Адаптация к школе
Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать: а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе; б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.
Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику. Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе. Причины школьной дезадаптации Они могут быть субъективного и объективного характера. Субъективные причины дезадаптации:
- Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе , первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т . д. Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения.
- Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педзапущенность.
- Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.
- Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.
Причины школьной дезадаптации, имеющие объективный характер:
- Неправильное отношение учителя к ученику.
- Неправильная организация учебного процесса.
В зависимости от выраженности симптомов и их сочетания различают следующие формы адаптации- дезадаптации
- Норма – благоприятное протекание адаптации, сопровождающееся слабой выраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации.
- «Скрытые» формы ДА: 1-я степень – начальная форма «скрытой» ДА. Характеризуется средним уровнем работоспособности, сниженным эмоциональным тонусом, частичной расторможенностью, плаксивостью. повышенной утомляемостью. Желание ходить в школу неустойчиво. Старателен, но медленно включается в учебный процесс, активность сменяется пассивностью, адекватно реагирует на замечание. В поведении наблюдается тревожность, неуверенность.
2-я степень – прогрессирующая форма «скрытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, ребёнок не может сосредоточится, плаксив, обидчив, раздражителен. Иногда жалуется на головную боль, тошноту, боли в животе. Отношение к школе негативное, пассивен на уроке , на просьбу отвечать- молчит, равнодушен к неудачам. Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность к детям как защитная реакция организма.
- «Открытые» формы дезадаптации
3-я степень- начальная форма «открытой»ДА. Характеризуется средне- низким уровнем работоспособности, импульсивностью, расторможенностью, внимание неустойчиво, снижен аппетит, беспокойный сон. На уроке не собран, быстро теряет интерес к заданиям, в учебной деятельности иногда создаёт конфликтную ситуацию. 4-я степень- прогрессирующая форма «открытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, импульсивностью, расторможенностью, раздражительность переходит в агрессивность. Негативное отношение к школе, учителю, быстро теряет интерес к заданиям, отказывается их выполнять, равнодушен к неудачам, негативно относится к замечаниям, мешает на уроке, нуждается в постоянном контроле. Отмечается спад в успешности обучения, в общении с учителем проявляется демонстративность. Кривляется, отказывается выполнять требования учителя, создает конфликтную ситуацию. В общении с детьми агрессивен, обзывает детей, жалуется учителю. Задачи коррекционно-развивающей работы:
- Диагностика причин дезадаптации
- Выявление ресурсов развития, возможностей семьи и школы
- Выбор коррекционно-развивающей программы, учитывающей как причины
дезадаптации, так и выявленные ресурсы с целью доразвития необходимых структур личности ребенка в искусственно созданных условиях и перенос сформированных навыков в социальную ситуацию развития ребенка,
Цели психологического вмешательства:
- Изменить состояние ребенка, создав «поддерживающую среду» и
организовать формирование функций, способствующих дальнейшему развитию.
- Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о состоянии и
возможностях ребенка и создав у них ожидания по его выходу из кризиса к дальнейшему развитию.
Психолог может осуществлять воздействие не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы), но и через родителей и учителей, меняя через них систему требований и подчинения их актуальной ситуации развития ребенка.
Этапы коррекционно-развивающей работы:
- Создание искусственной коррекционно-развивающей среды со специально-
организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка, т.е. среда, в которой деятельность ребенка будет успешной. При этом требования к ребенку (в школе и дома) должны быть на некоторое время ослаблены.
- Перенос отдельных наработанных навыков в актуальную ситуацию его
жизнедеятельности и организация способов их закрепления.
- Расширение искусственно созданной среды до актуальной ситуации
развития ребенка, формирование цели его дальнейшего развития и мотивации достижения.
Схемы и процедуры коррекционно-развивающей работы. Индивидуальная работа. Ее проведение возможно в следующих режимах:
- Первичный приём, на котором осуществляет беседа с родителями и ребенком, диагностика проблем ребенка, выбор направления коррекционно-развивающей работы, планирование программы и мероприятий, включающих родителей и других значимых взрослых в процесс коррекции.
- Коррекционно-развивающая работа в индивидуальном режиме
(возможны приёмы в присутствии родителей). Часть программы осуществляется в режиме домашних заданий, которые выполняются ребенком самостоятельно или с помощью заинтересованных взрослых.
- Консультативный режим. 2-3 визита к психологу за время работы.
Коррекционная программа в основном осуществляется под руководством родителей. Родители могут обратиться к психологу за помощью в процессе работы, специалист периодически получает обратную связь о результатах работы.
Формы групповой работы
- Групповая работа в форме коррекционно-развивающего тренинга при
стабильной группе участников и заранее составленной программе.
- Групповая {забота в группе с меняющимся составом при гибкой
программе. В этом случае в работу можно включать родителей, сочетать групповую работу с индивидуальной.
Для отработки и подкрепления навыков даются домашние задания. Этапы и способы коррекционно-развивающей работы
- Определение актуального уровня и зоны ближайшего развития ребенка, а
также ресурсов его развития и обсуждения с ребенком и родителями возможностей и способов их использования в имеющейся социальной ситуации.
- Помощь в формировании позитивной цели ребенка, т.е. создание его
модели потребностного будущего, а также ориентация ребенка на достижение поставленной цели с учетом его потребностей и личностных особенностей.
- Выбор способов достижения поставленных целей, включающих
программу и режим занятий в искусственно созданных условиях, а также способы переключения сформированных навыков на социальную ситуацию развития ребенка.
Любая индивидуальная программа предусматривает следующие основные шаги:
- Блок работы с эмоциональным состоянием, мотивацией и самооценкой.
- Блок развития структур головного мозга, согласованной работы систем
восприятия, контроля программирования целенаправленных двигательных актов.
- Блок развития когнитивных процессов и навыков учебной деятельности,
- Блок формирования навыков общения и социальных норм поведения.
Конкретное содержание и режим занятий выбирается с учетом выявленного при обследовании «центра тяжести» основных проблем ребенка. В случае, когда основная проблема лежит в сфере его эмоционального состояния (тревожность, страхи, депрессивное состояние) в первую очередь необходима работа методом психотерапевтического воздействия. Если страхи имеют реальную основу в виде враждебного отношения к ребенку окружающих, то необходима также работа с социумом (например, родителем или учителем) по изменению этого отношения, а также одновременная работа по изменению типа реагирования ребенка. Если страхи ребенка связаны с психологическими искажениями раннего детства, то результатом является недоверие ребенка к миру как общая установка, определяющая способ его реагирования. Ее изменяют также с использованием методов психотерапии (например, символ-драмы). Депрессивное состояние в целом характеризуется отсутствием ресурса развития, то есть неготовностью ребенка к когнитивному и личностному росту. В этом случае необходима консультация детского психоневролога. Состояние тревожности сопровождает любую стрессовую ситуацию. Оно может быть уменьшено путем введения ребенка в ситуацию успеха в специально созданной среде. Однако, если тревожность обусловлена повышенной чувствительностью как типологической чертой личности, она не может быть уменьшена ниже определенного уровня, В последнем случае повышение стрессоустойчивости ребенка должно быть связано с обучением его способам поведения и эффективного взаимодействия, соответствующего его личностному стилю. Если основная проблема связана с несформированностью структур головного мозга и согласованной работы анализаторов, то решение этих проблем осуществляется при использовании телесно-ориентированного тренинга и методов обучающей кинезиологии. В случае несформированности когнитивных процессов и навыков учебной деятельности используются методы когнитивного тренинга, а также различные развивающие программы. Если проблемы связаны с несформированностыо социальных навыков и трудностями общения, используются элементы коммуникативного социально-психологического тренинга. Все перечисленных методах в разных сочетаниях используются при составлении индивидуальной коррекционной развивающей программы. Так, при преодолении школьной тревожности необходимо: 1) снизить, смягчить силу потребностей, связанной с внутренней позицией школьника; 2) развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения. Основные используемые методы в этом случае:
- методы последовательной десенсибилизации;
- метод «отреагирования» страха.
Можно использовать игры-драматизации, например «В очень страшную-страшилищную школу». Хорошо читать, дополнять и разыгрывать отрывки из книги Э.Успенского «Школа клоунов». При этом происходит снятие восприятия правил, как категорических требований при одновременном осознании значения правил, что способствует развитию произвольности. В качестве примера групповой работы приведем описание методики развития основ произвольности психической регуляции и коррекции недостатков внимания.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОСНОВ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Основные используемые методы в данном случае; приемы психогимнастики, эмоционально коммуникативного, поведенческого тренингов, аутотренинга.
Структура каждого занятия состоит из двух частей: I. Общая разминка. Обязательно используются игры на развитие внимания (например, «Что изменилось с этой комнате», «Угадай, кто прикоснулся, кто подошел, кто крепче пожал руку» и т.п.) и любая подвижная игра. 2. Психогимнастика - овладение навыками контроля двигательной и эмоциональной сферы. Важно чередовать противоположные по характеру движения, сопровождаемых попеременным мышечным напряжением и расслаблением. Можно использовать игры и упражнения , примеры вариантов планирования занятий, описанные в следующей литературе:
- Чистякова М.И. Психогимнастика, М., 1995.
- Овчарова Р.В. Ребенок приходит в школу. М., 1996.
- Коротаева Е. Хочу, могу, умею! М., 1997.
ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕДОСТАТКАХ ВНИМАНИЯ I часть - диагностико-мотивирующая; II часть - формирующая (10-15 занятий); III часть - поддерживающая. Первые две части проводятся психологом, третья часть - родителями. Каждое занятие состоит из двух блоков;
- Развитие основных свойств внимания.
- Развитие произвольности за счет развития и укрепления волевых качеств
личности.
Задачи диагностико-мотивирующей части: - определить уровень развития внимания; - сформировать исходный уровень мотивации у школьников на работу с психологом. Диагностико-мотивирующая часть психокоррекционной программы проводится в индивидуальном порядке. Формирующая часть (каждое занятие 60-90 минут групповой работы) Задачи: коррекция основных свойств внимания; развитие произвольности внимания. Примерный план групповых психокоррекционных занятий для детей 6-7 лет с недостаточным развитием произвольного внимания, сопровождающимся повышенной двигательной активностью, импульсивностью.
Занятие 1. Цель: развитие способности к сосредоточению, устойчивости внимания. снятие эмоционального напряжения, формирование установки к сотрудничеству. 1. Беседа, в ходе которой психолог объясняет детям, как будут проходить занятия, для чего они нужны. Расспрашивает , какое любимое занятие у каждого из них с целью познакомиться поближе, установить эмоциональный контакт. 2. Подвижная игра «Зеваки» (Чистякова М. И., 1990 ) Все играющие ходят по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
- Упражнение на внимание – «Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Дети по очереди рисуют на доске какой–нибудь рисунок и отворачиваются. Психолог дорисовывает несколько деталей. Дети должны сказать , какие изменения произошли.
- Игра «Возьми и передай!» Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой–нибудь воображаемый предмет. Со стороны должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.
- Психомышечная тренировка «На берегу моря» Вдоволь наигравшись в воде, дети выходят на берег и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа… Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.
Занятие 2. Цель: Формирование мотивации к посещению занятий, желания сотрудничать. Развивать устойчивость внимания, самоконтроль.
- Приветствие, беседа на свободную тему (Установление эмоционального контакта)
- Разминка. «Запрещённое движение». Дети стоят лицом к ведущему. Повторяют движения рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит движение, выходит из игры.
- Игры на внимание. «Ищи безостановочно» В течение 10-15 с. увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (одного размера , одной формы и т. д.) По сигналу один ребёнок начинает перечислять, другие его дополняют. «Запоминай порядок». Играющим показать в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 с., убрав их, спросить о последовательности в их расположении.
5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Ведущий на 30-40 с. поворачивается в их сторону и, отвернувшись перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
- Чтение сказки «Чертёнок, или Мальчик-наоборот. (Психогимнастика. М.И. Чистякова.) Мальчик-чертёнок жил на болоте. Иногда по тропинке мимо болота проходили люди. Чертёнку очень нравились люди, он хотел тоже им понравится, поэтому, как увидит кого-нибудь, тотчас вспрыгнет на кочку и давай плясать на ней - только грязная вода во все стороны летит. Проходящие почему-то ускоряли шаг, зажимали себе нос, отворачивали от чертёнка лицо… Чертёнок не знал, что запах тухлой воды неприятен, что кривляние и гримасы пугают, а его мокрая драная одежда, усеянная пиявками и улитками, вызывает у всех тошноту.
Но вот однажды по этой тропинке шёл добрый человек. Он не отвернулся от чертёнка, не зажал нос, а подозвал его к себе. Добрый человек вытащил из кармана волшебную булавку и пристегнул её к одежде чертёнка. И в тот же миг не стало болота, а перед ним стоял красивый и чистенький мальчик. Мальчик, бывший чертёнок, попросился жить к доброму человеку. Вот стали они жить вместе Добрый человек говорит: «Открой дверь!» - а мальчик её плотнее закрывает; «Причешись» - а мальчик лохматит себе волосы. Добрый человек понял, что из чертёнка получился мальчик-наоборот. Он не ругал мальчика, а стал сам всё говорить наоборот: «Поколоти эту плаксу – девочку» - а мальчик начинал её успокаивать. Так они и жили. Обсуждение сказки. Рисование персонажей.
- Упражнение на мышечную релаксацию «На берегу моря».
Занятие 3.
Цель: Развивать навыки волевой регуляции, способность к концентрации внимания.
- Приветствие, разминка. «Я вижу…» (Карпова Е. В., Лютова Е. К.; 1999 г.)
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…». Повторять один предмет дважды нельзя.
- Упражнение на внимание – работа с корректурными пробами;
- Рисование на тему «По дороге в школу»;
- Обсуждение рисунков детей;
- Подвижная игра «Король сказал». Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал».Кто ошибается, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д.
- Упражнение на релаксацию.
Занятие 4.
Цель: Та же.
- Хлопки по кругу.
- «Путаница». Ведущий выходит за дверь, а дети сами запутываются. Ведущий должен их распутать. Упражнение на невербальное общение: поздороваться, глядя в глаза друг другу. Попрощаться таким же образом.
- Упражнение на внимание: работа с корректурными пробами. Упражнение «Найди отличия».
Ребятам раздают по паре одинаковых рисунков с мелкими отличиями. Они должны найти чем отличаются, например, 2 клоуна и 2 матрёшки.
- Подвижная игра «Замри» (Чистякова М. И., 1990) Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
- Игра «Путь доверия». Укрепляет доверие внутри группы, развивает тактильное восприятие. Один ребёнок надевает повязку на глаза, второй ведущий. Ведущий подводит товарища к разным предметам, тот определяет на ощупь, что это. Потом звенит колокольчик, и ребята меняются местами.
- Упражнение на релаксацию.
Занятие 5.
Цель: Развитие произвольного внимания, воображения.
- Игра «Прикосновение» развивает любознательность, внимательность, тактильные ощущения. Используется как разминочная. Сесть в один общий круг, осмотреться по сторонам. А теперь ребята по очереди дотрагиваются до чего-нибудь и сообщают, что это такое. Потом можно походить по комнате, дотрагиваясь до разных предметов и описывая их. В конце игры можно что-либо нарисовать из того, до чего дотронулся.
- Хлопки по кругу.
- Сочинение истории вместе на тему «Как непослушный заяц в школе учился». Каждый по кругу придумывает продолжение истории.
- Подвижная игра.
- Упражнение на внимание: работа с корректурными пробами, игра «Что слышно». Дети внимательно прислушиваются к посторонним звукам и называют их.
- Упражнения на релаксацию.
Занятие 6.
Цель: Развитие внимания, воображения, самоконтроля. Развитие умения слушать.
- Разминка. Побросать мяч по кругу, называя имя того, кому бросаешь. «Зеркало». Группа разбивается на пары. Один отражает, а второй совершает действие (умывается, есть, причесывается). Делать медленно.
- Игра «Камень мудрости». Игра улучшает взаимодействие, дает возможность контролировать свое поведение. Пока камень находится в руках у одного ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому, и т. д. Можно передавать камень ребенку, который просто хочет чем-то поделиться.
- Игра на внимание. «Кто во что одет». Все смотрят внимательно на одного участника, потом он выходит из комнаты, а ребята должны вспомнить, во что он одет, какого цвета одежда.
- Подвижная игра «Ловим комаров» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.) Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочерёдно, то одновременно. Каждый ребёнок будет «ловить комаров» в своём темпе и в своём ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на своё усмотрение). Готовы? «Начали!»… «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за заботу!»
- Игра на воображение «Кляксы». Лист бумаги складывают пополам. На одной стороне ставится клякса. Потом лист складывается, разворачивается и ребята придумывают, какой предмет или что-то другое получилось.
- Упражнение на релаксацию.
Занятие 7.
Цель: Развитие произвольного внимания, самоконтроля, коррекция двигательной активности.
- Разминка. Игра «Фотограф». Ведущий запоминает расположение участников группы и выходит за дверь. Ребята проводят три изменения в своей композиции. Ведущий должен восстановить исходную композицию. Пантомима. «Я люблю», «Я не люблю». Ребята показывают, что они любят. Остальные узнают по движениям.
- Игра «Камень в ботинке». Психолог спрашивает у ребят, что они чувствуют, что делают, если в ботинок попал камешек. Ребята отвечают. Затем психолог говорит о том, что у каждого может быть какая-нибудь неприятность, сравнивая с камешком в ботинке. Если об этом рассказать, поделиться, то станет легче. Это как избавиться от камешка в ботинке.
- Подвижная игра «Ручеек». Дети делятся на пары. Пары берутся за руки и поднимают руки вверх. Пара становится за парой, образуя проход. Один ребенок остается. Он проходит под руками, выбирая себе кого-нибудь. Оставшийся один проделывает то же самое.
- Упражнение на внимание. Ведущий называет и повторяет один-два раза несколько движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
- Рисование на свободную тему.
- Упражнение на релаксацию.
Занятие 8.
Цель: Подведение итогов групповых занятий.
- Беседа с детьми, с родителями о том, что дал им курс проведенных занятий.
- Прощание, «сладкий стол». По результатам групповых занятий детям, у которых корректирующее воздействие малозаметно, целесообразно предложить индивидуальные занятия.
Рекомендуемая литература:
- С. А. Игумнов. Клиническая психотерапия детей и подростков. Минск: «Белорусская наука», 2001
- Р. В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера, 1996
- Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990 г.
- 4.Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. Шпаргалка для взрослых. М: Генезис, 2000.
Составила: психолог ГДППНД Носевич И.Н.
|