На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Методичка по психолого-педагогической практике (РБ) - Семинар: Мотивация учебной деятельности
Методичка по психолого-педагогической практике (РБ) - Семинар: Мотивация учебной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Методичка по психолого-педагогической практике (РБ)
Приложения
Методический инструментарий практики
Социальный интеллект
Семинар: Мотивация учебной деятельности
Лабораторная работа по теме: Восприятие
Программа тренинга: Развитие эмпатических способностей в юношеском возрасте
Все страницы

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: «МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

План

  • Понятие об учебной мотивации.
  • Классификация мотивов учения.
  • Возрастные особенности мотивации учебной деятельности.
  • Пути формирования внутренней мотивации учения.

Ключевые понятия: мотив, мотивация, мотивационная сфера личности, учебная мотивация, внешние и внутренние мотивы, широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования, широкие и узкие социальные мотивы, мотивы социального сотрудничества, «мотивационный вакуум».

Обязательная литература

  • Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  • Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  • Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
  • Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

Дополнительная литература

  • Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
  • Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1987.
  • Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.
  • Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.
  • Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991.

1. Понятие об учебной мотивации

Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана, прежде всего, с анализом источников активности человека, побудительных сил его поведения. Сложность и многоаспектность обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также методов ее изучения.
Вопрос: Какие психологи обращались к изучению проблемы мотивации?
Ответ: Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности, мотивация изучается в различных аспектах, при этом используются такие понятия, как мотив, мотивация, мотивационная сфера.
В.: Как эти понятия соотносятся друг с другом?
О.: Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Ньютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, для А.Н. Леонтьева характерно понимание мотива как «опредмеченной потребности» и включение его в структуру самой деятельности. Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идея, чувства и переживания, все то, в чем нашла воплощение «потребность».
Понятие «мотив» уже понятия «мотивация», которое выступает в качестве сложного «механизма соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» (И.А. Джидарьян).
Наиболее широким понятием является понятие «мотивационная сфера», включающее и аффективную, и волевую сферы личности (Л.С. Выготский). Мотивация представляет собой сложную систему движущих сил поведения, открывающуюся субъекту в виде потребностей, интересов, целей, идеалов, которые детерминируют человеческую деятельность.
Таким образом, различные исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу личности, включающую в себя потребности, мотивы, цели и интересы в их взаимодействии.
В.: Какими признаками характеризуется учебная мотивация?
О.: Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность (И.А. Зимняя).
Поэтому, как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация системна, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью. с другой стороны, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов (А.К. Маркова):

  • характером самой учебной деятельности школьников, развернутостью и зрелостью ее структуры, сформированностью ее компонентов (учебной задачи, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки), взаимодействием в ходе учения с другим человеком;
  • смыслом учения для каждого школьника (определяемым идеалами, ценностными ориентациями ученика);
  • характером мотивов учения;
  • зрелостью целей;
  • особенностями эмоций, сопровождающих процесс учения.

2. Классификация мотивов учения

По отношению к деятельности все мотивационные явления делятся на 2 группы: внешнюю мотивацию и внутреннюю мотивацию.
В.: Как определить, каким является тот или иной мотив – внешним или внутренним?
О.: Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (на процесс учебной деятельности), то говорят о различных видах внутренней мотивации, или познавательных мотивах. Если же активность в ходе учения направлена на отношения с другими людьми, то речь идет о внешней мотивации, или о различных социальных мотивах.
Соответственно принято различать 2 большие группы мотивов:

  • Внутренние или познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
  • Внешние или социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми (А.К. Маркова).

Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные – в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы – в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества – в стремлении к коллективной работе и осознанию рациональных способов ее осуществления.
В.: Учебные мотивы могут различаться по степени осознания. Как вы считаете, как в каком случае мы можем говорить об осознанности мотива?
О.: Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости и т.д.
В.: Перечислите уровни познавательных и социальных мотивов.
О.: И познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни. Так, познавательные мотивы распадаются на следующие уровни:

  • широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми значениями-фактами, явлениями, закономерностями);
  • учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
  • мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни:

  • широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);
  • узкие социальны или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
  • мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

В.: Какие этапы проходят мотивы названных видов в своем становлении?
О.: Мотивы названных видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы:

  • актуализация первичных мотивов;
  • постановка на основе этих мотивов новых целей;
  • положительное подкрепление мотива при реализации этих целей;
  • появление на этой основе мотивов;
  • соподчинение разных мотивов и построение их иерархии, появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).

В.: Перечислите качества содержательной и динамической сторон мотивов учебной деятельности.
О.: Качества мотивов могут быть:

  • содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов и др.);
  • и динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) и т.д.

Есть и другие классификации мотивов учебной деятельности.
В.: В результате исследования мотивов учения были получены высказывания учащихся 10-11 классов. Определите, какой мотив выражает каждое из высказываний учащихся.

  • Учусь, чтобы стать полноценным членом общества.
  • Один я бы вообще не смог учиться.
  • На уроке для меня самое интересное – это живой рассказ учителя.
  • Отвечая у доски, я стараюсь не растеряться и отвечать как можно четче.
  • Для будущей жизни в любом случае надо хорошо окончить школу.
  • У меня в классе много друзей.
  • Чем лучше учишься, тем лучше к тебе относится учитель.
  • Мне интересны только те предметы. Которые пригодятся практически. Остальное пригодятся для общего развития.
  • Интересно, когда объясняют не по учебнику, это и так можно прочитать дома, а привлекают дополнительный материал.
  • Если бы мне предложили перейти в другую школу, я бы подумала, но вряд ли другой класс будет лучше этого.

3. Возрастные особенности мотивации учебной деятельности
При анализе мотивов учения школьника необходимо исходить из контекста возрастного развития, учитывая, что не возраст сам по себе, а тип учения, возрастные закономерности осуществляемой учеником активной учебной деятельности и социальных взаимодействий в рамках деятельности с другим человеком определяют мотивацию.
В.: На основе анализа работ А.К. Марковой, А.Б. Орловой, М.В. Матюхина и др. составьте таблицу «Возрастные особенности мотивации учения школьников» (таблица 1).

Таблица 1
Возрастные особенности мотивации учения школьников

Мотив

Возраст

младший школьный

средний школьный

старший школьный

I.Познавательные

 

 

 

  1. широкие

любознательность, интерес к отдельным фактам; неустойчивость

укрепление и расширение за счет появления внеклассных и внешкольных увлечений

интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета; избирательность

  1. учебно-познавательные

малоосознанность; слабая дифференциация; неустойчивость

интерес к способам приобретения знаний

интерес к методам теоретического и творческого мышления, рациональной организации умственного труда

3) самообразования

эпизодический интерес к дополнительным источникам знаний

активное стремление к самостоятельным формам учебной работы

связь с жизненными перспективами и выбором будущей профессии

II. Социальные

  1. широкие

недифференцированное понимание социальной значимости учения, привлекательность внешней стороны социальной роли ученика

осознание социальной значимости учения

связь с задачами профессионального самоопределения

2) узкие (позиционные)

желание получить одобрение учителя

стремление занять определенное место в классном коллективе

расширение деловых контактов школьника со сверстниками и учителями

3) социального сотрудничества

не развиты; представлены в общем виде

усиление мотива поиска контактов и сотрудничества с другим человеком

Обсуждение таблицы «Возрастные особенности мотивации учения школьников». Вопросы для обсуждения:

  • Проследите динамику развития мотивов учения в младшем (среднем, старшем) школьном возрасте. Проиллюстрируйте ответ примерами.
  • Дайте определение понятию «мотивационный вакуум». Укажите причины его возникновения на рубеже начальной и средней школы.
  • Опишите путь осознания мотивов учения школьниками.
  • Что содействует и что затрудняет становлению мотивации учения в младшем, среднем и старшем школьном возрасте?
  • Каковы резервы в воспитании мотивации (для каждого возраста)?

4. Пути формирования внутренней мотивации учения
В.: Перечислите основные психологические условия возникновения познавательного интереса в процессе обучения.
О.: Основными психологическими условия возникновения познавательного интереса в процессе обучения являются:

  • Получаемые знания обладают новизной для обучаемых;
  • Знания осознаются как полезные для учащихся, т.е. объективное значение этих знаний приобретает для них личностный смысл;
  • На уроке царит творческая атмосфера;
  • Активность поисковых действий или правильное решение учебной задачи получает положительную оценку (одобрение учителя или коллектива, класса);
  • На уроке складывается ситуация творческого конкурса на самое лучшее, самое оригинальное решение учебной задачи;
  • Возникновение у учащихся так называемого «ощущения потока». Оно появляется у школьников всякий раз, как только он начинает получать удовольствие от самой деятельности. «Ощущение потока» возникает в тех случаях, когда в деятельности школьника сбалансированы «надо» и «могу», когда приведено в гармонию то, что должно быть сделано и то, что человек может сделать;
  • Пример учителя: если учитель внутренне далек от преподаваемого предмета, не любит его, то учащиеся обязательно почувствуют это и могут прийти к выводу о том, что данный предмет как таковой лишен всякого интереса;
  • Переживание учащимися «личностной причинности». Когда учащиеся испытывают личностную причинность в учебе, они воспринимают свои занятия как внутренне мотивированные и др.

В.: Назовите причины, оказывающие негативный эффект на мотивацию учебной деятельности.
О.: Негативный эффект на мотивацию оказывают:

  • Необходимость выполнения той или иной работы к жестко фиксированному сроку и постоянный контроль над ее выполнением. Это обычно интерпретируется учащимися как различные проявления внешнего контроля. В этих условиях они воспринимают свою учебу как вынужденную, обусловленную извне, т.е. как внешне мотивированную;
  • Актуализируют ощущения подконтрольности, утраты автономии. Условия публичного выступления и как следствие усиливают внешнюю и ослабляют внутреннюю мотивацию учения. Можно сделать вывод, что обстоятельства, предоставляющие учащимся автономию, поддерживающие их компетентность и уверенность в себе, усиливают внутреннюю мотивацию, тогда как обстоятельства, оказывающие на учащихся давление, контролирующие их, подчеркивающие их некомпетентность, не предоставляющие четкой и адекватной информации о продвижении в обучении, ослабляют внутреннюю мотивацию.

Вопросы для самоконтроля
Определите, к какой группе можно отнести каждый из предложенных мотивов. Какие из них характерны в большей степени для младших, средних и старших школьников.

  • Желание получить отметку, одобрение учителя.
  • Стремление к успеху, самоутверждению.
  • Желание быть настоящим школьником.
  • Практическое значение предмета, возможность овладения полезными знаниями, умениями и навыками.
  • Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.
  • Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь потому, что интересно учиться»).
  • Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.
  • Стремление завоевать престиж у сверстников.
  • Интерес к тому, как можно получать знания самостоятельно.
  • Интересно, каким способом эти знания получены в науке.
  • Интерес к анализу собственных ошибок, поиск нескольких способов решения задачи.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.