На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Реализация организационных моделей психологической службы школы
Реализация организационных моделей психологической службы школы
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Реализация организационных моделей психологической службы школы «научный руководитель» и «проектировщик»
(из опыта работы МОУ СОШ № 12 г. Таганрога в 1993-2008 гг.)


Работа педагога-психолога в системе внутришкольного управления предполагает следующие аспекты содержания работы с педагогическими кадрами:


1) помощь в изучении администрацией и учителями школы передовых образовательных технологий (В. В. Давыдов и сотрудники, С. Ю. Курганов, Л. Н. Тубельский и сотрудники, Н. Б. Шумакова, П. М. Эрдниев, М. П. Щетинин, С. Френе, И. П. Иванов и сотрудники и др.);
2) исследование возможностей и перспектив адаптации образовательных технологий и их элементов в условиях школы;
3) разработка авторской технологии школы, базируемой на использовании гибких организационных форм реконструкции учебно-воспитательного процесса (межпредметные «погружения», учебно-практические конференции, тьюторство и др.);
4) изучение современных исследований в области педагогики и психологии, учет их результатов при совершенствовании профессиональной деятельности администрации и педагогов;
5) подготовка каждым учителем, ведущим экспериментальную работу, индивидуальной программы проведения эксперимента, включающей учебную программу преподаваемого курса, описание методов работы, гипотезу исследования, конкретные задачи и этапы их реализации, показатели эффективности работы, сроки и формы контроля достигнутых результатов;
6) подготовка творческими группами учителей программы экспериментальной работы, включающей описание объекта, предмета, целей, задач, гипотезы эксперимента, его этапов, критериев оценки ожидаемых результатов, указание экспериментальных и контрольных объектов, прогнозирование результатов, потерь и компенсации потерь, сроки и формы отчетности;
7) организация разносторонней экспертизы (внешней и внутренней) проводимой учителями экспериментальной работы;
8) выявление и устранение возможных недостатков инновационной деятельности педагогов (психологические аспекты);
9) проведение диагностической работы в педагогическом коллективе: оценка социально-психологического климата коллектива, профессионально значимых качеств педагогов, их отношения к разным сторонам инновационной деятельности школы;
10) коррекция психологического климата в педагогическом коллективе; коррекция взаимоотношений учителей с обучающимися и родителями школьников.


Особенности методов и приемов работы администрации с педагогическими кадрами:
1) использование психолого-педагогического мониторинга (педагогический консилиум; наблюдение; естественный эксперимент; анкетирование педагогов; параллельные опросы учителей, родителей, обучающихся; хронометраж рабочего и учебного времени; анализ дневников обучающихся; изучение отношений к разным сторонам деятельности школы с помощью модификации цветового теста отношений; анализ работоспособности школьников методом теста Люшера; тестирование уровня интеллектуального развития и личностных особенностей обучающихся; социометрическое исследование классных коллективов и т. д.) как основы анализа и управления деятельностью школы;
2) психологическое обеспечение организационного стимулирования теоретико-познавательной и исследовательской деятельности учителей через создание таких структурных подразделений педагогического коллектива, как кафедры, научно-методический и экспертный советы школы, творческие и экспертные группы учителей. Приемы организационного стимулирования:
— делегирование части организаторских функций новым структурным подразделениям, временным творческим группам;
— организация инертных в отношении инновационной деятельности учителей через объединение их в составе творческих групп с педагогами, реализующими авторскую, исследовательскую позицию;
— включение каждого педагога в состав нескольких творческих групп, занимающихся совершенствованием разных сторон образовательной деятельности школы, с целью обеспечения эталонных воздействий (положительный пример), обмена опытом, актуализации соревновательного момента, расширения сферы профессионального самоутверждения, поиска новых, нестандартных вариантов решения педагогических задач;
— целеполагание по согласованию образовательных проектов, разрабатываемых группами учителей, в отношении горизонтальных (с другими предметами) и вертикальных (во временной перспективе) связей;
— осуществление взаимоанализа и экспертизы образовательных проектов компетентными группами педагогов;
— включение педагогов-психологов в состав творческих и экспертных групп с целью стимулирования генерации идей, осуществления части контрольных и регулятивных функций;
— привлечение научных руководителей, внешних экспертов (специалисты вуза) к работе творческих групп педагогов;
— привлечение обучающихся и родителей к разработке и анализу образовательных проектов;
3) включение педагогов в деятельность по анализу реального учебно-воспитательного процесса, предполагающего знание современной педагогической и психологической литературы, с целью активизации самообразования.
Используемые приемы стимулирования самообразования:
— предложение заданий по анализу разных аспектов учебно-воспитательного процесса в соответствии со специально разработанными схемами; выполнение заданий требует применения знаний, например, о целях, методах, формах, средствах проведения урока, организации групповой работы, приемах активизации внимания, приемах работы над ошибками и т. д.;
— демонстрация образцов анализа педагогической деятельности;
— указание теоретических источников, использование которых поможет провести требуемый анализ;
— выборочное информирование о новых педагогических идеях, концепциях, технологиях с целью проведения сопоставительного анализа применяемых форм и методов работы, достигаемых результатов;
— указание в схемах анализа фамилий авторов, идеи которых использованы при их составлении;
— сравнительная оценка глубины, четкости, полноты анализа аспектов учебно-воспитательной деятельности, проведенного разными кафедрами (наряду с демонстрацией образцов анализа имеет место актуализация соревновательного момента);
— наглядная фиксация результатов проводимого анализа, в том числе его недостающих звеньев, пробелов;
— документальное оформление выполнения заданий;
4) создание проблемных ситуаций на основе мониторинга, стимулирующих исследовательскую деятельность, педагогический поиск.
Приемы проблематизации:
— формулирование запроса на определение причин тех или иных явлений, фактов, отмеченных в ходе мониторинга (например, выявление причин отрицательного отношения обучающихся к определенным предметам, факторов учебной перегрузки школьников, условий формирования корпоративной замкнутости в классном коллективе и т. д.);
— оформление результатов психологических исследований в виде сравнительных (по классам, предметам) таблиц, схем, графиков, диаграмм;
— условное выделение оппонирующих групп, которые должны, соответственно заданной роли, обосновывать неизбежность отрицательных результатов или демонстрировать перспективы их преодоления;
— вычленение и обозначение противоречий педагогического опыта с привлечением данных мониторинга;
— демонстрация расхождений данных, полученных в результате опроса учителей, родителей и обучающихся;
5) применение метода рефлексивно-ролевой игры
(В. В. Давыдов, А. А. Тюков) с целью убеждающего воздействия, стимулирования отказа от неконструктивных направлений работы и поиска новых путей, методов и средств педагогической деятельности.
Приемы реализации метода:
— разъяснение целей, задач и процедурных моментов игры;
— разбиение педагогического коллектива на группы «теоретиков», «оппонентов», «критиков», «координаторов» и «экспертов»; обсуждение специфики работы групп;
— обеспечение групп описанием алгоритма проведения игры;
— участие игротехников (члены администрации, педагог- психолог) в работе групп, координация действий участников групп;
— фиксация мнений членов группы, выдвигаемых аргументов;
— фиксация ролевых позиций участников игры;
— рефлексия (анализ, обсуждение) процесса и результатов игры;
— консультирование членов группы экспертами;
— формулирование организационных решений;
6) проведение проблемно-деятельностных игр (В. И. Зверева, Г. П. Щедровицкий) с целью разработки элементов авторских образовательных технологий школы.
а) Приемы реализации метода подготовки учебноисследовательских сессий:
— формулирование актуальных проблем общества, философских («вечных») проблем, которые могут выступить в качестве идеи разработки творческой учебно-исследовательской сессии («погружения») на интегративной основе, например: «Сила и беспомощность современного человека», «Гений и злодейство», «Экономическая и культурная экспансия в России», «Провинциальный город и его обитатели», «Современная экологическая ситуация региона» и др.;
— выделение круга учебных дисциплин, частных проблем и тем, адекватных заданной общей проблеме;
— разработка некоторых практических заданий для педагогов и обучающихся, применяемых на уроках и помогающих решению поставленных проблем; предварительное выполнение заданий;
— подготовка и демонстрация мини-хрестоматии по теме «погружения» (отрывки из произведений художественной и научной литературы, афоризмы, пословицы и т. д., помогающие проблематизации — разведению противоположных позиций, мнений);
— формирование творческих групп из числа педагогов, преподающих разные предметы;
— разработка творческими группами учителей программы «погружения» по заданной проблеме: уроков по отдельным предметам и интегративных;
— защита творческими группами учителей программы «погружения»;
— проведение фрагментов уроков, входящих в программу «погружения», с другими группами педагогов;
— обсуждение результатов работы творческих групп;
— утверждение программы проведения «погружения».
б) Приемы реализации метода при введении тьюториальной системы в школе:
— сообщение о целях, задачах, содержании, методах работы тьютора на основе изучения зарубежного опыта;
— представление данных анкетирования старшеклассников по поводу педагогического курирования их работы в школе тьюторами (руководителями небольших групп обучающихся);
— приглашение обучающихся 9-10 классов для участия в работе педсовета;
— формирование творческих групп из числа педагогов и обучающихся;
— обсуждение проблемы тьюторства в творческих группах;
— предложение алгоритма работы группы;
— подготовка в группах проблемных плакатов, инсценировок; выступлений, отражающих позицию по проблеме введения тьюторства;
— выступление групп (сценки, защита проблемных плакатов);
— выступление представителей групп о содержании деятельности тьютора;
— о подготовке в группах «Положения о тьюториальной системе»;
— обсуждение проектов групп по поводу введения тьюториальной системы;
— принятие общего проекта;
7) использование деловых игр с целью апробации отдельных элементов разработанных педагогами программ (Можно использовать как самостоятельный метод или как часть проблемно-деятельностной игры).
Приемы реализации метода:
— отбор участников игры (учителей и «учеников» из числа педагогов, способных принять условность игровых правил, непредсказуемость развития игровой ситуации, заинтересованных в содержании деятельности, авторитетных в коллективе);
— выполнение участниками игровых ролей педагогов и учеников;
— включение остальных членов коллектива в работу в качестве аналитиков, наблюдателей, экспертов;
— рефлексия участников игры по поводу ее содержания и результатов;
— обсуждение содержания и результатов игры наблюдателями;
— внесение предложений по совершенствованию программы («погружения», проведения конференции, дебатов и т. д.);
— внесение корректив в программу.
8) применение учебно-деловых игр с целью активизации самообразовательной деятельности, изучения современных исследований в области педагогики и психологии.
Приемы реализации метода:
— введение проблемной ситуации педагогического профессионального общения, эффективное решение которой может быть достигнуто при наличии специальных знаний в области педагогики, психологии;
— представление фактических данных (результаты опроса, наблюдения и т. д.), демонстрирующих актуальность выделенной проблемы;
— теоретическая подготовка к участию в игре, изучение рекомендованных источников;
— разделение участников игры на группы «проблематизация», «исполнение», «анализ», «экспертиза», выполняющие функции соответственно уточнения проблемной ситуации (подготовка стороны, требующей педагогической коррекции), моделирования деятельности педагога, комментирования используемых педагогических приемов, оценки эффективности деятельности учителя;
— предложение аналитикам и экспертам схем обсуждения процесса игры, включающих приведенные в литературе типологии, приемы и т. д.;
— работа по группам;
— разыгрывание педагогической ситуации с учетом предлагаемых рекомендаций;
— обсуждение процесса и результатов игры.
9) проведение социально-психологического тренинга с целью коррекции психологического климата в педагогическом коллективе, совершенствования педагогической техники.
Приемы реализации метода:
— обсуждение в малых группах профессиональных проблем, трудностей;
— разыгрывание ситуаций, моделирующих профессиональное общение (например, ситуаций публичного выступления, убеждения, внушения, выражения сложной мысли в условиях дефицита времени и т. д.);
— анализ поведения участников при разыгрывании ситуаций;
— отработка разных приемов реагирования в заданных ситуациях;
— обсуждение изменений участников тренинга.
10) Введение процедуры брейнсторминга («мозговой атаки») и процесс определения новых направлений и методов работы.
Приемы реализации метода:
— генерация идей в ситуации запрета критики;
— фиксация идей;
— экспертиза и отбор наиболее плодотворных идей;
— обсуждение и принятие отдельных идей.
11) использование метода Дельфи с целью выбора одного из альтернативных решений.
Приемы:
— ранжирование альтернатив экспертами;
— балльная оценка (от 1 до 10) ценности каждой альтернативы;
— подсчет веса каждой альтернативы (умножение ранга на баллы);
— выбор наиболее весомой альтернативы.


Особенности содержания деятельности психологической службы:
1) многоаспектное психологическое отслеживание промежуточных и конечных результатов экспериментальной работы школы, их учет и анализ;
2) проведение диагностической и коррекционной работы в педагогическом коллективе;
3) осуществление психологической экспертизы авторских и индивидуальных учебных программ и используемых педагогами новых форм и методов обучения (соответствие возрастным особенностям, доступность, реальность, развивающее и воспитывающее влияние);
4) проведение для учителей семинаров по психологопедагогическим проблемам;
5) участие в управлении школой; экспертиза управленческих решений, координация работы творческих групп учителей в ходе педсоветов; психолого-педагогический мониторинг инновационной деятельности.
Наряду с перечисленными направлениями работы выполнялись традиционные функции педагога-психолога: диагностика поступающих в школу обучающихся и ученических коллективов; психологическое консультирование школьников, родителей, педагогов; индивидуальная и групповая психологическая коррекция.


Особенности методики психологического мониторинга:
1) проведение параллельных исследований среди учителей, родителей и обучающихся по определенным проблемам (работоспособность — утомление в учебной деятельности, мотивация учения, отношение к инновациям — творческие учебно-исследовательские сессии, тьюторство и т. д.).
2) вписывание (по возможности) процедур психологического мониторинга в естественные условия образовательного процесса (например, «дневники рефлексии» ученики заполняют в качестве отчета о каждом дне «погружения» — творческой учебно-исследовательской сессии; хронометраж учебного времени в процессе подготовки школьников и педагогов
к совместному педсовету; социометрия при образовании разновозрастных учебных микрогрупп и т. д.);
3) использование модификации цветового теста отношений (ЦТО) как портативной методики, позволяющей анализировать широкий спектр эмоциональных предпочтений и отвержения обучающихся и учителей по отношению к педагогам (ученикам), предметам, формам и методам работы на уроке, разным сторонам инновационной деятельности школы;
4) применение формирующего эксперимента для диагностики и коррекции интеллектуального и личностного развития обучающихся (анализ результативности работы и особенностей поведения в нестандартных условиях — в ходе творческих учебно-исследовательских сессий, конференций, дебатов, совместных педсоветов, в руководимых тьюторами группах, специальное создание таких условий).

Источник: Шаповалова, В. С. Организация профессиональной деятельности психологопедагогического направления : учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 2 / В. С. Шаповалова, О. И. Ефремова ; под ред. В. С. Шаповаловой. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. — 120 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.