На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Психологическая помощь людям, переживающим кризисные ситуации
Психологическая помощь людям, переживающим кризисные ситуации
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Экстремальные ситуации, приводящие к серьезным негативным последствиям, то есть ситуации угрозы потери здоровья или жизни, вызывают травматические кризисы. Подобные события существенно нарушают базовое чувство безопасности человека и могут приводить к развитию болезненных состояний — травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств. Каждый кризис характеризуется индивидуальными признаками, соответственно, используются разные виды помощи и выбираются разные профилактические мероприятия.

Кризисная интервенция

Кризисная интервенция - это экстренная психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса.

Основные принципы кризисной интервенции

  1. Эмпатический контакт. Сопереживание и понимание психологического состояния другого человека - важнейшее условие кризисной помощи.
  2. Безотлагательность, предельная срочность.
  3. Высокий уровень активности консультанта в установлении контакта с человеком, переживающим кризис, и в сборе информации, чтобы как можно скорее оценить ситуацию и наметить план действий.
  4. Ограничение целей. Ближайшая цель кризисной интервенции - предотвращение катастрофических последствий. Основная цель - обучение пользоваться адаптивными способами преодоления кризиса и восстановление психологического равновесия.
  5. Поддержка. При работе по преодолению кризиса консультант (доброволец, психолог, психотерапевт) в первую очередь обеспечивает пациенту поддержку.
  6. Фокусированность на основной проблеме. Кризисное вмешательство должно быть достаточно структурированным, чтобы помочь сосредоточиться на основной проблеме, приведшей к кризису.
  7. Уважение. Человек, переживающий кризис, воспринимается консультантом как знающий, вполне компетентный, независимый, стремящийся обрести уверенность в себе, способный сделать самостоятельный выбор. Кризисная помощь должна быть реалистичной и целенаправленной, поэтому ее общая стратегия может быть построена по типу обучения стратегии решения проблем.

Проявление динамики переживания утраты (горя) в схематичном виде

  • Стадия кризиса утраты: Шок-оцепенение

Ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность: «как будто это происходит в кино». Речь невыразительная, мышечная слабость, замедленность реакций, полная отрешенность от происходящего. Состояние бесчувствия длится от нескольких секунд до нескольких дней, в среднем — девять дней

  • Стадия кризиса утраты: Отрицание

«Это происходит не со мной», «Не может быть!» Человек не может принять происходящее.
Отрицание утраты длится более чем один - два месяца с момента утраты.

  • Стадия кризиса утраты: Острые переживания

Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Множество тяжелых и пугающих мыслей и чувств. Ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность, желание уединиться. Работа по переживанию горя становится ведущей деятельностью. Создание образа памяти, образа прошлого — основное содержание «работы горя». Основным переживанием выступает чувство вины. Сильные нарушения памяти на текущие события. Человек в любой момент готов заплакать.

  • Стадия кризиса утраты: Печаль - депрессия

Подавленное настроение, происходит «эмоциональное прощание» с утраченным, оплакивание,горевание.

  • Стадия кризиса утраты: Примирение

Человек постепенно примиряется с фактом утраты, боль становится терпимей. Человек понемногу возвращается к прежней жизни. Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины. Восстанавливаются физиологические функции, профессиональная деятельность. Человек начинает планировать свою жизнь без утраты.

  • Стадия кризиса утраты: Адаптация

Жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, повседневная деятельность. Человек, вспоминая об утраченном, переживает уже не горе, а печаль. Происходит осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Появляются новые смыслы.
Помощь человеку, понесшему утрату, в большинстве случаев не предполагает профессионального вмешательства. Достаточно информировать близких, как вести себя с ним, каких ошибок не совершать. Но бывает, что процесс переживания горя может трансформироваться в болезнь: человек как бы «застревает» на определенной стадии горя. Чаще всего такие остановки происходят на стадии острого горя. В этом и может помочь психолог: определить где человек застопорился в своих переживаниях, помочь найти внутренние ресурсы справиться с горем, сопровождать человека в его переживаниях.

Психологическая травма. Как помочь людям пережившим травму

Психологическая травма - это реакция сознания на происходящие в окружающем мире вещи, которые определенным образом негативно сказываются на человеке.
Неспециалисту диагностировать наличие психологической травмы непросто, но есть некоторые симптомы, которые позволят её заподозрить. К таким симптомам относят:

  1. ощущение слабости, подавленности, злобы или обиды, рассеянность и невозможность сконцентрироваться;
  2. постоянный дискомфорт, в том числе и физический;
  3. нежелание что-то делать и апатия;
  4. непреодолимое ощущение тщетности любых действий и безысходности;
  5. члены семьи и друзья становятся со-жертвами;
  6. реагирование на напоминание о травматическом событии.

Считается, что многие люди, получившие психологическую травму, способны справиться с ситуацией самостоятельно, но если в течение длительного времени не может наладиться нормальный режим сна, ночью мучают кошмары, либо бессонница, во время которой постоянно возвращаются воспоминания о тех травматических событиях, которые нанесли психологическую травму, пора обращаться за профессиональной помощью. Итак, имеет смысл обратиться за помощью к психотерапевту, когда:

  1. Ваша жизнь идет наперекосяк: супружеские проблемы, семейные конфликты, проблемы на работе или учебе, утрата дружбы;
  2. Когда у вас есть хронические физические и телесные нарушения, а никаких медицинских причин не находят;
  3. Вы полностью поглощены мыслями о пережитом;
  4. Вы чувствуете себя очень одиноким и боитесь;
  5. Вам очень трудно принимать решения и сконцентрироваться на чем-то;
  6. Вы испытываете чувство безнадежности, тяжелую депрессию;
  7. Заедаете или запиваете алкоголем вашу боль - физическую или душевную;
  8. Или, наконец, когда вы просто хотите, чтобы вам кто-то помог.

Советы для непрофессиональных помощников

  1. Поощряйте клиента к рассказу вам о его чувствах.
  2. Не ждите, что мужчина будет лучше справляться с травмой, чем женщина.
  3. Говорите клиенту о своих чувствах и вашем сожалении о причиненной ему боли.
  4. Напоминайте, что переживания клиента нормальны.
  5. Не пытайтесь уверять клиента, что все будет хорошо, - это не возможно.
  6. Не пытайтесь навязывать клиенту свои объяснения того, что случилось.
  7. Не говорите клиенту, что вы знаете - что он переживает. Вы не знаете этого.
  8. Будьте готовы вообще не говорить, иногда достаточно просто быть рядом.
  9. Не бойтесь, если клиент просит о более глубокой помощи - обращение к психотерапевту, например. И сами не бойтесь прибегнуть к такой помощи, даже если вы сами не вовлечены в данные события.
  10. Старайтесь не проецировать ваши чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случившееся и помогает себе по своему.
  11. Не бойтесь спрашивать, как человек справляется с травмой, но не задавайте вопросов о деталях травмы. Если клиент говорит об этом - слушайте его. Самое лучшее следовать за клиентом.
  12. Проговаривайте с вашими близкими о своих чувствах. Помните, что хотя вы сами и небыли жертвой травмы, но помогая действительной жертве, можете сами оказаться со-жертвой.
  13. Посещайте судебные слушания, и другие мероприятия, связанные с травмой. Предлагайте клиенту, обратиться за поддержкой.
  14. Не стройте никаких планов восстановления, как для клиента, так и для себя.

Как справиться с психологической травмой самостоятельно (предлагаемые «делать» и не делать»)


Делать

Не делать

  1. делать все то, что было составляющей частью жизни до травмы;
  2. давать себе достаточный отдых;
  3. придерживаться разумной диеты и физического режима;
  4. находить время для досуга;
  5. разговаривать с близкими людьми о случившемся;
  6. узнать, что такое посттравматический стресс;
  7. больше времени проводить в кругу друзей и семье;
  8. понимать, что все проходит;
  9. обращаться за помощью к специалистам.
  1. заливать пережитое алкоголем, заедать едой;
  2. использовать разрешенные и неразрешенные вещества для снятия последствий;
  3. избегать работы и домашних дел;
  4. развивать нереалистические мечты о выздоровлении; -искать легких решений;
  5. принимать важные жизненные решения в это время;
  6. быть жестоким к себе и другим;
  7. пренебрегать досугом;
  8. отдаляться от родных и друзей.

Психологический дебрифинг

Дебрифинг - метод работы с групповой психической травмой. Это форма кризисной интервенции, особо организованная и четко структурированная работа в группах с людьми, совместно пережившими катастрофу или трагическое событие.
Процедура дебрифинга заключается в отреагировании в условиях безопасности и конфиденциальности, она дает возможность поделиться впечатлениями, реакциями и чувствами, связанными с экстремальным событием. Встречая похожие переживания у других людей, участники получают облегчение - у них уменьшается внутреннее напряжение.
Цель дебрифинга - снизить тяжесть психологических последствий после пережитого стресса.
В ходе дебрифинга решаются следующие задачи:

  1. проработка впечатлений, реакций и чувств пострадавших;
  2. формирование у них понимания сущности происшедших событий и психотравматического опыта;
  3. уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций путем обсуждения чувств и обмена переживаниями;
  4. мобилизация внутренних ресурсов, групповой поддержки;
  5. снижение индивидуального и группового напряжения;
  6. подготовка к переживанию тех симптомов и реакций, которые могут возникнуть в последующем.

Дебрифинг является не психотерапией, но формой психологической скорой помощи, которая должна быть оказана не позднее чем через два часа после травмирующего события.
Условия проведения дебрифинга:

  1. Любое место (в идеале - удобное, доступное и изолированное помещение, с отключенными мобильными телефонами);
  2. Оптимальное количество участников в группе от 10 до 15 человек;
  3. Проводится дебрифинг под руководством двух подготовленных специалистов;
  4. Не допускается присутствие посторонних лиц, не имеющих непосредственно отношения к событию;

Требования к руководителю дебрифинга:

  1. должен быть знаком с групповой работой,
  2. с проблемами, связанными с тревогой, травмой и утратой,
  3. быть уверенным в себе, эмоционально уравновешенным, умеющим управлять собственными эмоциями.

Три части и семь фаз дебрифинга:
часть I — проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
часть II — детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
часть III — мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
Семь фаз дебрифинга:

  1. вводная фаза - знакомство;
  2. фаза описания фактов;
  3. фаза описания мыслей;
  4. фаза описания переживаний;
  5. фаза описания симптомов;
  6. фаза завершения;
  7. фаза реадаптации.

1. ВВОДНАЯ ФАЗА
Начинается со знакомства - дебриферы и участники представляются.
Ведущие выражают сожаление по поводу случившегося.
Затем устанавливаются цели дебрифинга - помочь справиться с
последствиями травмирующего события.
Для создания атмосферы безопасности принимаются правила.
Рекомендуемые правила:

  1. Оставаться в течение всего времени (два часа).
  2. Говорить только от себя (не обобщать высказывания)
  3. Не уходить от темы.
  4. Право не высказываться.
  5. Относиться друг к другу с уважением, не высказывать оценочных суждений.
  6. Сохранение конфиденциальности. Участники могут дополнить этот список.

Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфиденциальности содержания встречи. Ведущий дает гарантию, что все сказанное не выйдет за рамки этого круга.
Нужно, чтобы участники знали, что дебрифинг не предполагает оценок, критики, споров.

2. ФАЗА ФАКТОВ

Участникам предлагается по кругу ответить на следующие вопросы:
-Кто вы и как связаны с событием (или с жертвой)?
-Где вы были, когда случилось событие?
-Что случилось?
-Что вы видели? Слышали?
Таким образом, каждый человек кратко описывает то, что произошло с ним во время инцидента: как он увидел событие, и какова была последовательность произошедшего. Знание всех событий и их последовательности создает ощущение когнитивной организации. Продолжительность фазы фактов может варьироваться. Чем дольше длился инцидент, тем длиннее должна быть эта фаза.

3. ФАЗА МЫСЛЕЙ

На этой фазе дебрифинг фокусируется на процессах принятия решений и мышления.
Участники отвечают на вопросы:
-Какова была ваша первая мысль, когда вы осознали, что произошло? (вопрос для свидетелей события, спасателей, пострадавших). -Какова была ваша первая мысль, когда вы узнали, что произошло? (вариант для тех, кто не был непосредственным свидетелем). -Какие решения вы принимали? Почему?
Первая мысль зачастую содержит то, что составляет сердцевину тревоги. Однако высказать эти мысли для участников может быть затруднительно, потому что эти мысли кажутся неуместными или причудливыми. Тем более важно поделиться ими. Сопоставление своей реакции с подобными реакциями других людей снижает напряжение и формирует общность.

4. ФАЗА ПЕРЕЖИВАНИЙ (чувств)

Обычно это самая длительная фаза дебрифинга.
Задача этого этапа - создать такие условия, при которых участники могли бы вспомнить и выразить сильные чувства в условиях поддержки группы и в то же время поддержать других участников, которые также испытывают сильные страдания.
На этой фазе могут помочь такие вопросы, как: -Как вы реагировали?
-Что было для вас самым ужасным из случившегося? -Что запомнилось вам наиболее ярко?
-Какие телесные ощущения вы испытывали во время события? -Что вы сказали бы погибшему, если у вас была бы такая возможность? Желательно, чтобы все высказались по порядку. Однако, если группа большая, то отвечать можно в произвольном порядке. Задача ведущих - поддерживать выражение чувств со стороны участников. При этом нужно поощрять участников отвечать друг другу, высказывать поддержку и выражать ее другими средствами (прикосновением, объятием, взглядом).
Участники должны чувствовать, что любые их эмоции имеют право на существование, что они важны и достойны уважения.
Важно обратить внимание на тех, кто кажется наиболее травмированными, кто молчит или у кого есть особенно выраженные симптомы. Это могут быть те, кто более всего подвергался риску. К таким участникам следует подойти после окончания и поговорить индивидуально.

5. ФАЗА СИМПТОМОВ

Во время фазы симптомов некоторые реакции обсуждаются детальнее. Участники описывают симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические), которые они пережили на месте действия, когда инцидент завершился, когда они возвратились домой, в течение последующих дней и в настоящее время.
Иногда эта фаза объединяется с предыдущей или последующей фазой. Но иногда имеет смысл выделить ее в отдельный этап работы. Некоторые реакции из-за своей необычайности должны быть обсуждены более детально.

6. ФАЗА ЗАВЕРШЕНИЯ

Для «заземления» опыта группы нужно: Кратко суммировать то, что было сказано.
Спросить, не осталось ли чего-то важного, о чем хотелось бы сказать сейчас.
Поблагодарить всех за участие, за то, что смогли поделиться своими чувствами, поддержать друг друга. Напомнить о конфиденциальности.
Основные проявления посттравматического расстройства (ПТСР):
Симптомы повторения. Навязчивые воспоминания трагедии. Эпизоды «оживления» пережитого в форме иллюзий, галлюцинаций, флэшбэк- эпизодов. Повторяющиеся сновидения.
Симптомы избегания. Стремление избежать разговоров, мыслей, чувств, мест, людей - всего, что может напоминать о трагедии. Блокировка (провалы) памяти. Отчуждение от близких.
Симптомы возбуждения. Трудности засыпания и сохранения сна. Раздражительность, злость. Трудности концентрации. Сверхбдительность. Преувеличенные реакции испуга.
Информацию можно раздать участникам в письменном виде и попросить
их определить, какие из этих реакций они переживают.
Нужно:

  1. подчеркнуть то, что описанные состояния и симптомы - это нормальная реакция на ненормальную ситуацию, что со временем они пройдут;
  2. рассказать, каких реакций можно ожидать по прошествии некоторого времени;
  3. поговорить о методах самопомощи, о том, как участники смогут позаботиться о себе;
  4. информировать участников о том, где они смогут получить помощь;
  5. ответить на вопросы участников.

7. ФАЗА РЕАДАПТАЦИИ

В этой фазе обсуждается и планируется будущее, намечаются стратегии преодоления, особенно в терминах семейной и групповой поддержки. Предложить участникам подумать о том, как они смогут поддерживать друг друга в дальнейшем.
Пост-дебрифинг.
В течение 20-30 минут после завершения следует уделить время тем из участников, которые вызвали наибольшее беспокойство у ведущих, поговорить с ними один на один.
Затем необходимо обсудить с лидером проделанную работу, дать друг другу обратную связь, проговорить наиболее важные моменты.

Восстановление после травмы - не мгновенное избавление или исцеление. Травма - стала частью Вашего жизненного опыта. Восстановление можно сравнить с «перевариванием» этого опыта. Оно необходимо, хоть и нелегко.
Что делать в стрессовой ситуации


—►да
План определяйте в терминах поведения

В ситуациях, когда что-то жутко раздражает, от гнева и злости сводит скулы, необходимо установить, что является стрессовым для вас и задать себе следующие вопросы?
Могу ли я ИЗБЕЖАТЬ данной ситуации?


* ДА
План: 1____
2_______

НЕТ                     ДА -—■——*■ Хочу ли я избежать её?
КАК?                                             НЕТ
-уйти от ситуации -не говорить о ней
у Могу ли я ИЗМЕНИТЬ ситуацию?
НЕТ                     ДА -------------- ► Хочу ли я изменить её?
КАК?                                           НЕТ
-попросить кого-то вести себя иначе -обратиться к своим чувствам - сменить обстановку
Я должен приспособиться к ситуации

Как я могу уменьшить мои стресс-реакции?

Если вы хотите избежать стрессов, то запомните несколько простых вещей:

  1. всегда и везде следует быть готовым к любым возможным трудностям, но при этом помнить, что выход есть всегда, при чем, их может быть сразу несколько, только нужно правильно искать;
  2. стараться избегать конфликтных и провокационных ситуаций, особенно если у вас есть склонности к излишним проявлениям эмоций;
  3. уметь находить компромисс при столкновении интересов, не всегда бывает правильно стремление идти до конца: нужно уметь и вовремя остановиться;
  4. внимательно относится ко всему происходящему с вами, анализировать и делать определенные выводы;
  5. не требовать слишком много от других, не брать непосильный груз на себя и не надеяться постоянно на кого-то;
  6. думая о других, никогда не забывать про себя.

Показатели контрпереноса в терапии посттравматических растройств
Проявления эмоционального контрпереноса:

  1. Злость на причины травматизации.
  2. Злость на клиента, вызванная интенсивностью его переживаний.
  3. Злость на общество, которое не может помочь жертве.
  4. Страх, возникший в связи с интенсивностью переживаний клиента.
  5. Страх, связанный с собственной уязвимостью и вероятностью оказаться жертвой.
  6. Тревога по поводу собственных способностей помочь жертве.
  7. Вина за то, что сам избежал таких страданий.
  8. Переживание печали и горя, возникающие в ответ на травматическую историю.
  9. Чувства усталости, страха, стыда и отвращения, возникающие во время слушания травматической истории.

Онемение и скованность, которые возникают вследствие психологической загруженности терапевта, возникшей в ответ на травматическую историю.

  1. Намеренное избегание травматической истории (осознанное или неосознанное).

Когнитивный контрперенос и межперсональные стратегии:

  1. Вера в то, что позиция терапевта как «чистого экрана» является достаточной.
  2. Сильная идентификация с клиентом.
  3. Терапевт чувствует, что обязан помочь жертве.
  4. Чрезмерная убежденность в личной ответственности нести на своих плечах «груз» терапии.

Моральная и профессиональная разочарованность, вызванная травматической историей.

  1. Восприятие себя как носителя, одаренного целителя (нарциссизм).
  2. Формирование образа клиента как слабого, жалкого. Преувеличение степени травматизации.
  3. Вера в то, что лекарства облегчает эмоциональные страдания и дадут возможность контроля для терапевта.
  4. Неверие в существование ПТСД.
  5. Представление о том, что стрессовый синдром является преморбидным по происхождению.

Интервью 1 (отрывок из записи первой встречи)

Пациентка (женщина 26 лет)
(П): Я понимаю, что вы не можете мне ничем помочь, пришла я к вам только из-за ребенка. Может быть, посоветуете, как вести себя... У меня муж погиб (пауза, сдерживает рыдания)... недавно.
Консультант (К): Ужасно... Какой ужас вы переживаете... Я постараюсь помочь, чем смогу (пауза). Как же это случилось?
(П): Они перевернулись. Ехали вместе с братом. У брата ни одной царапины... Муж был за рулем. Сразу за постом ГАИ. И скорость была маленькая. Никто не понял, что произошло. Перелом шеи. Выехал трейлер, он хотел в сторону... перевернулась машина. Он сразу умер. Потом привезли тело... не сразу. Погиб возле Пскова, в России. Пока оформляли все. Только через три дня. Я не верила, не верила, пока не увижу. Детей отвезли к бабушке. Они не были дома, когда хоронили. Я не могла сыну сказать. Просила всех, соседей, родственников, чтобы не говорили. Привезли их домой, детей. Здесь все убрали, никаких следов нет. Он знал, что папа уехал. И ждет его, ко дню рождения подарок он обещал ему привезти... Извините... (сдерживаемые рыдания).
(К): Пожалуйста, не сдерживайте себя, плачьте... не нужно сдерживаться
(пауза).
(П): (плачет)...
(К): Когда погиб ваш муж?
(П): Сегодня двенадцатый день. А ребенок вышел во двор, дети ему говорят: «Твой папа умер, его хоронили!» Это дети. Значит, из взрослых никто не подумал сказать, чтоб не трогали его. Он прибежал: «Мама, дети говорят, что папу нашего хоронили! Он же с дядей Олегом уехал, мама!» Я говорю: «Да, сынок. Дети ошиблись. Это был другой дядя». Дима когда уезжал, сын каждый день его ждал. Он был таким отцом - идеальным. Его все любили: свои, чужие дети. Он мог с детьми возиться день и ночь..., говорил: «У нас будет трое». Мне говорили: «Как тебе повезло!» (пауза). Я сыну ни за что не скажу, что его нет. Я не могу его видеть, я не могу себя сдерживать. А он уже на улицу не идет. Он говорит: «Мама, почему ты плачешь?», дергает меня, постоянно что-то просит.
(К): Наверное, он догадывается, что в доме беда случилась. Скрыть же невозможно свое состояние. Тем более, ему сказали дети. И он не знает, кому верить. Сколько ему лет: пять, больше? (П): Будет шесть в мае.
(К): Он не знает, что делать, как и вы. Вам сейчас очень тяжело. И ему тоже очень плохо. Это самое тяжелое время. Может быть, вам будет легче, если вы будете вместе плакать, сейчас вы одна и сын один. Кто- нибудь еще есть дома, кроме вас, кто мог бы с ним поговорить? (П): Сестра моя у нас ночует, днем она учится. Но она еще сама ребенок. А дочке два года. Она ничего не понимает. Хочет играть. Все время капризничает. А я не могу их видеть. Я никого и ничего не хочу. Я не хочу никого, кроме Димы, как вы не понимаете! Я не могу вместе с сыном плакать, я сойду с ума. Опять отвезти их к маме?
(К): Если вы отвезете, останетесь одна? Вряд ли так будет лучше. Вы физически как себя чувствуете?
(П): Не знаю. Я ничего не чувствую, кроме боли... Я не сплю. Но я не хочу никаких лекарств. Я не больная! У меня столько злости! Я ненавижу всех. Я ненавижу Бога, если он есть. Так не могло случиться. Почему живут негодяи, а Дима погиб? Нет никакого Бога. За что ребенку такое? Он никогда никому не сделал ничего плохого. Он был... просто... Все к нему шли, он ни одному человеку не отказал в помощи. И сейчас он поехал из- за брата, машину ему перегнать. Они все пользовались.... (П): Наверное, у него было много друзей....
(К): У него друзья и школьные, и институтские, и братья двоюродные, и соседи... Он всегда среди людей... (далее рассказ о муже).

Интервью 1 (первая встреча с психотерапевтом)

Терапевт (Т.): Чем я могу вам помочь? Пациент (П): Не знаю.
Т.: Ну, что-то же заставило вас прийти сюда?
П.: Мои друзья посоветовали: они волнуются о моем состоянии.
Т.: Что же их волнует?
П.: Они заметили, что последние месяцы у меня очень плохое настроение... что я не живу, я дышу, хожу, но это не жизнь.
Т.: Вы не радуетесь жизни?
П.: Так и есть.
Т.: Может быть, вы подробнее расскажете о своем состоянии?
П.: Когда я представляю, что могу прожить еще лег пятьдесят, то думаю, что такая жизнь мне не нужна.
Т. .Вы не хотите жить?
П.: Да. Пожалуй, так.
Т.: Что-то можно предпринять, чтобы вы почувствовали себя лучше?
П.: Не знаю, может, само собой что-то изменится, хотя вряд ли.
Т. То есть вы не надеетесь на изменения к лучшему?
П.: Да, мне ведь уже скоро 25. В таком возрасте у всех есть кто-то, какие- то отношения.
...Но у меня ни»? когда... и я думаю: «Для чего мне жить?» Т.: Вы не женаты и ни с кем не встречаетесь?
П.: Да, можно еще сказать: никогда. Я и в работе уже не вижу смысла... Если так будет дальше, мне ничего не интересно. Т.: Неинтересно жить?
II.: Это слово не передает мои ощущения. Возможно, неинтересно. Но лучше сказать: отвратительно. Если бы я вдруг попал под машину, это было бы лучше всего. Уже два года я в таком состоянии, и ничего не меняется.
Т.: Хорошо, что вы все же пришли. Если мы как следует разберемся, то сможем найти способ выйти из этого состояния. П.: Не знаю.
Т.: Давайте все же попробуем? Что вы думаете о самоубийстве?
П.: На самом деле мне неприятно об этом говорить, я не считаю, что это так уж хорошо. Многие дума ют, что самоубийцы сумасшедшие. А я теперь понимаю, что человек может просто оказаться загнанным в угол. А может, я сам сошел с ума. Вам лучше знать. Но я предпочитаю своими мыслями ни с кем не делиться. Я только с одним другом говорил, просто чтобы выговориться.
Т.: Значит, я второй человек, я хочу сказать, что могу им быть... Вы давно думаете о самоубийстве?
П.: Мне пришло это в голову года два назад, а последние три месяца очень часто...
Т.: Как часто, каждую неделю или каждый день? П.: Эти мысли у меня в голове почти все время. Т.: Вы думаете только об этом?
П.: Иногда я понимаю, как хорошо я мог бы жить, но потом — как все на самом деле... и мне хочется побыстрее с этим покончить. Если бы я мог заболеть какой-нибудь опасной болезнью! Но в последнее время я даже не простужаюсь.
Т.: А еще раньше, до этих двух лет, у вас возникали мысли о самоубийстве?
П.: В первый раз лет в пятнадцать, потом иногда они приходили, но в последние годы чаще.
Т.: Это связано только с тем, что у вас нет девушки, или с другими проблемами тоже?
П.: Да, девушки нет, но я понял, что я вообще людям противен, да и себе тоже.
Т.: Вы имеете в виду, что если вы никому не нравитесь, тогда зачем жить?
П.: Да, это так.
Т.: А что-нибудь определенное вы думаете о том, как покончить с жизнью?
П.: Это необходимо сказать?
Т.: Конечно, вы можете не говорить, но если скажете, это поможет нам разобраться, что же с вами происходит.
П.: Да, я думал о разных возможностях...
Т.: Можете ли сказать, о каких?
П.: Выпрыгну из окна или брошусь под поезд...но у меня не хватит смелости, потому что я трус.
Т.: Эти мысли слишком страшные?
П.: Да, так что теперь я думаю о более легких способах.
Т.: Например?
П.: Таблетки. У меня есть 50 таблеток аспирина, мне сказали, что этого хватит. Хотя я не уверен. Может быть, лучше выпрыгнуть из окна?
Т.: Вы хотите узнать у меня?
П.: Что ж, это было бы большой помощью с вашей стороны.
Т.: Ну, могу сказать, что вы не умрете от 50 таблеток аспирина. Хотя помочь вам я могу в другом: изменить настроение и мысли.
П.: Вы уверены, что это возможно? Просто взять и изменить?
Т.: Да, у меня есть опыт, а вообще люди давно уже серьезно занимаются такими проблемами, Есть масса книг, очень много знаний накоплено, и мы действительно помогаем людям с похожими состояниями. Давайте выясним еще кое-что. Вы предполагали или, может быть, уже решили, когда покончить с жизнью?
П.: Я загадывал, что если шесть дней подряд я буду чувствовать себя плохо, то сделаю это. Но шести дней подряд еще не было.
Т.: И какие приготовления вы сделали бы, если бы этот срок наступил?
П.: Наверное, я бы просто выпил 50 таблеток и, конечно, перед этим я хотел что-то написать... как-то но прощаться...
Т.: Как давно вы установили для себя такой срок?
П.: Десять дней назад.
Т.: Как ваши близкие относятся к тому, что у вас такое состояние?
П.: Вот они-то переживают за меня. Друзья уговорили меня обратиться к вам.
Т.: То есть они заботятся о вас?
П.: Да, поэтому они и искали, кто может помочь.
Т.: Было ли похожее состояние у кого-нибудь из ваших друзей?
П.: Нет, у них не было такого: один уже женат, у другого есть девушка.
Т.: А у кого-нибудь из родственников не было попыток покончить с собой?
П.: Нет... хотя... не знаю.
Т.: В последнее время вы читали что-нибудь на эту тему или, может быть, видели по телевизору?
П.: Нет, но мне это все равно, что и где пишут, мне очень плохо. Это трудно понять. Вы действительно можете помочь?
Т.: Да, могу. Если будем с вами вместе. Сейчас мы обсудим возможную помощь. Но все же скажите, как получилось, что вы пришли через 10 дней после назначения срока, это случайность?
П.: Когда я загадал про шесть дней, мне стало легче. И так более-менее было с неделю. А потом снова... Вчера был третий день. Я подумал: друг будет винить себя, что не смог уговорить. Хотя иногда мне и это все равно. В какой-то момент я решил пойти, чтобы не быть свиньей.

Консультирование по телефону

К. (консультант): Слушаю вас! Чем могу помочь? С. (собеседница): Я... не знаю. Не знаю, что говорить... (плачет). К.: Вы очень расстроены.
С: Со мной произошла ужасная вещь. Не знаю, с чего начать. К.: Можете называть меня... А как к вам обращаться? С.:...
К.: Хорошо, что вы позвонили.
С: Может... пусть... это у вас работа... А я уже дошла до.. Понимаете, я встретила одного человека. Все было просто здорово, а сегодня все кончилось... не знаю, что это... Я никому не могу рассказать... К.: Мне можете.
С: Я вела себя глупо... глупо... Мне так стыдно. Я себя ненавижу. Все было неправдой. Не прошло двух недель, как все кончилось (плачет). К,: Что же случилось?
С: Самое ужасное, что я не знаю! (плачет). Мы должны были встретиться на дискотеке. Он с друзьями был. Я никого из них не знаю. Сначала я думала, он меня не заметил в толпе, подошла... А он так на меня посмотрел, как будто: «Ну, что там еще?» Я даже не сообразила, что сказать. И потом... он был с девушкой, понимаете?.. И делал вид, что меня не знает! (плачет). К. Хм .Да уж.
С: Я не могу понять, как это может быть. У меня такое чувство, что это сон какой-то! Я не могу поверить... я не знаю, ничего ведь не было плохого! К; Давайте разберемся. Когда была эта дискотека?
С. Сегодня вечером. Не знаю, сколько прошло времени. Мне хотелось растерзать их в клочья. Потом мне стало плохо, натурально тошнило, все внутри перевернулось, как будто бы я отравилась, я еле ушла. Не могла я там одна торчать! А теперь домой идти, а я не могу (пауза). Вы не знаете, который час?
К.: Уже половина первого. А сейчас? Как сейчас вы себя чувствуете?
С: Я чувствую себя обманутой дурой!
К.: Вы накануне не ссорились с вашим другом?
С: Нет, просто мы не виделись несколько дней, он говорил, что у него дела, проблемы всякие. Я во всем виновата! (плачет).
К.: В чем вы виноваты?
С: В том, что доверяла, верила всему, дурочка, наивная идиотка. Меня так воспитали, да! Что я не знаю, кому верить! То я сидела все дома, потому что «до девяти - не позже»! И теперь такое... (пауза). К.: Родители старались удержать вас дома?
С: Да, они вообще ничему меня не научили, только всего бояться. А теперь скажут: «Вот! Мы были правы». Я не могу жить!
К.: Вам сейчас так плохо, что вы не хотите жить?
С: Да! Я хочу, чтобы все кончилось! Всем было бы лучше, и родителям спокойнее.
К.: И?
С: Еще на дискотеке я подумала, что сейчас пойду на крышу и спрыгну. Я была в одном подъезде. Там выход на крышу закрыт... Потом... хотела... сначала пойти к подруге. Но ее не было дома.
К.: Слава Богу, что чердаки хоть у нас закрывают. Это в первый раз у вас
такое?
С: Да нет. Я уже туда ходила... давно, два года назад, гам открыто было, но тогда из-за школы, дурочка. Маленькая еще была, в восьмом классе. К.: И в тот раз кто-то вам помешал?
С: Да никто, я с собакой ходила, щенок у меня был. Его жалко стало, не бросать же на крыше. Он-то ни в чем не виноват.
К.: А где он сейчас?
С: А в деревню отдали. А мне, как обычно, ничего не сказали. Прихожу домой, а его нет (пауза). Я не знаю, как мне домой идти. Начнутся расспросы: «Где, что?» Они всегда пристают. Я не выдержу. Они сейчас, наверное, в милицию звонят... или в морг. Это у моей мамы привычка такая: чуть что - в морг звонить.
К.: Вы не хотите сейчас видеть родителей?
С: А если уже ищут, отец начнет драться.
К.: Такое было?
С: Он вообще любит руки прикладывать.
К.: Вы боитесь его?
С: Вообще-то, нет, просто надоело, они мне надоели, понимаете, из-за них все еще хуже...
К.: Но одной среди ночи... Знаете, когда случается что-то плохое, лучше побыстрее оказаться в спокойном месте, и тогда обо всем подумать. Где вы сейчас?
С: Да ничего со мной не случится: закон подлости. Я звоню с улицы, и дом мой на другой стороне. Даже окна наши вижу. Свет не горит (пауза). Если сегодня отстанут, все равно я жить не смогу. Я не смогу забыть, я буду всегда помнить, лучше умереть, чем думать про это. Я уверена, что он надо мной издевался с самого начала. А я ничего не понимала. Я думала, все по-настоящему. И что теперь все будет по-другому. Это так противно, вы не можете понять, как мне сейчас гадко. Мне хочется себя избить, уничтожить за глупость! Ведь все смеялись, я уверена. Это же так потешно: девочку обманули и бросили! Я бы и сама посмеялась (пауза). А они день и ночь будут меня пилить. К.: «Они» - это родители? За что?
С: Что ходила гулять, что с парнем была. Нужно было сидеть дома, никуда не ходить, слушать их.
К.: Ну, это невозможно: никуда не ходить, ни с кем не встречаться.
С: Моя мама бы вам рассказала, что возможно, а что нет. Родителям я... смешно... говорила, что иду к подруге (пауза). Хуже всего чувствовать себя дурой, которую гак просто бросили. Как они каркали, так и вышло! К.: Это очень обидно. Но если они старались предостеречь, то, скорее всего, не обрадуются. Я бы расстроилась, если бы узнала, что у моей дочери неприятности. Но как бы я узнала? Только если бы она захотела мне рассказать. А вы своим расскажете?
С: Может так получиться, что не будет другого выхода. Я могла забеременеть.
К.: Может быть или вы точно знаете?
С: А у меня всегда все по полной программе. А что? Рожу ребенка. Пусть все радуются.
К.: Сейчас у вас есть какие-нибудь признаки беременности? С: А какие они должны быть?

Рекомендуемая литература

  1. Бадхен А. А. (ред). Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством / Т. И. Михайлова, М. М. Певзнер (сост.). СПб., 2001.
  2. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы). М., 2003.
  3. Линдеманн  Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
  4. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.,2008.
  5. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М„ 2007.
  6. Федунина Н. Ю. Экстренная психологическая помощь. Законы жанра // Московский психотерапевтический журнал. 2006. № 4.
  7. Шех О. И., Сергеев С. С. Технологии психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях. СПб., 2007.

 

Статья по теме Психолого-педагогическая помощь детям в кризисных ситуациях

Отпечатано с оригинал-макета заказчика
Подписано в печать 28.02.2017. Формат 60x84 1Лб. Тираж 50 экз. Заказ № 383.
Типография Издательского центра «Удмуртский университет» 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 2.

Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртской Республики
Республиканский методический центр социально-психологической помощи молодёжи «Психолог-плюс»
Психологическая помощь людям, переживающим кризисные ситуации
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ межрегионального семинара специалистов работающих в сфере оказания социально-психологических услуг «XI Зимняя Школа «Перекресток»
Ижевск 2017 г.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Тесты Жуковского
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.