Анализ и самоанализ учебного занятия
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Качество и эффективность учебного занятия.
Качество и эффективность учебного занятия во многом зависит от умения преподавателя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Анализ собственной работы - одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки преподавателя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести
При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.

Любое учебное занятие оценивается по достижению цели:
• цели достигнуты;
• цели частично достигнуты;
• цели не достигнуты.
Самоанализ и анализ позволяет выявить то в учебном занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.


Виды анализа и самоанализа урока:
• краткий (оценочный): общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
• структурный (поэтапный): выявление и оценка преобладающих элементов урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей студентов; системный: рассмотрение урока как единой, системы с точки зрения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений, навыков студентов, усвоения ими способов учения;
• полный: включает оценку реализации учебных задач, содержание и виды учебной деятельности студентов по следующим характеристикам: уровни усвоения студентами знаний и способов умственной деятельности, развитие студентов, реализация дидактических принципов и результативность урока;
• структурно-временной: оценка использования времени по каждому этапу занятия;
• комбинированный: одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов;
• психологический: изучение обеспечения познавательной деятельности студентов развивающего типа;
• дидактический: анализ реализации и отбора методов, приемов и средств обучения и учения студентов, обработки учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельности студентов и т. п.
• аспектный: рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности студентов:
о реализация задачи урока;
о использование развивающих методов;
о изучение способов активизации познавательной деятельности студентов;
о пути развития познавательного интереса;
о проверка и оценка знаний, умений и навыков;
о организация проблемного обучения.
о комплексный: одновременный анализ дидактических,


психологических и других основ занятия (чаще всего системы уроков).
• Для самоанализа наиболее характерными являются такие виды как краткий, структурный, системный, структурно-временной, дидактический и аспектный анализ.
• Примерная схема самоанализа:
• Место урока в системе уроков данной темы.
• Обоснование целей урока и выполнение намеченного плана,
• Краткая характеристика учебной группы, индивидуальные особенности и их учет.
• Выбор структуры урока, ее обоснованность.
• Мотивировка отбора учебного материала для урока, оценка содержания каждого этапа урока.
• Оценка оптимальности выбранных форм и методов, оценка их соответствия целям урока и содержанию, выполнению задач, удовлетворенность преподавателя уроком, меры по устранению недостатков.
• Атмосфера урока, характер взаимодействия преподавателя и студентов.
• Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.
Самоанализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, когда можно учесть при подготовке что удалось, а что нужно исправить.
Целенаправленное изучение собственного опыта может проводиться в одном направлении и зависит от того, что является для преподавателя главным на данный момент: активизация познавательной деятельности студентов при усвоении новых знаний, развитие самостоятельной работы студентов при формировании навыков и умений и т. д.
Но не только самоанализ является для преподавателя повышением педагогического мастерства. Анализ уроков других преподавателей, знакомство с их методикой проведения уроков позволяет совершенствовать свое преподавание.
Одним из наиболее полезных для преподавателя видов анализа является дидактический.

Примерная схема дидактического анализа

Своевременность явки преподавателя на урок.
Готовность к началу урока.
Санитарное состояние аудитории и личная гигиена студентов.
Организация групп.
Подробный анализ проверки домашнего задания.
Методы и приемы, используемые преподавателем при проверке пройденного материала и их соответствие поставленным целям.
Ценность используемых методов и приемов проверки задания.
Качество знаний студентов.
Способы активизации группы во время проверки знаний, умений, навыков.
Анализ поведения студентов на занятии.
Анализ изложения нового материала или закрепление предыдущей темы: ясность и доступность изложения материала преподавателем;
используемые методы и их соответствие целям урока.
Используемые мыслительные приемы работы студентов.
Анализ последнего этапа урока: домашнее задание: как задается, объем; осуществление подведения итогов, выставление оценок; своевременность окончания занятия.
Реализация воспитательных задач
Индивидуальный подход к студентам, сочетание его с коллективной работой.
Умение организовать группу на учебную деятельность и поддержание дисциплины.
Самообладание и педагогический такт.
Владение голосом, правильность речи, дикция, темп, выразительность.
Примеры ответов на вопросы по указанной схеме.
Выводы и предложения.

Источник: Психолого-педагогический практикум: [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие / сост. С.И. Матафонова, Т.Ф. Ушева. - Электрон. текст. дан. (2,5 Мб). - Иркутск: Издательство «Аспринт», 2020. - 148 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц 512 Мб RAM, 2,5 Мб свобод. диск. пространства; CD- привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.