Качество и эффективность учебного занятия. Качество и эффективность учебного занятия во многом зависит от умения преподавателя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Анализ собственной работы - одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки преподавателя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.
Любое учебное занятие оценивается по достижению цели: • цели достигнуты; • цели частично достигнуты; • цели не достигнуты. Самоанализ и анализ позволяет выявить то в учебном занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.
Виды анализа и самоанализа урока: • краткий (оценочный): общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации; • структурный (поэтапный): выявление и оценка преобладающих элементов урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей студентов; системный: рассмотрение урока как единой, системы с точки зрения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений, навыков студентов, усвоения ими способов учения; • полный: включает оценку реализации учебных задач, содержание и виды учебной деятельности студентов по следующим характеристикам: уровни усвоения студентами знаний и способов умственной деятельности, развитие студентов, реализация дидактических принципов и результативность урока; • структурно-временной: оценка использования времени по каждому этапу занятия; • комбинированный: одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов; • психологический: изучение обеспечения познавательной деятельности студентов развивающего типа; • дидактический: анализ реализации и отбора методов, приемов и средств обучения и учения студентов, обработки учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельности студентов и т. п. • аспектный: рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности студентов: о реализация задачи урока; о использование развивающих методов; о изучение способов активизации познавательной деятельности студентов; о пути развития познавательного интереса; о проверка и оценка знаний, умений и навыков; о организация проблемного обучения. о комплексный: одновременный анализ дидактических,
психологических и других основ занятия (чаще всего системы уроков). • Для самоанализа наиболее характерными являются такие виды как краткий, структурный, системный, структурно-временной, дидактический и аспектный анализ. • Примерная схема самоанализа: • Место урока в системе уроков данной темы. • Обоснование целей урока и выполнение намеченного плана, • Краткая характеристика учебной группы, индивидуальные особенности и их учет. • Выбор структуры урока, ее обоснованность. • Мотивировка отбора учебного материала для урока, оценка содержания каждого этапа урока. • Оценка оптимальности выбранных форм и методов, оценка их соответствия целям урока и содержанию, выполнению задач, удовлетворенность преподавателя уроком, меры по устранению недостатков. • Атмосфера урока, характер взаимодействия преподавателя и студентов. • Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самоанализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, когда можно учесть при подготовке что удалось, а что нужно исправить. Целенаправленное изучение собственного опыта может проводиться в одном направлении и зависит от того, что является для преподавателя главным на данный момент: активизация познавательной деятельности студентов при усвоении новых знаний, развитие самостоятельной работы студентов при формировании навыков и умений и т. д. Но не только самоанализ является для преподавателя повышением педагогического мастерства. Анализ уроков других преподавателей, знакомство с их методикой проведения уроков позволяет совершенствовать свое преподавание. Одним из наиболее полезных для преподавателя видов анализа является дидактический.
Примерная схема дидактического анализа
Своевременность явки преподавателя на урок. Готовность к началу урока. Санитарное состояние аудитории и личная гигиена студентов. Организация групп. Подробный анализ проверки домашнего задания. Методы и приемы, используемые преподавателем при проверке пройденного материала и их соответствие поставленным целям. Ценность используемых методов и приемов проверки задания. Качество знаний студентов. Способы активизации группы во время проверки знаний, умений, навыков. Анализ поведения студентов на занятии. Анализ изложения нового материала или закрепление предыдущей темы: ясность и доступность изложения материала преподавателем; используемые методы и их соответствие целям урока. Используемые мыслительные приемы работы студентов. Анализ последнего этапа урока: домашнее задание: как задается, объем; осуществление подведения итогов, выставление оценок; своевременность окончания занятия. Реализация воспитательных задач Индивидуальный подход к студентам, сочетание его с коллективной работой. Умение организовать группу на учебную деятельность и поддержание дисциплины. Самообладание и педагогический такт. Владение голосом, правильность речи, дикция, темп, выразительность. Примеры ответов на вопросы по указанной схеме. Выводы и предложения.
Источник: Психолого-педагогический практикум: [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие / сост. С.И. Матафонова, Т.Ф. Ушева. - Электрон. текст. дан. (2,5 Мб). - Иркутск: Издательство «Аспринт», 2020. - 148 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц 512 Мб RAM, 2,5 Мб свобод. диск. пространства; CD- привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана. |