На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Методичка по психолого-педагогической практике (РБ) - Приложения
Методичка по психолого-педагогической практике (РБ) - Приложения
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Методичка по психолого-педагогической практике (РБ)
Приложения
Методический инструментарий практики
Социальный интеллект
Семинар: Мотивация учебной деятельности
Лабораторная работа по теме: Восприятие
Программа тренинга: Развитие эмпатических способностей в юношеском возрасте
Все страницы

приложения

Приложение 1

Тематический план урока

№ урока

Тема
урока

Основные
понятия

Основные
умения

Межпредметные
связи

Средства обучения

Тип урока

Приложение 2

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ

  • Организационная подготовленность класса к уроку (организационный момент, чистота в классе, подготовленность доски, дисциплина учащихся и т.д.).
  • Образовательная и воспитательная цели урока.
  • Воспитательное влияние данного урока на учащихся:
  • Реализация принципов обучения на уроке;
  • Содержание учебного материала;
  • Методы и приемы работы с учащимися.
  • Форма организации обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная; урок, лабораторное занятие, лекция, семинар, практикум).
  • Характер взаимоотношения с учащимися (доминирующий стиль общения; степень направленности на учащихся; «привлекательность» учителя для учащихся).

Приложение 3

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

  • Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.
  • Цель урока и его образовательно-воспитательные задачи.
  • Организация урока. Приход учащихся на урок и их готовность к занятиям. Организация учащихся (мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и др.). Готовность классного помещения к уроку.
  • Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся. Цель и место проверки знаний, умений и навыков. Место проверки. Содержание вопросов для фронтального и индивидуального опросов, практических заданий, самостоятельных работ, заданий дифференцированного характера. Качество ответов учащихся. Активность класса. Подведение итога проверки знаний. Оценка ответов учащимися.
  • Содержание и методика изучения новых знаний. Тема и содержание устного изложения учебного материала. Объем и система знаний, сообщаемых учителем, методы изложения. Научная направленность излагаемого материала, связь с практикой, воспитывающий характер.

Тема и цель самостоятельного изучения учащимися учебного материала. Постановка проблемных вопросов перед учащимися, познавательных задач, формулировка логических заданий.
Активизация познавательной деятельности учащихся, способы поддержания интереса и внимания на отдельных этапах. Вовлечение учащихся в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала. Роль и место демонстрационного эксперимента, таблиц, кинофильмов и других средств наглядности. Использование доски и записи в тетрадях. Роль и место самостоятельной работы учащихся в процессе изучения нового материала, работы с учебниками, справочниками и дополнительной литературой. Методика учета знаний учащихся в процессе изучения нового материала.

  • Содержание и методика закрепления учебного материала. Тема и содержание закрепления. Методика закрепления. Упражнения и самостоятельные работы дифференцированного характера.
  • Содержание и методика домашнего задания. Объем и виды домашнего задания. Инструктаж о его выполнения. Дополнительные (индивидуальные) задания отдельным учащимся.
  • Характеристика познавательной деятельности учащихся.

Использование учителем общепсихологических принципов организации внимания на уроке. Приемы организации внимания на уроке: внешний вид учителя, мимика и жесты, доброжелательный тон; ритм и темп урока, новизна и яркость учебных пособий; эмоциональная насыщенность, образность речи учителя; последовательность, логичность изложения материала. Обеспечение устойчивости внимания учащихся на разных этапах урока, использование учителем переключения внимания учащихся.
Приемы создания установки на восприятие нового материала. Приемы актуализации полученных ранее знаний. Развитие всех видов памяти учащихся.
Создание проблемной ситуации в начале овладения учащимися новым материалом. Побуждение к формулировке задачи самими учащимися. Активность учащихся, вызванная интересом, поисками новых решений, системой вопросов учителя, побуждающих провести перенос общих заданий на конкретную задачу. Опора на коллективное мнение учащихся класса единой смысловой системой вопросов, привлечения внимания класса к ответам опрашиваемых. Использование учащимися теоретических знаний, полученных ими в школе, и непосредственного чувственного опыта для выводов и обобщений. Пути формирования новых понятий. Трудности при усвоении учащимися новых понятий.
Отношений учащихся к ответам и оценкам учителя. Имело ли место у школьников (в связи с их уровнем притязаний) удовлетворение выполненным заданием? Заражал ли учитель учащихся своим отношением к учебному предмету и способствовал ли тем самым выявлению у них новых мотивов поведения? Как в процессе учебной деятельности формировать интеллектуальные, волевые и другие свойства личности?

  • Характеристика учителя. Знание материала. Методическое мастерство. Увлечение учителя предметом. Педагогический такт. Речь (дикция, темп, культура речи, образность, эмоциональность).

Приложение 4
Международный проект оценки учителя в «Артеке» (Материалы предложены академиком профессором, доктором психологических наук Коломинским Я.Л.)
СТРУКТУРА АНАЛИЗА, ОБСТАНОВКИ И САМООЦЕНКИ
I. Руководство обстановкой в классной комнате
Iа. Учитель создает благоприятную для учебы обстановку

  • Взаимоотношение: учитель демонстрирует терпение, приемлемость, сочувствие и интерес к ученикам. Учитель избегает сарказма и унизительных замечаний.
  • Выражение ожиданий учебных успехов: учитель создает атмосферу, которая вселяет во всех учеников желание добиться успехов.
  • Физическая обстановка: учитель создает физическую обстановку, которая безопасна и благоприятна для учебы.

Iб. Учитель утверждает необходимые нормы поведения

  • Правила и нормы утверждаются: учитель устанавливает необходимые нормы поведения и добивается их. Учитель заостряет свое внимание во всех случаях, когда поведение учеников соответствует или не соответствует этим нормам. Повторяемые неоднократно примеры правильного поведения в классе указывают на то, что правила и нормы поведения ранее были указаны ученикам.

Iв. Учитель привлекает учеников к участию в процессах хода урока

  • Привлечение учеников: учитель привлекает 80 процентов учеников к участию в процессах хода урока.
  • Восстановление участия: когда любой из учеников постоянно невнимателен на уроке, учитель должен попытаться заполучить обратно внимание этого ученика на уроке.

Iг. Учитель эффективно руководит организационными моментами

  • Правила в классе: это не связанные с учебным процессом действия в классе, как, например, перекличка, точение карандашей, передача тетрадей и других материалов и оборудования.
  • Переходы: это не связанные с учебным процессам переходы от одной классной активности к другой или от одного раздела урока к другому.

II. Учебный процесс
IIа. Содержание урока

  • Выбор содержания: содержание урока должно согласовываться с целями урока учителя и изучаемой темы. Оно также должно быть на уровне соответствующем уровню восприятия учеников и уровню их социального, эмоционального и физического развития.
  • Уровень трудности: содержание урока не должно быть слишком легким или слишком трудным для восприятия и усвоения учениками.
  • Достоверность: содержание урока должно быть достовер­ным.

IIб. Система обучения

  • Введение: это то, что учитель делает для того, чтобы сконцентрировать внимание учеников, на уроке до его начала, а также до начала рассмотрения нового параграфа урока.
  • Заключение: это то, что учитель делает в конце урока, что помогает ученикам понять цель пройденного урока. Учитель также делает это в. конце каждого параграфа, рассмотренного на уроке. Это также может быть краткий обзор темы всего урока или только что пройденного параграфа. Учитель должен поощрять участие учеников в обзоре изученного материала или добиваться их участия методом задавания вопросов.

IIв. Учитель развивает урок для достижения целей урока

  • Развитие урока: урок учителя должен быть логически последовательным, связывающим последующей материал с предыдущим. Оба должны способствовать заинтаресовыванию учеников и привлекать их к участию на уроке.

IIг. Учитель использует правильную стратегию задавания вопросов

  • Познавательный уровень: уровень задавания вопросов должен соответствовать целям урока учителя. Если учитель ищет ответы на простые факты или понятия, то вопросы низшего познавательного уровня более приемлемы. Если цель учителя стимулиро­вать размышление на более высоком уровне, например, анализ и оценка, тогда вопросы более высшего познавательного уровня более приемлемы. На многих уроках, разнообразие уровней задаваемых вопросов, будет наиболее правильным, потому что не все ученики имеют одинаковый познавательный уровень. Это поможет ученикам легче усвоить только что преподнесенный материал.
  • Использование учебного порядка и материалов: метод, которым учитель пользуется для разделения учеников на группы или метод выбора ученика для ответа на вопросы – вот что называется учебным порядком. Как учитель использует материалы (книги, бумага, карандаши, аудио-, видеооборудование) также важно.
  • Реагирование на учеников: учитель должен всегда каким-то образом реагировать на ответы учеников на заданные вопросы, даже в случаях, когда ученик не ответил на вопрос. Учитель должен всегда отвечать на вопросы и комментарии учеников. Учитель использует участие учеников для ускорения усвоения темы урока.
  • Предоставление ученикам возможностей для участия: учитель должен создать возможность для всех учеников хотя бы один раз ответить на вопрос; должен вовлекать разных учеников в процесс вопроса и ответа.
  • Время выжидания: выждать достаточное время между воп­росом и ответом, прежде чем вызвать ученика для ответа. Обычно выделяемое на раздумывание время – 5 секунд. Это позволяет уче­никам хорошо подумать над ответом на заданный вопрос, и поскольку ученики имеют несколько секунд, чтобы подумать над ответом, большее число из них будут иметь хорошо продуманный ответ. Никогда не называйте имя выбранного для ответа ученика до того, как вопрос сформулирован. Если ученик знает, что вопрос задан не ему, то не будет обращать внимание на заданный вопрос.

IIд. Учитель обращается ясно, используя грамотный язык, используя приемлемые разговорные выражения

  • Приемлемое обращение: учитель должен выражаться связанно. Быть неопределенным или неоднозначным создает сложности для усвоения учениками материала урока. Ваши указания должны быть ясными и грамотными.
  • Четкость произношения: ваша выразительность, громкость голоса и скорость вашей речи не должны создавать сложности для понимания учениками материала урока.
  • Разговорные выражения: грамматически неправильные и сленговые выражения не должны использоваться. Вы никогда не должны использовать вульгарные выражения. Вам не следует никогда быть грубыми или оскорблять учеников.

III. Оценка
IIIа. Учитель контролирует усвоение учениками урока
и дела­ет корректировки обучаемого процесса по мере необходимости.
1. Контроль усвоения: вы должны непрерывно проверять усвоение учениками изучаемого материала урока. Перед тем, как перейти к новому материалу, вы должны убедиться в том, что пройденный материал усвоен. Это выполняется частым задава­нием вопросов. Вопросы должны задаваться разным ученикам на разных познавательных уровнях. Только когда вы почувствуете, что только что пройденный материал усвоен, вы мажете перейти к изу­чению нового материала.

  • Корректировка необходима: когда становится ясным, что преподнесенный материал не усвоен многими учениками, вы должны преподнести тот же материал, используя другой метод. Иногда другой метод преподнесения того же материала поможет ученикам легче изучит его. Часто ученики, которые поняли тему урока, могут помочь небольшой группе одноклассников, которые затрудняются в усвоении материала. Это также поможет более луч­шему усвоению материала для учеников, выполняющих преподавание. В то же самое время учитель может продолжить работу с другой группой учеников, которые также затрудняются в усвоении материала или понимания раздела урока.

Приложение 5
Психологические характеристики
межличностного взаимодействия на уроке

  • Начало урока. Эмоциональное содержание первого контакта учителя с учениками. Приемы привлечения внимания. Методы создания эмоционально положительной творческой атмосферы в классе. Внешний вид учителя. Тональность начала урока. Подготовленность педагогического реквизита.

2. Развитие композиции урока. Завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка. Создание на уроке эмоционально-познавательной интриги, атмосферы радости интеллектуального открытия, ситуации творческого поиска, «Ага!»-переживание, «Эврика!».
3. Организация сотрудничества учеников. Приемы активизации совместного решения интеллектуальной, учебной задачи. Использование метода «мозгового штурма» (брейнсторминг). Создание дискуссионных «малых групп», сотрудничающих пар, «жужжащие группы». Побуждение учеников к взаимопомощи.
4. Обеспечение эмоциональной разрядки. Проявление чувства юмора со стороны учителя. Подведение учеников к самостоятельному решению проблемы.

  • Средства педагогического общения в системе «учитель – ученик». Выразительность педагогической речи: интонационное разнообразие, лексическое богатство, форма обращения к уче­никам, культура речи, тональность голоса. Умение держать паузу. Умение вызвать вопросы, высказывания учеников. Экспрессия, мимика и пантомимика учителя. Жесты и проксимические проявления.

6. Оценочная деятельность учителя на уроке.
Объекты оценивания. Что чаще всего оценивается: поведение, высказывания, вопросы, развернутые выступления (ответы), оказание помощи товарищу, проявление творческой самостоятельности, старательность, требовательность к себе, способность к дискуссии, нестандартность мышления.
Эмоциональная тональность и речевая форма оценивания. Категоричность оценки, альтернативность оценки. Преобладание позитивных или негативных оценок. Руководствуется ли «золотым правилом» оценивание: оценивай конкретное поведение, а не личность в целом.Стремление найти повод для позитивной оценки ученика.
7. Характеристика стиля педагогического руководства, педагогического общения и типа педагогического взаимодействия.
Проявление авторитарного, демократического, либерального стиля руководства. Проявление активно-положительного, пассивно-положительного, ситуативного, пассивно-отрицательного, активно-отрицательного отношения к ученикам. Проявление характеристик гармонически положительного типа педагогического взаимодействия (+ +), отрицательного (-), несогласованные типы (- +) (+ -) по параметру совпадения внешних и внутренних компонентов межличностного взаимодействия. Общая характеристика гуманистического личностно-ориентированного характера отношения учителя к ученикам, «принятия» ученика.
8. Индивидуализация и селективность педагогического взаимодействия. Проявление индивидуального подхода на основных этапах урока: учет темперамента учеников, интереса к предмету, успеваемости, особенностей восприятия конкретного и абстрактного материала, взаимоотношений с другими учениками класса. Учет различий между мальчиками и девочками, учет их симпатий друг к другу. Проявление учителя своего эмоционального (симпатия – антипатия) отношения к отдельным ученикам. Проявление симпатий учеников к учителю.

  • Учитель как член педагогической команды. Учет учителем знаний, полученных учениками на других уро­ках, у других, учителей. Отзывы о других учителях – косвенные и прямые. Проявление доброжелательности или недоброжелательности к своим коллегам. Опора на знания в сложных областях.

10. Осознаваемое (преднамеренное) и неосознаваемое (непреднамеренное) педагогическим взаимодействием.
Уровень рефлексии основных параметров своей педагогической деятельности. Планирование своего общения с учениками. Диапазон сознательного использования приемов педагогического общения. Проявление спонтанности, креативности в педагогическом общении. Импровизация в педагогическом общении. Способность к самоанализу и самовоспитанию в сфере педагогического взаимодействию. Программа профессиональной самоактуализации и самоусовершенствования.

Приложение 6
ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ ПОСЛЕ УРОКА

  • Ф.И.О. учителя.

Излагаемый предмет.
Дата проведения урока.
2. Выполнили ли Вы все, что планировали для урока? Если нет, укажите, что Вы не смогли выполнить и почему? Как, на Ваш взгляд, прошел урок? Смогли ли Вы придерживаться Ваших намеченных учебных целей?

  • Усвоили ли ученики все то, что Вы планировали для изучения?
  • В результате всего, что произошла в классе, что Вы думаете спланировать на следующий урок?

Приложение 7
ПРЕДОЦЕНОЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Ф.И.О. учителя.
Излагаемый предмет.
Дата планируемого обзора урока.
Класс.
Число учеников в классе.
Половой состав: мальчики _______, девочки ______.
Время начала урока.
Время окончания урока.

Собеседование перед обзором урока
Место: ____________________________
Время: ____________________________
Собеседование после обзора урока
Место: ____________________________
Время: ____________________________

  • Пожалуйста, укажите тему вашего предмета.
  • Каковы цели этого урока?

Что будет изучаться на уроке?

  • Перечислите ваши цели (чему научатся ученики в ре­зультате проведения этого урока).
  • Какое действие или какие действия будут происходить на уроке?
  • Разбивка на учебные группы (по какому принципу уче­ники будут разбиты на группы в ходе урока для обучения планово­го материала?
  • Какие материалы Вы планируете использовать для этого урока (книги, бумаги, ручки, аудио-, видеоаппаратура и т.д.)?
  • Пожалуйста, укажите особенности этого класса или отдельного ученика, о чем, Вы считаете, необходимо знать и что поможет нам понять, если что-то произойдет в оде урока (имеется в виду: особенности уровня учеников, специальные нужды, физические недостатки, поведение, необходимость использования специального языка).

Приложение 8
СХЕМА АНАЛИЗА ЛЕКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Анализ лекции преподавателя проводится по следующей схеме:

  • Ф.И.О. учителя.

Излагаемый предмет.
Дата проведения урока.

  • Комплементарность лектора.
  • Методическое разнообразие лекций.
  • Умение использовать ТСО, наглядным, графическим материалом.
  • Полнота раскрытия темы.
  • Доказательность рассуждений.
  • Мировоззренческое содержание лекции.
  • Контакт лектора с аудиторией.
  • Широта охвата аудитории.
  • Культура речи.
  • Эмоциональность изложения.
  • Умение поддержать дисциплин.
  • Интерес слушателей лекции.
  • Соблюдение плана лекции.
  • Проявление гуманитарного отношения к студентам.

Приложение 9
СХЕМА АНАЛИЗА деятельности преподавателя
во время семинарских или практических занятий
Качество семинарского (практического) занятия преподавателя вуза проводится по следующей схеме:

  • Ф.И.О. учителя.

Излагаемый предмет.
Дата проведения урока.

  • Умение мотивировать к изучению темы.
  • Умение создать психологический настрой на изучение данной темы.
  • Четкость, логичность и краткость инструктажа по изучению проблемы.
  • Выделение главных вопросов темы.
  • Хронометраж времени преподавателя и студентов.
  • Анализ характера вопросов преподавателя:
  • когнитивные (воспроизведение фактов, содержания);
  • конвергентные (анализ и интеграция сведений, фактов);
  • оценочные (мнения, оценки фактов, сведений);
  • дивергентные ответы, требующие новых идей).

Приложение 10
САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ
Продолжите следующие предложения:

  • Если бы мне предложили опять разработать программу (план) изучения только что проведенного занятия, я бы
  • убрал (а) из нее следующие вопросы (задания) …
  • дополнил (а) бы изучение данной темы следующими вопросами (заданиями)…
  • На следующие вопросы информации преподавателя и учебных источников было недостаточно…
  • Наиболее сложным и неинтересным при изучении темы было задание …
  • Наиболее интересным при изучении темы я считаю задание …
  • Для обсуждения в группе можно было бы включить следующие вопросы (задания)…


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.