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией и выступает в роли агента для выработки единой стратегии взаимодействия, восприятия, понимания и социального контроля.

1.4. Подходы к решению проблем семьи специалиста по социальной работе


Специалисты по социальной работе с семьей заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:
• воспитательный – специалист выступает в роли воспитателя, консультанта, эксперта. В таких случаях он дает советы, обучает умениям, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;
• фасилитативный – специалист играет роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности и семьи, когда им это сделать трудно самим. Деятельность его при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов; организацию применения метода «социальной группы»;
• адвокативный – применяется тогда, когда он выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от собственного имени. Такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям и семьям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.


2. Модели социальной работы с семьей

В социальной работе с современной семьей используется несколько моделей. В зависимости от выбранной модели ведущим будет один из специалистов: специалист по социальной работе, социальный педагог или психолог. Нередко функции всех этих специалистов вынужден взять на себя один специалист – по социальной работе с семьей. В основе всей социальной работы с семьей – диагностическая модель, которая основывается на предположении дефицита у членов семьи специальных знаний о решении тех или иных проблем.
Социальная модель используется в том случае, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил: привлечение других специалистов, оказание материальной помощи, трудоустройство, помощь с жильем и пр.
Педагогическая модель базируется на гипотезе о недостатках педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя и сам родитель может быть причиной неблагополучия, обычно эта возможность открыто не рассматривается. Специалист по социальной работе с семьей (или социальный педагог) ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей одного из членов семьи лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, инвалидность одного из членов семьи. Задача профессиональной помощи – лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к обстановке в семье.
Чаще всего в каждом конкретном случае специалист по социальной работе с семьей использует сразу несколько моделей помощи семье. Кроме указанных в научной литературе и социальной практике встречаются виды и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как социального института и ее социальное развитие. Они делятся на долгосрочные и краткосрочные.
Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.
Кризисинтервентная модель работы с семьей заключается в оказании помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики. Все внимание социальный работник фокусирует на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи.
Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формирования нового понимания социальной проблемы, развития адаптивных реакций, которые могут быть полезны в будущем.
Помощь семье в данной ситуации должна быть не столько психологически глубокой (что оправдывало бы вмешательство профессионального психолога), сколько комплексной и широкой по охвату проблем и участников событий. Это могут быть члены семьи, неформальные группы поддержки, специализированные учреждения (социальная защита, реабилитационные центры и пр.). Задача специалиста по социальной работе с семьей состоит в том, чтобы помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации семьи, сосредоточивая свои усилия на развитии личности каждого из ее членов, поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе.
Проблемно-ориентированная модель взаимодействия имеет продолжительность не более четырех месяцев. Она направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т.е. в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать, и это важнее, чем взгляд специалиста на причину, природу самой проблемы.
Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача – создать такие условия. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для обоснования последующих проблемных ситуаций семьей самостоятельно.
Источник: Основы социально-педагогической работы с семьей Методические рекомендации 2009 Авторы-составители: преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Т.Д. Вакушенко, старший преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова» С.Г. Туболец

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.