На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Примерные рекомендации по планированию методической работы
Примерные рекомендации по планированию методической работы
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Примерные рекомендации по планированию методической работы с заместителями директоров школ по воспитательной работе, педагогами-организаторами, классными руководителями социальными педагогами, педагогами-психологами
на 2009/2010 учебный год

ВИТЕБСК-2009

Примерное планирование работы методических объединений заместителей директоров школ по воспитательной работе, педагогов-организаторов, классных руководителей
на 2009/2010 учебный год. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009.

 

Э.М. Колдунов, начальник отдела по управлению воспитательной, социально-психологической и коррекционной работой
Л.А.Сеньченко, методист отдела по управлению воспитательной, социально-психологической и коррекционной работой

Н.В. Домарацкая, методист отдела по управлению воспитательной, социально-психологической и коррекционной работой

Составитель:

Н.П. Харитонова, методист информационно-методического отдела УО «ГООВР»
Е.Р. Колмогорова, заместитель директора по воспитательной работе УО «ГОСШ № 44 г Витебска»

Рецензенты:

Введение

Воспитание является составной частью образования. Его назначение состоит в формировании личности путем приобщения к ценностям культуры.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Для достижения цели воспитания учреждение образования решает следующие основные задачи:

  • формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
  • подготовка к самостоятельной жизни и труду;
  • формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
  • овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
  • формирование культуры семейных отношений;
  • создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Современный воспитательный процесс базируется на идеологическом становлении личности и определяет пути социальной реализации индивида в современном обществе.
Идеологическое сопровождение воспитательной работы – важнейшая функция системы образования Республики Беларусь, которая основывается на идеологии белорусского государства. Она определяет систему идей, взглядов, представлений о целях развития общества и человека, а так же - средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях и убеждениях людей. В 2009/2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях страны в соответствии с Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 годы должно продолжиться формирование целостной системы воспитания и охраны детства, совершенствование воспитательной работы по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся, профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия, детской и подростковой преступности, обеспечению государственной поддержки и защиты прав детей.
В настоящем учебном году в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» образовательный процесс во всех общеобразовательных учебных заведениях организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и шестой день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе - учебных занятий на учебно-производственных объектах.
В соответствии с выше изложенным методическим объединениям необходимо пересмотреть принципы и подходы к организации воспитательной работы и ее содержательному наполнению. На наш взгляд заседания методических объединений следует проводить по этапам на интегративной основе, объединяя всех представителей кафедры воспитания. Данный подход обеспечит единство предъявляемых педагогических требований и профессиональную деятельность направленную на достижение общего конкретного результата. Необходимо учитывать специфику той или иной категории педагогических кадров.

Анализ работы учреждений образования Витебской области в 2008/2009 учебном году по организации и ведению воспитательного процесса позволяет отметить следующее:

1.В основном воспитательная работа проводилась в соответствии с требованиями нормативно-правовых и законодательных документов республиканского и регионального уровней.
2. Не всегда планирование воспитательной работы соответствовало указанным в нормативах направлениям.
3 В отдельных случаях планы работы учреждения образования по тематике и направлениям не был скоординирован с планами работы классных руководителей.
4.В некоторых учреждениях образования информационные и классные часы вынесены на субботний день, что противоречит положению о проведении воспитательной работы.
.
При изучении особенностей организации шестого школьного дня выявились некоторые проблемы влекущие достаточно серьезные последствия:

  • Идеологическая работа учреждений образования не всегда охватывает социум микрорайона, что не позволяет и обеспечить необходимую воспитывающую среду.
  • Теория и практика воспитательного процесса в некоторых случаях не имеют единых концептуальных основ и вызывает ряд противоречий как в среде взрослых так и в среде детей.
  • В ряде случаев педагоги не видят перспективы воспитательного процесса соответствующие концептуальным установкам и ограничивают воспитательное воздействие разовыми мероприятиями.
  • Наблюдается существенное расхождение в стратегии и тактике воспитания, что продуцирует снижение уровня воспитанности учащихся
  • В некоторых районах( городах) отсутствуют разработанные программы или модели шестого школьного дня.
  • В работе шестого школьного дня недостаточно полно используется потенциал детских общественных объединений.
  • Физкультурно - оздоровительная работа часто заменяется спортивно –массовой, что приводит к ослаблению внимания учащихся к своему здоровью и повышению травматизма.
  • В сельских районах до настоящего времени не решена проблема с подвозом учащихся и организацией горячего питания.

Вместе с тем, хочется отметить достаточно грамотное методическое сопровождение воспитательной работы в учреждениях образования нашего региона, обеспечивающее функционирование открытых воспитательных систем в учреждениях образования. Ведется документация заседаний методических объединений педагогов отвечающих за воспитательный процесс, при принятии решений оформляются заявки и приказы.
В большинстве районов( городов) организовано обучение молодых специалистов: классных руководителей, педагогов-организаторов, педагогов социальных, психологов. Достаточно продуктивной методической помощью педагогам по совершенствованию организации и ведения воспитательного процесса являются практикумы с последующим технологическим обеспечением внедрения.
Для ликвидации существующих недостатков и перспектив дальнейшего развития воспитывающей среды на региональном уровне возможно проведение заседаний методических объединений. Возможными темами для рассмотрения на заседаниях методических объединений могут стать как предлагаемые нами так и выработанные в процессе проблемного изучения воспитательного потенциала образовательного пространства.
В целях создания единого воспитательного пространства целесообразно проводить объединенные заседания методических объединений: заместителей директоров школ по воспитательной работе, педагогов организаторов, классных руководителей с привлечением педагогов психологов, педагогов социальных.
Проведение заседаний методических объединений по предлагаемым тематикам продуктивно проводить в два этапа. На первом этапе рассматриваются общие подходы и принципы взаимодействия, второй этап предполагает работу по секциям- отдельно по каждой категории педагогических работников.

Тема 1. Идеологичесая и идейно-воспитательная работа в учреждениях образования.

Формы проведения: лабораторно практическое занятие, лекция-диалог, семинар-практикум, организационно деятельностная игра.

Вопросы для обсуждения:
1.. Перспективное планирование ведения идеологической работы учреждением образования

2..Моделирование идеологического пространства учреждения образования.

3.Идеологическая работа в контексте обучения и воспитания:воспитательный ресурс.

4.Идеологическое сопровождение воспитательной работы: комплексный подход.

Литература

1. Бабосов, Е.О. О современном характере идеологии /Е.О.Бабосов // Белорусская думка. – 2003. – №6. – С.26.
2. Забаронька, С. Праблемы і шляхі ідэйнага выхавання навучэнцаў / С.Забаронька // Настаўніцкая газета. – 2003. – №87. – С.1.
3. Инструктивно-методические рекомендации по Министерству образования Республики Беларусь “Об организации воспитательной работы в 2003/2004 учебном году” //Настаўніцкая газета. – 2003. – №24–125.
4. Инструктивно-методические рекомендации по Министерству образования Республики Беларусь «Об организации воспитательной работы в 2004/2005 учебном году» //Настаўніцкая газета. – 2004. – 17 жніўня.
5. Ковалёва Т.И. О совершенствовании организации воспитательной работы /Т.И.Ковалёва //Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – №10. – С.43–46
6. Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодёжью //Сборник нормативных документов Министерства образования РБ. – 2003. – №7. – С.28-36.
7. Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования // Сборник нормативных документов Министерства образования РБ. – 2003. – №7. – С.13–22.
8. Лавринович, К.В. Общешкольные праздники как эффективная форма организации жизнедеятельности школьников /К.В.Лавринович //Кіраванне ў адукацыі. – 2003. – №6. – С.83.
9. Левчук, З.С. Лидерство как направление идеологической работы с детскими организациями //Праблемы выхавання. – 2003. – №6. – С.92.
10. Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов //Сборник нормативных документов Министерства образования РБ. – 2003. – №7. – С.36-44.
11. Рекомендации по использованию музеев учреждений образования и воспитанию гражданственности и патриотизма учащейся молодежи // 12. Сборник нормативных документов Министерства образования РБ. – 2003. – №7. – С.44–45
13. Савіцкі, А. Ода Дзяржаўнаму гербу і сцягу /А.Савіцкі //Беларуская думка. – 2003. – №4. – С.3.
14. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент: Доклад Президента А.Г.Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы //Советская Белоруссия. – 2003. – 28 марта.
15. Гражданское образование и активное миротворчество в школе: методическое пособие для учителей общеобразовательных школ-М.,2007.
16. Дюркхайм К. О двойственном происхождении человека. – СПб., 2003.
17. Инструктивно-методические рекомендации по Министерству образования Республики Беларусь “Об идеологическом сопровождении воспитательной работы” от 16 декабря 2003 г. №497 //Сборник нормативных документов Министерства образования РБ. – 2004. – №2.
18. Шеремет, Т.П. Воспитание идейно-нравственных и гражданских чувств и качеств учащихся /Т.П.Шеремет //Праблемы выхавання. – 2003. – №5. – С.79.
19.Шылко, Т. Рэгіянальную мадэль ідэалогіі стварылі педагогі ў Ельскім раёне /Т.Шылко //Настаўніцкая газета – 2004. - №22. – С.1.

Тема 2. Особенности реализации Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на современном этапе.

Формы проведения: организационно деятельностная игра.
лабораторно практическое занятие, лекция-диалог, семинар-практикум .

Вопросы для обсуждения:

  • Методологические основы Концепции и непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: порядок реализации целевых установок.
  • Порядок включения мероприятий акции “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся” в план работы учреждения образования.

3. Республиканская и областная Программы воспитания: результативность, перспективное планироание на 2009/10 учебный год.

  • Технологическое обеспечение реализации концептуальных основ воспитания: теория, методыка, практика.

Литература

1.Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций / Д.А.Белухин. — М.: Воронеж, 2003.
2.Безруких,М.Я. Я и другие, или правила поведения для всех.М.,2004.
3.Вилюнас,В.К. Психологические механизмы мотивации личности.М.,2005.
.4. Вульфов, Б.З. Семь парадоксов воспитания / Б.З.Вульфов. — М., 2004.
5.Грехнев, В.С. Культура педагогического общения / В.С.Грехнев. — М.,1990 4. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин. — Ростов-на-дону, 1999.
6. Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление / В.Д.Иванов. — М., 2004.
7. Общие основы педагогики / под ред.Ф.Ф.Королева, В.Е.Гмурмана. — М., 2001.
8. Особенности организации воспитательной работы в шестой школьный день в 2008/2009 учебном году: материалы семинара-совещания руководителей Р(Г)ОО, курирующих идеологическую и идейно-воспитательную работу: методико-практические материалы.- Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008.- 45с.
9. Шадриков, В.Д. Духовные способности / В.Д.Шадриков. — М., 1996.

Тема 3 Открытая воспитательная система: сущность, содержательное наполнение, этапы развития.

Формы проведения: лабораторно практическое занятие, организационно деятельностная игра, лекция-диалог, семинар-практикум, творческая лаборатория .

Вопросы для обсуждения:

1. Воспитательная.система как образовательная среда.

2. Технологическое обеспечение развития компонентов воспитательной системы:
индивидуально-групповой;
ценностно-ориентационный;
функционально-деятельностный;
пространственно-временной;
диагностико-аналитический.
3.Критерии и показатели эфективности воспитательной системы.Современная практика обновления воспитательной системы учреждения образования.
4.Роль шестого школьного дня в воспитательной системе учрежднния образования.

Литература

1. Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать. - М., 2007.
2.Кон, И.С. Социализация и воспитание молодежи / И.С.Кон // Новое пе­дагогическое мышление. — М., 1989
3. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. в 7 т. / А.С.Макаренко — М., 1960. — Т.5.

  • Разумный, В.А. Драматизм бытия: истоки бесперспективности / В.А.Разумный. – М., 1991
  • Харычев, В.Г. Социология воспитания. – М., 2000.

7..Экман, П. Почему дети лгут? / П.Экман. — М., 2003.
8. Юнг, К.Г. Конфликты детской души / К.Г.Юнг. — М., 1995.

Тема 4. Формы и методы педагогической деятельности направленные на реализаццию Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 №15 “Об отдельных вопросах общего среднего образования”. Воспитательный аспект

Современные учителя и родители отчетливо понимают, что обучить — это значит не только дать знания в том или ином объеме, а, прежде всего, развить любознательность, мышление, привить устойчивый, осознанный интерес к учебе у каждого школьника, научить применять полученные знания на практике. И главное, чтобы знания формировали не только интеллектуальный стержень взрослеющей личности, но и затрагивали самые сокровенные струны души и сердца.
Перегрузка школьной программой, неправильное питание, переутомление, плохая освещенность, загрязненность воздуха, не всегда благоприятный психологический климат в коллективе и в семье и ряд других причин пагубно влияют на здоровье детей. Поэтому сегодня необходимо говорить об «экологии» воспитания.
Для детей необходим день недели для психологической, физической, эмоциональной разгрузки. Именно таковым является шестой школьный день — суббота. Понятно, что нельзя всю воспитательную работу максимально свести к проведению мероприятий в один день. Следует по-прежнему, а может быть, еще и в большей степени, повышать воспитательную ценность каждого урока, сохранить сложившуюся систему внеурочной, внешкольной воспитательной практики.
В этой связи процесс программирования и планирования воспитательной работы в школе приобретает особую значимость.
В данном сборнике собраны разнообразные программы воспитания, по которым школы нашей области плодотворно работают несколько лет. Предполагается несколько выпусков таких сборников, т.к. программно-методическое обеспечение воспитательной практики в школах постоянно совершенствуется и лучшие материалы, представленные школами на ежегодный областной смотр-конкурс методических материалов по организации воспитательной работы, будут в дальнейшем публиковаться.
Одной из действенных форм воспитательной работы в новых условиях перехода школы на пятидневную учебную неделю является социально-педагогический комплекс — как центр развития личности ребенка. Важной характеристикой его выступает сотрудничество между детьми, педагогами, родителями и общественными организациями, другими социальными институтами конкретного региона.
Модели и программы организации воспитательной работы в шестой школьный день удачно сочетают в себе все структуры социально-педагогического комплекса, лидером которого выступает школа. Идея Программы и модели шестого школьного дня не могут быть идеальными для всех учебных учреждений но технология их создания и развития должна иметь единые подходы и принципы деятельность. Ценность правильной организации субботнего дня состоит в том, что школа не только организует комплексную систему разностороннего воспитания и развития личности учащихся, но и включает в этот процесс родителей, педагогов-предметников, медиков, а также значительную часть взрослого населения города. Ведущими принципами организации шестого школьного дня являются: избрание с учетом интереса учащихся места и вида деятельности; перегруппировка классных коллективов учащихся в соответствии с их возрастными особенностями, интересами, характером выбранной деятельности; педагогическое руководство этой деятельностью всеми педагогами и специалистами

Формы проведения: творческая лаборатория,
организационно деятельностная игра, лабораторно практическое занятие, лекция-диалог, семинар-практикум.

Вопросы для обсуждения:
1. Программирование и проектирование педагогической деятельности направленные на реализаццию Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 №15 “Об отдельных вопросах общего среднего образования”. Модели, проекты, программы шестого школьного дня .
2. Организация воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма подрастающего поколения в шестой школьный день:.
Белорусоведение, краеведение.
Реализация Программы сотрудничества с Белорусской Православной Церковью: перспективы светского сотрудничества.

3. Здоровый образ жизни. Роль шестого школьного дня в создании здоровьесберегающей образовательной среды. Физкультурно-оздаровительная, спортивно-массовая и туристско-экскурсионая деятельность.
4. Педагогической деятельности направленные на реализаццию Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 №15 “Об отдельных вопросах общего среднего образования” Воспитание культуры трудовой и профессиональной деятельности у учащихся. :Роль кафедры воспитания в комплексном социально-педагогическом сопровождении развития личности школьника.

Литература:
1.Роль шестого школьного дня в формировании личности учащихся: практический материал. В 2-х ч. Ч. 1. – Витебск: УО “ВОГ ИПК и ПРР и СО”, 2006. – 42 с.
2.Роль шестого школьного дня в формировании личности учащихся: практический материал. В 2-х ч. Ч 2. – “ВОГ ИПК и ПРР и СО”, 2006. – 47 с.

3.Модели шестого дня школьной недели как социально-педагогические комплексы: сборник программно-методических материалов: Часть I. – Витебск: УО «ВОГ ИПК ПРР и СО», 2005. – 34с.

4.Модели шестого дня школьной недели как творческие центры содружества: сборник программно-методических материалов: Часть II. – Витебск: УО «ВОГ ИПК ПРР и СО», 2005. – 23с.

5.Модели шестого дня школьной недели как комплексные программы: сборник программно-методических материалов: Часть III. – Витебск: УО «ВОГ ИПК ПРР и СО», 2005. – 50с.

1. Вентцель, К.Н. Свободное воспитание / К.Н.Вентцель. — М., 1993.
2. Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций / О.С.Гребенюк. — Калининград, 1995.
3. Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс / П.Ф.Каптерев /Избр.пед.соч. — М., 1982.
4. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — ос­нова целостного воспитательного процесса / В.А.Караковский. — М., 1993.
5 .Корчак, Я. Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых / Я.Корчак //Пед.наследие. — М., 1991.
6.Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т.Лихачев. — М., 1995.
7.Рожков,М.И., Байбородова, Л.В. Организациявоспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М., 2009.
8.Слуцкий, В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека / В.И.Слуцкий. — М., 1992.
9.Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа. Избр.пед.соч.: в 5т. / В.А.Сухомлинский. — Киев, 1980. — Т.4.
10.Щуркова,Н.Е. Классное руководство: игровые методики/Пеедагогическое общество России.-, 2004
11.Ямбург,М.Г. Школа на пути к свободе. – М, 2009.

 

Примерная тематика заседаний методических объединений социальных педагогов и педагогов-психологов
на 2009/2010 учебный год

Введение

Проблема право нарушающего поведения несовершеннолетних для органов и учреждений образования и сегодня остается одной из наиболее острых. Большая часть преступлений совершается несовершеннолетними из неблагополучных либо неполных семей, подростками, занимающимися бродяжничеством, а также имеющими отклонения в психофизическом развитии. Значительным остается число подростков, систематически злоупотребляющих спиртными напитками, токсическими и наркотическими веществами. Дети все чаще становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность.
Вместе с тем, почти половина несовершеннолетних правонарушителей вплоть до момента совершения правонарушения находятся вне зоны повышенного педагогического внимания, а одну треть данного контингента составляют подростки, уже находившиеся на специальном учете. А самое неприятное – повторное попадание детей в специальное учреждение.
Эффективности в работе по профилактике асоциального поведения учащихся можно достичь только при реализации системного подхода. Анализ причин противоправного поведения учащихся позволит педагогическому коллективу определить цели, задачи и направления развития системы воспитательно-профилактической работы.
Нравственно-правовое воспитание учащейся молодежи сегодня ориентировано на нормы поведения в обществе, которые заключаются в ответственном отношении к выполнению своих обязанностей как гражданина Республики Беларусь, в готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы. Поэтому одной из главных задач педагогов становится формирование правовой культуры учащейся молодежи. Спектр форм и методов этой работы весьма разнообразен.
Профилактике противоправного поведения несовершеннолетних способствует развитие кружковой, клубной деятельности. Клубы «Юные друзья милиции», спасателей-пожарных, кружки ЮИД и др. призваны привлечь учащихся к общественно полезной деятельности, заинтересовать их, отвлечь от негативных факторов, приводящих к асоциальному поведению. Работа с учащимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании, посредством включения их в подростковые клубы, общественные организации, такие как «Альтернатива», «Совет справедливых», «Шанс» и др. позволит решить не только задачу занятости учащихся во внеурочное время, но и более эффективно осуществлять процесс гражданско-патриотического, нравственно-правового воспитания. При этом профилактическая работа в учреждениях образования не должна рассматриваться только как совокупность определенных культурно-массовых мероприятий, сводиться к перечню протокольных акций, развлекательным мероприятиям и туристическим поездкам.
В целях профилактики противоправного поведения и безнадзорности несовершеннолетних необходимо обеспечить занятость и досуг подростков с девиантным поведением в свободное время. Следует обратить более пристальное внимание на создание банков данных о занятости данного контингента учащихся в кружках и объединениях по интересам, временного сезонного трудоустройства, о местонахождении этих подростков в период каникул и т.д.

  • Назрела необходимость активизировать деятельность советов профилактики учреждений образования, совершенствовать их организационно-методическое обеспечение, обновить содержание и эстетически оформить уголки правовых знаний.

Особый приоритет воспитательной работы в новом учебном году – формирование культуры семейных отношений, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей.
Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 135 утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007—2010 годы. Основными задачами программы являются: формирование у молодежи установок здорового образа жизни, самосохранительного и ответственного репродуктивного поведения; поддержка семьи и ее укрепление, повышение роли семьи и ее престижа в обществе; усиление ответственности отцов и матерей за воспитание детей; повышение культуры брачно-семейных отношений, укрепление нравственных основ семьи; повышение эффективности системы предупреждения и разрешения проблем семейного неблагополучия, информированности населения по вопросам, связанным с формированием семьи, семейной жизнью, супружескими взаимоотношениями, воспитанием детей и др.
Воспитание личности в современных условиях предполагает организацию эффективного взаимодействия с семьей. В учреждениях образования ведется активный поиск новых и совершенствование традиционных форм и методов семейного воспитания и сотрудничества с семьей с учетом требований современного общества. В школах используются разнообразные виды совместной деятельности учащихся, учителей и родителей; получают свое развитие общественные инициативы родителей в форме клубов, советов, родительских конференций, бесед за «круглым столом», вечеров вопросов и ответов для родителей, родительских гостиных, творческих мастерских по проблемам воспитания детей и профилактике вредных привычек с приглашением медицинских работников и работников правоохранительных органов и др.; практикуется проведение совместных с детьми культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, туристических слетов, экскурсий и др.
При этом необходимо более активно привлекать родительскую общественность к просветительской работе, проведению информационных часов, решению проблемы улучшения дисциплины в учреждениях образования, формирования культуры поведения обучающихся, ответственного отношения к своим обязанностям, уважительного отношения к труду педагогов.
С целью более эффективной подготовки учащейся молодежи к семейной жизни в учреждениях образования необходимо расширять сеть соответствующих факультатив­ных курсов и курсов по выбору, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь: «Человек в мире семейных отношений» – экспериментальная программа курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений; «Человек в мире семейных отношений» – экспериментальная программа курса по выбору для учащихся ПТУ и ССУЗов; «Семья в жизни человека» – экспериментальная программа курса по выбору для студентов вузов; «Основы гендерной культуры» – программа курса по выбору для общеобразовательных школ. В процессе преподавания таких курсов должны решаться не только задачи вооружения учащихся знаниями по проблемам семейного воспитания, создания семьи, но и приобщения к семейным и педагогическим традициям белорусского народа. Значительное внимание необходимо уделить научно-методическому сопровождению этого процесса: разработке и изданию методических пособий, учебной литературы, подготовке и повышению квалификации специалистов.
Усилия социально-педагогической и психологической службы учреждения образования в новом учебном году должны быть направлены на обеспечение успешной социализации воспитанников, сохранение и укрепление их здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении, психолого-педагогическое сопровождение их жизненного самоопределения. Вовремя помочь ребенку, выявить проблему и скорректировать действия всех участников образовательного процесса – главное в работе СППС. Современная социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования должна на высоком уровне осуществлять психолого-педагогическое сопровождение и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, развивать и поддерживать контакты с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения, внутренних дел, государственными и общественными организациями, благотворительными фондами. С целью эффективной поддержки детства, более масштабно и конкретно вырабатывать и реализовывать стратегию и тактику разрешения актуальных проблем детей и молодежи, соблюдая при этом четкое разграничение функциональных обязанностей каждого участника процесса взаимодействия.

В новом учебном году следует активизировать профилактическую работу по предупреждению суицидов среди учащихся. Министерством образования Республики Беларусь с целью повышения эффективности работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в текущем году направлены рекомендации (письмо от 13.03.2008 № 12-01-11/1260) по повышению качества превентивной деятельности в данном направлении. В своей работе по предупреждению суицидов педагоги-психологи и социальные педагоги должны проводить диагностическую, а в случае необходимости, коррекционную работу с учащимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находящимися в трудной жизненной ситуации, использовать индивидуальное и групповое консультирование, тренинговые занятия (тренинг личностного роста, социально-психологический тренинг) и др.
С целью оптимизации работы социально-педагогической и психологической службы учреждений образования целесообразно организовать подписку на журналы «Псіхалогія», «Сацыяльна-педагагічная работа» и другие периодические издания.
Министерство образования Республики Беларусь рекомендует также в новом учебном году обратить особое внимание на организацию и проведение в учреждениях образования мониторинга качества воспитания, результаты которого способствуют выявлению степени эффективности воспитательных моделей учреждений образования. Как отмечено в п.1 раздела I Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, проведение мониторинга качества воспитания в общеобразовательных учреждениях позволяет дать более полную оценку качества воспитания учащихся, с определенной периодичностью отслеживать результаты воспитания, условия организации и эффективность воспитательного процесса. Основными критериями оценки качества результатов воспитания является уровень воспитанности учащихся и динамика личностного роста; качества воспитательной системы; ресурсное обеспечение воспитательной деятельности.
Вместе с тем, Министерство образования Республики Беларусь отмечает, что комплексно и системно мониторинг качества и эффективности воспитания проводится далеко не во всех учреждениях образования. В отдельных случаях осуществляется лишь мониторинг уровня воспитанности учащихся, не проводится итоговый мониторинг по окончании учебного года. Перспективной задачей становится внедрение компьютерных технологий в мониторинговую деятельность (диагностика, обработка систематизация и обобщение полученных данных и т.д.), а также обязательное использование полученных результатов в дальнейшей работе с целью внесения необходимых корректив в организацию и управление воспитательным процессом.
Рекомендуемая тематика заседаний методических объединений педагогов психологов и педагогов социальных является примерной и должна быть приведена в соответствие с заказом государства, региональными особенностями, потребностями и запросами педаогов. .

Тема 1. «Социально педагогическая и психологическая помощь современной семье».
Формы проведения: «круглый стол», деловая игра, семинар-практикум.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Роль семьи в воспитании учащихся.
2.Формы и методы работы социального педагога и психолога с семьей
3.Планирование деятельности СППС по оказанию социально-педагогической и психологической помощи и поддержки семье.
4. Выведение семьи из социально – опасного положения.
Социальный патронат семьи, психологическая помощь и поддержка..

Литература

1. Бракшевич С.А. Неполная семья и социальный педагог: пути взаимодействия //Сацыяльна-педагагічная работа. 2003, №2. 2. 2.Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите. /Зборнік нарматыўных дакументаў. 2004, №22.
3.Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Текст Кодекса по состоянию на 1 июля 2002 г. - Минск: Амалфея, 2002.

  • Кочубей А., Умарова Н. Визит в семью или практика работы с семьями. - Псков, 2008.
  • Кедярова Р.Н. Социально-педагогические рекомендации классному руководителю по работе с семьей. //Сацыяльна-педагагічная работа.- 2003, № 1.
  • Методика работы социального педагога /Под ред. А. В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов - М.: Школьная пресса, 2003 (Библиотека ж-ла «Воспитание школьников», вып. 43)
  • Мицкевич Ж.И. Социально-педагогические проблемы воспитания детей в современной семье. //Сацыяльна-педагагічная работа. 2002.№ 4.
  • Мицкевич Ж.И. Содержание и методы социально-педагогической деятельности школы в семейном социуме в условиях реформирования школы //Сацыяльна-педагагічная работа, 2003,№3

Тема 2. Профилактика отклонений в поведении подростков.
.
Формы проведения : семинар, семинар-практикум, заседание «круглого стола», деловая игра, разработка программы.

Вопросы для обсуждения:

1.Выявление причин деформации в развитии личности детей и подростков. Психологические факторы и механизмы формирования девиантного поведения.
2.Средства и способы устранения причин деформации развитии личности учащегося: социально-педагогический и психологический аспект. Психопрофилактика и психопросвещение в работе с учащимися, родителями и педагогами.
3.Подходы и направления работы по коррекции девиантного поведения детей и подростков. Оказание социально - психолого- педагогической помощи семье учащегося с девиантным поведением.
4Система взаимодействия социального педагога и педагога-психолога школы с государственными и общественными институтами по вопросам оказания помощи учащимся с отклонениями в поведении.
Литература:

  • Александров, Б. Перевоспитание // Педагогическая энциклопедия [Текст]: В 4 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1996. - Т. 3. - С. 600.
  • Антончик, Н.Г. Организация воспитательно-профилактической работы с трудными подростками [Текст] / Гродненский ИПКиП РР и СО. - Гродно, 2003. - С. 106.
  • Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.
  • Дети с отклонениями / По общ.ред. В.С. Мухиной. - М., 1991.
  • Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. - М., 1998.
  • Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2.
  • Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]. - М.: Просвещение, 1989. С. 225.
  • Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка [Текст]. - М.: Педагогика, 2002. - С. 120.
  • Кочетов, А.И., Верницкая, Н.Н. Работа с трудными детьми [Текст]. -М.: Просвещение, 2003. - С. 160.
  • Курский, В.А. Подростковый возраст // Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: В 2 т. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 2. - С. 669.
  • Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 2003.
  • Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2007.
  • Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4.

Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением - диссертация на соискание … - М., 2002.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

  • Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 2003.
  • Рожков, М.И. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным
  • Поведением [Текст]. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2007. - С. 240.
  • Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.
  • Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2008. - Кн.1.
  • Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - ., 2007.

Тема 3. Профилактика отклонений в поведении подростков.
Формы проведения : семинар, семинар-практикум, заседание «круглого стола», деловая игра, разработка программы.

Вопросы для обсуждения
1.Ранее выявление, предупреждение и коррекция агрессивного поведения, гиперактивного поведения, зависимого поведения .
2Неформальные молодежные субкультуры в Беларуси. Психология противостояния влиянию диструктивным воздействиям
3.Использование здоровьесберегающих технологий и психотехник в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
4.Предупреждение игровой зависимости среди подростков.

Литература:
1.Александров, Б. Перевоспитание // Педагогическая энциклопедия [Текст]: В 4 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1996. - Т. 3. - С. 600.
2.Антончик, Н.Г. Организация воспитательно-профилактической работы с трудными подростками [Текст] / Гродненский ИПКиП РР и СО. - Гродно, 2003. - С. 106.
3.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.
Дети с отклонениями / По общ.ред. В.С. Мухиной. - М., 1991.
4.Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. - М., 1998.
Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2.
5.Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]. - М.: Просвещение, 1989. С. 225.
6.Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка [Текст]. - М.: Педагогика, 1972. - С. 120.
7.Кочетов, А.И., Верницкая, Н.Н. Работа с трудными детьми [Текст]. -М.: Просвещение, 1986. - С. 160.
8.Курский, В.А. Подростковый возраст // Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: В 2 т. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 2. - С. 669.
9.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.
10.Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001.
11.Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал.-1993.- № 4.

12.Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением - диссертация на соискание … - М., 2002.

13.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

14.Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 1990.
15.Рожков, М.И. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением [Текст]. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2001. - С. 240.
16.Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.
17.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2003. - Кн.1.
18.Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - ., 2003.

  • Тема 4. «Документирование работысоциально психологической службы. Оценка деятельности »

Формы проведения: семинар-практикум, круглый стол, организационно деятельностная игра, лабораторно практическое занятие.

Вопросы для обсуждения:

  • Законодательная база Республики Беларусь в работе социального педагога и педагога-психолога. Нормативные документы.
  • Оценка профессионализма социального педагога и педагога-психолога.
  • Признаки определения результативности деятельности социального педагога, педагога-психолога

4. Результативность профессиональной деятельности специалистов СППС.

Литература:

  • Методические рекомендации по совершенствованию деятельности социальных педагогов в учреждениях образования // Сацыяльна-педагагічная работа, 2000. – №2.
  • Кедярова Р.Н. Планирование и документирование работы социального педагога // Сацыяльна-педагагічная работа, 2003, - №5.
  • Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2007.
  • Нагавкина Л. Подготовка социального педагога: проблемное поле профессиональной деятельности // Социальная педагогика, 2003, - №4.
  • Документирование работы педагога социального учреждения образования: методическое пособие/ сост. С.М. Скиндер ; ГУО «Акад. Последиплом. образования». Минск: АПО, 2008.
 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.