Психодиагностические минимумы
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

6. Психодиагностические минимумы

Основанием для проведения психодиагностических  мероприятий служит  перспективный план работы  учреждения образования.  Конкретная дата и время проведения психодиагностических исследований согласовываются с заместителем директора по учебной работе. Ежегодно педагогом-психологом проводится три обязательных психодиагностических минимума:

  • на начальном этапе обучения в школе;
  • на этапе перехода из начальной в среднюю школу;
  • на этапе перехода учащихся в профильные классы.

Психодиагностический минимум – схема диагностического  исследования, имеющая четко определенные цели   с соответствующим набором инструментов.
Общая цель психодиагностических минимумов – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов  в процессе обучения в школе.
Все психодиагностические минимумы в школе проводятся в режиме группового исследования.

 

6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе

При зачислении ребенка в первый класс  педагогу-психологу важно получить психодиагностическую информацию из дошкольного образовательного учреждения, в котором пребывал ребенок.
Дополнительная диагностика при зачислении ребенка в школу не проводится.
В сентябре-октябре учитель  совместно с психологом заполняет карты адаптации  на учащихся  первого класса. Цель данного мероприятия – выделение  детей, у которых  осложненно протекает процесс адаптации, для последующих реабилитационных мероприятий. Никаких других психодиагностических исследований психолог в первом классе не проводит.
Первый психодиагностический минимум целесообразно проводить во втором классе. Цель – мониторинг уровня и специфики актуального развития, определение групп детей, требующих индивидуального образовательного маршрута, предоставление диагностической информации учителю и заместителю директора по начальной школе для обеспечения учебно-воспитательного процесса.  Ежегодно цели каждого психодиагностического минимума согласовываются с администрацией школы.
К числу изучаемых явлений относятся:
1)    особенности развития интеллектуальной сферы каждого школьника;
2)    мотивация учения;
3)    личностные особенности (самооценка, уровень агрессивности,
тревожности);
4)    внутригрупповые процессы в классах.
Рекомендуются следующие методы исследования:
1) методика диагностики общих интеллектуальных способностей детей 6-12
лет;
2) прогрессивные матрицы Д .Равена;
3) методика диагностики мотивации Шляхто,  Ратановой;
4) социометрическое исследование;
5) проективные рисуночные тесты ("Рисунок несуществующего животного",
"Моя школа" или "Моя учительница");
6) наблюдение на уроке.

При выборе методик исследования целесообразно ориентироваться на наличие  в них,  кроме  количественной,  еще и дифференциально-уровневой оценки. 
В задачи исследования прежде всего входит выявление   групп детей, нуждающихся в каких-либо дополнительных (коррекционных) образовательных  и воспитательных  усилиях педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов  и  других специалистов. Это:

  • учащиеся, требующие специального образовательного маршрута, т. е дети с особенностями психофизического развития. Вероятнее всего, учителя уже в первом классе знают, кто из детей не справляется с предлагаемой школой программой. Обучение в первом классе дает возможность в течение  времени изучить особенности учебной деятельности ребенка, выделить зоны его ближайшего развития,  а    также,  в некоторых случаях,   убедить родителей в необходимости специального образовательного маршрута (интегрированный класс, специальное учебное заведение, надомное обучение и т. д.);
  • учащиеся с повышенными интеллектуальными способностями, одаренные дети (для организации их специального сопровождения). Возможно,  выявление высоких способностей к каким-либо видам деятельности на ранних этапах позволит уже  в начальной школе создать ребенку оптимальные условия для развития. Следует особо отметить, что выявление артистических, музыкальных, художественных, спортивных и других специальных способностей требует участия специалистов-экспертов;
  • школьники с проблемами в учебной деятельности (для определения вероятных причин этих проблем). Анализ степени развития психических познавательных процессов позволит  организовать коррекционное воздействие.

Коррекцией психических познавательных процессов в начальной школе занимаются в основном логопеды, рекомендации по организации эффективного взаимодействия должны быть сформулированы для учителя и родителей.
Результаты изучения мотивации учения анализируются:
1) для выделения группы интеллектуально достаточных школьников с недостаточным  уровнем развития мотивации учения;
2) для сравнительного анализа по классам  с целью  определения тенденций   в  формировании мотивации  и влиянии стиля преподавания учителя на ее
формирование у школьников.
При изучении личностных особенностей (анализ проективных тестов) выделяются группы школьников, имеющих  тенденции  к низкой самооценке; с проявлениями агрессивности, тревожности для формирования рекомендаций учителям и родителям.
По итогам проведения социометрии возможно выделение группы школьников, получивших наибольшее количество выборов, т. е. лидеров детских микрогрупп,  а также детей,  не получивших выборов.

При сопоставлении  всех результатов  целесообразно составить списки   так называемых социально и педагогически запущенных школьников, которые впоследствии  могут составить "группу риска" для последующей профилактической работы. В список  вносятся учащиеся с низкой успешностью в учебной деятельности, несформированной мотивацией, повышенной тревожностью, агрессивностью, неадекватной самооценкой и т. п. 
Педагог-психолог анализирует особенности классных коллективов и формулирует предложения и рекомендации учителям по организации  воспитательной и учебной работы.
Кроме того, в психодиагностический минимум могут быть внесены дополнительные задачи, связанные со специфическими проблемами данного учреждения образования.
Первый психодиагностический минимум   является  основанием для организации работы по профилизации и работы с одаренными детьми.
По итогам проведения психодиагностического минимума составляются аналитические записки на каждый класс, совместно с администрацией, учителями  проводится семинар, при необходимости планируются мероприятия. На каждый класс заводится папка с развернутыми протоколами, аналитической запиской. Информация, получаемая в ходе других психодиагностических работ в последующем,  также накапливается в данной папке.

6.2. Психодиагностический минимум при  переходе из начальной в среднюю школу


Основная цель – мониторинг  уровня обученности,  личностного и социального развития учащихся.  Предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для  создания благоприятных социально-педагогических и психологических условий в период перехода из начального в среднее звено школы.
Основанием для построения данного минимума может служить предположение о том, что школьники,  у которых сформированы соответствующие возрасту новообразования, такие как  рефлексия, стремление к общению и владению приемами и навыками межличностного общения со сверстниками, активность и самостоятельность в социальной и познавательной деятельности, а также  следующие  новообразования  в интеллектуальной сфере: переход от мышления, основанного  на оперировании  конкретными представлениями к мышлению теоретическому,  адаптационный период переживают достаточно легко.
Если исходить из этого предположения, то диагностический минимум целесообразно проводить в два этапа:  в  апреле – в четвертых классах и    в октябре  – в пятых классах.
Для диагностики в четвертом классе рекомендуются следующие методики:
1) методика общих интеллектуальных способностей детей 6–12 лет (см.: Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии : учеб.-метод. пособие для практ. психологов системы образования. – [Минск, 1999];
2) прогрессивные матрицы  Д. Равена;
3) проективные рисуночные тесты (например, "Рисунок несуществующего животного");
4) тест незаконченных  предложений (см. Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии);
5) карта наблюдения для учителя.

Наиболее общей  задачей исследования в четвертом классе является выделение групп учащихся, которые по определенным характеристикам  отличаются от всего обследуемого контингента. Это:

  • учащиеся, склонные к дезадаптации, имеющие нарушения в коммуникативной сфере, так называемая  "группа риска";
  • учащиеся, имеющие особенности учебной деятельности (темп, утомляемость, мотивация, низкие показатели успешности в учебной деятельности);
  • учащиеся, имеющие  особенности  развития в  личностной, социальной и эмоциональной сферах (недостаточно развиты навыки сотрудничества, неустойчивая сниженная самооценка, несформированное представление о себе, неадекватное эмоциональное реагирование и т. п.).

Результаты  интеллектуальных тестов позволяют оценить общий уровень развития интеллекта, а также темповые характеристики деятельности. Соотнесение  с  успешностью в учебной деятельности дает основание выделить группы школьников, у которых существует прогноз снижения успешности в учебной деятельности в пятом классе. Кроме того, результаты  данного сравнительного анализа можно использовать для формирования прогноза о необходимости комплектования тех или иных профильных классов через несколько лет.
Рисуночная методика (например, "Рисунок несуществующего животного")  используется  для исследования актуального эмоционального состояния, самооценки, агрессивности, тревожности. Методика обрабатывается индивидуально по каждому ребенку, выделяются группы детей в соответствии с изучаемыми симптомами. Также производится  сравнительный анализ по классам для выявления существующих тенденций, в том числе с целью обобщения опыта наиболее эффективно работающих педагогов.
Методика незаконченных предложений может быть составлена самостоятельно педагогом-психологом или незаконченные предложения могут быть взяты из уже существующих методик. Первоначально определяется круг сфер, необходимых для исследования. Это могут быть отношения со сверстниками, отношение к школе, удовлетворенность положением в классе, отношение к себе, к учению. При обработке  определяется круг школьников, требующих психолого-педагогической поддержки.
Цель анализа карты наблюдений для учителя начальной школы – выделение групп  детей,   склонных к дезадаптации:  имеющих нарушения  в  коммуникативной сфере (агрессивность,  замкнутость, враждебность, тревожность  и др.); в социальных отношениях (со сверстниками, значимыми взрослыми и  т.п.) а также особенности учебной деятельности (низкий темп деятельности, повышенную утомляемость и т. п.).
Результаты по всему психодиагностическому минимуму используются для организации коррекционно-развивающей работы с учащимися четвертых классов. С этой целью  возможно направление в группы по содействию формированию коммуникативной компетентности, в группы по профилактике нарушений в эмоциональной и поведенческой сфере, проведение воспитательных мероприятий в классе, имеющих целью развитие классного коллектива, расширение знаний друг о друге.              

В пятом классе психодиагностические исследования начинаются  после  мероприятий, проводимых для адаптации (например, после цикла больших психологических игр).
Цель исследования  – изучение степени сформированности и структуры классных коллективов, оценивание преобладающего эмоционального состояния школьников.
Рекомендуемые методики:
1) социометрия;
2) тест школьной тревожности Филипса;
3) анкета для школьников (изучение интересов к предметам) – при необходимости.
Результаты социометрии  анализируются совместно с классным руководителем, определяются микрогруппы, их лидеры, учащиеся, не имеющие коммуникативных связей в классе – для использования в воспитательной работе. Результаты теста школьной тревожности Филипса, а также социометрии  – для выделения группы детей, у которых адаптация проходит осложненно.
После мониторинговых мероприятий вся аналитическая информация предоставляется классным руководителям, учителям-предметникам, администрации для целесообразной организации учебно-воспитательного процесса.       
Данные психодиагностического минимума используются для проведения педсоветов, семинаров с учителями,  психолого-педагогических консилиумов, родительских собраний.

6.3. Психодиагностический минимум на этапе перехода учащихся в профильные классы

Цель третьего психодиагностического минимума –  мониторинг  уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития,  предоставление психологической информации при отборе учащихся в профильные классы.
Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы. 
При построении психодиагностической программы обеспечения  формирования профильных классов педагогу-психологу необходимо исходить из критериев, сформулированных учреждением образования. Отбор в профильные классы может быть основан как на педагогических критериях (показатели уровня обученности по профильным дисциплинам), так и  на психолого-педагогических (соотношение показателей уровня обученности со степенью сформированности психических познавательных процессов, а также  интересов и склонностей) и исключительно на психологических.   Данные психодиагностических обследований учащихся могут обеспечивать формирование профилей и  служить основанием   для комплектования профильных классов,  создания  новых профилей или перехода к мультипрофильному обучению.
Примерная программа мониторинговых мероприятий по сопровождению профильного обучения школьников на протяжении всего периода обучения  обычно  укладывается в рамки психодиагностических минимумов  и   начинается с момента поступления ребенка  в школу, продолжаясь в течение всего обучения. 
Работа с ребенком начинается  со старшей группы детского сада  с определения  готовности детей к школьному обучению для построения образовательного пути, а также для выявления  способностей.
Методики, рекомендуемые для третьего психодиагностического минимума:
1) анкеты для учащихся и родителей;
2) карта интересов;
3) школьный тест умственного развития;
4) методика  измерения мотивации учения.

Инструмент мониторинга умственного развития школьников –  школьный тест умственного развития  (ШТУР) позволяет отслеживать процесс формирования различных умственных действий в целом, сформированность отдельных мыслительных операций, уровень владения программными понятиями в естественнонаучной, физико-математической, общественно-гуманитарной областях знания. Соотнесение результатов ШТУРА, карты интересов, которая диагностирует интересы в большом числе сфер учебной, познавательной,  общественной и других видах деятельности,  анкет и степени успешности в  учебной деятельности по различным предметам,   помогают  учащимся сориентироваться  не только в своих желаниях, но также в возможностях и способностях,   а  педагогическому коллективу дают основания для  формирования профильных классов.

6.4. Другие психодиагностические  работы

Другие психодиагностические работы могут проводиться педагогом-психологом в соответствии с планом и актуальными задачами,  решаемыми учреждением образования. Например, если в числе решаемых задач "содействие сохранению психического и физического здоровья школьников", то психологу  целесообразно провести анкетный опрос и  оценить степень интеллектуальной загруженности учащихся, выделить  школьников, имеющих специфику работоспособности, в том числе с низким или высоким темпом деятельности,    астенизированных, соматически ослабленных,  дезадаптированных детей для организации последующей психолого-педагогической работы. Важно провести  наблюдения на уроках за особенностями коммуникативной деятельности учителя, эмоциональным    состоянием  школьников,  провести психологический анализ соответствия методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся.
Благополучное эмоциональное состояние школьников во многом зависит от психологического климата в классном и школьном коллективах
Опытный учитель, классный руководитель и без дополнительного изучения может его оценить, определить лидеров в классе, кого из ребят не принимают одноклассники.  Но не всегда наблюдению поддается оценка таких явлений, как наличие и состав устойчивых микрогрупп, взаимоотношения в них,  основания  объединения членов микрогрупп и т. д.
Наличие в классе сплоченных, достаточно хорошо очерченных микрогрупп  – признак его социальной зрелости. Практика показывает:   если класс стабильно существует  несколько лет, то процесс  внутреннего группообразования  в нем практически завершен. При этом любая микрогруппа, возникнув, стремится к обособлению и внутреннему сплочению. Чаще всего такие группы объединяют людей с близкими статусами. Большие микрогруппы  (шесть-семь  и более человек) образуются  вокруг "звезд"  и других высокостатусных людей;  непопулярные  тяготеют  к небольшим объединениям – "триадам" и "диадам". Наличие внутри микрогруппы  противоречивых связей  свидетельствует о неблагополучии эмоциональных отношений, возможном распаде или переструктурировании отношений. Такие процессы, и это очень важно, редко остаются локальными, они затрагивают не только данную микрогруппу, но и весь класс. Члены распавшегося сообщества начинают искать возможность примкнуть к другим микрогруппам, в результате чего  на некоторое время  может смешиваться вся групповая структура. Рассчитывать на высокую учебную активность детей в такой период несерьезно: они будут глубоко погружены в свои эмоциональные отношения. Вот почему целесообразно в классных коллективах регулярно проводить социометрию.  Классные руководители  самостоятельно могут справиться с этой несложной процедурой при предварительной консультации психолога.
От социально-психологического климата в коллективе учителей во многом зависят эффективность работы всего педагогического коллектива,  эмоциональная устойчивость, психологическое здоровье, степень профессионального "сгорания"  каждого его члена.  Под социально – психологическим климатом понимается общий  эмоционально-динамический настрой, в котором отражается установившаяся система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворенность, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, стабильность и профессиональное развитие   работающих специалистов, степень сближения официальных и неофициальных взаимоотношений на  дружественной и деловой основе.
Социально-психологический климат формируется на основе субъективного мнения и отношения человека к окружающей его на работе обстановке: коллегам, условиям труда, стилю руководства, групповым нормам и ценностям  – на основе личного восприятия  и оценок и взаимного обмена мнениями. Оценка социально-психологического климата (СПК) необходима для выявления путей его развития, прогноза влияния  на решение  задач, стоящих перед коллективом и  осуществляется регулярно (например,  один раз в год).
Решение о проведении диагностики социально-психологического климата в коллективе принимается руководителем  учреждения  образования. Анкетирование анонимное. "Сырой" материал обрабатывается специалистом,  проводившим опрос. Результаты представляются руководителю в виде сводной таблицы.
Используемые методы: специально разработанные анкеты (см. прил. 3), наблюдение и т.  д. Опрос можно проводить  групповым способом, желательно участие не менее 75-80 процентов членов коллектива. Желательно также,  чтобы опрос проводился педагогом-психологом, работающим в другом учреждении образования.

6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных

При обработке результатов диагностических минимумов первоначально по каждому  инструменту исследования составляется протокол, а затем  в сводный протокол заносятся в сопоставимых цифрах результаты по всему психодиагностическому минимуму.
В сводный протокол вносятся в столбец фамилии и инициалы испытуемых  одной группы  класса (по алфавиту).  Возможно размещение респондентов по подгруппам в зависимости от пола. Каждая строка   сводного протокола содержит значения всех показателей  одного испытуемого. В каждом столбце записаны значения  одного показателя  по всем испытуемым. В самой верхней строке в ячейках обозначены измеренные показатели. Если протокол составляется вручную, в таблицу должны быть занесены результаты в том виде, в котором они получены после обработки теста, а также переведенные  в сопоставимые значения     (например, уровни).
При обработке результатов важно проверить достоверность полученных данных. Массив данных  проверяется на наличие так называемых  "выскакивающих" результатов  –  выделяющихся значений, которые могли быть получены в результате неточных подсчетов, ошибок в записях и т. п.  Любая итоговая цифра пересчитывается несколько раз. 
Итоговые показатели по группе  можно представить как среднюю арифметическую величину, как среднюю оценку изучаемого психологического свойства. Сравнивая средние значения двух или нескольких выборок,  мы можем судить  об относительной степени развития  у людей,   входящих  в эти выборки, оцениваемого качества. Чтобы  подсчитать среднюю арифметическую величину, надо суммировать все значения ряда и разделить  сумму на количество суммированных значений. Если в ряду  есть значения со знаком минус, то суммирование производится с учетом знаков.
Перевод полученных итоговых значений в сопоставимые результаты производится на основании кривой нормального распределения. "Нормальным" такое распределение  было названо потому, что оно наиболее часто встречалось в естественнонаучных исследованиях и казалось "нормой"  распределения случайных величин.   В психологических исследованиях  нормальное распределение  используется в первую очередь  при интерпретации тестов интеллекта и способностей. К другим психологическим категориям, таким как личностная и мотивационная сфера,  нормативы нормального распределения не применяются. Используемые в психодиагностических минимумах тесты интеллекта и способностей, как правило, имеют шкалу перевода итоговых показателей в уровни или группы.

Примерная форма сводной таблицы данных

ФИО

Равен

Тест интеллекта

Мотивация

Рисуночная методика

IQ

Уровень

Баллы

Уровень

Выс.

Низ.

Повыш.
тревожн

Агрес
сивн.

Низ. Само
оценка

1

2

3

Львов

Лыков

Панов

103

117

86

средний

высокий

низкий

44

52

27

средний

высокий

низкий

+

+

+

+

+

+

6.6. Использование компьютера

Можно выделить несколько основных аспектов использования компьютерной техники. Это
1) обработка полученных  данных. Все используемые тестовые методики целесообразно обрабатывать с использованием специальных программ. Это значительно сократит объем рутинной обработки информации. В том случае, когда отсутствуют готовые программы, удобно пользоваться электронными таблицами   "Excel",  функционирующими  в системе Windows. "Excel" также  позволяет производить математико-статистическую обработку данных;
2) организация хранения полученных данных. Преимущества  компьютерной реализации полученных задач: возможность хранения больших объемов информации, оперативный доступ к любому элементу хранящейся информации; оперативная селекция информации  одновременно по многим критериям; гибкость в переструктурировании объемов  и принципов организации.

Использованная  литература

1. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования. //Настаўн. газ. –  3 чэрвеня 2006 г.
2. Положение о социально-педагогическом учреждении // Зборнік нарматыўных дакументаў. – 2004.  – № 12.
3. Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите // Зборнік нарматыўных дакументаў. – 2004.  – № 22
4. Основные направления организации идеологической и воспитательной работы в 2005-2006 учебном году: методические рекомендации // Зборнік нарматыўных дакументаў. – 2005. – № 19-20.  – С. 6 - 32.
5. Социальная и психиатрическая помощь детям с риском безнадзорности и криминальной активности
6. Доровской  А. И.. Дидактические   основы   развития   одаренности учащихся. — М. :  Рос. пед. агентство, 1998. — 210 с.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.