Одна из сфер совместной деятельности педагога и психолога в современной школе- работа с одаренными детьми. Дети с высокой познавательной активностью, развитыми творческими способностями, оригинальностью ассоциативного мышления, умеющие планировать предстоящую деятельность в ситуации классно-урочной системы обучения зачастую не получают должного внимания со стороны педагогов. Один из обучающих семинаров по работе с одаренными детьми прошел в форме создания своеобразных проектов. Обозначив перед собой определенную проблему – сопровождение одаренного ребенка, педагоги формулировали и задачи сопровождения, включающие в себя ряд этапов от выявления детей с разными видами одаренности до планирования сопровождающей работы, включения в учебный план курсов по выбору, создание профильных классов и другие формы работы с детьми, часть из которых были реализованы в последующей сопровождающей работе с детьми.
Методический семинар в форме деловой игры по обучению навыкам проектной деятельности «Работа с одаренными детьми»
Цель - просветительская работа с педагогами по формированию у них современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Создание условий, способствующих выявлению, сопровождению и развитию детей с разными видами одаренности.
1. Продолжить высказывание «Одаренный ребенок – это…». 2. Портрет одаренного ребенка (таблица заполняется коллективно, качества фиксируются на школьной доске).
Положительные качества
|
Отрицательные качества
|
|
|
Педагоги отметили, что в учебной деятельности одаренных детей отличает неуемное любопытство, хорошо развитая речь, высокая концентрация внимания на интересующем деле, упорство в достижении результатов, богатая фантазия, открытость, принципиальность. Современное понимание одаренности утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин). Вместе с положительными качествами педагоги отметили, что у одаренных детей имеются и свои минусы – неспособность стать на точку зрения другого, формальный подход к учебе, если ему неинтересно, отставание в физическом развитии, отсутствие конформизма, стремление всегда быть правым в споре. Все эти качества могут вызвать неприязнь у сверстников, способствовать изолированности этих школьников в классных коллективах. 3. Опираясь на изложенные ниже этапы, создать проект сопровождения одаренного ребенка, исходя из особенностей учебного предмета. (Задание дается каждому руководителю МО и педагогам). 20 минут Этапы: 1. Постановка проблемы. 2. Формулирование цели и результата проекта. 3. Формулирование задач, решаемых в результате реализации проекта. 4. Определение этапов работы. 5. Сроки, смета, ответственные. 6. Реализация проекта. 7. Оценка результатов деятельности. 4. Защита проекта представителями кафедр. В результате защиты проектов педагоги выходили на новые формы сопровождающей работы, делились имеющимся опытом работы с одаренными учащимися, выдвигали предложения по созданию профильных классов, курсов по выбору, занятий по интересам, факультативов по учебным предметам.
5. Рассмотрение и принятие комплексной программы сопровождения (предлагается вариант программы сопровождения в начальной школе)
Программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей в начальной школе гимназии № 11
Цель:
- Научно - психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на основе современных психолого-педагогических технологий развития личности одаренного учащегося.
- Создание условий для выявления, развития и сопровождения, одаренного ребенка, реализации их потенциальных способностей, социализация и формирование целеполагания одаренного школьника на разных этапах его обучения и развития.
- Обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одаренных, через методическую работу с педагогическим коллективом (семинары, практикумы, заседания МО).
Психолого-педагогическое сопровождение в работе с педагогами
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственные
|
1.
|
Организация проблемного семинара «Одаренные дети, выявление, обучение, развитие»
|
Сентябрь
|
Психолог, руководитель МО
|
2.
|
Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей.
|
Октябрь
|
Психолог, руководитель МО
|
3.
|
Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей
|
Октябрь
|
Психолог, руководитель МО
|
4.
|
Педсовет «Мониторинг качества образовательной среды»
Кафедра учителей начальных классов «Психологический анализ современного урока»
|
Ноябрь
|
Директор, зам. директора по УВР Психолог
|
5.
|
Семинар для воспитателей ГПД «Восприятие и понимание воспитателем учащихся»
|
Декабрь
|
Психолог
|
6.
|
МО учителей начальных классов «Критерии оценки труда учителя по повышению качества знаний и воспитанию нравственности учащихся»
|
Январь
|
Психолог
|
7.
|
МО учителей начальных классов «Формирование учебной мотивации на уроках в начальной школе» Консультации для педагогов по итогам диагностик, коррекция «банка данных».
|
Март –апрель Апрель - май
|
Психолог
|
Психолого-педагогическое сопровождение в работе с родителями
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственные
|
1.
|
Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен»
|
Сентябрь
|
Психолог
|
2.
|
Согласование образовательного маршрута с родителями учащихся.
|
Октябрь
|
Педагог
|
3.
|
Информационно-психологический вестник «Режимные моменты в жизни школьника»
|
Ноябрь
|
Психолог
|
4.
|
Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся.
|
Январь
|
Психолог
|
5.
|
Методический вестник «Одаренный ребенок в школе»
|
Март
|
Психолог
|
6.
|
Групповые консультации по итогам комплексных диагностик Родительские собрания «Готовимся к конкурсным испытаниям» (для родителей 4 классов) РС «Формирование учебной мотивации» (2 классы)
|
Апрель - май
|
Психолог
|
Психолого-педагогическое сопровождение в работе с учащимися
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
1.
|
Создание и уточнение «базы данных» с учетом академических достижений, творческих способностей учащихся, результатов школьных олимпиад.
|
Сентябрь Октябрь
|
Психолог Педагог
|
2.
|
Согласование образовательного маршрута с учащимся
|
Октябрь
|
Руководитель МО, педагог, психолог
|
3.
|
Изучение уровня воспитанности учащихся
|
Октябрь
Март
|
Классный руководитель, социальный педагог
|
4.
|
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.
|
В течение года
|
Психолог, зам. директора.
|
5.
|
Групповые развивающие занятия по развитию креативности
|
Декабрь Апрель
|
Психолог
|
6.
|
1.Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка
2. Углубленное изучение личностных особенностей.
|
Январь
|
Психолог
|
7.
|
Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений.
Анкетирование по вопросам здоровьесбережения
|
Февраль
Март
|
Психолог
|
8.
|
Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях учащихся с разными видами одаренности
|
В течение года
|
Педагог- организатор, учитель физ. воспит.
|
9.
|
Привлечение к участию в конкурсах «Кенгуру», «Медвежонок», «Бусляня», предметных олимпиадах.
|
В течение года
|
Зам. директора, психолог, педагоги
|
10.
|
Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени
|
В течение года
|
Зам. директора Педагог
|
Семенок В.В., педагог-психолог гимназии № 11 |