На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Психологическое сопровождение образовательного процесса
Психологическое сопровождение образовательного процесса
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.


Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:


- психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
- содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе ор
ганов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- распространение и внедрение в практику достижений отечественной и зарубежной психологии;
- взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (Служба здоровья, психолого-медико-педагогический консилиум, Совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.


Уровни психолого-педагогического сопровождения


- Индивидуальное
- Групповое
- На уровне класса
- На уровне образовательной организации


Основные формы сопровождения


- Диагностика
- Экспертиза
- Профилактика
- Коррекционная работа
- Развивающая работа
- Просвещение
- Консультирование


Основные направления психолого-педагогического сопровождения


- Сохранение и укрепление психологического здоровья
- Включение ценности здоровья и безопасного образа жизни в систему субъективных ценностей обучающихся
- Развитие экологической культуры
- Дифференциализация и индивидуализация обучения
- Мониторинг возможностей и способностей учащихся
- Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями
- Выявление и поддержка одаренных детей
- Психолого-педагогическая поддержка участников олим- пиадного движения
- Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности 
- Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников
- Поддержка детских объединений и ученического самоуправления


Приоритетные направления психологического сопровождения


Приоритетные направление работы в условиях введения ФГОС второго поколения позволят повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса и улучшить качество образования, т. к. они не только способствуют оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяют корректировать образовательный процесс. В то же время приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.


1. Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития их психологической компетентности.
Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией (заместителями директора) и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-лого- педом, медицинским работником) через различные формы работы (постоянно действующий семинар, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, семинар, круглый стол и т. д.), которые должны быть практико-ориентированными.
Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детьми с особыми образовательными потребностями, одаренными детьми, детьми — представителями различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной. Введение ФГОС основного общего образования требует учителя иного уровня квалификации, готового к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода. В этих условиях основной задачей методической работы следует считать обеспечение психолого-педагогической подготовки учителя, овладение им различными методиками диагностики психического развития и обученности ребенка.
Одновременно возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру.


2. Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций.
Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Следует отметить, что только позиция сотрудничества и взаимодействия позволит совместно разработать образовательные программы для каждого ребенка. Осуществление этих программ станет личностно значимым для педагогов, т. к. они будут видеть результаты своей педагогической деятельности по развитию личности школьников, а не только процентные показатели успеваемости.
Составление индивидуального маршрута развития ребенка — это комплексная работа специалистов школы и родителей по прогнозированию развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для его реализации.


3. Реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на коррекцию проблем психологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории. Особенности коррекционной работы (в том числе психологический аспект) должны быть отражены в основной образовательной программе общеобразовательного учреждения.


Программа коррекционной работы должна обеспечивать:


- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;
- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения
в условиях образовательного процесса;
- создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.


4. Создание системы работы образовательного учреждения и проектирование основной образовательной программы (психологический аспект) с учетом требований ФГОС.
Проектирование осуществляется совместно с администрацией и педагогами на основе результатов экспертной деятельности и включает в себя обязательные элементы:
- анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
- определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;
- разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
- приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат.


Планирование деятельности педагога-психолога с целью организации психологического сопровождения в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (реализации системы психологического сопровождения) должно строиться на основе стратегических целей и задач, стоящих перед системой образования в период модернизации и учитывать особенности конкретного учебного заведения. В тесном взаимодействии с методической службой общеобразовательного учреждения, психологическое сопровождение должно осуществляться как по традиционным направлениям с учетом особенностей возрастных этапов, так и по тем, которые оказались проблемными в ходе мониторинга среды и анализа деятельности за прошедший учебный год.

Источник: Основы педагогической психологии и педагогики: учебно-методическое пособие / сост. : М. В. Башкин, О. А. Бахвалова ; Яросл. гос. ун-т. — Ярославль : ЯрГУ, 2019. — 128 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.