На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Общая характеристика психолого-педагогической деятельности
Общая характеристика психолого-педагогической деятельности
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Первоначальный смысл слова «педагог» претерпел существенные изменения. В дословном переводе с древнегреческого языка «педагог» ‒ это «детоводитель», т. е. раб, водивший ребенка к учителям, его наставник.
Функции (от лат. «обязанность») педагога многообразны, однако среди них можно выделить три основных: обучающую, воспитывающую, общественно-педагогическую.
Все функции педагога тесно взаимосвязаны. Они постоянно усложняются. К названным основным добавляются также методическая, самообразовательная, исследовательская.


И. Ф. Харламов в работе педагога выделил следующие взаимосвязанные виды деятельности:
а) диагностическую;
б) ориентационно-прогностическую;
в) конструктивно-проектировочную;
г) организаторскую;
д) информационно-объяснительную;
е) коммуникативно-стимулирующую;
ж) аналитико-оценочную;
з) исследовательско-творческую.
Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики.
Прогностическая деятельность выражается в постановке реальных целей и задач педагогического процесса на определенном его этапе с учетом реальных возможностей, проще говоря, в прогнозировании конечного результата.
Конструктивная деятельность состоит в умении проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным. Она связана с таким качеством педагога, как его творческое воображение.
Организаторская деятельность педагога заключается в его умении воздействовать на учащихся, повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить.
В информационной деятельности реализуется основное социальное назначение педагога: передача обобщенного опыта старших поколений молодым людям.
Аналитико-оценочная деятельность состоит в получении обратной связи, т. е. подтверждении эффективности педагогического процесса и достижении поставленной цели. Эта информация дает возможность вносить коррективы в педагогический процесс.
Исследовательско-творческая деятельность определяется творческим характером педагогического труда. Опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески.
Специальные педагогические способности являются конкретными качествами личности, обеспечивающими успех педагогического труда.
Н. В. Кузьмина определила следующие педагогические способности:
а) гностические;
б) проектировочные;
в) конструктивные;
г) коммуникативные;
д) организаторские.
Гностические способности заключаются в способности учителя к познанию индивидуальных особенностей детей и своих собственных.
Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность. Эту группу качеств принято называть проектировочными способностями.
Конструктивные способности проявляются в умении делать сложное доступным, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Коммуникативные способности связаны, прежде всего, с умением устанавливать и поддерживать контакты с детьми, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.
Учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию. Проявление этих качеств связано в первую очередь с организаторскими способностями.
Трудолюбие, терпение, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность ‒ все эти качества также необходимы будущему учителю.
Профессиональная педагогическая направленность объединяет все остальные, активизирует их развитие. Направленность ‒ совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность. В данном учебном пособии представлены психологические заповеди будущего педагога (Приложение 1).
Для педагога-психолога очень важно знать свою систему ценностей и особенности направленности. Отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием другого.
Особого внимания заслуживает понятие «педагогического мастерства». Мастерство (высший уровень профессионализма) ‒ комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в такой творческой деятельности глубоко индивидуально, но можно найти некоторые общие его компоненты. Каковыми являются:
Во-первых, солидная база знаний в области психологии и педагогики, а также широкий кругозор, всесторонняя научная образованность.
Во-вторых, профессиональная педагогическая техника, под которой понимается совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов:
‒ умение педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи;
‒ умение воздействовать на личность и коллектив.
Функции педагога существенно различаются в зависимости от характера педагогической профессии, ее специальностей. Профессия ‒ род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, тренер, преподаватель вуза. Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии. В педагогической профессии выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель истории, учитель математики, географии, социальный педагог, педагог-психолог. Уроки по отдельным предметам могут быть проанализированы по разработанному с точки зрения психологии плану (Приложение 2).
Компетенция педагога-психолога позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и на основе этого помогать педагогическому коллективу школы максимально эффективно использовать средства и методы учебно-воспитательной работы. Именно поэтому возникла необходимость введения в школах должности педагога-психолога.
В компетенцию педагога-психолога входит:
1. Психологическое обеспечение образовательного процесса. Данное направление является одним из основных в работе педагога-психолога и включает в себя разнообразные виды деятельности. Для того чтобы обеспечить образовательный процесс, психолог должен иметь соответствующие знания об особенностях его протекания, возрастных особенностях детей, развитии их познавательной сферы и сферы общения. Он должен уметь проводить наблюдение за детьми и диагностику (психологическое тестирование и опрос) с целью выявления перечисленных выше особенностей. На основе результатов наблюдения и диагностики педагог-психолог организует работу по коррекции и развитию у детей способностей, умений и качеств личности, необходимых для успешного усвоения знаний. Результаты осуществления диагностической, коррекционной и иных видов работы педагога-психолога, а также данные его раннего психомоторного развития и семейной ситуации заносятся педагогом-психологом в специальную индивидуальную карту развития ребенка (Приложение снизу статьи).
2. Работа по социализации и формированию общей культуры личности. В процессе социализации ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством, нормы и правила, которые помогут ему стать полноправным гражданином и членом современного общества. Социализация осуществляется прежде всего в семье и школе, при этом семья больше влияет на формирование норм поведения и ценностных ориентации ребенка, а школа ‒ на общую социальную ориентацию. Работа по развитию личности ребенка, его умения общаться с людьми в самых разных ситуациях ‒ часть деятельности педагога-психолога по социализации ребенка.
3. Содействие охране прав личности. Педагог-психолог, пользующийся доверием ребенка, наблюдающий его в реальной ситуации обучения и общения в семье, призван стать своего рода «адвокатом», обращающим внимание соответствующих служб и организаций на реальное ущемление прав ребенка в семье или в школе. В своей работе он руководствуется Декларацией прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН, Законом «Об образовании» и другими законодательными актами.
4. Работа по гармонизации социальной среды образовательного учреждения. Каждое образовательное учреждение имеет свою социальную среду, которая подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Во взаимоотношениях с внешней средой ведущую роль играют администрация школы и педагогический коллектив. Педагог-психолог может внести свою лепту, занимаясь психологическим просвещением родителей, готовя учеников к самостоятельной жизни с учетом социального заказа общества, профиля работы, региональных требований, а также специфики предприятий и учебных заведений.

Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС)

Инструкция для испытуемых. Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый из вопросов следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).
Время на выполнение методики ‒ 10‒15 мин.
Опросник
1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению
знакомств с различными людьми?
2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отказаться от своих намерений?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди, хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
34. Охотно ли вы приступаете к организации мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов тестирования
Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру ‒ 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных по методике «КОС-2».
Ключ для обработки данных по методике «КОС-2»

Коммуникативные склонности

Ответы

(+) Да 1,5,9,13,17,21,25,29,33,37

(-) Нет 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39

Организаторские склонности

(+) Да 2, 6,10,14,18,22,26,30,34,38

(-) Нет 4,8,12,16,20,24,28,32,36,40


За каждый ответ «да» и ответ «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.
Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Сумма баллов

1‒4

5‒8

9‒12

13‒16

17‒20

Уровень

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Высший

Испытуемые, получившие оценку 1‒4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Набравшие 5‒8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, набравших 9‒12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.
Оценка в 13‒16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17‒20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия, настойчивы и одержимы в деятельности.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Выяснить роль нормативно-правовой базы в профессиональной деятельности педагога-психолога
2. Объяснить суть понятий: педагогическое творчество и педагогическое мастерство.
3. Понять различия между ведомственными нормативными документами в области образования (приказы, инструкции, распоряжения, положения и др.) и локальными актами образовательного учреждения.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Представить программу совершенствования личностных качеств педагога-психолога.
Рекомендации к выполнению: используя данное учебно-методическое пособие и смоделировав отдельные профессиональные ситуации, напишите в виде тезисов программу совершенствования качеств собственной личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Орлова Е.А. Психология педагогического общения: учебник для бакалавров. ‒ М.: Юрайт, 2015.
2. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров. ‒ М.: Юрайт, 2013.
3. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. – М.: Владос, 2004.
Источник: Введение в психолого-педагогическую деятельность : Учебно-методическое пособие / С.А. Дюпина. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2018. ‒ 124 с.

Приложение

Индивидуальная карта психического развития ребенка

ФИО _________________________________________________________
Дата рождения _________________
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
МАТЬ ________________________________________________________
Дата рождения __________________  Образование ___________________
Профессия _________________  Место работы, должность _____________
ОТЕЦ ________________________________________________________
Дата рождения __________________  Образование ___________________
Профессия __________________  Место работы, должность ___________
ДРУГИЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ _______________________________________
ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ________________________________________
АДРЕС_______________________________________________________
ТЕЛЕФОН____________________________________________________

I. СВЕДЕНИЯ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО
ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
ПЕРЕНАТАЛЬНОЕ РАВИТИЕ
Протекание беременности: нормальное  –  токсикоз 1  пол/2  пол.  –  угроза выкидыша
Роды: нормальные –  преждевременные – переношенные – быстрые –  затяжные (больше суток от начала болей)
Каким по счету родился ____________
Физическое состояние ребенка: неудовлетворительное – удовлетворительное
– хорошее
ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
Вес при   рождении ___  Рост ___  Особенности _____________________
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
а) Моторное  развитие:  головку  держал  с __  мес,   сидел  с   ____  мес,   стоял
с ____  мес, ходил с ___  мес, первые зубы с ___  мес,
б) Речь: отдельные слова до 1 года - после года; фразы до 1,5 лет – до 2 лет -
после 2,5 лет
Особенности речи в детстве: нормальная – заикание ‒ нарушения в произно
шении звуков (до какого возраста) __________________________
ЗАБОЛЕВАНИЯ ДО 1 ГОДА (сколько раз)
Грипп____,     простудные     (ОРЗ,     ОРВИ)____,     ангина___,     отит___,    
диспепсия____,   воспаление   легких ___  ,травмы   головы ___  ,   судороги _____  ,
другое ____
ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОСЛЕ ГОДА
Простудные заболевания _______________________________________
Вирусные инфекции ____________________________________________
Операции по поводу ___________________________________________
Общий наркоз (в связи с чем) _____________________________________
Состоял на учете у врача (какого) ________________________________

II. ДАННЫЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
НА ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ЭТАПАХ ГДЕ ВОСПИТЫВАЛСЯ?
а) до 3 лет: в семье (с кем?) _____________  в яслях – круглосуточных яслях
в доме ребенка;
б) до школы: в семье (с кем?) ________________  в МДОУ/С
В школе посещал группу продленного дня – не посещал
Занимался в специальной школе (какой?) ___________________________
Занимался в кружках, секциях (каких?) _____________________________
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ: двигательная расторможенность или заторможенность – склонность к беспокойству, волнениям – повышенная раздражительность – непереносимость шума, духоты, езды в транспорте – необоснованные страхи – беспокойный сон – плаксивость – кусание ногтей – энурез – обмороки – повышенный или пониженный аппетит – заикание – подергивание век, рук, плеча – частые головные боли или боли в животе – другое ____________________________
_______________________________
ОСОБЕННОСТИ КОНТАКТОВ
а) со взрослыми (предпочтения, привязанность, конфликты) ____________
______________________________________________________________
б) с детьми (число, предпочтения, конфликты) _______________________
_____________________________________________________________
АДАПТАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
а) в МДОУ ____________________________________________________
б) в школе _____________________________________________________
в) других образовательных учреждениях ___________________________
ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ
Отличная – хорошая – удовлетворительная – неудовлетворительная (по каким
предметам) ____________________________________________________

III. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА И ПОВЕДЕНИЯ
а) общителен со всеми, сам выбирает друзей – в дружбе пассивен, общается только с теми, кто к нему обращается – мало общителен – избегает общения;
б) застенчив и робок – не смущается со знакомыми – раскован и смел в любой обстановке;
в) задирист, драчлив – первый не задирается, но может дать сдачи – избегает ссор – труслив;
г) ласков – не любит выражать свои чувства – холодный, неласковый;
д) болтливый – охотно разговаривает, рассказывает – молчаливый;
е) чрезмерно  подвижен,  быстр  в  движениях  –  двигательная  активность умеренная – мало подвижен – движения неловкие;
ж) спокойный – легко волнуется – быстро раздражается – теряет контроль за своим поведением – неуправляемый, «нервный»;
з) собранный, внимательный – внимательный только при интересном занятии – рассеянный, невнимательный;
и) самолюбив, склонен к борьбе за первенство – самолюбие не выражено;
к) находчив, догадлив – с трудом находит нужный ответ, тугодумность;
л) легко принимает решения сам, может его отстоять – склонен к сомнениям – охотно принимает помощь и советы окружающих;
м) память хорошая – память плохая, забывчив;
н) легко переходит от одного дела к другому, любит изменения обстановки – с трудом переключается на новое дело, плохо привыкает к новой обстановке;
о)   обостренное   чувство   ответственности   –   добросовестный   –   недостаточно ответственный;
п) имеет любимое занятие (хобби) _________________________________
любит заниматься всем понемногу – самостоятельно не может найти занятия;
р) другие особенности ___________________________________________

IV. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Уровень развития способности

Дата диагностического исследования

Содержательные характеристики

Восприятие
-   цвета
-   формы
-   величины
-   времени
-   пространства

Внимание
-   объем
-   концентрация
-   распределение
-   переключение
-   работоспособность
-   помехоустойчи
вость

Память
а) кратковременная
-   слуховая
-   зрительная
-   моторная
-   смысловая
Б) долговременная (продуктивность)

Мышление
-   сравнение
-   анализ

-   синтез
-   обобщение
-   классификация
-   аналогии

Операциональные характеристики

Целенаправленность деятельности

Сформированность ВПД

Планирование

Контроль

Динамические характеристики

Скорость психических процессов

Ригидность

Инертность

V. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Дата
исследования

 

Звукопроизношение

 

Фонематический
слух

 

Грамматический
строй

 

Слоговая
структура

 

Связная
речь

 

 

VI.   МОТИВАЦИЯ
Доминирующие мотивы _________________________________________
Познавательная активность ______________________________________
Склонности и интересы __________________________________________
Профессиональное самоопределение _______________________________

VII. АДАПТИВНЫЕ НАВЫКИ
Коммуникация (понимание и выражение информации посредством символического поведения)
________________________________
______________________________________________________________
Самообслуживание     (туалет,     умение     правильно     есть,     одеться,     раздеться,
опрятность)
______________________________________________________
______________________________________________________________
Возможность жить в домашних условиях (помогать по хозяйству,
бережно относиться к собственности, умение готовить, соблюдать правила безопасности в доме)
____________________________________________________
______________________________________________________________
Умение жить в микросреде (умение передвигаться, делать покупки,
пользоваться услугами различных служб, общественным транспортом) ________
Функциональная успеваемость (интеллектуальные способности и навыки,
связанные с обучением, имеющие отношение к жизни: письмо, чтение, основные математические понятия, знания о природе)
__________________
Овладение навыками физического труда
____________________________

VIII. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
Устойчивость __________________________________________________
Настроение ____________________________________________________
Преобладающие чувства _________________________________________
______________________________________________________________
Способность к эмпатии ___________________________________________
______________________________________________________________
Способность к рефлексии _________________________________________
______________________________________________________________
Самооценка ___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Наличие эмоциональных нарушений: тревожность – страхи – замкнутость –
агрессивные вспышки – двигательная расторможенность – другое ______
Другие особенности ____________________________________________

IX. СВЕДЕНИЯ О КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

Сроки проведения

Примерные программы, методики

X. ДАННЫЕ О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Дата

Мероприятие

Цель

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.