Работа СППС с семьей.
Важным субъектом воспитывающей деятельности является семья. Задача классного руководителя — обеспечить координацию совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создать единую воспитательную среду. Основными направлениями в деятельности классного руководителя в работе с родителями следует считать:
- педагогическое просвещение родителей;
- коррекцию семейного воспитания;
- совместную деятельность классного руководителя с семьей по
воспитанию детей;
- защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне.
Задачи классного руководителя в работе с семьей следующие:
- изучение семьи;
- выработка единых требований к школьнику семьи и школы;
- определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях ее перспективного развития;
- организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала.
В работе с родителями классным руководителем используются разнообразные формы:
- массовые (родительские собрания, конференции, практикумы, обмены опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, праздники, дни коллективного отдыха, совместные посещения театров и музеев, походы, экскурсии и др.);
- групповые(родительский комитет, совет класса, консультация, беседа и др.);
- индивидуальные(консультация, беседа, поручение, посещение семьи и др.).
Самой распространенной в практике и эффективной формой признается родительское собрание. Родительские собрания могут быть:
- организационными (в начале учебного года);
- тематическими (диспут, практикум, обмен опытом по педагогической проблематике);
- итоговыми (в конце учебного года);
- совместными собраниями родителей и учащихся;
- комбинированными (включают элементы всех форм собраний).
Примерная структура комбинированной формы родительского собрания.
- Вступительное слово классного руководителя по теме.
- Выступления отдельных родителей и членов родительского комитета по теме собрания.
- Анализ анкетирования учащихся и родителей по обсуждаемой проблеме.
- Анализ педагогических задач и ситуаций в семье.
- Дискуссия (обмен опытом) по теме собрания.
- Ответы классного руководителя на вопросы родителей.
- Обзор психолого-педагогической литературы по теме.
- Подведение итогов собрания (выводы, советы, рекомендации).
- Принятие решения.
- Сообщение о теме следующего собрания, обсуждение плана его подготовки.
Успех родительского собрания обеспечивает его длительная и тщательная подготовка (самого классного руководителя, родителей, родительского комитета, приглашенных), консультации родителей, практические задания родителям, оформление и подготовка выставки психолого-педагогической литературы по теме собрания, творческих работ детей, приглашение учителей-предметников (по необходимости), работающих в этом классе. Выбор темы классного родительского собрания обусловлен целями и задачами воспитания, составлением плана учебно-воспитательной работы в классе и уровнем педагогических знаний родителей, знанием особенностей семьи и семейного воспитания. Для этого необходимо глубокое изучение семьи. Желательно не только сообщать родителям педагогические знания, а научить их умению проектировать личность своего ребенка, чтобы родители заранее могли знать, что из него может получиться, и умели составить программу его воспитания. А.С.Макаренко отмечал: "В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. "Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно чего хотят достигнуть". Отсутствие необходимых знаний приводит к многочисленным ошибкам:
- Дефицит общения родителей с детьми. Они мало рассказывают о себе, о своей работе, редко интересуются жизнью школьного детского коллектива, увлечениями своего ребенка. Дефицит общения приводит к отдалению детей от родителей, лишает взрослых возможности более активно влиять на ребенка.
- Неумение организовать трудовое воспитание детей путем включения их в трудовые процессы. При перегрузке матери дети освобождаются от работ по дому. Как результат—пренебрежительное отношение к труду.
- Наличие отрицательных примеров из жизни родителей сводит на нет педагогические усилия школы.
- Бессистемность воспитательных воздействий родителей — от случая к случаю проверить учебу, наказать за проступки и т.д. — не способствует выработке нравственного иммунитета.
- Система запретов как основа семейного воспитания — результат неумения воспитывать на положительном примере, организовать жизнь ребенка так, чтобы он мог постоянно упражняться в правильном поведении. Эта система порождает отрицательное отношение ребенка к воле старших, замедляет развитие самостоятельности.
- Несогласованность действий со школой или разногласия с ней. В ребенке возникает и растет недоверие к учителю, школе, что затрудняет исправление его недостатков, приводит к педагогической запущенности.
- Снижение воспитательной активности некоторых родителей по мере взросления детей, что приводит к отдалению детей от родителей.
- Опоздание в принятии решений: упование на то, что когда ребенок подрастет, он поумнеет и исправится, как правило, не оправдывается, часто влечет за собой возникновение педагогической запущенности, требующей перевоспитания.
Неверно организованные взаимоотношения детей и родителей часто выступают причиной возникновения разнообразных "психологических барьеров", которые мешают нормальному воспитательному процессу в семье. Вот наиболее типичные из них. Барьер "занятости" характеризуется тем, что родители постоянно заняты: работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом и им некогда обратить внимание на собственных детей, которые просто им "мешают". Это вызывает отчуждение ребенка, некоторую автономизацию его личной жизни от жизни семьи, ведет к отстранению детей от родителей. Этот барьер может возникнуть в разные возрастные периоды, но на любом этапе развития личности ребенка он отрицательно сказывается на системе семейных взаимоотношений и дает опасные исходы. Так, в возрасте шести лет, ребенок, которым не занимаются родители, как правило, характеризуется некоторыми задержками эмоционального развития. Возникновение подобного психологического барьера в подростковом возрасте чревато тем, что от родителей ускользают важнейшие изменения в характере ребенка, в системе его отношений с друзьями и т.п. В конечном счете, данный психологический барьер ведет к тому, что дети и родители живут разной жизнью, в результате семья как воспитательная система "не работает", даже если родители в целом по формальном меркам положительные люди.
Барьер "взрослости". В данном случае понять собственных детей родителям мешает их собственный возраст, так называемая "высота взрослости". Они не в состоянии войти во внутреннюю психологическую ситуацию ребенка, не чувствуют его переживаний, не понимают его интересов, игр, потребностей. Ведь то, что взрослому человеку кажется пустяком — для ребенка иногда составляет смысл жизни, то, что важно и жизненно необходимо детям, порой, нами воспринимается как мелочи. Верно говорил об этом выдающийся педагог Я.Корчак, подчеркивая, что взрослым необходимо подниматься до высоты детских чувств, тянуться, становиться на цыпочки. Опасность данного психологического барьера заключается, прежде всего, в том, что он систематически мешает родителям понять внутренний мир ребенка, как бы погрузиться в него, а значит и организовать плодотворный воспитательный процесс в семье. Барьер "старого стереотипа". Сущность его заключается в том, что родители как бы не видят и не ощущают возрастной динамики развития личности собственного ребенка. Например, родители привыкли видеть своего ребенка маленьким, несмышленышем, неприспособленным и по-прежнему воспринимают его как малыша, которым постоянно нужно руководить, подсказывать, давать оценки, а ребенок уже вырос и требует совершенно другого уровня отношений, но родители этого не понимают, объятые родительским оптическим обманом: раз ребенок, значит все равно маленький. На основе противоречия между привычным характером восприятия собственного ребенка и объективно изменившимся его внутренним миром и возникает данный психологический барьер, который нередко вызывает непонимание, раздражительность, конфликты, неверные методы психологического воздействия (родители стремятся воздействовать, а надо взаимодействовать). Позиция отношений "по вертикали" должна смениться позицией по "горизонтали". Характер данного психологического барьера может быть разнообразным: вмешательство в выбор друзей своего ребенка, в выбор ребенком будущей профессии и т. д. Барьер "воспитательных традиций". Его психология сложна, так как органично впитывает в себя как позитивные, так и негативные аспекты. Отрицательные воспитательные последствия данного барьера заключаются в том, что родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся в их семьях в период их детства, дублировать педагогику собственных родителей и не учитывают изменившуюся ситуацию воспитания, уровень развития детей, в результате чего возникает некоторое несоответствие между средствами педагогического воздействия в семье и изменившейся личностью ребенка. Барьер "дидактизма". Он характеризуется тем, что родители постоянно по каждому поводу поучают собственных детей. Каждый шаг ребенка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. В зависимости от возраста проявления дидактизма меняют форму, но, тем не менее, имеют место в системе отношений с детьми. В результате этого из семейного воспитания исчезает личностный аспект, что формирует у ребенка внутреннюю психологическую установку на постоянное ожидание поучений и формируют эмоциональный дискомфорт. Таким образом, классному руководителю для оказания необходимой помощи родителям в воспитании нужно знать особенности каждой семьи своего воспитанника и глубоко ее изучить. Решению данной задачи в значительной мере может оказать примерная программа изучения семьи.
- Состав семьи, структура семьи (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, родители разведены и т.д.).
- Жилищно-бытовые условия (хорошие, семья нуждается в улучшении жилищных условий, ребенок имеет отдельную комнату, уголок для занятий и игр, не имеет уголка и т.д.).
- Материальная обеспеченность семьи (обеспеченная, малообеспеченная).
- Характер взаимоотношений в семье:
а) между взрослыми членами семьи (гармоничная семья, компромисс ная, мнимая, конфликтная, резкоконфликтная, аморальная и т.д.); б) характер взаимоотношения родителей и других взрослых членов семьи с ребенком (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, мелочная опека, полная самостоятельность, отчужденность, равнодушие, независимость, бесконтрольность и т.д.); в) позиция ребенка в семье (предоставлен самому себе, никто им не интересуется; налицо забвение интересов ребенка; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; на положении Золушки в семье; кумир семьи, все ему во всем потакают, объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; занимает в семье педагогически оправданную позицию); г) отношение ребенка к родителям: как он осознает и переживает свое положение в семье (дорожит семьей, родители авторитетны для подростка, относится безразлично, относится пренебрежительно, остро переживает семейную драму, тяготеет к одному из членов семьи, к какому и почему).
- Имеются ли отклонения в поведении какого-либо из членов семьи (алкоголизм, наркомания и т. д.). Как это влияет на ребенка?
- Отношение взрослых членов семьи к нравственным ценностям школьника
- Уровень педагогической просвещенности, образовательный, культурный уровень членов семьи (какие периодические педагогические издания выписывает семья, имеется ли домашняя библиотека, какую литературу читают и т. д.).
- Воспитательный потенциал семьи (воспитательно-сильная семья, воспитательно-неустойчивая, воспитательно-слабая и т. п.):
а) есть ли в семье педагогическая литература, что читают родители о воспитании детей; б) отношение родителей к деятельности ребенка в сфере учебы, труда, досуга (когда и сколько времени затрачивает ребенок на выполнение домашних заданий, трудовые обязанности ребенка в семье, организация досуга); в) организация контроля за ребенком (в какой форме), выполнение режима; г) едины ли требования со стороны родителей к ребенку, какие меры поощрения, наказания применяются к нему; Учитель вместе с отцом и матерью размышляют, что необходимо развить в ребенке, подчеркивают его неповторимость, индивидуальность, с которой непременно надо считаться в процессе воспитания и перевоспитания. Вместе с тем учитель осторожно может заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка, о явных отклонениях от нормы. Таким образом, учитель готовит почву для взаимного понимания, выявляет, одинаково ли обе стороны относятся к будущему объекту воздействия — ребенку. На этой стадии зарождаются положительные эмоции от общего интереса, доброжелательного общения, что необходимо для налаживания дальнейшей совместной педагогической деятельности.
3 стадия:. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Цель: совместный поиск с родителями положительных опор в качествах личности ребенка. Предполагаемый результат: ощущение взаимопонимания. Учитель ведет разговор с родителями о педагогических условиях и возможностях плодотворного сотрудничества, подчеркивает, каким должно быть отношение к ребенку (вера в его физические и умственные возможности, доверие и уважение к нему). Ребенку предлагается конкретная помощь в учебе, ставятся преграды для развития отрицательного опыта поведения. Учитель побуждает родителей высказать взгляды на воспитание, выявляет методы, используемые ими, способы воздействия на отрицательные поступки ребенка. Мнения родителей, даже если они неверные, учитель выслушивает внимательно, не опровергая их, как бы поддерживая педагогическую позицию родителей, их уверенность в том, что они могут правильно воспитывать ребенка. Вместе с тем, он предлагает им свои педагогические обоснования способов воздействия, призывает объединить усилия, предъявить ребенку единые педагогические требования. На данной стадии контакта у родителей и учителя крепнет интерес друг к - другу, стороны соглашаются на педагогическое сотрудничество, на выработку единых требований к ребенку, на согласование воспитательных усилий и влияний. 4-я стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Цель: выявление качеств, опасных, нежелательных для общения, начало дискуссии, изучение личности через снижение контроля. Предполагаемый результат: упрочение сотрудничества. Согласившись на совместное педагогическое сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи в воспитании ребенка. В этот период педагог должен направить усилия на то, чтобы родители признали свои ошибки, недостатки в воспитании. Не исключены споры, возражения, несогласия по тому или иному поводу. Возможны критические замечания по поводу предложений учителя. Но именно в таких открытых спорах учитель вскрывает истинную позицию семьи, ее воспитательные возможности и особенности. Эта стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями. У сторон могут возникнуть опасения, стоит ли до конца раскрывать себя, быть предельно откровенным? Но это не мешает упрочению сотрудничества на пути к достижению общей цели. 5-я стадия.Реализация индивидуального подхода к воспитаннику. Цель: побуждение стремления родителей к дальнейшему сотрудничеству. Предполагаемый результат: формирование у родителей воспитанника и педагога чувства "мы". Учитель, акцентируя внимание на положительных моментах в воспитании ребенка, сообщает родителям о замеченных им изъянах семейного воспитания. Откровенность учителя должна расположить к нему родителей, заставить их прислушаться к его советам. Он предлагает конкретные меры педагогического воздействия со стороны родителей. С целью упрочения контактов учитель не должен демонстрировать родителям свою всесильность, напротив, он может доверительно сообщить им о некоторых сомнениях, затруднениях в воспитании ребенка, прислушаться к предложениям отца и матери, попросить у них совета. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка. 6-я стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества. Цель: обеспечение прочного контакта. Предполагаемый результат: состояние защищенности, согласование действий и намерений. Обсуждается конкретный план целенаправленных воздействий на ребенка. Эта стадия углубления и расширения педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализации единых педагогических воздействий на школьника. Как и на предыдущих стадиях на последней целесообразно не предлагать готовые решения, не оказывать прямое давление на родителей, необходимо создавать такие условия, которые побуждают родителей к активности, инициативе. Учитель, анализируя действия родителей, одобряет порой даже незначительные успехи в воспитании. На заключительном этапе сотрудничества важно всячески поддерживать и расширять создавшуюся педагогическую общность, укреплять педагогику сотрудничества, не ослаблять единство педагогических требований к ребенку. Необходимо также тщательно анализировать развитие процесса совместной деятельности учителя и родителей, направленной на коррекцию поведения школьника. Итак, в процессе контактного взаимодействия учителя с родителями необходимы шесть стадий, последовательно сменяющих друг друга. Скачкообразное их прохождение, а также ускорение их формирования может повлечь за собой разрыв отношений. Вместе с тем, длительное пребывание учителя и родителей в той или иной стадии также нежелательно, так как затормаживается установление желательных контактов между ними. Переход к каждой последующей стадии возможен лишь тогда, когда достаточно прочно закреплены признаки предыдущей стадии. В то же время признаки отдельных состояний, специфичных для каждой стадии, являются не только сигналами ее наступления, но и сигналами для перехода на другую стадию. Педагогически целесообразное поведение инициатора контакта (учителя) обеспечивает эффективное продвижение по ступеням отдельных этапов, благодаря чему и создается взаимопонимание, взаимодействие, взаимовыручка, взаимоуважение. Данная методика помогает учителю глубже узнать семью, проникнуть в ее сложный мир, установить доверительное взаимоотношение с родителями, помочь им увидеть недостатки в воспитании детей, убедить их в необходимости изменить сложившиеся воспитательные условия, педагогические методы воздействия и взаимодействия. Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. 1-я стадия. Поиск контактов Цель: накопление согласий с родителями, преодоление барьеров, снятие напряжения в общении. Предполагаемый результат: добиться внутреннего согласия с родителями. Первая встреча с родителями: они испытывают интерес друг к другу и одновременно волнение, чувство тревоги и настороженности, сомнение в том, будет ли достигнуто взаимопонимание, не пропадет ли желание общаться в дальнейшем. На этой стадии учителю необходимо проявлять глубокий интерес, педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, не оттолкнуть их непродуманными вопросами. В доброжелательном тоне участники беседы обмениваются мнениями по поводу каких-либо черт характера, особенностей поведения ребенка. При этом учитель заостряет внимание на положительных началах в личности школьника. В процессе первого общения, если оно строится на основе обоюдного уважения, желания достигнуть взаимопонимания, снимается напряжение во взаимоотношениях учителя и родителей, преодолевается недоверие друг к другу. 2-я стадия. Поиск общей теми для разговора Цель: поиск совпадающих интересов, построение первичной общности (приближение к "мы").
Предполагаемый результат: вызвать заинтересованность друг к другу, снять недоверие, вступить в контакт. На второй стадии воспитатель более активно проявляет интерес к учащемуся, к условиям семейного воспитания, выявляет, как проявляется забота родителей о ребенке, чувствуют ли они ответственность за его воспитания, судьбу. Учитель расспрашивает родителей, на какие положительные качества ребенка он может опираться в процессе воспитания или перевоспитания. Родители делятся наблюдениями, высказывают сомнения о некоторых непонятных им поступках, особенностях личности ребенка.
[1] [2] [3] [4] |