На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся
Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных)  учащихся

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только  в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы (см.  приложение 7).

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:

  • совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
  • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
  • развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
  • содействие социализации,  формированию  коммуникативных  навыков;
  • содействие в повышении   квалификации педагогов,    работающих   с  талантливыми детьми.

Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие  не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и  социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение  методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным  учащимся в решении их проблем.
В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории  детей:
1) учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях  (выявляются уже в младшем школьном  возрасте);
2)  учащиеся с признаками специальной, умственной  одаренности в определенной области науки  или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
3)   учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в  старшем школьном  возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками,  так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное.
По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения. Одаренные дети

  • как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
  • настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
  • благодаря многочисленным умениям  способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
  • умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  • иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Выявление одаренных детей связано также с проблемой  выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. Описание признаков  видов одаренности приводит А.И.Доровской в книге "Дидактические основы развития одаренности учащихся" (см. приложение 6) .

К  методам выявления одаренных детей относятся:
- наблюдение;
- общение с родителями;
-  работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-  олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Примерное содержание работы педагога-психолога с одаренными детьми

В начальной  школе по итогам первого психодиагностического минимума и  наблюдениям учителей   формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети". Психологическое сопровождение  таких   детей  предполагает   составление  индивидуального  маршрута,
т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно  всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.). При необходимости  проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка. Пакет методик  подбирается с учетом индивидуальности ребенка (см. приложение 5). Возможно использование  тестов на выявление творческих способностей     (например, тест Торренса), методики диагностики умственных способностей Векслера (IQ = 130). Правомерным будет использование шкалы Рензулли—Хартмана для оценки психиологической характеристики одаренных учащихся (интеллектуальные умения, мотивация, креативность).
Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей,  учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время. Возможно также предъявление теста- анкеты  А.  де  Хаана и  Г.  Кафа.
В последнее время сложился алгоритм выявления интеллектуальной и академической  одаренности в школе, согласно которому  результаты, демонстрируемые учащимися, должны удовлетворять высоким показателям по любым шести из восьми критериев:
1) оценка по групповому тесту — 95% и более; 
2) оценка по групповому тесту способностей — 127 и больше;
3) оценка по индивидуальному тесту интеллекта — 125 и более;
4)  данные опросника учителя;
5)  данные опросника родителя;
6)  данные самооценки ученика;
7)  успеваемость и другие биографические материалы;
8)  оценка творческих работ.
Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы. При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:

  • своевременное применение различных видов тестирования;
  • оценки способностей по успеваемости;
  • участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
  • заключение психолога;
  • заключение экспертов в определенной деятельности;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
  • самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
  • наблюдение родителей и представителей науки.

В то же время эффективность  развития познавательной деятельности нивелируют  следующие негативные факторы:
1) "дискриминация" личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения;
2)  ориентация на "среднего" ученика;
3) слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности;
4) недооценка законов творчества учителями;
5) наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации;
6) сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований;
7) низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми;
8) излишняя унификация программ.
Для развития    дивергентного мышления (мышление, связанное с творчеством,  анализирующее различные аспекты, которые имеют отношение к данной проблеме)   одаренных детей  надо активно вовлекать  в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков, психологических клубов, игр типа "Что, где, когда?", направление в центры внешкольной работы  дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные  идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.
При проведении социометрических процедур психологу важно обратить внимание  на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами   (учительница его продвигает), что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей  в признании и оценке  успехов  учащегося.
В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности.     Педагог-психолог, должен знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса — это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ — это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются.
Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.
В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы,  как создание групп по интересам (ответственные  педагоги  отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся.
В связи с этим  психологу важно быть готовым предоставить  информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.

Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка  учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации  в новых социальных ситуациях,  т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.
К компетенции  психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом,   формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями  способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации  потенциальных возможностей ребенка.
В старшей школе особую  значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.