Циклограмма работы: как составить, что включить
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

Циклограмма - второй основной документ педагога-психолога после плана работы. Расскажем, что вам необходимо учитывать при ее составлении. Покажем варианты, как построить циклограмму в зависимости от времени, направлений деятельности, актуальной проблемы. Приведем пример готовой циклограммы.


Циклограмма работы: как составить, что включить


Ольга Пронина,
методист МБУ ДО «Центр детского творчества» № 1, город Ульяновск


Циклограмма работы педагога-психолога образовательной организации (00) - расписание деятельности специалиста на неделю. Педагоги-психологи работают 36 часов в неделю. Оптимально 18 часов отвести на практическую работу с учащимися, родителями и педагогами, а оставшееся время - на методическую работу. Если на достижение практических задач отвести меньшее время, то эффективность психолого-педагогической помощи гарантировать сложно.
Чтобы составить циклограмму, учитывайте факторы и следуйте правилам.
Факторы:
вид 00;
материально-техническая база 00 и кабинет педагога-психолога, транспортная доступность к месту работы;
социальный состав и индивидуальные характеристики участников образовательных отношений;
конкретные запросы и потребности в специальной психолого-педагогической помощи учащихся, родителей, педагогов;

специфика социальных условий и факторов, в которых вы работаете, - городская или сельская школа, наличие сетевого взаимодействия с другими 
организациями при реализации психолого-педагогической помощи (объектов культуры, спорта, досуга, медицинских организаций).
Если вы руководитель психологической службы 00, то при составлении циклограммы учитывайте: уровень образования, квалификации и возраст педагога-психолога; объем работ, закрепленный за каждым специалистом, - если в школе несколько педагогов-психологов, то возможна специализация.

Правила оптимальной циклограммы
1. Не планируйте групповые занятия с детьми в утренние часы и в понедельник - в это время учащиеся психологически и физически не готовы к активной продуктивной деятельности и в расписании школы это время часто занято.
2. Организовывайте (по возможности) групповую и индивидуальную диагностическую работу в середине недели - в эти дни учащиеся находятся в оптимальном психологическом и физическом состоянии.
3. Проводите консультирование родителей и родительские собрания в вечернее время, по согласованию с родителями.
4. Используйте несколько вариантов циклограммы, которые вы можете менять в зависимости от периода учебного года, степени приоритетности решаемых задач. Например:
в период подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) проведения промежуточной аттестации уделите больше времени на психокоррекционную и тренинговую работу - чтобы сформировать у учащихся уверенность в своих силах перед экзаменами;
в начале учебного года в период адаптации учащихся к новой или изменившейся образовательной ситуации предусмотрите резервное время для диагностических исследований, их обработки и реализации корректирующих мероприятий.
5. Будьте готовы экстренно изменить циклограмму, когда возникают «особые случаи», которые требуют оперативного вмешательства, - попытки суицида, ухода детей из семьи, развода родителей, назревшей конфликтной ситуации и др.


В практике работы педагогов-психологов сложились три подхода к построению циклограммы:


Подход 1. Акцентируйте внимание на распределении рабочего времени - вначале определите временные отрезки, затем
«встройте» в них направления деятельности.  
понимания пользователями услуг педагога-психолога и контроля со стороны здми- нистрации школы,
Слабые стороны: административно-формальный характер, нет возможности для гибкости и вариативности деятельности специалиста.
Подход 2. Ориентируйтесь на традиционные виды деятельности психолого-педагогической работы - сначала определите все возможные направления работы, а затем распределите рабочее время на каждое из них.
Слабые стороны этого варианта: как правило, времени на все не хватает, поэтому может возникнуть ситуация дефицита психолого-педагогической помощи, превышение допустимого времени ожидания клиентов, чтобы получить помощь специалиста.
Подход 3, Ориентируйтесь на актуальную психолого-педаготическую проблему - «встраивайте» в циклограмму направления и конкретные виды работы на определенный отрезок времени (например, на один-два месяца), весь резерв времени используйте для наиболее востребованных участков работы. По мере решения проблем и смены приоритетов меняйте формат циклограммы —(см.ниже).
Все варианты циклограммы адаптируйте к конкретным условиям своей работы и оценивайте с позиции эффективности полученных результатов.

Таблица 1

Циклограмма, в которой распределили рабочее время (Ежедневная циклограмма работы педагога-психолога)

День недели

Время

Содержание работы

Понедельник

09:00-11:30

Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям

 

11:30-13:00

Психодиагностика

 

13:00-15:00

Практические психокоррекционные занятия (индивидуальные, групповые)

Вторник

12:00-14:00

Консультирование (групповое, 10-е классы)

 

14:00-16:00

Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям

 

16:00-18:00

Профилактические, коррекционно-развивающие занятия (групповые, 5-9-е классы)

 

 

 

Среда

12:00-13:30

Психодиагностика

 

13:30-14:00

Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям

 

14:00-15:00

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)

 

15:00-16:30

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 1-4 еклассы)

 

16:30-18:00

Обработка результатов диагностики

Четверг

09:00-15:00

Методический день. Организационно-методическая работа:
- анализ, планирование деятельности;
- анализ научно-практической литературы;
- участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, методических объединений и т, д.

Пятница

09:00-11:30

Обработка результатов диагностики

 

11:30-13:00

Психотренинги (по запросам)

 

13:00-15:00

Консультирование учащихся (индивидуальное)

Суббота

09:00-11:00

Оформление документации

 

11:00-12:30

Консультирование педагогов (индивидуальное)

 

12:30-13:30

Оформление кабинета

 

13:30-15:00

Консультирование родителей (индивидуальное, групповое), Психологическое просвещение родителей (лекторий)

 

Направление профессиональной деятельности

Содержание работы

День недели

Время

Психологическое просвещение

Лектории для педагогов и учащихся (по запросам)

Понедельник

13:00-14:00

 

Лектории для родителей

Суббота

13:00-13:30

Профилактика психолого-педэгогических проблем

Профилактические мероприятия (беседы, флешмобы, встречи, «откровенный разговор»)

Понедельник

14:00-15:00

Коррекционно- рэзвивающая работа

Консультирование (групповое,
10-11-е классы)

Вторник

12:00-14:00

(индивидуальная, групповая)

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 5-9-е классы)

 

16:00-18:00

 

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)

Среда

14:00-15:00

 

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 1-4-е классы)

 

15:00-16:30

 

Психотренинги (по запросам)

Пятница

11:30-13:00

Психологическая

Проведение диагностических

Понедельник

11:30-13:00

диагностика

измерений

Среда

12:00-13:30

 

Обработка диагностических

Среда

16:30-18:00

 

измерений

Пятница

09:00-11:30

 

Направление профессиональной деятельности

Содержание работы

День недели

Время

Консилиум

Проведение заседаний консилиума, консультирование с другими специалистами

Суббота

10:00-11:00

Консультирование

Консультирование педагогов (индивидуальное)

Суббота

11:00—12:30

 

Консультирование родителей (индивидуальное, групповое)

 

13:30-15:00

 

Консультирование учащихся (индивидуальное)

Пятница

13:00-15:00

Методическая

Подготовка к консультациям,

Понедельник

09:00-11:30

работа

тренингам, занятиям

Вторник

14:00-16:00

 

 

Среда

13:30-14:00

 

 

Четверг

09:00-15:00

 

Оформление документации

Суббота

09:00-10:00

 

Оформление кабинета

Суббота

12:30-13:00

Таблица 3

Циклограмма, в которой распределили актуальные проблемы

Направление профессиональной деятельности

Целевое мероприятие

День недели

Время

Ключевая проблема: психолого-педагогическая поддержка учащихся в период подготовки и прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Период работы: апрель - май

Психологическое просвещение

Лекторий для педагогов «Психологические аспекты рациональной подготовки учащихся к экзаменам»

Понедельник

33:00-13:30

 

Индивидуальные и коллективные беседы с учащимися 9-11-х классов: «Настройся на победу!»; «Я все смогу!»; «Береги свои силы»; «Передохни перед прыжком»

Понедельник

33:30-14:00

 

Лекторий для родителей
«Как помочь ребенку хорошо сдать
экзамены: все способы»

Суббота

33:00-13:30

Профилактика психолого-педагогических проблем

Профилактические мероприятия для предотвращения психологических срывов и сохранения психологического здоровья учащихся и родителей во время подготовки и сдачи экзаменов (беседы, флеш- мобы, встречи, «откровенный разговор»)

Понедельник

14:00-15:00

 

Направление профессиональной деятельности

Целевое мероприятие

День недели

Время

Коррекционно- развивающая работа (индивидуальная, групповая)

Консультирование по вопросам правильной организации самоподготовки к сдаче экзаменов (групповое, 9-е и 11-е классы)

Вторник

12:00-14:00 16:00-17:00

 

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 5-9-е классы): текущая работа

 

17:00-18:00

 

Коррекционно-развивающие занятия(индивидуальные)

Среда

14:00-15:00

 

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 1-4-е классы)

 

15:00-16:30

 

Целевые психотренинги «Как выдержать экзамены и остаться здоровым»

Пятница

11:30-13:00

Психологическая диагностика

Проведение диагностических измерений

Понедельник Среда

31:30-13:00 12:00-13:30

 

Обработка диагностических измерений

Среда Пятница

16:30-18:00 09:00-11.30

Консилиум

Проведение заседаний консилиума, консультирование с другими специалистами

Суббота

10:00-11:00

Консультирование

Целевое консультирование педагогов (индивидуальное) «Зона ответственности учителя при подготовке учащихся к сдаче экзаменов»

Суббота

11:00-12:30

 

Целевое консультирование родителей (индивидуальное, групповое) - с учетом конкретных проблем, связанных со сдачей экзаменов

 

13:30-15:00

 

Целевое консультирование учащихся (индивидуальное) «Как противостоять стрессу»

Пятница

13:00-15:00

Методическая работа

Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям

Понедельник Вторник Среда Четверг

09:00-11:30 14:00-16:00 13:30-14:00 09:00-15:00

 

Оформление документации

Суббота

09:00-10:00

 

Оформление кабинета

Суббота

12:30-13:00

 

Направление профессиональной деятельности

Целевое мероприятие

День недели

Время

Ключевая проблема: психологическая помощь учащимся с особыми образовательными потребностями.
Период работы; сентябрь - ноябрь (период адаптации)

Психологическое просвещение

Лекторий для учителей-предметников и классных руководителей (через неделю):
«Психологические аспекты обучения и воспитания особых детей»; «Работа педагога над ошибками: вместе ищем решение проблемы»

Понедельник

33:00-13:30

 

Классные часы:
«Белая ворона - это КРАСИВО»; «Общение со сверстниками; секреты успеха»; «Как понять этих взрослых»; «Все мы разные»

Понедельник

13:30-14:00

 

Семейная консультация по проблемам воспитания детей с особыми образовательными потребностями (возможно участие двух-трех семей с аналогичными проблемами). Формат консультации при участии нескольких семей - обмен опытом

Суббота

13:00-13:30

Профилактика психолого-педагогиче- ских проблем

Профилактические беседы с одной из категорий участников образовательных отношений: учащимися, родителями, педагогами. Формат - «рассмотрим проблему с разных сторон»

Понедельник

14:00-15:00

Коррекционно-разви- вающая работа (индивидуальная, групповая)

Коррекционно-развивающие занятия со слабоуспевающими и одаренными учащимися (дифференцировано, по мере возникновения потребности). Тематическая серия «Мой образовательный маршрут в моих руках»

Вторник

12:00-14:00 16:00-17:00

 

Индивидуальное консультирование учащихся с родителями по проблемам в обучении

 

17:00-18:00

 

Коррекционно-развивающие занятия(индивидуальные)

Среда

14:00-15:00

 

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, начальная школа)

 

15:00-16:30

 

Тренинги «Все у нас получится»

Пятница

11:30-13:00

Психологическая диагностика

Проведение диагностических измерений

Понедельник Среда

11:30-13:00 12:00-13:30

 

Обработка диагностических измерений

Пятница Суббота

09:00-11:30 11:00-12:30

 

Направление профессиональной деятельности

Целевое мероприятие

День недели

Время

Консилиум

Проведение заседаний консилиума, консультирование с другими специалистами

Суббота

10:00-11:00

Консультирование

Консультирование педагогов (предметников) «В поисках индивидуального подхода»

Среда

16:30-18:00

 

Консультирование родителей [индивидуальное, групповое) с учетом конкретных проблем адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями

 

13:30-15:00

 

Консультирование слабоуспевающих учащихся (индивидуальное) по формированию положительного настроя на учебу

Пятница

13:00-14:00

 

Консультирование одаренных учащихся (индивидуальное) в зависимости от индивидуальных проблем

 

14:00-15:00

Методическая работа

Подготовка к консультациям,

Понедельник

09:00-11:30

 

тренингам, занятиям

Вторник

14:00-16:00

 

 

Среда

33:30-14:00

 

 

Четверг

09:00-15:00

Ключевая проблема: помощь в преодолении социальной изоляции и интернет-зависимости у подростков.
Период работы: не менее двух месяцев - до полного решения проблемы

Психологическое просвещение

Классные часы:
«Как диагностировать зависимость от Интернета?»;
«Реальная жизнь или виртуальная: преимущества и недостатки», «Почему нельзя ничем заменить живое человеческое общение»; «Сети социальные. Как в них не запутаться»; «Пропаганда суицида через Интернет: признаки и способы правильного реагирования»; «Когда жизнь проходит мимо»

Понедельник

13:00-14:00

 

Практическое занятие для родителей «Как организовать досуг детей так, чтобы никому не хотелось "уйти в Интернет"»

Суббота

13:00-14:00

Профилактика психолога-педагогических проблем

Досуговые мероприятия для учащихся «Как в мире много интересного!» (встречи, экскурсии, походы, праздники, вечеринки, прогулки, литературные гостиные, волонтерская практика, коллективные творческие дела)

Среда

15:00-16:30

 

 

Направление профессиональной деятельности

Целевое мероприятие

День недели

Время

Коррекционно-разви- вающая работа (индивидуальная, групповая)

Практикум для учащихся по формированию Навыков социального взаимодействия со сверстниками

Вторник

32:00-14:00

 

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, среднее звено): текущая работа

 

16:00-17:00

 

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)

Среда

14:00-15:00

 

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, начальная школа)

Понедельник

14:00-15:00

 

Групповые психотренинги по преодолению социальной изоляции учащихся

Пятница

11:30-13:00

Психологическая
диагностика

Проведение диагностических измерений

Понедельник Среда

31:30-13:00 12:00-13:30

 

Обработка диагностических измерений

Среда Пятница

16:30-18:00 09:00-11:30

Консилиум

Проведение заседаний консилиума, консультирование с другими специалистами

Суббота

10:00-11:00

Консультирование

Консультирование родителей (индивидуальное, групповое) с учетом конкретных проблем, связанных с социальной изоляцией. Рекомендации по интернет-зависимости: «Начнем с себя»; «Обязательное время для общения с ребенком каждый день: о чем можно говорить»

Суббота

11:00-12:30 14:00-15:00

 

Консультирование учащихся (индивидуальное): «Ведем личный дневник»; «Как дозировать общение реальное и виртуальное»; «Я не играю в игры со смертью»

Пятница

13:00-15:00

Методическая работа

Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям

Понедельник Вторник Среда Четверг

09:00-11:30 14:00-16:00 33:30-14:00 09:00-15:00

 

Оформление документации

Суббота

09:00-10:00

 

Оформление стенда «Психологические ловушки виртуальной реальности»

Суббота

32:30-13:00

Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №7, 2016г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.