На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Направления работы педагога-психолога по снижению негативного влияния факторов формирования учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения
Направления работы педагога-психолога по снижению негативного влияния факторов формирования учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Макарова Кристина Михайловна магистрант
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область


Ключевые слова: учебная мотивация, смешанное обучение, младший школьник.


Каждый ребенок к началу младшего школьного возраста переходит на крайне важный и интересный этап в своей жизни - он начинает обучение в школе. В этот период постепенно на смену прежде ведущей игровой деятельности приходит учебная деятельность, ребенок сталкивается с новыми нормами и правилами, с новым режимом дня и жизни, с новым коллективом сверстников и взрослых - одноклассников и учителей. Объем информации, которую он должен усвоить, значительно увеличивается. И наиболее успешно овладеть учебной программой, а также в целом эффективно обучаться дальше, первокласснику помогает активное и успешное включение в школьную жизнь и саму учебную деятельность. Способствует этому учебная мотивация.
Особенно актуальны вопросы развития учебной мотивации у младших школьников в современной ситуации, когда в связи с распространением коронавирусной инфекции детям приходится не только посещать уроки в школе, но и учиться дистанционно (порой довольно длительные периоды времени). Такое сочетание традиционного контактного и дистанционного обучения принято называть смешанным обучением.
В условиях сочетания традиционного контактного и дистанционного обучения одной из основных возникших трудностей является формирование учебной мотивации у учащихся младших классов. Школьники оказываются в ситуации недостатка живого общения с другими детьми и учителями, лишаются возможности носить портфель, посещать уроки на длительные периоды, а затем снова вынуждены возвращаться к обучению непосредственно в стенах школы и т. д. Если учебная мотивация не развивается до нужного уровня, ученик сталкивается с трудностями в решении стоящих перед ним учебных задач. Это указывает на важность целенаправленной деятельности педагога-психолога по снижению негативного влияния факторов формирования учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.
Одним из факторов, которые замедляют процесс формирования учебной мотивации, является то, что дети, начиная учиться в первом классе, сначала больше интересуются внешней стороной пребывания в школе. Часто детям больше нравится сидеть за партой, носить портфель и т. д., чем учиться и узнавать что-то новое и интересное [1; 2]. И из-за перехода на дистанционное обучение школьники на время лишаются возможности сидеть за партой на уроках, носить портфель, стоять у доски и др., т.е. в определенной мере лишаются возможности почувствовать себя учеником. Педагог-психолог в данном случае может проводить со школьниками упражнение «Портфель», выполняя которое, они должны выбрать из набора предметов и сложить в портфель те, которые нужны для обучения в школе (пенал, ручка, тетрадь и т. д.). Также он может предложить учителям выполнять данное упражнение с учениками в начале учебного дня в условиях дистанционного обучения, отводя на это около двух минут. Также по рекомендации педагога-психолога учитель может предлагать детям предварительно самостоятельно организовать свое учебное место (убрать лишние предметы со стола, подготовить тетрадь, учебники, ручку, карандаш и т. д.). Такая деятельность поможет не только привлечь внимание детей к предстоящей учебной деятельности с помощью внешней стороны обучения, но и развивать организованность, самостоятельность, которые важны в обучении.
Также школьники в начале своего обучения в школе часто оказываются ориентированы на установление положительных отношений с одноклассниками и учителями. Это связано с потребностью детей на данном возрастном этапе в общении со взрослыми и сверстниками [3]. Но в условиях смешанного обучения дети не имеют возможности активно и достаточной мере общаться с другими школьниками и со взрослыми, учителями. Лишаются возможности во взаимодействии получить от них одобрение своей деятельности, положительную оценку от одноклассников. Проявление эмоций одноклассников и учителей они зачастую могут наблюдать лишь через экран монитора. В данных условиях педагогу-психологу следует работать над созданием атмосферы доверия и взаимной поддержки учеников и учителей, благоприятного психологического климата во взаимодействии одноклассников и при взаимодействии учеников с учителями. Школьников следует мотивировать на активное участие не только в общении, но и в самом образовательном процессе как в традиционном контактном, так и в дистанционном обучении. Работа должна проводиться и с учителями, для них педагог-психолог может разработать рекомендации по вопросам психологического сопровождения младших школьников в учебном процессе. Совместно с учителями педагог-психолог может моделировать ситуации командного взаимодействия, организовывать мероприятия для сплочения коллектива учеников, которые недостаточно взаимодействуют при дистанционном обучении.
Для формирования учебной мотивации крайне важно, чтобы происходило формирование учебнопознавательных мотивов. Младший школьник должен заинтересоваться познанием окружающего мира, получением новой информации. Детям должно быть интересно не просто получать знания в готовом виде, но и самостоятельно их добывать, т.е. осваивать способы получения знаний. К концу младшего школьного возраста уменьшается число учеников, которые учатся из-за того, что им интересно, с 25% до 5% [1; 4]. В условиях смешанного обучения целенаправленное формирование познавательного мотива крайне важно, поскольку дети лишаются возможности на уроках в школе выполнять разные виды деятельности, которые помогают им получать новую информацию и познавать мир в интересной форме, например, проводить элементарные опыты и наблюдения за объектами и явлениями природы и т. д. Для снижения негативного влияния данного фактора на формирование учебной мотивации детей педагог-психолог может рекомендовать учителям использовать видео-сказки с заданиями, головоломки, обучающие компьютерные программы и игры, которые привлекают внимание детей и, как правило, интересны для них.
Ученики младших классов, начиная с третьего-четвертого класса, проявляют избирательное отношение к учебным предметам. Поэтому интерес или не интерес к предмету вызывают у них положительную или отрицательную мотивацию к процессу учения [1]. В связи с этим крайне важно заинтересовать школьника интересным учебным материалом, способом его подачи, занимательной практической деятельностью и др. Педагогу-психологу и в данном направлении следует взаимодействовать с учителями, чтобы спланировать, каким образом лучше организовать работу детей на уроках в условиях смешанного обучения, чтобы заинтересовать их учебным предметом и самим процессом обучения. Можно рекомендовать использовать красочные презентации и наглядные пособия, видео обучающих мультфильмов и передач, доступных по возрасту для младших школьников, организовывать наблюдение за природными явлениями и объектами и т. д.
Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на формирование учебной мотивации, выступает необходимость детей много времени проводить перед экраном монитора, подолгу сидеть на месте. Важно, чтобы педагог-психолог обучал детей релаксационным упражнениям, упражнениям для снятия психоэмоционального напряжения. Также он может рекомендовать учителям проводить со школьниками небольшие подвижные упражнения и гимнастику для глаз. Это позволит не допускать переутомления в процессе урока и, соответственно, избегать формирования у детей негативного отношения к обучению (как на уроках в классе, так и на дистанционных уроках).
Таким образом, педагог-психолог для снижения негативного влияния факторов формирования учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения может в непосредственном взаимодействии с ними и с учителями развивать у них познавательный интерес, стремление к освоению способов получения знаний, интерес к разным учебным предметам, хорошее отношение к школе, формировать благоприятные взаимоотношения внутри коллектива одноклассников и с учителем, устанавливать благоприятный психологический климат на уроках и т. д. Это призвано способствовать развитию учебно-познавательных мотивов и в целом устойчивой учебной мотивации в начальной школе. Необходимо отметить важность взаимодействия педагога-психолога с учителями по данной проблеме.


Список литературы
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 508 с.
2. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: учебное пособие. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 2014. - 121 с.
3. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие / М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. - Волгоград: Перемена, 2009.
4. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.