На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Сопровождение учащихся в период подготовки к ЕГЭ
Сопровождение учащихся в период подготовки к ЕГЭ
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

В материале приведен примерный алгоритм действий педагога-психолога в рамках психологического сопровождения участников образовательных отношений в период подготовки к сдаче экзаменов, а также представлена основная документация.
Сопровождение учащихся в период подготовки к итоговой аттестации
А.В. Менн, М.Б. Маркина, методисты ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы»
Внешняя экспертиза качества обученности учащихся с использованием ЕГЭ - ежегодная реальность для образовательных организаций. При этом унифицированная форма проведения экзамена в виде тестов, ограничение по времени и заочность оценки ответов несет в себе дополнительную психологическую нагрузку для выпускников.

В связи с этим одна из задач школьной психологической службы - создание социально-психологических условий для успешной подготовки и сдачи экзаменов. Реализация психологического сопровождения подготовки выпускников к экзаменам в форме ЕГЭ ведется по трем основным направлениям: работа с учениками, учителями и родителями.


Цели психологического сопровождения:

  • ознакомление учащихся с психотехническими навыками, повышающими эффективность подготовки к экзаменам;
  • формирование и развитие умения мобилизоваться в стрессовой ситуации;
  • развитие навыков мыслительной деятельности;
  • развитие психологической компетентности педагогов и родителей.

Психологическое сопровождение учащихся реализуется следующими способами:
1. Психологическая диагностика.
Цели - выявление детей группы риска, диагностика уровня тревожности. Что дает: по результатам проведенной диагностики педагог-психолог составляет программу коррекционной работы и программу психологического сопровождения, формирует группу поддержки, состоящую из детей, у которых могут возникнуть трудности в подготовке к экзаменам.
2. Индивидуальное и групповое консультирование.
Цели - снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей. Что дает: преодоление трудностей и развитие навыков, способствующих эффективной сдаче ЕГЭ.
3. Тренинговые занятия.
Цели - преодоление стрессового состояния, ознакомление с процедурой сдачи экзаменов, выработка индивидуального стиля работы.
4. Информационная поддержка.
Включает составление буклетов, памяток, брошюр, информационных стендов.

В реализации психологического сопровождения педагогов могут быть использованы следующие формы работы:
1. Индивидуальное и групповое консультирование.
Цель - раскрыть перед учителями важные вопросы психологической подготовки выпускников к ЕГЭ. Используя данную форму работы, педагог-психолог может дать советы педагогам по контролю стрессовых состояний для поддержки учащихся на уроках, раскрыть особенности работы с детьми из группы риска, рассказать о способах создания благоприятной и рабочей атмосферы в классе и т. п.
2. Составление совместно с педагогами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении для учащихся, педагогов и родителей,
3. Информационная поддержка.
Выпуск материалов в печатном, электронном виде, раскрывающих следующие темы: создание благоприятной атмосферы в классе во время урока, методы эффективного взаимодействия с детьми группы риска, обучение контролю стрессовых состояний и т. п.

Основные направления работы с родителями:

1. Индивидуальное и групповое консультирование. Цель - оказание психологической помощи тревожным родителям для предотвращения переноса тревожного эмоционального состо- о яния на выпускника. Кроме того, консультации позволят родителям узнать, как справиться со стрессом, помочь ребенку перед экзаменом, как выстроить стратегию подготовки к ЕГЭ,
2. Участие в родительских собраниях. Цель - информирование родителей о работе, которая проводится в образовательной организации в рамках подготовки к ЕГЭ. Примерные темы выступлений: «ЕГЭ - общие задачи семьи и школы», «Чем родители могут помочь своему ребенку в период подготовки», «Как подготовиться к экзамену вне школы», «Формирование позитивного настроя перед экзаменом», «Организация режима дня» и т. п.
3. Информационная поддержка. Составление и выпуск информационных материалов по различным темам, например: «Советы психолога», «Накануне экзамена» и т. п.

Реализуя психологическое сопровождение участников образовательных отношений в период подготовки к сдаче ЕГЭ, педагог-психолог оформляет следующую документацию:

  • план работы (таблица 1);
  • журнал учета индивидуальных консультаций (таблица 2);
  • журнал учета видов работы (таблица 3); циклограмма работы на месяц (таблица 4);
  • итоговый отчет по работе с учащимися 11-х классов по психологической подготовке к ЕГЭ, включающий обобщенные по классам результаты диагностики, количество проведенных мероприятий с датами по каждой теме.

В наличии у педагога-психолога должны быть:

  • программы тренингов для учащихся, родителей, педагогов;
  • планы выступлений на родительских собраниях;
  • комплекты диагностических методик.

Примерный план работы по сопровождению

Таблица 1

Месяц

Содержание работы

Участники

Форма работы

Количество часов

1

2

3

4

5

Сентябрь

Выступление по теме «Эмоциональная поддержка детей в период подготовки к сдаче ЕГЭ»

Родители выпускников

Родительское собрание. Интерактивная лекция

1

 

 

 

 

 

Октябрь

Диагностика уровня тревожности и эмоционального напряжения. Выявление группы риска

Учащиеся 11-х классов

Анкетирование

1 ч на класс

 

Обратная связь по результатам диагностики (групповая или индивидуальная)

Учащиеся 11-х классов, родители

Консультирование

От 1 ч на класс

Октябрь - апрель

Занятия в мини-группах для группы риска

Учащиеся 11 -х классов

Тренинг,
арт-терапия,
релаксация

12 (1 раз в 2 недели)

Ноябрь (каникулярное время)

Тренинг «Специфика подготовки к ЕГЭ с психологической точки зрения»

Учителя
старших
классов

Тренинг, интерактивная лекция

2

Октябрь - ноябрь (до итогового сочинения)

Занятия по психологической подготовке к ЕГЭ. Темы:

  1. «Отреагирование актуального эмоционального состояния, связанного с предстоящими экзаменами»,
  2. «Техники снижения эмоционального напряжения».
  3. «Тайм-менеджмент»

Учащиеся 11-х классов

Тренинг, интерактивная лекция

2-3 ч на класс

Март

Тренинг «Роль семьи при подго тоеке к ЕГЭ»

Родители выпускников

Тренинг

3 ч

Январь - апрель

Занятия по психологической подготовке к ЕГЭ. Темы:

  1. «Тайм-менеджмент. Повторение»,
  2. «Мнемотехники (техники запоминания)»,
  3. «Как оптимально организовать режим дня».
  4. «Как вести себя до, во время и после экзамена».
  5. «Отреагирование актуального эмоционального состояния, связанного с предстоящими экзаменами».
  6. «Повышаем уверенность в себе».
  7. «Техники снижения эмоционального напряжения. Повторение»

Учащиеся 11-х классов

Тренинг, интерактивная лекция

6 ч на класс

Март - апрель

Диагностика уровня тревожности и эмоционального напряжения (повторная)

Учащиеся 11-х классов

Анкетирование

1 ч на класс

 

Обратная связь по результатам диагностики (групповая или индивидуальная)

Учащиеся 11-х классов, родители

Консультирование

От 1 ч на класс

Сентябрь - май

Индивидуальное консультирование всех участников образовательных отношений (по запросу)

Учащиеся, родители, педагоги

Индивидуальное консультирование

От 1 ч на человека

Журнал учета индивидуальных консультаций

Таблица 2

Дата

Время

Кабинет

Ф. И. О. консультируемого

Тема консультации

Примечание

12.01.16

14:1515:00

4

Иванов И.И, (учащийся 11 «Г»)

Высокая тревожность перед ЕГЭ

Следующая встреча - 19.01,16

14.01,16

16:0016:30

4

Петрова Н,А. (мама Петровой А.К., учащейся 11 «Б»)

Обратная связь по результатам диагностики уровня тревожности учащейся

 

Журнал учета видов работы педагога-психолога

Таблица 3

Дата

Время

Вид работы

Участники

Кабинет

Примечание

12.01.16

12:3014:15

Тренинговые занятия по психологической подготовке к ЕГЭ

Учащиеся 11 «А», «Б»

319

 

12.01.16

14:1515:00

Индивидуальное консультирование учащегося

Семенов А.С. (учащийся 11 «В»)

Кабинет психолога

 

Циклограмма работы педагога-психолога

Таблица 4

Время проведения

Вид и форма работы

Тема, задачи

Место проведения

Примечание

 

Поледельник

 

 

09:15-10:10

Групповое занятие с учащимися 11 «А»

 

 

 

10:20-11:15

Групповое занятие с учащимися 11 «Б»

 

 

 

11:15-12:00

Консультация педагогов

 

 

 

12:00-13:00

Методическая работа: подготовка к родительскому собранию

 

 

 

13:15-14:15

Методическая работа: анализ диагностики, написание отчета

 

 

 

ВТОРНИК

 

13:30-14:15

Индивидуальная консультация

 

 

 

14:30-15:30

Занятие в мини-группе

 

 

 

15:45-17:15

Семинар для педагогов

 

 

 

19:00

Родительское собрание

 

 

 

Источник: Справочник педагога-психолога, №2, 2016г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.