Предлагаем образец оформления аналитического отчета педагога-психолога школы. Воспользуйтесь данной формой, чтобы подготовить свою отчетную документацию за прошедший учебный год. Аналитический отчет – это письменное подтверждение того, что вы реализовали свой план работы на данный учебный год. Единой формы оформления отчета на сегодняшний день нет, и каждый специалист может писать его в свободной форме. Чтобы не превратить документ в сухое перечисление статистических данных, следуйте нашим рекомендациям.
Анализируйте свою работу. В течение учебного года делайте для себя пометки с отзывами педагогов, родителей и детей о мероприятиях и программах, которые вы реализуете. Обращайте внимание на заинтересованность участников образовательных отношений теми или иными темами. Прописывайте выводы по каждому направлению. Сведите результаты диагностик, отзывы участников и свои наблюдения, чтобы написать общие выводы о работе за год. Выводы не только облегчат вам планирование работы на следующий учебный год, но и информативнее расскажут руководителю об объемах вашей работы. В конце документа укажите, какие направления работы нуждаются в корректировке. №6 июнь 2018 года
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ педагога-психолога Павловой Светланы Андреевны за 2017–2018 учебный год
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года в соответствии с годовым планом работы школы и планом педагога-психолога. Годовой план педагога-психолога выполнен на 100%. Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для успешного обучения, развития и социализации обучающихся. Задачи: – создать благоприятные условия обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса; – выявить причины неуспеваемости школьников; – провести анализ детско-родительских отношений; – помочь учащимся 8–10-х классов выбрать профессию; – оказать психологическую помощь учащимся 9-х и 11-х классов при подготовке к экзаменам; – повысить психологическую грамотность всех участников образовательного процесса; провести раннюю профилактику отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних; провести профилактику эмоционального и профессионального выгорания у педагогов; повысить групповую сплоченность детских и педагогических коллективов, оптимизировать психологический климат. Направления деятельности: психологическое консультирование; психодиагностика; коррекционно-развивающая работа; психологическое просвещение; методическая работа.
Задачи работы на учебный год В отчете прописывайте те задачи, которые вы поставили себе в годовом плане на данный учебный год
|
Анализ профессиональной деятельности по направлениям 1. Психологическое консультирование За прошедший период было проведено 105 консультаций для учащихся, а также 20 - для педагогов школы и 33 консультации для родителей учащихся. Процесс консультирования проходил в два этапа: первичное консультирование и повторное. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер. Основные проблемы, которые волнуют младших подростков (6-7-е классы): взаимоотношения с одноклассниками, повышение уверенности в себе, снижение уровня агрессивности и тревожности. Проблемы, с которыми обращались старшие подростки (8-10-е классы): взаимоотношения с родителями, с противоположным полом, обучение навыкам эффективного взаимодействия, вопросы самоопределения и профориентации. В течение года проводились индивидуальные консультации по запросам со стороны педагогов. Для повышения работоспособности, улучшения самочувствия и снижения напряженности использовались техники релаксации, цветодина-мическое воздействие, обучение техникам самомассажа и самопомощи. Так-же педагоги обращались за рекомендациями по оказанию педагогической помощи ученикам в процессе обучения и воспитания. Родители обращались за психологической помощью по вопросам повышения мотивации к обучению детей, взаимоотношений со сверстниками, воспитанием, детско-родительскими отношениями, профессиональной ориентацией школьников. Для просвещения родителей в вопросах воспитания детей, обмена опытом эффективного решения проблем детско-родительских отношений был организован родительский клуб. Особенно были востребованы со стороны родителей беседы по темам «Как помочь ребенку преодолеть игровую зависимость» и «Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?».
Темы обращений Зафиксируйте, с какими проблемами к вам чаще всего обращались. Разработайте по ним групповые мероприятия на следующий год
|
Чтобы повысить психологическую культуру участников образовательного процесса и улучшить психологический микроклимат в школе была проведена «Неделя психологии». Были организованы групповые тематические консультации: 1. Для учащихся 5-х классов: «Адаптация в 5-м классе», «Личная гигиена». 2. Для учащихся 9-х классов: «Как психологически подготовиться к экзаменам». 3. Для родителей пятиклассников: «Особенности адаптации пятиклассников». 4. Для родителей первоклассников: «Психологические особенности пер воклассников», «Адаптация - это легко!». Выводы: В сравнении с прошлым годом увеличилось количество индивидуальных консультаций учащихся, что свидетельствует о повышении их заинтересованности и доверия к психологу. В следующем учебном году необходимо продолжить работу родительского клуба, с целью большего вовлечения родителей в процесс обучения и воспитания детей. 2. Психодиагностика Традиционно проводилась диагностика интеллекта, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, деятельностных качеств, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии. 5-е классы. В 5-х классах изучался уровень школьной тревожности и мотивации. По результатам вторичной диагностики процесса адаптации пятиклассников (конец учебного года) можно сделать вывод о том, что учащиеся привык-ли к новым условиям обучения, новым учителям, повысился процент учащихся с нормальным уровнем тревожности. Также снизились показатели по высокому и повышенному уровням, что свидетельствует об улучшении процесса адаптации. В диагностике принимали участие 60 учащихся 5-х классов.
Структура отчета о результатах Вы можете структурировать результаты диагностик по классам, целям или по форме проведения
|
Статистические данные по результатам диагностики
Норма, %
|
Повышенный уровень, %
|
Высокий уровень, %
|
Начало года
|
Конец года
|
Начало года
|
Конец года
|
Начало года
|
Конец года
|
22
|
58
|
35
|
20
|
43
|
22
|
В ходе исследования пятиклассникам были предложены анкеты, после анализа которых был сделан вывод, что большинство учащихся оценивают изменения в их школьной жизни как позитивные: «Появились новые предметы, стало интереснее учиться», «Очень нравится учиться, много хороших учителей». Есть и те, кому учиться стало сложнее: «Трудные уроки, дольше приходится их делать» - 15 процентов детей. По результатам диагностики можно сделать вывод, что в 5 «А» классе учащимся интересно на математике (46%), легко на истории, литературе. В 5 «Б» классе интересно на уроке русского языка и литературы (60%), весело и хорошо ощущают себя школьники на физкультуре. <…> 9-11-е классы. В рамках подготовки к ЕГЭ в 11-х классах была проведена методика на определение ведущего типа восприятия. Учителям были даны рекомендации по организации индивидуального подхода в процессе обучения с учетом ведущего типа восприятия и переработки информации. В 9-х и 11-х классах была проведена оценка уровня стрессоустойчивости. По результатам диагностики у 65 процентов детей обладает высокий и выше среднего уровни сопротивляемости стрессовым ситуациям. Это позволяет с уверенностью сказать, что большинство учащихся умеют регенерировать и восстанавливать свой энергобаланс. По результатам диагностики была намечена и проведена коррекционно-развивающая работа (цикл тренинговых занятий) по следующим направлениям: 1. Познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром. 2. Переживание критических (трудных) ситуаций.
Данные по результатам диагностики Для наглядности оформите статистику с помощью таблицы, диаграммы или графика
|
В 11-х классах проводилась психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся. Результаты проведенных диагностик были представлены классным руководителям для ознакомления с ними родителей. Каждый учащийся 11-го класса получил заключение, которое представляет собой краткий психологический портрет. В портрете отражены основные результаты диагностики, существенные для принятия решения в выборе профессии. С учащимися было проведено 10 индивидуальных консультаций по результатам диагностики, 2 консультации с углубленной диагностикой, 5 индивидуальных консультаций с родителями учащихся. Выводы: Диагностический инструментарий, который есть в наличии, позволяет достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, с которыми обращаются участники образовательного процесса. Однако в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной работы. 3. Коррекционно-развивающая работа За 2017-2018 учебный год было проведено 210 групповых развивающих занятий с учащимися и 30 индивидуальных. Коррекционно-развивающая работа была ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классах, развитие познавательных процессов младших школьников, содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников: начало обучения, переход в среднюю школу, в профильные классы. Для коррекционно-развивающей работы использовались программы: «Давай дружить!» (помочь детям 9-11 лет с проблемами в общении); «Ораторское искусство» (развить навыки межличностного общения и публичных выступлений у подростков); «Взгляд в будущее» (помочь старшеклассникам определиться с профессией);
Выводы о проделанной работе Прописывайте выводы по каждому направлению. Они помогут вам составить план работы на следующий год
|
Программы Вы можете указать, в каких конкретно классах реализовывались программы и сколько учащихся участвовало
|
– «Точка опоры» (оказать психологическую помощь подросткам 14–15 лет с трудностями социальной адаптации); – программа психологического сопровождения первоклассников с низким стартовым уровнем; – «От беспомощности к жизнестойкости» (сформировать навыки преодоления трудных жизненных ситуаций у выпускников); – «Мой путь» (создать условия для формирования профессиональных интересов у детей с интеллектуальными нарушениями»; – «Мост» (помочь учащимся, которые окончили начальную школу, безболезненно адаптироваться к новым обстоятельствам основной школы). <…> Выводы: Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной как по отзывам самих участников, так и по динамике. Проведенная работа способствовала позитивным изменениям в сфере общения, самооценки, интеллектуальной и эмоциональной сферы, а также личностному росту детей и подростков. 4. Психологическое просвещение Данное направление реализовывалось в трех формах: групповые занятия для учащихся, выступления на собраниях для родителей и оформление информационных стендов. Учащиеся. С учащимися 9-х и 11-х классов проводились занятия по психологической подготовке к экзаменам. После прохождения занятий старшеклассники заполняли опросник. Результаты опроса были представлены родителям на собрании и даны рекомендации по оказанию помощи детям в процессе подготовки к сдаче ОГЭ. Родители. В ноябре на родительских собраниях в 6–8-х классах с целью показать естественность проявлений подросткового возраста, содействовать эффективному взаимодействию родителей с подростками были проведены информационные лекции-беседы на тему «Первые проявления подросткового периода». В течение года на стендах была представлена информация по темам: «Роль психолога в школе. Формы и виды психологической помощи», «Развиваем память, мышление и внимание», «Делаем домашние задания легко», «Как развить самостоятельность», «Как подготовить ребенка к школе», «Советы заботливым родителям», «Как сдать ЕГЭ и сохранить здоровье», «Буллинг», «Проблемы наркомании». <…> Выводы: После психологических занятий на этапе рефлексии были получены положительные отзывы от учащихся и предложения повторить подобные занятия в следующем учебном году. Выступления на родительских собраниях прошли результативно – после собраний родители обращались за консультационной помощью. В целом просветительскую форму работы с учащимися и родителями можно считать успешной и в следующем году стоит продолжить развитие в данном направлении.
Оформление данных Темы родительских собраний и психологических занятий (классных часов) вы можете оформить в таблицу
|
5. Методическая работа В течение года оформлялись стенды с информацией для родителей и учащихся. Составлена Памятка для родителей «Куда обратиться, если вы обеспокоены взаимоотношениями своего ребенка с одноклассниками или взрослыми». Регулярно анализировалась новая литература по проблемам развития и воспитания детей, изучались новые методики для работы с детьми с ОВЗ в образовательной организации. Проводилась работа по теме самообразования «Психологическая поддержка обучающихся с ОВЗ». Подобраны диагностические методики, тесты и опросники, направленные на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия. Разработана программа коррекционных занятий с гиперактивными детьми. В течение года было проведено шесть методических объединений социально-психологической службы, где специалисты обменивались опытом работы, расширяли свои представления о современных формах, технологиях, методических приемах, активизировали свой творческий потенциал и повышали профессиональную компетентность. <…> Выводы. Методическую деятельность за 2017–2018 учебный год можно считать продуктивной. В дальнейшем необходимо разработать программу по развитию эмоционально-волевой сферы у младших школьников.
Методическая работа Укажите также в каких вы участвовали конференциях и проходили ли обучение на курсах
|
Перспективы работы на 2018–2019 учебный год В 2018–2019 учебном году необходимо усилить работу с педагогами, а также с одаренными детьми. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год: 1. Дополнить тематику выступлений на родительских собраниях. 2. Разработать программу по развитию эмоционально-волевой сферы у младших школьников. 3. Организовать работу по профилактике девиантного поведения (с учащимися «группы риска»). 4. Улучшить качество проводимых коррекционно-развивающих занятий по разработанным программам и по запросу. 5. Систематизировать и своевременно оформлять материалы на школьном сайте в разделе «Психологическая служба». 6. Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, учащихся и родителей через проведение семинаров, родительских собраний, проведение Недели психологии в школе. 7. Систематически оснащать психологический кабинет пособиями, литературой, аудио-, видеозаписями, диагностическими методиками и другими профессиональными материалами. <…> Педагог-психолог ________ МБОУ «Школа № _»
План работы Составляйте свой план работы на год, учитывая содержание этого раздела аналитического отчета
|
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа, июнь 2018 |