Цель исследования: диагностика социометрического статуса каждого ученика в классе, выявление референтных групп общения, изучение эмоциональной атмосферы в обследуемых классах и решения следующих задач:
- измерение степени сплоченности-разобщенности в клаcсе;
- выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, отвергнутые);
- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами;
Объект психологического анализа: учащиеся шестых классов. Всего в исследовании приняло участие 99 учащихся.
Предметом психологического анализа являются некоторые психологические особенности взаимоотношений в системе "ученик-ученик", складывающиеся в связи с учебной работой, и личные взаимоотношения, возникающие под влиянием симпатий и антипатий учащихся друг к другу.
Диагностические методики: социометрические исследования.
Материал: бланк социометрического опроса, список членов группы.
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, которая представлена более или менее устойчивыми соединениями, называемыми группами. Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека является семья, школьный класс, трудовой коллектив. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально – психологическим образованием. Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально –психологического развития. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через понятия нравственности, ответственности, эффективности и информированности. Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слабо развитой группой и коллективом. Проведенные исследования различных детских групп показывают, что сильными их сторонами, приближающими такие группы к высокоразвитому коллективу, являются неплохие личные взаимоотношения, коллективизм, информированность, а слабыми – замкнутость, низкие организованность, ответственность и эффективность. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития.
Анализ психометрических данных позволяет констатировать: В психологическом исследовании межличностных отношений в классных коллективах по поводу учебной деятельности приняли участие 99 учащихся шестых классов СШ №53.
Результаты исследования показали: 1. 6 "А" класс 23,33% - учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности. 26,67% - учащихся, занимающих устойчивое положение в структуре общения 36,67% - учащихся, имеют ограниченный круг общения 13,33% - учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности 6 "Б" класс 26,67% - учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности 23,33% - учащихся, занимающих устойчивое положение в структуре общения 46,67% - учащихся имеют ограниченный круг общения 3,33 % - учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности
6 "В" класс 26,67% - учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности 20% - учащихся, занимающих устойчивое положение в структуре общения 36,67% - учащихся имеют ограниченный круг общения 16,67 % - учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности
2. Анализ общей структуры отношений по поводу учебной деятельности показывает степень сплоченности классных коллективов, значительный процент учащихся занимает лидирующее и устойчивое положение в классных коллективах.
3. Из сферы общения выпало 13,33% учащихся 6 А класса, 3,33% учащихся 6 Б класса, 16,67% учащихся 6 В класса, по 36,67% учащихся в 6А и 6 В классах, 46,67% в 6 Б классе имеют ограниченный круг общения, что указывает на значительные резервы в повышении эффективности воспитательной работы в классных коллективах.
Рекомендации классному руководителю по результатам социометрии:
- Вовлечь изолированного ученика в интересную деятельность.
- Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.)
- Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.
- У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.
- Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
- Избегайте неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.
- Часто самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.
- Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.
|