На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Динамика учебной мотивации в начальном, среднем и старшем звене школьного обучения
Динамика учебной мотивации в начальном, среднем и старшем звене школьного обучения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А. В. Штриккер
Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Abstract. The problem of dynamics of educational motivation in primary, secondary and high level jf school education has been examined in this particular article. In the result of research has been found out that there is higher level of school motivation in primary and secondary classes, students visit school and lessons with desire. In secondary school the activity is directed on the communication with peers. Students pay attention to another sex, themselves, their appearance but not to the process of learning.
Keywords: education, motivation, process of leaning.

В современное время вопрос об учебной мотивации в школе может быть назван центральным, по мнению Л. И. Божович – учебная мотивация состоит из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения [1].
Мотив является источником в деятельности школьника и выполняет функцию смыслообразования, побуждения школьника, самостоятельность в приобретении знания, познавательных интересов, а так же формирования у них активной жизненной позиции. По нашему мнению специфика учебной мотивации старших и младших школьников можно назвать одной из центральных проблем современных школ.
В своей курсовой работе мы изучили мотивацию младших и старших школьников в учебной деятельности, проанализировали, изменяется ли мотивационные стремление в течение школьного обучения.
Цель нашей работы: изучение психологической готовности ребенка к школе и определение типа мотивации к обучению младших и старших школьников.
Предмет: мотивационная готовность младших и старших школьников к школьному обучению.
Эмпирический объект: дети учащиеся первого, пятого, восьмого и десятого класса.
Теоретический объект: психологическая готовность к обучению в школе, а также специфика школьной мотивации в среднем и старшем учебном звене.
Гипотеза: существуют специфика ПГШ и различные типы мотивации к обучению в младшем, среднем и старшем звене.
Методики исследования: методика М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации», методика Г.А. Карпова « Учебная мотивация», анкета А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, методика Т.Д. Дубовицкой «Диагностика направленности учебной мотивации».
В нашем исследовании приняли участия 78 учеников, это учащиеся первого, пятого, восьмого и десятого класса.
Результаты опросника учащихся первого класса положительные, совершенно отсутствует низкий уровень учебной мотивации. Преобладает средний уровень учебной мотивации это 39%, что является нормой для большинства учебных заведений. Очень хороший показатель высокого уровня учебной мотивации 39%. Мы можем сделать вывод о том, что у ребят в первом классе хорошая школьная мотивация, они идут в школу, что бы получать знания.
Мы попросили ребят нарисовать рисунок «школа». У 100% ребят присутствует эмоциональная напряженность и тревога, рисунки были выполнены в темных тонах с сильным нажимом на карандаш, мы можем предположить, что это связанно с сильной нагрузкой детей. В первом классе у ребят по пять, а иногда и шесть уроков, это очень высокая нагрузка.
Почти половина рисунков была выполнена простым карандашом, то есть у 43% ребят присутствует плохое настроение. Все эти показатели могут быть связанны так же с тем, что в школах ребята начальных классов перемены проводят в кабинете. Но не смотря на высокие отрицательные показатели, все ребята хотят учиться, уровень мотивации у них хороший.
Стоит отметить, что 17% ребят изобразили на рисунках школу, то есть здание школы. По нашему мнению такие рисунки могут свидетельствовать о том, что ученики ходят в школу не осозновая всей важности школьного процесса. Они посещают школу потому что то так хотят родители, и того требует их возраст. 52% первоклассников изобразили кабинет, парты, стулья это может говорить о внешней мотивации ребят. Они ходят в школу для общения с одноклассниками, для время провождения. У 31% ребят изображен учитель или ученик у доски, мы может сделать вывод, что такие рисунки нам говрят о внутренней мотивации учеников. Школу они посещают с удовольствием, хотят получать знания.
Из 100% учащихся пятого класса высокий уровень школьной мотивации наблюдается у 35% школьников, так же 35% хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе обнаружено у 22% ребят, и 13% составляет низкая школьная мотивация. Более наглядно результаты представлены в таблице.
По данным мы можем сделать вывод, что интерес к учебному процессу у школьников еще присутствует, это может быть связано с тем, что у них еще осталась дисциплина с начальной школы, и сейчас им все ново и интересно, так как у них появляются новые предметы и учителя.
Средний уровень познавательного мотива больше всего проявляется у 83% учащихся. Это нормальный показатель для ребят пятого класса. Так же присутствует высокий уровень 17%, и совершенно отсутствует низкий уровень познавательного мотива. То есть ребята, переходя в новый период от младшего школьного возраста в средний школьный возраст, обладают познавательным интересом, они проявляют потребность в интеллектуальной активности и стремятся овладеть новыми умениями, знаниями и навыками.
Средний уровень коммуникативных мотивов у 79% ребят. Высокий уровень у 13%, а низкий уровень коммуникации проявляется у 13% школьников. Это не плохой показатель для учащихся пятого класса.
Говоря о саморазвитии, то можно наблюдать высокий уровень саморазвития у 42 % школьников, средний уровень у 58%, а низкий совершенно отсутствует. Ребята стремятся самостоятельно познавать мир, накапливать новые знания без помощи взрослого, они проявляют интерес к внешкольным и внеклассным занятиям.
В целом результаты положительные, у ребят заметно стремление к знаниям, к достижению своих целей. Дети общительны, хорошо развиты познания и самопознания. Мы можем сделать вывод, что перейдя в новый школьный период, а для них это так же своего рода кризис, они очень хорошо адаптировались и уровень школьной мотивации у детей ни каким образом не снизился.
У ребят восьмого класса, наблюдается высокий коммуникативный уровень, что свойственно данному возрасту. Ребята очень много уделяют время общению со сверстниками, как в школе, так и вне школы. Можно заметить, что большинство школьников имеют средний уровень познавательного мотива, то есть учебный процесс занимает не так много времени как в предыдущих классах, так как полностью меняется ведущий вид деятельности, что доказывают нам наглядно эти два показателя: коммуникативный и познавательный.
У 52% учеников высокий уровень саморазвития, это может свидетельствовать показателем, что ребята готовятся к первому экзамену, который им предстоит в девятом классе.

Совершенно отсутствует низкий уровень внешней мотивации, возможно, на ребят сильно оказывает влияние наказания или поощрения. Современных детей часто мотивируют, каким-либо поощрением, за хорошие оценки, что мы можем наглядно увидеть в таблице.
У ребят сильно развито общение со сверстниками, хороший уровень саморазвития и познавательный мотив. У школьников хорошо развита внутренняя мотивация к определенным предметам, но присутствует и внешняя, что характерно для данного периода.
У учащихся десятого класса высокий уровень познавательных мотивов, эмоциональных и внешних мотивов совершенно отсутствуют. У ребят хорошо развито социальное взаимодействие с обществом. Хороший показатель мотивации достижения и саморазвития. Результаты методики положительны, у ребят хорошо развит познавательный мотив, эмоциональный. Все это может свидетельствовать о том, что у учеников хорошая школьная мотивация. Это может быть связанно с подготовкой к экзаменам, с выбором будущей профессии. Ребята уделяют достаточно времени для учебного процесса.
Проведя исследование, мы увидели, как изменяется учебная мотивация в процессе школьного обучения.
Если сравнивать все три школьных периода, то конечно присутствуют существенные изменения. В первом классе у ребят хорошая учебная мотивация. Дети охотно посещают школу, выполняют предъявляемые им задания. Но очень высокий уровень тревожности и эмоциональной напряженности, все это может свидетельствовать о большой нагрузке на ребят.
В пятом классе дети большое внимание дети уделяют общению со сверстниками, усиливается учебная нагрузка, появляются новые предметы и учителя. Несмотря на существенные изменения, у ребят хорошая школьная мотивация, очень хорошо развит уровень коммуникации, что свойственно данному периоду.
У ребят восьмого класса уровень школьной мотивации средний, присутствует внешняя мотивация. Ребята уделяют внимание определенным предметам, что может быть связанно, как с умением учителя понятно преподнести предмет, умение заинтересовать учеников так и с тем, что школьникам предстоит сдавать первый государственный экзамен.
Заметно изменяется учебная мотивация у школьников десятого класса. Их вид деятельности направлен на учебный процесс, это связанно с выбором будущей профессии. Но стоит отметить, что ребята большое внимание уделяют определенным предметам. Ребята с легкостью осваивают нужную для них информацию.
Наше исследование показало, что в младших и старших классах высокий уровень школьной мотивации, школьники охотно посещают школу и занятия. Средний школьный период, самый сложный, дети не очень охотно посещают школу, их деятельность направлена больше на общение со сверстниками, в поисках себя. Ребята пытаются понять, кто они в этом мире. Появляется интерес к противоположному полу, школьники много внимания уделяют именно себе, своему внешнему виду, а не учебному процессу.
Литература
1. Гуткина Н.И « Психологическая готовность к школе». – М.: Академический проект, 2000. – 3-е изд, перераб. и доп. – (Руководство практического психолога).

Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.