Система образования Российской Федерации
Документация школьного психолога - Нормативные документы (Россия)

Система (греч.) ‒ целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образования ‒ совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов. В соответствии с Законом «Об образовании» (2012 г.) в эту систему, наряду с учреждениями, входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием.
Особенности и уровень современной российской системы образования определяются:
‒ развитием производства. Именно оно определяет требования к типу работника, уровню его образования;
‒ уровнем развития культуры и науки;
‒ особенностями форм общественного сознания: идеологией, моралью, религией;
‒ историческим опытом и национальными традициями.
Факторы, определяющие систему образования, динамичны, поэтому и системы образования периодически реформируются, чтобы удовлетворить запросы как общества, так и личности.

Современная система образования нашей страны строится на основании:
‒ Всеобщей декларации прав человека (1948 г.);
‒ Декларации прав ребенка (1959 г.);
‒ Конвенции о правах ребенка (1989 г.);
‒ Декларации о правах инвалидов (1975 г.);
‒ Конституции Российской Федерации (1993 г.);
‒ Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013‒2020 годы (2014 г.);
‒ Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.);
‒ Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (2015 г.).
Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.) определил следующие принципы государственной политики в области образования:
а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;
б) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
д) свобода и плюрализм в образовании;
е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Наша страна многонациональна, ее регионы имеют свои культурные традиции. Вариативная часть учебного плана предусматривает возможность изучения предметов национального и регионального компонентов, позволяющих сделать обучение практико-ориентированным.
Общедоступность образования обеспечивается его бесплатностью, наличием разветвленной сети образовательных учреждений. Принцип общедоступности не может быть реализован без достаточного количества педагогических кадров, а также без наличия учебной литературы.
Новым для нашего образования является принцип адаптивности системы к уровням развития и подготовки обучающихся. В реализации этого принципа существенная роль принадлежит психологам, которые могут определить уровень развития школьников, рекомендовать способы работы с ними исходя из их индивидуальных особенностей.
Принцип светскости образования предполагает недопущение преподавания и пропаганды религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Свобода в образовании ‒ это свобода выбора пути получения образования, выбора образовательного учреждения.
В Российской Федерации образование осуществляется в условиях реализации концепции непрерывного образования (2015).
Непрерывное образование в России (Министерство науки и образования Российской Федерации)

Профессиональная подготовка кадров

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование взрослых, включая дополнительное профессиональное образование

Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее (полное) общее образование
Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование
Послевузовское профессиональное образование

Цель концепции ‒ определение основных направлений, путей и способов поддержки государством и обществом развития качественного непрерывного образования в Российской Федерации, которое призвано обеспечить:
‒ высокий уровень конкурентоспособности инновационной экономики;
‒ реализацию актуальных потребностей личности в образовании на протяжении всей жизни.
Концепция непрерывности в образовании призвана осуществлять новую парадигму: «Не на всю жизнь, а через всю жизнь». Следует выделить два основных этапа при реализации данной концепции: непрерывное образование детей (от 0 до 18 лет) и непрерывное образование взрослых. Непрерывное образование детей: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование и дополнительное образование детей. Непрерывное образование взрослых: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, дополнительное образование взрослых, включая дополнительное профессиональное образование.
Непрерывное образование детей понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Концепция строится на основе признанных в современной педагогике ценностей образования:
– гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;
– открытость человека изменяющемуся миру;
– самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития ‒ неоправданность как в инфантилизации образования, так и «забегания вперед»;
– индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;
– создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности [6].
Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено образования) призвана:
– выделить приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;
– определить психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;
– обозначить вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;
– дать возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в начальной школе.
Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как:
‒ воспитание нравственного человека;
‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
‒ сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей [6].
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
• включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На ступени начальной школы:
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
• готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
• желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
• инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
• совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания [6].
Реализация концепции непрерывного образования детей этих возрастов требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий, которые призван обеспечивать педагог-психолог:
• личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
• предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
• ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
• создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
• формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности [6].
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден № 413 от 17. 05. 2012 г.) и концепция непрерывного образования устанавливают требования к результатам освоения обучающимся образовательной программы на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформирован-ность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
• метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
• предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами [5].
ФГОС среднего (полного) общего образования (17.05.2012 г.) предусматривает следующие психолого-педагогические условия реализации образовательной программы:
• преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к ступени основного общего образования;
• учёт специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
• вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одарённых детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
• диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации);
• вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза) [5].
Дополнительное образование детей в Российской Федерации регламентировано концепцией развития дополнительного образования детей (04.09.2014 г. № 1726-р) и распоряжением правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий на 2015‒2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей» (24.04.2017 г. № 729-Р). Концепция дополнительного образования предусматривает, что до 2020 года измененные программы обучения охватят более 75% населения РФ в возрасте от пяти до восемнадцати лет. Реализация концепции осуществляется в два этапа:
первый ‒ с 2014 по 2017 годы; второй ‒ с 2018 по 2020 годы. Главными целями концепции являются:
• обеспечение прав детей на саморазвитие, самореализацию и личностное самоопределение;
• расширение возможностей удовлетворения потребностей ребенка и его семьи в сфере обучения;
• усиление интеллектуального потенциала российских граждан.
Для реализации поставленных целей концепция развития дополнительного образования предлагает решить ряд задач:
• улучшить уровень индивидуального образования;
• создать среду, мотивирующую ребенка к обучению;
• разработать оценочные инструменты, которые будут способствовать росту самооценки детей;
• обновить программы обучения до уровня, соответствующего современным потребностям общества;
• обеспечить каждому ребенку доступ к актуальной информации;
• активизировать механизмы финансовой поддержки прав ребенка на обучение вне зависимости от места жительства, состояния здоровья и материальной обеспеченности семьи [2].
Государственная концепция дополнительного образования детей предусматривает:
• формирование положительного имиджа дополнительного образования в СМИ;
• создание условий для кооперации между различными учреждениями;
• сотрудничество государства, бизнеса и общества в вопросах улучшения качества образования;
• формирование конкурентной среды, которая будет способствовать актуализации программ обучения;
• учреждение ведомств, контролирующих систему дополнительного образования;
• разработку единого регламента проверки уровня достижений в различных программах;
• построение финансовой системы, обеспечивающей доступ каждому ребенку к интересующим его образовательным программам;
• должное обеспечение права доступа граждан к актуальной и полной информации;
• поддержку и реализацию специализированных образовательных
программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, из не
обеспеченных семей и других категорий, требующих от общества и гос
ударства особого подхода [2].
Дополнительное образование в Российской Федерации ‒ это важнейший процесс, направленный на повышение стабильности и защиту справедливости в обществе. Концепция рассчитана на создание равных для всех детей условий развития независимо от места проживания или статуса семьи ребенка. Концепции отведена роль «социального лифта» для значительной части детей Российской Федерации, которые раньше не могли получить нужный объем или качество обучения в силу разных причин.
Особенно пристального внимания заслуживает особая категория детей, каковыми являются дети с особыми образовательными потребностями. В частности, федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (19.12.2014 г. № 1598) регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся: глухих, слабослышащих, позд-нооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:
• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
• формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в связи с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
• формирование основ учебной деятельности;
• создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания адаптированных основных общеобразовательных программ и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
• формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся [3].
Программа коррекционной работы педагога-психолога должна содержать:
• перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
• систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающую психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;
• корректировку коррекционных мероприятий.
Основные задачи реализации психокоррекционных занятий, осуществляемых педагогом-психологом таковы:
• формирование учебной мотивации;
• стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
• гармонизация психоэмоционального состояния;
• формирование позитивного отношения к своему «Я»;
• повышение уверенности в себе;
• развитие самостоятельности;
• формирование навыков самоконтроля;
• развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
• формирование продуктивных навыков взаимоотношений с окружающими (в семье, классе);
• повышение социального статуса ребенка в коллективе;
• формирование и развитие навыков социального поведения [3].
Непрерывное образование взрослых выполняет профессиональную, социальную, личностную функции. Профессиональная функция обеспечивает формирование у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, и, как следствие, приобретение взрослым человеком новых профессиональных возможностей, повышение его трудовой мобильности. В рамках развития системы непрерывного образования взрослых особое место отводится вопросам формирования информационной поддержки образовательных траекторий.
Начальное профессиональное образование ‒ подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности;
Среднее профессиональное образование ‒ подготовка специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования;
Высшее профессиональное образование ‒ подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования;
Послевузовское профессиональное образование ‒ повышение уровня образования, научной, педагогической квалификации;
Дополнительное профессиональное образование ‒ непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста.
Профессиональная подготовка ‒ ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ [6].
Для достижения цели концепции предполагается решение комплекса основных задач:
• создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения;
• создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения;
• развитие инфраструктуры и технологий сферы непрерывного образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения.
Создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения предусматривается по следующим основным направлениям:
• развитие инфраструктуры и практики оценки и признания квалификаций, приобретенных формальным и неформальным путем;
• развитие механизмов и практики формального признания результатов обучения, полученных, в том числе, неформальным путем (в том числе, учета в основных профессиональных образовательных программах результатов освоения открытых онлайн курсов, дополнительных профессиональных образовательных программ);
• развитие системы корпоративного обучения, в том числе в направлении развития дистанционного обучения, развития института наставничества, сетевого взаимодействия корпоративных университетов и образовательных организаций при реализации краткосрочных программ корпоративного обучения, синхронизации образовательных и карьерных траекторий для обеспечения актуальности и востребованности профессионально значимых умений, компетенций и квалификаций работников;
• реализация целевых образовательных инициатив, направленных на приобретение и развитие перспективных квалификаций, в том числе для реализации национальной технологической инициативы и национальной предпринимательской инициативы;
• развитие сетевой кооперации образовательных организаций, предприятий, научных и производственных центров, центров коллективного пользования оборудованием для реализации распределенных модульных схем формирования умений, компетенций, квалификаций;
• развитие отраслевых механизмов непрерывного профессионального развития персонала;
• развитие практики повышения квалификации взрослых в рамках деятельности профессиональных сообществ (в том числе в формате чемпионатов профессионального мастерства по методике WorldSkills);
• совершенствование финансовых механизмов получения образовательных услуг, связанных с подготовкой, профессиональной переподготовкой и повышением квалификации [6].
Реализация концепции предусматривается в 3 этапа:
• 1-й этап ‒ 2016‒2018 годы;
• П-й этап ‒ 2019‒2021 годы;
• Ш-й этап ‒ 2022‒2025 годы.
Управление системой образования страны осуществляется Министерством образования. В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерство, департамент, управление образования. В городах и районах руководящие структуры ‒ это управления (отделы) образования. Руководство всей деятельностью школы осуществляется ее директором, который возглавляет педагогический коллектив, вместе с советом обеспечивает правильный подбор кадров, создает условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Обычно каждая управленческая структура имеет учреждения или подразделения, которые оказывают помощь педагогам, осуществляют методические функции. Ведущим научным учреждением страны является Российская Академия образования. Большая исследовательская работа ведется в вузах.
В стране сложилась многоуровневая система психологической помощи в образовании.
Первый уровень представлен педагогами-психологами, социальными педагогами (частично осуществляющими функции психологов), логопедами, работающими непосредственно в школах.
Второй уровень ‒ методические кабинеты и центры в районных (региональных) отделах образования, осуществляющие методическую работу и консультирование педагогов-психологов, работающих в школах, а также специализированные центры (коррекционные, профориентационные, медико-психологические).
Третий уровень ‒ органы управления и специализированные службы Министерства образования, занимающиеся психологическим обеспечением системы образования. Для научного обеспечения работы психологической системы в образовании созданы или привлекаются научно-исследовательские центры федерального или регионального уровня.
Психологическое обеспечение системы образования осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, развивающее, консультативное, обучающее, просветительское. Главная цель этого обеспечения ‒ психологическое благополучие участников образовательного процесса.
Психологическое обеспечение системы образования постепенно складывается в единую психолого-педагогическую и медико-социальную коррекционно-развивающую службу. Разнопрофильные специалисты (социальные педагоги, дефектологи, социальные работники, психологи, психотерапевты, логопеды) оказывают помощь участникам образовательного пространства практически во всех типах учреждений и на всех уровнях образования.
ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Прочитайте предложенные утверждения, отвечая на них «да» или «нет».
1. Вам интересно наблюдать за поступками других людей.
2. Вы обладаете плохой дикцией.
3. Вы охотно общаетесь с детьми.
4. Несмотря на усилия, у вас не получается контакта с людьми.
5. Вы получаете удовлетворение от хорошо объясненного другим вопроса.
6. Вы знаете сложности педагогической работы.
7. Они вас пугают.
8. Работа учителя неблагодарная, она не дает удовлетворения.
9. Вы испытываете трудности в общении с детьми.
10. Вы можете легко представить себя на месте другого человека.
11. Имеете положительный опыт участия в воспитательной работе с младшими.
12. Длительное общение с детьми вызывает у вас стрессовое состояние.
13. Вы любите разговаривать с людьми, беседовать с ними по душам.
14. Вам далеко не всегда удается передать свое эмоциональное состояние речью.
15. Вы сильно сопереживаете удачам или неудачами своих знакомых, близких людей.
16. Не обязательно после окончания университета быть учителем, важно получить гуманитарное образование.
17. Вы без труда можете организовать игру детей.
18. Вы начали создавать свою профессиональную библиотеку.
19. Вы считаете, что работа учителя чрезмерно напряженная, ведет к нервным расстройствам.
20. Вы считаете, что у вас есть профессионально значимые для работы учителя качества (или вы их можете развить).
21. Вы предпочитаете уединение, ибо испытываете дискомфорт в большой группе людей.
22. Вам хочется скорее принять участие в педагогической практике.
23. Вы боитесь педагогической практики.
24. Вы способны понимать намерения, помыслы других людей.
25. Способны находить общий язык с разными людьми.
26. Умеете убедить других в чем-то.
27. Вас быстро утомляет интеллектуальный труд.
28. Вы способны сравнительно легко организовывать людей на какое-то дело.
29. Ваши близкие утверждают, что у вас трудный характер.
30. У вас плохая память, вы плохо запоминаете учебный материал.
Ключ к тесту
Поставьте результаты ответов в таблицу. Например, если на первое положение вы ответили «да», то получите 1 балл, если «нет», то 0 баллов. Проделайте эту операцию со всеми 30 ответами, соответственно данным таблицы. Сложите баллы.
Сравните сумму с приведенными ниже показателями.

Утверждение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ДА

1

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

НЕТ

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

Утверждение

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

ДА

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

0

НЕТ

1

0

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

0

1

1

 

Уровни педагогической направленности:

Высокий ‒ 25-30.
Скорее высокий, чем низкий, ‒ 19-24.
Средний ‒ 13-18.
Скорее низкий, чем высокий, ‒ 7-12.
Низкий ‒ 6 и менее.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Выяснить роль психолого-педагогической деятельности.
2. Объяснить суть понятий: система образования РФ, виды психолого-педагогической деятельности.
3. Понять различия между общим и специфическим в психолого-
педагогической работе.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Составить «Профессиональный кодекс учителя».
Рекомендации к выполнению: на основе учебного пособия Б. С. Волкова, Н. В. Волковой, Е. А. Орловой «Психология педагогического общения», данного учебно-методического пособия и дополнительного материала необходимо расклассифицировать профессиональные и личностные качества современного учителя на 2 группы. В одну группу должны входить приемлемые и востребованные в профессии свойства и качества, а в другую абсолютно не востребованные свойства и качества.
2. Подготовить микросочинение на тему «Педагогическая профессия в XXI веке».
Рекомендации к выполнению: на основании учебного пособия Б. С. Волкова, Н. В. Волковой, Е. А. Орловой «Психология педагогического общения», данного учебно-методического пособия и собственных наблюдений следует написать микросочинение с привлечением конкретных ситуаций и собственного отношения к этим ситуациям об идеальном педагоге в XXI веке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Орлова Е.А. Психология педагогического общения : учебник для бакалавров. ‒ М.: Юрайт, 2015.
2. Гуревич П.С. Психология : учебник для бакалавров. ‒ М.: Юрайт, 2013.
3. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности : учебник для студентов вузов. ‒ М.: Юрайт, 2014.
Источник: Введение в психолого-педагогическую деятельность : Учебно-методическое пособие / С.А. Дюпина. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2018. ‒ 124 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.