Как научить школьников выступать перед публикой
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

Елена Балабанова,
педагог-психолог, высшей квалификационной категории, эксперт журнала, Москва

Предлагаем программу для подростков, с помощью которой вы сможете развивать у школьников навыки межличностного общения и публичных выступлений. В статье - тематический план программы.

Цикл психологических занятий по ораторскому искусству был создан благодаря запросу учащихся восьмого класса. Подростки объяснили, что им сложно наладить эффективную коммуникацию с одноклассниками и устно отвечать на уроках. Тревога и неуверенность в собственных силах мешают получать заслуженную оценку.
Результаты из опыта проведения программы. После занятий по программе у всех участников улучшились отметки на уроках и нормализовались отношения с одноклассниками. Подростки научились создавать презентации, подстраиваясь под особенности аудитории.

Содержание программы. Программа «Ораторское искусство» состоит из шести занятий (таблица). Проводите занятия по 45 минут один раз в неделю для учащихся 5-9-х классов. Сформируйте из подростков группы по шесть человек. Предлагаем содержание первого занятия программы.
Техники и приемы, которые используются на занятиях: моделирование ситуаций, мозговой штурм, рефлексия опыта, групповая и парная работа, деловые и ролевые игры. Участники выполняют упражнения и участвуют в играх с элементами тренинговых технологий.

Тематический план программы «Ораторское искусство»

Тема занятия

Содержание

Материалы

Зачем мы здесь
сегодня
собрались

1. Разминка. Упражнения:
«Представление», «Рукопожатия».
2. Основная часть. Беседа «Ораторское
искусство». Упражнения: «Докажи»,
«Вредные советы для ораторов».
3. Рефлексия

Бейджи, самоучитель ораторского искусства, бланки с заданиями к упражнениям, бланк оценки занятия

Слагаемые успеха: идея, презентация и знание аудитории

1.  Разминка. Упражнения: «Назови
имя», «Я люблю, я не люблю».
2. Основная часть. Беседа «Идея,
презентация и знание аудитории».
Мини-лекция «Как подготовить речь
для выступления». Упражнение «Моя
реклама».
3. Рефлексия

Самоучитель ораторского искусства, видеокамера и проектор, бланк оценки занятия

Слагаемые успеха: искусство речи

1.  Разминка. Упражнения: «Читаем
выразительно», «Я смогу».
2. Основная часть. Беседа «Слагаемые
успеха: искусство речи».
3. Упражнения для развития звуко-
произношения и дикции. Упражнения:
«Ударение» и «Близко».
4.  Рефлексия

Бланки с заданиями к упражнениям, самоучитель ораторского искусства. Материалы к упражнению, бланк оценки занятия

Слагаемые успеха: внешние и внутренние составляющие

1.  Разминка. Упражнение «Споем,
друзья!».
2. Основная часть. Беседа «Внешность,
жесты и позы». Упражнения: «Угадай
чувство/эмоцию», «Как держаться
во время выступления».
3. Рефлексия

Самоучитель ораторского искусства, презентация, бланк оценки занятия

Актерское мастерство

1. Игра «Море волнуется».
2. Основная часть. Упражнения:
«Актерское мастерство», «Одежда
оратора».
3. Рефлексия

Фотографии (домашнее задание занятия 1), бланк оценки занятия

Подведение итогов

1.  Разминка. Упражнение «Скульптура».
2. Основная часть. Упражнения:
«Выступление», «Собеседование».
3. Рефлексия

Бланк оценки занятия

Готовое занятие из программы «Ораторское искусство»

На занятии попросите порассуждать, зачем уметь выступать перед публикой. Предложите выполнить упражнения и оценить занятие.


Подготовьте к занятию самоучитель по ораторскому искусству на каждого участника, исторические справки и вредные советы ораторам. Чтобы участники оценили занятие, распечатайте для них анкеты.

Разминка
Педагог-психолог:

Упражнение «Представление»
Раздайте участникам бейджи.
Сегодня каждый сам выберет, как мы будем называть его на занятии. Запишите на бейдже новое имя и прикрепите к одежде. Теперь представьтесь тремя разными способами: меняйте мимику, движения, интонацию. Каждый по очереди представляется, а мы повторяем.
Понравилась ли вам игра?
Трудно было представиться группе?
Что вызвало затруднения?

Упражнение «Рукопожатия»
Педагог-психолог: По моей команде начните ходить по классу. Я засеку 30 секунд. Задача каждого - пожать как можно больше рук за это время. Считайте, сколько рук вы пожали.
Попросите подростков ответить на вопросы.
Вы действовали активно или пожимали руки только тем, кто сам к вам подходил?
Как вы думаете, ваше поведение в упражнении связано с тем, насколько вы общительны?

Основная часть

Беседа «Ораторское искусство»

Подготовьте для каждого участника самоучитель по ораторскому искусству - небольшую книжку с местами для записей.
Педагог-психолог: Прежде чем заняться ораторским искусством, предлагаю заглянуть в историю. Ознакомьтесь с историческими справками, и решите, какие советы из них нужно записать на первую страницу самоучителя по ораторскому искусству.
Упражнение «Докажи»
Напишите на доске большими буквами слева «ДА», справа - «НЕТ».
Педагог-психолог: Я буду задавать вопросы. Вы должны выбрать ответ на доске и встать рядом. Когда все займут места, обе группы в течении 30 секунд обсуждают аргументы за свой ответ. Аргументы от группы озвучивает один из участников.


Варианты вопросов
1. Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?
2. Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?
3. Согласны ли вы с пословицей «Один в поле не воин»?
Если подросток затрудняется с объяснением своего ответа, дайте ему две минуты, чтобы он мог подобрать аргументы за выбранный вариант. После упражнения задайте участникам вопросы.
Что заинтересовало вас в игре? Вы открыли для себя что-то новое?
Упражнение «Вредные советы ораторам»
Зачитайте школьникам вредные советы ораторам. Обсудите, что выступающий не должен делать.

Заключительная часть

Рефлексия
Раздайте подросткам бланки и предложите оценить занятие. Дайте домашнее задание: сфотографироваться дома в одежде, которую они бы надели на выступление. Фотографии понадобятся на пятом занятии.

Исторические справки для беседы «Ораторское искусство»
1. Гай Юлий Цезарь был великим римским диктатором и полководцем. Он родился в 100 г. до н. э., умер в 44 г. до н. э. Чтобы в совершенстве овладеть ораторским искусством, Цезарь отправился на остров Родос к преподавателю риторики Аполлонию Молону. По пути он попал в плен к киликийским пиратам. За его освобождение пираты потребовали выкуп в размере двадцати талантов. Друзья собирали деньги
больше месяца. Это время Цезарь провел в плену и упражнялся в красноречии перед похитителями.
Выводы для самоучителя: ораторскому искусству нужно учиться; необходимо много тренироваться, чтобы овладеть ораторским искусством.
2. Демосфен – афинский государственный деятель и великий оратор. Он родился в 384 г. до н. э., умер в 322 г. до н. э. Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание и подергивал плечом.
Чтобы научиться четко произносить слова, он набирал в рот черепки и камешки. Демосфен произносил речи на берегу моря под шум волн, который заменял ему гомон толпы. Для тренировки дыхания Демосфен читал стихи, поднимаясь в гору. Когда он упражнялся в мимике перед зеркалом и по привычке приподнимал плечо, его колол подвешенный к потолку меч.
Выводы для самоучителя: научиться говорить может любой; есть приемы для тренировки речи.
3. Наполеон Бонапарт (1769–1821) – выдающийся французский полководец. Наполеон был корсиканцем, где говорили на итальянском языке.
Он с трудом говорил на французском, но считал, что тот, кто не умеет хорошо говорить, карьеры не сделает, поэтому много работал над своей речью. Кроме того, он учился величественной походке и позам у актера Франсуа Жозефа Тальма.
Вывод для самоучителя: кроме тренировки речи, нужно еще учиться быть артистичным.

Вредные советы ораторам
Будь сверхэмоциональным
Говори, рукой махая, Каждый день по полчаса, И твоя мускулатура Станет крепче кирпича. А могучими руками Ты, когда придет пора, Сможешь в трудную минуту Свои мысли доказать. (Стихотворение Г. Остера в переработке Е. Балабановой)
Повтори несколько раз
Если ты еще нетвердо
Выучила выступленье
И не знаешь, как же можно
Это от людей прикрыть,
Говори все то, что помнишь,
Используй разные выражения.
Спасибо люди тебе скажут
За то, что выучили речь.
(Стихотворение Г. Остера
в переработке Е. Балабановой)
Будь скрупулезно точным
Главным делом жизни вашей Может стать любой пустяк. Надо только твердо верить, Что важнее дела нет. И тогда не помешает Вам ни холод, ни жара, Задыхаясь от восторга, Заниматься чепухой. (Г. Остер)

В речи можно говорить все, что ты думаешь
Сказать ты можешь все, С трибуны не достать. Из танка тоже хорошо, Когда крепка броня. Но если хочешь довести Людей до горьких слез, Их безопаснее всего По радио дразнить. (Стихотворение Г. Остера в переработке Е. Балабановой)
Говори пространно
Нет приятнее занятья,
Чем про жизнь вам рассказать.
Всем ужасно интересно,
Что же в ней произошло.
А кому не интересно,
Тот не слушает пускай.
Мы же в жизнь к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.
(Стихотворение Г. Остера
в переработке Е. Балабановой)



Бланк оценки занятия

1. Выбери подходящий вариант
□ Мне понравилось занятие
□ Занятие было скучным
□ Задания сложные
□ Мне не понравилось занятие
2. Продолжи фразу
Я понял, что…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…

Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №1, 2018г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.