Елена Балабанова, педагог-психолог, высшей квалификационной категории, эксперт журнала, Москва
Предлагаем программу для подростков, с помощью которой вы сможете развивать у школьников навыки межличностного общения и публичных выступлений. В статье - тематический план программы.
Цикл психологических занятий по ораторскому искусству был создан благодаря запросу учащихся восьмого класса. Подростки объяснили, что им сложно наладить эффективную коммуникацию с одноклассниками и устно отвечать на уроках. Тревога и неуверенность в собственных силах мешают получать заслуженную оценку. Результаты из опыта проведения программы. После занятий по программе у всех участников улучшились отметки на уроках и нормализовались отношения с одноклассниками. Подростки научились создавать презентации, подстраиваясь под особенности аудитории.
Содержание программы. Программа «Ораторское искусство» состоит из шести занятий (таблица). Проводите занятия по 45 минут один раз в неделю для учащихся 5-9-х классов. Сформируйте из подростков группы по шесть человек. Предлагаем содержание первого занятия программы. Техники и приемы, которые используются на занятиях: моделирование ситуаций, мозговой штурм, рефлексия опыта, групповая и парная работа, деловые и ролевые игры. Участники выполняют упражнения и участвуют в играх с элементами тренинговых технологий.
Тематический план программы «Ораторское искусство»
Тема занятия
|
Содержание
|
Материалы
|
Зачем мы здесь сегодня собрались
|
1. Разминка. Упражнения: «Представление», «Рукопожатия». 2. Основная часть. Беседа «Ораторское искусство». Упражнения: «Докажи», «Вредные советы для ораторов». 3. Рефлексия
|
Бейджи, самоучитель ораторского искусства, бланки с заданиями к упражнениям, бланк оценки занятия
|
Слагаемые успеха: идея, презентация и знание аудитории
|
1. Разминка. Упражнения: «Назови имя», «Я люблю, я не люблю». 2. Основная часть. Беседа «Идея, презентация и знание аудитории». Мини-лекция «Как подготовить речь для выступления». Упражнение «Моя реклама». 3. Рефлексия
|
Самоучитель ораторского искусства, видеокамера и проектор, бланк оценки занятия
|
Слагаемые успеха: искусство речи
|
1. Разминка. Упражнения: «Читаем выразительно», «Я смогу». 2. Основная часть. Беседа «Слагаемые успеха: искусство речи». 3. Упражнения для развития звуко- произношения и дикции. Упражнения: «Ударение» и «Близко». 4. Рефлексия
|
Бланки с заданиями к упражнениям, самоучитель ораторского искусства. Материалы к упражнению, бланк оценки занятия
|
Слагаемые успеха: внешние и внутренние составляющие
|
1. Разминка. Упражнение «Споем, друзья!». 2. Основная часть. Беседа «Внешность, жесты и позы». Упражнения: «Угадай чувство/эмоцию», «Как держаться во время выступления». 3. Рефлексия
|
Самоучитель ораторского искусства, презентация, бланк оценки занятия
|
Актерское мастерство
|
1. Игра «Море волнуется». 2. Основная часть. Упражнения: «Актерское мастерство», «Одежда оратора». 3. Рефлексия
|
Фотографии (домашнее задание занятия 1), бланк оценки занятия
|
Подведение итогов
|
1. Разминка. Упражнение «Скульптура». 2. Основная часть. Упражнения: «Выступление», «Собеседование». 3. Рефлексия
|
Бланк оценки занятия
|
Готовое занятие из программы «Ораторское искусство»
На занятии попросите порассуждать, зачем уметь выступать перед публикой. Предложите выполнить упражнения и оценить занятие. Подготовьте к занятию самоучитель по ораторскому искусству на каждого участника, исторические справки и вредные советы ораторам. Чтобы участники оценили занятие, распечатайте для них анкеты. Разминка Педагог-психолог: Упражнение «Представление» Раздайте участникам бейджи. Сегодня каждый сам выберет, как мы будем называть его на занятии. Запишите на бейдже новое имя и прикрепите к одежде. Теперь представьтесь тремя разными способами: меняйте мимику, движения, интонацию. Каждый по очереди представляется, а мы повторяем. Понравилась ли вам игра? Трудно было представиться группе? Что вызвало затруднения? Упражнение «Рукопожатия» Педагог-психолог: По моей команде начните ходить по классу. Я засеку 30 секунд. Задача каждого - пожать как можно больше рук за это время. Считайте, сколько рук вы пожали. Попросите подростков ответить на вопросы. Вы действовали активно или пожимали руки только тем, кто сам к вам подходил? Как вы думаете, ваше поведение в упражнении связано с тем, насколько вы общительны? Основная часть Беседа «Ораторское искусство» Подготовьте для каждого участника самоучитель по ораторскому искусству - небольшую книжку с местами для записей. Педагог-психолог: Прежде чем заняться ораторским искусством, предлагаю заглянуть в историю. Ознакомьтесь с историческими справками, и решите, какие советы из них нужно записать на первую страницу самоучителя по ораторскому искусству. Упражнение «Докажи» Напишите на доске большими буквами слева «ДА», справа - «НЕТ». Педагог-психолог: Я буду задавать вопросы. Вы должны выбрать ответ на доске и встать рядом. Когда все займут места, обе группы в течении 30 секунд обсуждают аргументы за свой ответ. Аргументы от группы озвучивает один из участников. Варианты вопросов 1. Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе? 2. Считаете ли вы, что цель оправдывает средства? 3. Согласны ли вы с пословицей «Один в поле не воин»? Если подросток затрудняется с объяснением своего ответа, дайте ему две минуты, чтобы он мог подобрать аргументы за выбранный вариант. После упражнения задайте участникам вопросы. Что заинтересовало вас в игре? Вы открыли для себя что-то новое? Упражнение «Вредные советы ораторам» Зачитайте школьникам вредные советы ораторам. Обсудите, что выступающий не должен делать. Заключительная часть Рефлексия Раздайте подросткам бланки и предложите оценить занятие. Дайте домашнее задание: сфотографироваться дома в одежде, которую они бы надели на выступление. Фотографии понадобятся на пятом занятии. Исторические справки для беседы «Ораторское искусство» 1. Гай Юлий Цезарь был великим римским диктатором и полководцем. Он родился в 100 г. до н. э., умер в 44 г. до н. э. Чтобы в совершенстве овладеть ораторским искусством, Цезарь отправился на остров Родос к преподавателю риторики Аполлонию Молону. По пути он попал в плен к киликийским пиратам. За его освобождение пираты потребовали выкуп в размере двадцати талантов. Друзья собирали деньги больше месяца. Это время Цезарь провел в плену и упражнялся в красноречии перед похитителями. Выводы для самоучителя: ораторскому искусству нужно учиться; необходимо много тренироваться, чтобы овладеть ораторским искусством. 2. Демосфен – афинский государственный деятель и великий оратор. Он родился в 384 г. до н. э., умер в 322 г. до н. э. Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание и подергивал плечом. Чтобы научиться четко произносить слова, он набирал в рот черепки и камешки. Демосфен произносил речи на берегу моря под шум волн, который заменял ему гомон толпы. Для тренировки дыхания Демосфен читал стихи, поднимаясь в гору. Когда он упражнялся в мимике перед зеркалом и по привычке приподнимал плечо, его колол подвешенный к потолку меч. Выводы для самоучителя: научиться говорить может любой; есть приемы для тренировки речи. 3. Наполеон Бонапарт (1769–1821) – выдающийся французский полководец. Наполеон был корсиканцем, где говорили на итальянском языке. Он с трудом говорил на французском, но считал, что тот, кто не умеет хорошо говорить, карьеры не сделает, поэтому много работал над своей речью. Кроме того, он учился величественной походке и позам у актера Франсуа Жозефа Тальма. Вывод для самоучителя: кроме тренировки речи, нужно еще учиться быть артистичным.
Вредные советы ораторам Будь сверхэмоциональным Говори, рукой махая, Каждый день по полчаса, И твоя мускулатура Станет крепче кирпича. А могучими руками Ты, когда придет пора, Сможешь в трудную минуту Свои мысли доказать. (Стихотворение Г. Остера в переработке Е. Балабановой) Повтори несколько раз Если ты еще нетвердо Выучила выступленье И не знаешь, как же можно Это от людей прикрыть, Говори все то, что помнишь, Используй разные выражения. Спасибо люди тебе скажут За то, что выучили речь. (Стихотворение Г. Остера в переработке Е. Балабановой) Будь скрупулезно точным Главным делом жизни вашей Может стать любой пустяк. Надо только твердо верить, Что важнее дела нет. И тогда не помешает Вам ни холод, ни жара, Задыхаясь от восторга, Заниматься чепухой. (Г. Остер) В речи можно говорить все, что ты думаешь Сказать ты можешь все, С трибуны не достать. Из танка тоже хорошо, Когда крепка броня. Но если хочешь довести Людей до горьких слез, Их безопаснее всего По радио дразнить. (Стихотворение Г. Остера в переработке Е. Балабановой) Говори пространно Нет приятнее занятья, Чем про жизнь вам рассказать. Всем ужасно интересно, Что же в ней произошло. А кому не интересно, Тот не слушает пускай. Мы же в жизнь к нему не лезем, Пусть и он не пристает. (Стихотворение Г. Остера в переработке Е. Балабановой)
Бланк оценки занятия 1. Выбери подходящий вариант □ Мне понравилось занятие □ Занятие было скучным □ Задания сложные □ Мне не понравилось занятие 2. Продолжи фразу Я понял, что… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №1, 2018г |