В материале приведен примерный алгоритм действий педагога-психолога в рамках психологического сопровождения участников образовательных отношений в период подготовки к сдаче экзаменов, а также представлена основная документация. Сопровождение учащихся в период подготовки к итоговой аттестации А.В. Менн, М.Б. Маркина, методисты ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» Внешняя экспертиза качества обученности учащихся с использованием ЕГЭ - ежегодная реальность для образовательных организаций. При этом унифицированная форма проведения экзамена в виде тестов, ограничение по времени и заочность оценки ответов несет в себе дополнительную психологическую нагрузку для выпускников.
В связи с этим одна из задач школьной психологической службы - создание социально-психологических условий для успешной подготовки и сдачи экзаменов. Реализация психологического сопровождения подготовки выпускников к экзаменам в форме ЕГЭ ведется по трем основным направлениям: работа с учениками, учителями и родителями.
Цели психологического сопровождения:
- ознакомление учащихся с психотехническими навыками, повышающими эффективность подготовки к экзаменам;
- формирование и развитие умения мобилизоваться в стрессовой ситуации;
- развитие навыков мыслительной деятельности;
- развитие психологической компетентности педагогов и родителей.
Психологическое сопровождение учащихся реализуется следующими способами: 1. Психологическая диагностика. Цели - выявление детей группы риска, диагностика уровня тревожности. Что дает: по результатам проведенной диагностики педагог-психолог составляет программу коррекционной работы и программу психологического сопровождения, формирует группу поддержки, состоящую из детей, у которых могут возникнуть трудности в подготовке к экзаменам. 2. Индивидуальное и групповое консультирование. Цели - снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей. Что дает: преодоление трудностей и развитие навыков, способствующих эффективной сдаче ЕГЭ. 3. Тренинговые занятия. Цели - преодоление стрессового состояния, ознакомление с процедурой сдачи экзаменов, выработка индивидуального стиля работы. 4. Информационная поддержка. Включает составление буклетов, памяток, брошюр, информационных стендов. В реализации психологического сопровождения педагогов могут быть использованы следующие формы работы: 1. Индивидуальное и групповое консультирование. Цель - раскрыть перед учителями важные вопросы психологической подготовки выпускников к ЕГЭ. Используя данную форму работы, педагог-психолог может дать советы педагогам по контролю стрессовых состояний для поддержки учащихся на уроках, раскрыть особенности работы с детьми из группы риска, рассказать о способах создания благоприятной и рабочей атмосферы в классе и т. п. 2. Составление совместно с педагогами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении для учащихся, педагогов и родителей, 3. Информационная поддержка. Выпуск материалов в печатном, электронном виде, раскрывающих следующие темы: создание благоприятной атмосферы в классе во время урока, методы эффективного взаимодействия с детьми группы риска, обучение контролю стрессовых состояний и т. п. Основные направления работы с родителями: 1. Индивидуальное и групповое консультирование. Цель - оказание психологической помощи тревожным родителям для предотвращения переноса тревожного эмоционального состо- о яния на выпускника. Кроме того, консультации позволят родителям узнать, как справиться со стрессом, помочь ребенку перед экзаменом, как выстроить стратегию подготовки к ЕГЭ, 2. Участие в родительских собраниях. Цель - информирование родителей о работе, которая проводится в образовательной организации в рамках подготовки к ЕГЭ. Примерные темы выступлений: «ЕГЭ - общие задачи семьи и школы», «Чем родители могут помочь своему ребенку в период подготовки», «Как подготовиться к экзамену вне школы», «Формирование позитивного настроя перед экзаменом», «Организация режима дня» и т. п. 3. Информационная поддержка. Составление и выпуск информационных материалов по различным темам, например: «Советы психолога», «Накануне экзамена» и т. п. Реализуя психологическое сопровождение участников образовательных отношений в период подготовки к сдаче ЕГЭ, педагог-психолог оформляет следующую документацию:
- план работы (таблица 1);
- журнал учета индивидуальных консультаций (таблица 2);
- журнал учета видов работы (таблица 3); циклограмма работы на месяц (таблица 4);
- итоговый отчет по работе с учащимися 11-х классов по психологической подготовке к ЕГЭ, включающий обобщенные по классам результаты диагностики, количество проведенных мероприятий с датами по каждой теме.
В наличии у педагога-психолога должны быть:
- программы тренингов для учащихся, родителей, педагогов;
- планы выступлений на родительских собраниях;
- комплекты диагностических методик.
Примерный план работы по сопровождению
Таблица 1
Месяц
|
Содержание работы
|
Участники
|
Форма работы
|
Количество часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Сентябрь
|
Выступление по теме «Эмоциональная поддержка детей в период подготовки к сдаче ЕГЭ»
|
Родители выпускников
|
Родительское собрание. Интерактивная лекция
|
1
|
|
|
|
|
|
Октябрь
|
Диагностика уровня тревожности и эмоционального напряжения. Выявление группы риска
|
Учащиеся 11-х классов
|
Анкетирование
|
1 ч на класс
|
|
Обратная связь по результатам диагностики (групповая или индивидуальная)
|
Учащиеся 11-х классов, родители
|
Консультирование
|
От 1 ч на класс
|
Октябрь - апрель
|
Занятия в мини-группах для группы риска
|
Учащиеся 11 -х классов
|
Тренинг, арт-терапия, релаксация
|
12 (1 раз в 2 недели)
|
Ноябрь (каникулярное время)
|
Тренинг «Специфика подготовки к ЕГЭ с психологической точки зрения»
|
Учителя старших классов
|
Тренинг, интерактивная лекция
|
2
|
Октябрь - ноябрь (до итогового сочинения)
|
Занятия по психологической подготовке к ЕГЭ. Темы:
- «Отреагирование актуального эмоционального состояния, связанного с предстоящими экзаменами»,
- «Техники снижения эмоционального напряжения».
- «Тайм-менеджмент»
|
Учащиеся 11-х классов
|
Тренинг, интерактивная лекция
|
2-3 ч на класс
|
Март
|
Тренинг «Роль семьи при подго тоеке к ЕГЭ»
|
Родители выпускников
|
Тренинг
|
3 ч
|
Январь - апрель
|
Занятия по психологической подготовке к ЕГЭ. Темы:
- «Тайм-менеджмент. Повторение»,
- «Мнемотехники (техники запоминания)»,
- «Как оптимально организовать режим дня».
- «Как вести себя до, во время и после экзамена».
- «Отреагирование актуального эмоционального состояния, связанного с предстоящими экзаменами».
- «Повышаем уверенность в себе».
- «Техники снижения эмоционального напряжения. Повторение»
|
Учащиеся 11-х классов
|
Тренинг, интерактивная лекция
|
6 ч на класс
|
Март - апрель
|
Диагностика уровня тревожности и эмоционального напряжения (повторная)
|
Учащиеся 11-х классов
|
Анкетирование
|
1 ч на класс
|
|
Обратная связь по результатам диагностики (групповая или индивидуальная)
|
Учащиеся 11-х классов, родители
|
Консультирование
|
От 1 ч на класс
|
Сентябрь - май
|
Индивидуальное консультирование всех участников образовательных отношений (по запросу)
|
Учащиеся, родители, педагоги
|
Индивидуальное консультирование
|
От 1 ч на человека
|
Журнал учета индивидуальных консультаций
Таблица 2
Дата
|
Время
|
Кабинет
|
Ф. И. О. консультируемого
|
Тема консультации
|
Примечание
|
12.01.16
|
14:1515:00
|
4
|
Иванов И.И, (учащийся 11 «Г»)
|
Высокая тревожность перед ЕГЭ
|
Следующая встреча - 19.01,16
|
14.01,16
|
16:0016:30
|
4
|
Петрова Н,А. (мама Петровой А.К., учащейся 11 «Б»)
|
Обратная связь по результатам диагностики уровня тревожности учащейся
|
|
Журнал учета видов работы педагога-психолога
Таблица 3
Дата
|
Время
|
Вид работы
|
Участники
|
Кабинет
|
Примечание
|
12.01.16
|
12:3014:15
|
Тренинговые занятия по психологической подготовке к ЕГЭ
|
Учащиеся 11 «А», «Б»
|
319
|
|
12.01.16
|
14:1515:00
|
Индивидуальное консультирование учащегося
|
Семенов А.С. (учащийся 11 «В»)
|
Кабинет психолога
|
|
Циклограмма работы педагога-психолога
Таблица 4
Время проведения
|
Вид и форма работы
|
Тема, задачи
|
Место проведения
|
Примечание
|
Поледельник
|
09:15-10:10
|
Групповое занятие с учащимися 11 «А»
|
|
|
|
10:20-11:15
|
Групповое занятие с учащимися 11 «Б»
|
|
|
|
11:15-12:00
|
Консультация педагогов
|
|
|
|
12:00-13:00
|
Методическая работа: подготовка к родительскому собранию
|
|
|
|
13:15-14:15
|
Методическая работа: анализ диагностики, написание отчета
|
|
|
|
ВТОРНИК
|
13:30-14:15
|
Индивидуальная консультация
|
|
|
|
14:30-15:30
|
Занятие в мини-группе
|
|
|
|
15:45-17:15
|
Семинар для педагогов
|
|
|
|
19:00
|
Родительское собрание
|
|
|
|
Источник: Справочник педагога-психолога, №2, 2016г |