Циклограмма - второй основной документ педагога-психолога после плана работы. Расскажем, что вам необходимо учитывать при ее составлении. Покажем варианты, как построить циклограмму в зависимости от времени, направлений деятельности, актуальной проблемы. Приведем пример готовой циклограммы.
Циклограмма работы: как составить, что включить
Ольга Пронина, методист МБУ ДО «Центр детского творчества» № 1, город Ульяновск
Циклограмма работы педагога-психолога образовательной организации (00) - расписание деятельности специалиста на неделю. Педагоги-психологи работают 36 часов в неделю. Оптимально 18 часов отвести на практическую работу с учащимися, родителями и педагогами, а оставшееся время - на методическую работу. Если на достижение практических задач отвести меньшее время, то эффективность психолого-педагогической помощи гарантировать сложно. Чтобы составить циклограмму, учитывайте факторы и следуйте правилам. Факторы: вид 00; материально-техническая база 00 и кабинет педагога-психолога, транспортная доступность к месту работы; социальный состав и индивидуальные характеристики участников образовательных отношений; конкретные запросы и потребности в специальной психолого-педагогической помощи учащихся, родителей, педагогов; специфика социальных условий и факторов, в которых вы работаете, - городская или сельская школа, наличие сетевого взаимодействия с другими организациями при реализации психолого-педагогической помощи (объектов культуры, спорта, досуга, медицинских организаций). Если вы руководитель психологической службы 00, то при составлении циклограммы учитывайте: уровень образования, квалификации и возраст педагога-психолога; объем работ, закрепленный за каждым специалистом, - если в школе несколько педагогов-психологов, то возможна специализация.
Правила оптимальной циклограммы 1. Не планируйте групповые занятия с детьми в утренние часы и в понедельник - в это время учащиеся психологически и физически не готовы к активной продуктивной деятельности и в расписании школы это время часто занято. 2. Организовывайте (по возможности) групповую и индивидуальную диагностическую работу в середине недели - в эти дни учащиеся находятся в оптимальном психологическом и физическом состоянии. 3. Проводите консультирование родителей и родительские собрания в вечернее время, по согласованию с родителями. 4. Используйте несколько вариантов циклограммы, которые вы можете менять в зависимости от периода учебного года, степени приоритетности решаемых задач. Например: в период подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) проведения промежуточной аттестации уделите больше времени на психокоррекционную и тренинговую работу - чтобы сформировать у учащихся уверенность в своих силах перед экзаменами; в начале учебного года в период адаптации учащихся к новой или изменившейся образовательной ситуации предусмотрите резервное время для диагностических исследований, их обработки и реализации корректирующих мероприятий. 5. Будьте готовы экстренно изменить циклограмму, когда возникают «особые случаи», которые требуют оперативного вмешательства, - попытки суицида, ухода детей из семьи, развода родителей, назревшей конфликтной ситуации и др.
В практике работы педагогов-психологов сложились три подхода к построению циклограммы:
Подход 1. Акцентируйте внимание на распределении рабочего времени - вначале определите временные отрезки, затем «встройте» в них направления деятельности. понимания пользователями услуг педагога-психолога и контроля со стороны здми- нистрации школы, Слабые стороны: административно-формальный характер, нет возможности для гибкости и вариативности деятельности специалиста. Подход 2. Ориентируйтесь на традиционные виды деятельности психолого-педагогической работы - сначала определите все возможные направления работы, а затем распределите рабочее время на каждое из них. Слабые стороны этого варианта: как правило, времени на все не хватает, поэтому может возникнуть ситуация дефицита психолого-педагогической помощи, превышение допустимого времени ожидания клиентов, чтобы получить помощь специалиста. Подход 3, Ориентируйтесь на актуальную психолого-педаготическую проблему - «встраивайте» в циклограмму направления и конкретные виды работы на определенный отрезок времени (например, на один-два месяца), весь резерв времени используйте для наиболее востребованных участков работы. По мере решения проблем и смены приоритетов меняйте формат циклограммы —(см.ниже). Все варианты циклограммы адаптируйте к конкретным условиям своей работы и оценивайте с позиции эффективности полученных результатов.
Таблица 1
Циклограмма, в которой распределили рабочее время (Ежедневная циклограмма работы педагога-психолога)
День недели
|
Время
|
Содержание работы
|
Понедельник
|
09:00-11:30
|
Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям
|
|
11:30-13:00
|
Психодиагностика
|
|
13:00-15:00
|
Практические психокоррекционные занятия (индивидуальные, групповые)
|
Вторник
|
12:00-14:00
|
Консультирование (групповое, 10-е классы)
|
|
14:00-16:00
|
Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям
|
|
16:00-18:00
|
Профилактические, коррекционно-развивающие занятия (групповые, 5-9-е классы)
|
|
|
|
Среда
|
12:00-13:30
|
Психодиагностика
|
|
13:30-14:00
|
Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям
|
|
14:00-15:00
|
Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)
|
|
15:00-16:30
|
Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 1-4 еклассы)
|
|
16:30-18:00
|
Обработка результатов диагностики
|
Четверг
|
09:00-15:00
|
Методический день. Организационно-методическая работа: - анализ, планирование деятельности; - анализ научно-практической литературы; - участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, методических объединений и т, д.
|
Пятница
|
09:00-11:30
|
Обработка результатов диагностики
|
|
11:30-13:00
|
Психотренинги (по запросам)
|
|
13:00-15:00
|
Консультирование учащихся (индивидуальное)
|
Суббота
|
09:00-11:00
|
Оформление документации
|
|
11:00-12:30
|
Консультирование педагогов (индивидуальное)
|
|
12:30-13:30
|
Оформление кабинета
|
|
13:30-15:00
|
Консультирование родителей (индивидуальное, групповое), Психологическое просвещение родителей (лекторий)
|
Направление профессиональной деятельности
|
Содержание работы
|
День недели
|
Время
|
Психологическое просвещение
|
Лектории для педагогов и учащихся (по запросам)
|
Понедельник
|
13:00-14:00
|
|
Лектории для родителей
|
Суббота
|
13:00-13:30
|
Профилактика психолого-педэгогических проблем
|
Профилактические мероприятия (беседы, флешмобы, встречи, «откровенный разговор»)
|
Понедельник
|
14:00-15:00
|
Коррекционно- рэзвивающая работа
|
Консультирование (групповое, 10-11-е классы)
|
Вторник
|
12:00-14:00
|
(индивидуальная, групповая)
|
Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 5-9-е классы)
|
|
16:00-18:00
|
|
Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)
|
Среда
|
14:00-15:00
|
|
Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 1-4-е классы)
|
|
15:00-16:30
|
|
Психотренинги (по запросам)
|
Пятница
|
11:30-13:00
|
Психологическая
|
Проведение диагностических
|
Понедельник
|
11:30-13:00
|
диагностика
|
измерений
|
Среда
|
12:00-13:30
|
|
Обработка диагностических
|
Среда
|
16:30-18:00
|
|
измерений
|
Пятница
|
09:00-11:30
|
Направление профессиональной деятельности
|
Содержание работы
|
День недели
|
Время
|
Консилиум
|
Проведение заседаний консилиума, консультирование с другими специалистами
|
Суббота
|
10:00-11:00
|
Консультирование
|
Консультирование педагогов (индивидуальное)
|
Суббота
|
11:00—12:30
|
|
Консультирование родителей (индивидуальное, групповое)
|
|
13:30-15:00
|
|
Консультирование учащихся (индивидуальное)
|
Пятница
|
13:00-15:00
|
Методическая
|
Подготовка к консультациям,
|
Понедельник
|
09:00-11:30
|
работа
|
тренингам, занятиям
|
Вторник
|
14:00-16:00
|
|
|
Среда
|
13:30-14:00
|
|
|
Четверг
|
09:00-15:00
|
|
Оформление документации
|
Суббота
|
09:00-10:00
|
|
Оформление кабинета
|
Суббота
|
12:30-13:00
|
Таблица 3
Циклограмма, в которой распределили актуальные проблемы
Направление профессиональной деятельности
|
Целевое мероприятие
|
День недели
|
Время
|
Ключевая проблема: психолого-педагогическая поддержка учащихся в период подготовки и прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Период работы: апрель - май
|
Психологическое просвещение
|
Лекторий для педагогов «Психологические аспекты рациональной подготовки учащихся к экзаменам»
|
Понедельник
|
33:00-13:30
|
|
Индивидуальные и коллективные беседы с учащимися 9-11-х классов: «Настройся на победу!»; «Я все смогу!»; «Береги свои силы»; «Передохни перед прыжком»
|
Понедельник
|
33:30-14:00
|
|
Лекторий для родителей «Как помочь ребенку хорошо сдать экзамены: все способы»
|
Суббота
|
33:00-13:30
|
Профилактика психолого-педагогических проблем
|
Профилактические мероприятия для предотвращения психологических срывов и сохранения психологического здоровья учащихся и родителей во время подготовки и сдачи экзаменов (беседы, флеш- мобы, встречи, «откровенный разговор»)
|
Понедельник
|
14:00-15:00
|
Направление профессиональной деятельности
|
Целевое мероприятие
|
День недели
|
Время
|
Коррекционно- развивающая работа (индивидуальная, групповая)
|
Консультирование по вопросам правильной организации самоподготовки к сдаче экзаменов (групповое, 9-е и 11-е классы)
|
Вторник
|
12:00-14:00 16:00-17:00
|
|
Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 5-9-е классы): текущая работа
|
|
17:00-18:00
|
|
Коррекционно-развивающие занятия(индивидуальные)
|
Среда
|
14:00-15:00
|
|
Коррекционно-развивающие занятия (групповые, 1-4-е классы)
|
|
15:00-16:30
|
|
Целевые психотренинги «Как выдержать экзамены и остаться здоровым»
|
Пятница
|
11:30-13:00
|
Психологическая диагностика
|
Проведение диагностических измерений
|
Понедельник Среда
|
31:30-13:00 12:00-13:30
|
|
Обработка диагностических измерений
|
Среда Пятница
|
16:30-18:00 09:00-11.30
|
Консилиум
|
Проведение заседаний консилиума, консультирование с другими специалистами
|
Суббота
|
10:00-11:00
|
Консультирование
|
Целевое консультирование педагогов (индивидуальное) «Зона ответственности учителя при подготовке учащихся к сдаче экзаменов»
|
Суббота
|
11:00-12:30
|
|
Целевое консультирование родителей (индивидуальное, групповое) - с учетом конкретных проблем, связанных со сдачей экзаменов
|
|
13:30-15:00
|
|
Целевое консультирование учащихся (индивидуальное) «Как противостоять стрессу»
|
Пятница
|
13:00-15:00
|
Методическая работа
|
Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям
|
Понедельник Вторник Среда Четверг
|
09:00-11:30 14:00-16:00 13:30-14:00 09:00-15:00
|
|
Оформление документации
|
Суббота
|
09:00-10:00
|
|
Оформление кабинета
|
Суббота
|
12:30-13:00
|
Направление профессиональной деятельности
|
Целевое мероприятие
|
День недели
|
Время
|
Ключевая проблема: психологическая помощь учащимся с особыми образовательными потребностями. Период работы; сентябрь - ноябрь (период адаптации)
|
Психологическое просвещение
|
Лекторий для учителей-предметников и классных руководителей (через неделю): «Психологические аспекты обучения и воспитания особых детей»; «Работа педагога над ошибками: вместе ищем решение проблемы»
|
Понедельник
|
33:00-13:30
|
|
Классные часы: «Белая ворона - это КРАСИВО»; «Общение со сверстниками; секреты успеха»; «Как понять этих взрослых»; «Все мы разные»
|
Понедельник
|
13:30-14:00
|
|
Семейная консультация по проблемам воспитания детей с особыми образовательными потребностями (возможно участие двух-трех семей с аналогичными проблемами). Формат консультации при участии нескольких семей - обмен опытом
|
Суббота
|
13:00-13:30
|
Профилактика психолого-педагогиче- ских проблем
|
Профилактические беседы с одной из категорий участников образовательных отношений: учащимися, родителями, педагогами. Формат - «рассмотрим проблему с разных сторон»
|
Понедельник
|
14:00-15:00
|
Коррекционно-разви- вающая работа (индивидуальная, групповая)
|
Коррекционно-развивающие занятия со слабоуспевающими и одаренными учащимися (дифференцировано, по мере возникновения потребности). Тематическая серия «Мой образовательный маршрут в моих руках»
|
Вторник
|
12:00-14:00 16:00-17:00
|
|
Индивидуальное консультирование учащихся с родителями по проблемам в обучении
|
|
17:00-18:00
|
|
Коррекционно-развивающие занятия(индивидуальные)
|
Среда
|
14:00-15:00
|
|
Коррекционно-развивающие занятия (групповые, начальная школа)
|
|
15:00-16:30
|
|
Тренинги «Все у нас получится»
|
Пятница
|
11:30-13:00
|
Психологическая диагностика
|
Проведение диагностических измерений
|
Понедельник Среда
|
11:30-13:00 12:00-13:30
|
|
Обработка диагностических измерений
|
Пятница Суббота
|
09:00-11:30 11:00-12:30
|
Направление профессиональной деятельности
|
Целевое мероприятие
|
День недели
|
Время
|
Консилиум
|
Проведение заседаний консилиума, консультирование с другими специалистами
|
Суббота
|
10:00-11:00
|
Консультирование
|
Консультирование педагогов (предметников) «В поисках индивидуального подхода»
|
Среда
|
16:30-18:00
|
|
Консультирование родителей [индивидуальное, групповое) с учетом конкретных проблем адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями
|
|
13:30-15:00
|
|
Консультирование слабоуспевающих учащихся (индивидуальное) по формированию положительного настроя на учебу
|
Пятница
|
13:00-14:00
|
|
Консультирование одаренных учащихся (индивидуальное) в зависимости от индивидуальных проблем
|
|
14:00-15:00
|
Методическая работа
|
Подготовка к консультациям,
|
Понедельник
|
09:00-11:30
|
|
тренингам, занятиям
|
Вторник
|
14:00-16:00
|
|
|
Среда
|
33:30-14:00
|
|
|
Четверг
|
09:00-15:00
|
Ключевая проблема: помощь в преодолении социальной изоляции и интернет-зависимости у подростков. Период работы: не менее двух месяцев - до полного решения проблемы
|
Психологическое просвещение
|
Классные часы: «Как диагностировать зависимость от Интернета?»; «Реальная жизнь или виртуальная: преимущества и недостатки», «Почему нельзя ничем заменить живое человеческое общение»; «Сети социальные. Как в них не запутаться»; «Пропаганда суицида через Интернет: признаки и способы правильного реагирования»; «Когда жизнь проходит мимо»
|
Понедельник
|
13:00-14:00
|
|
Практическое занятие для родителей «Как организовать досуг детей так, чтобы никому не хотелось "уйти в Интернет"»
|
Суббота
|
13:00-14:00
|
Профилактика психолога-педагогических проблем
|
Досуговые мероприятия для учащихся «Как в мире много интересного!» (встречи, экскурсии, походы, праздники, вечеринки, прогулки, литературные гостиные, волонтерская практика, коллективные творческие дела)
|
Среда
|
15:00-16:30
|
|
Направление профессиональной деятельности
|
Целевое мероприятие
|
День недели
|
Время
|
Коррекционно-разви- вающая работа (индивидуальная, групповая)
|
Практикум для учащихся по формированию Навыков социального взаимодействия со сверстниками
|
Вторник
|
32:00-14:00
|
|
Коррекционно-развивающие занятия (групповые, среднее звено): текущая работа
|
|
16:00-17:00
|
|
Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)
|
Среда
|
14:00-15:00
|
|
Коррекционно-развивающие занятия (групповые, начальная школа)
|
Понедельник
|
14:00-15:00
|
|
Групповые психотренинги по преодолению социальной изоляции учащихся
|
Пятница
|
11:30-13:00
|
Психологическая диагностика
|
Проведение диагностических измерений
|
Понедельник Среда
|
31:30-13:00 12:00-13:30
|
|
Обработка диагностических измерений
|
Среда Пятница
|
16:30-18:00 09:00-11:30
|
Консилиум
|
Проведение заседаний консилиума, консультирование с другими специалистами
|
Суббота
|
10:00-11:00
|
Консультирование
|
Консультирование родителей (индивидуальное, групповое) с учетом конкретных проблем, связанных с социальной изоляцией. Рекомендации по интернет-зависимости: «Начнем с себя»; «Обязательное время для общения с ребенком каждый день: о чем можно говорить»
|
Суббота
|
11:00-12:30 14:00-15:00
|
|
Консультирование учащихся (индивидуальное): «Ведем личный дневник»; «Как дозировать общение реальное и виртуальное»; «Я не играю в игры со смертью»
|
Пятница
|
13:00-15:00
|
Методическая работа
|
Подготовка к консультациям, тренингам, занятиям
|
Понедельник Вторник Среда Четверг
|
09:00-11:30 14:00-16:00 33:30-14:00 09:00-15:00
|
|
Оформление документации
|
Суббота
|
09:00-10:00
|
|
Оформление стенда «Психологические ловушки виртуальной реальности»
|
Суббота
|
32:30-13:00
|
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №7, 2016г |