На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Методичка по психолого-педагогической практике (РБ) - Методический инструментарий практики
Методичка по психолого-педагогической практике (РБ) - Методический инструментарий практики
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Методичка по психолого-педагогической практике (РБ)
Приложения
Методический инструментарий практики
Социальный интеллект
Семинар: Мотивация учебной деятельности
Лабораторная работа по теме: Восприятие
Программа тренинга: Развитие эмпатических способностей в юношеском возрасте
Все страницы

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРАКТИКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
тема: «Профилактическая деятельность психологической службы»

План

  • Общее понятие профилактической деятельности.
  • Основные виды профилактической деятельности.
  • Пример профилактической деятельности как части профилактической работы.

Основные понятия: профилактическая деятельность, профилактическая деятельность, просветительская деятельность, психическое здоровье, психологическое здоровье, психологическая культура.

Обязательная литература

  • Карандашев Ю.Н., Сенько Т.В. Психологическая служба в системе образования: Методические рекомендации. Мн., 1998. 204 с.
  • Коломинский Я.Л. Культурно-психологичекое опосредование межличностных взаимодействий в системе «взрослый – ребенок» // Развитие субъективности в процессе ее социализации / Под ред. Я.Л. Коломинского, С.И. Коптевой, А.П. Лобанова. Мн., 1999. С. 4 – 14.

1. Общее понятие профилактической деятельности
Профилактическая деятельность представляет собой формирование у педагогов, детей, родителей и/или лиц, их заменяющих, общепсихологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта [1, 97 – 105].

2. Основные виды профилактической деятельности
Профилактическая деятельность состоит из двух основных видов работы: просветительской и превентивной.

  • Просветительная деятельность – ориентирована на формирование психологической культуры у педагогов, детей, родителей, администрации и персонала
  • Превентивная деятельность – носит предупредительный характер; содержит элементы диагностики, консультации, коррекции.

Цель превентивной деятельности – предотвратить возможные отклонения в психическом развитии детей, нежелательные повороты в конфликтных ситуациях в семье, педагогическом коллективе и т.д.
Профилактическая деятельность может носить индивидуальные или групповой характер и быть посвящена какой-то одной теме, проблеме или носить общий, открытый характер. Она может проводиться с различным контингентом: администрацией, педагогическим коллективом, родителями или детьми.
Характер профилактической деятельности также зависит от типа учебно-воспитательного учреждения. Так, например, в дошкольном учреждении профилактическая работа включает в себя:

  • Адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
  • Обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительный класс в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
  • Определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии, их коррекции;
  • Подготовка совместно с воспитателем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
  • Проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждения интернатного типа с целью создания максимальных благоприятных условий для развития детей и их социальных ориентаций;
  • Предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
  • Создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм обучения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.

По форме представления она может быть:

  • устной: лекции, беседы, индивидуальные и групповые консультации;
  • выступать в виде печатной продукции: подготовка памяток, подбор и распространение педагогической, психолого-педагогической и иной литературы; подготовка настенных газет, стендов, выставок-передвижек и пр. (например, стенд – «Просвещение»).

3. Пример профилактической деятельности как части профилактической работы
Определение понятия «психическое здоровье» экспертами ВОЗ (Всемирной Организацией Здравоохранения) включает в себя следующие пункты:

  • Отсутствие выраженных психических расстройств;
  • Определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы и затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах;
  • Состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармония между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности».

Психологическое здоровье включает в себя состояние гармонии с окружающим миром и является основой для самопознания и самоосознания.
Психологическое здоровье неразрывно связано с психическим, однако эти понятия не тождественны. Психологу, обладающими знаниями критериев нормы и патологии психической деятельности, путей и средств компенсации и восстановления нормы. Необходимо проводить профилактическую работу, выявляя детей, находящихся в зоне психологического риска.
Одним из аспектов профилактической деятельности психолога системы образования является предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания.
Психологическая культура впервые за последние десятилетия наряду с национальной, экологической, морально-этической и другими включена в содержание воспитания школьников. Необходимость формирования именно этого аспекта базисной культуры личности отмечена в опубликованном проекте «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». Содержание воспитательной работы в этом русле должно быть направлено на:

  • повышение психологической компетентности учащихся;
  • развитие их коммуникативных способностей;
  • стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования.

Я.Л. Коломинский предложил концепцию непрерывного психологического образования, в которой излагаются следующие принципы:

  • Принцип учета психологической предобразованности, т.е. знать и учитывать предшествующие психологические знания учащихся о себе, о других людях, обществе;
  • Принцип учета личной вовлеченности, которая проявляется в процессах интроспективного проецирования и психотерапевтического ожидания.

Предложенные принципы в целом раскрываются в концепции культурно-психологического опосредования межличностных взаимодействий
(Я.Л. Коломинский): взрослый общается с ребенком через призму сложившихся ранее пропсихологических взглядов на психологическую культуру; так же общается и ребенок в системе взаимоотношений с одногруппниками в детском саду, одноклассниками и т.д.

лекция
Тема «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ:


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ»

Человеческое совершенство построено на фундаменте внутри-личностного интеллекта, все начинается внутри.

Г. Алдер

План

  • Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии.
  • Теории и проблемы исследования социального интеллекта.
  • Методы и методика диагностики социального интеллекта.

Ключевые понятия: социальный интеллект, внутри- и межличностный интеллект, эмоциональный интеллект, когнитивный аспект коммуникативных способностей, познание поведения.

Обязательная литература

  • Алдер Г. Техника развития интеллекта. СПб.: Питер, 2001. 192 с.
  • Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1982. С. 433 – 457.
  • Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. 167 с.
  • Лобанов А.П. Проблемы исследования социального интеллекта юношей и девушек // Педагогическое образование в классическом университете: Проблемы и перспективы: В 2 ч. Ч. 2. Материалы Междун. н/п. конф.
    / Под. ред. Н.А.Березовина. Мн.: БГУ, 2000. С. 156 – 160.
  • Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Руководство по использованию. СПб.: ГП ИМАТОН, 1996. 56 с.
  • Цукерман Г.А. Психология саморазвития: Задача для подростков и их педагогов. М.-Рига: Эксперимент, 1998. 128 с.

Дополнительная литература

  • Айзенк Г. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. 1995.

№ 1. С. 111 – 131.

  • Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992. 476 с.
  • Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: ПитерКом, 1999. 356 с.
  • Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. Р-н/Д: Феникс, 1999. 592 с.
  • Лобанов А.П., Коптева С.И. Актуальные проблемы психологии интеллекта: В 2 ч. Ч. 1. Мн.: НЭССИ, 2000. 95 с.


 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.