Страница 3 из 7
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРАКТИКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ тема: «Профилактическая деятельность психологической службы»
План
- Общее понятие профилактической деятельности.
- Основные виды профилактической деятельности.
- Пример профилактической деятельности как части профилактической работы.
Основные понятия: профилактическая деятельность, профилактическая деятельность, просветительская деятельность, психическое здоровье, психологическое здоровье, психологическая культура.
Обязательная литература
- Карандашев Ю.Н., Сенько Т.В. Психологическая служба в системе образования: Методические рекомендации. Мн., 1998. 204 с.
- Коломинский Я.Л. Культурно-психологичекое опосредование межличностных взаимодействий в системе «взрослый – ребенок» // Развитие субъективности в процессе ее социализации / Под ред. Я.Л. Коломинского, С.И. Коптевой, А.П. Лобанова. Мн., 1999. С. 4 – 14.
1. Общее понятие профилактической деятельности Профилактическая деятельность представляет собой формирование у педагогов, детей, родителей и/или лиц, их заменяющих, общепсихологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта [1, 97 – 105].
2. Основные виды профилактической деятельности Профилактическая деятельность состоит из двух основных видов работы: просветительской и превентивной.
- Просветительная деятельность – ориентирована на формирование психологической культуры у педагогов, детей, родителей, администрации и персонала
- Превентивная деятельность – носит предупредительный характер; содержит элементы диагностики, консультации, коррекции.
Цель превентивной деятельности – предотвратить возможные отклонения в психическом развитии детей, нежелательные повороты в конфликтных ситуациях в семье, педагогическом коллективе и т.д. Профилактическая деятельность может носить индивидуальные или групповой характер и быть посвящена какой-то одной теме, проблеме или носить общий, открытый характер. Она может проводиться с различным контингентом: администрацией, педагогическим коллективом, родителями или детьми. Характер профилактической деятельности также зависит от типа учебно-воспитательного учреждения. Так, например, в дошкольном учреждении профилактическая работа включает в себя:
- Адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
- Обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительный класс в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
- Определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии, их коррекции;
- Подготовка совместно с воспитателем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
- Проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждения интернатного типа с целью создания максимальных благоприятных условий для развития детей и их социальных ориентаций;
- Предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
- Создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм обучения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
По форме представления она может быть:
- устной: лекции, беседы, индивидуальные и групповые консультации;
- выступать в виде печатной продукции: подготовка памяток, подбор и распространение педагогической, психолого-педагогической и иной литературы; подготовка настенных газет, стендов, выставок-передвижек и пр. (например, стенд – «Просвещение»).
3. Пример профилактической деятельности как части профилактической работы Определение понятия «психическое здоровье» экспертами ВОЗ (Всемирной Организацией Здравоохранения) включает в себя следующие пункты:
- Отсутствие выраженных психических расстройств;
- Определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы и затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах;
- Состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармония между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности».
Психологическое здоровье включает в себя состояние гармонии с окружающим миром и является основой для самопознания и самоосознания. Психологическое здоровье неразрывно связано с психическим, однако эти понятия не тождественны. Психологу, обладающими знаниями критериев нормы и патологии психической деятельности, путей и средств компенсации и восстановления нормы. Необходимо проводить профилактическую работу, выявляя детей, находящихся в зоне психологического риска. Одним из аспектов профилактической деятельности психолога системы образования является предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания. Психологическая культура впервые за последние десятилетия наряду с национальной, экологической, морально-этической и другими включена в содержание воспитания школьников. Необходимость формирования именно этого аспекта базисной культуры личности отмечена в опубликованном проекте «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». Содержание воспитательной работы в этом русле должно быть направлено на:
- повышение психологической компетентности учащихся;
- развитие их коммуникативных способностей;
- стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования.
Я.Л. Коломинский предложил концепцию непрерывного психологического образования, в которой излагаются следующие принципы:
- Принцип учета психологической предобразованности, т.е. знать и учитывать предшествующие психологические знания учащихся о себе, о других людях, обществе;
- Принцип учета личной вовлеченности, которая проявляется в процессах интроспективного проецирования и психотерапевтического ожидания.
Предложенные принципы в целом раскрываются в концепции культурно-психологического опосредования межличностных взаимодействий (Я.Л. Коломинский): взрослый общается с ребенком через призму сложившихся ранее пропсихологических взглядов на психологическую культуру; так же общается и ребенок в системе взаимоотношений с одногруппниками в детском саду, одноклассниками и т.д.
лекция Тема «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ»
|
Человеческое совершенство построено на фундаменте внутри-личностного интеллекта, все начинается внутри.
Г. Алдер
|
План
- Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии.
- Теории и проблемы исследования социального интеллекта.
- Методы и методика диагностики социального интеллекта.
Ключевые понятия: социальный интеллект, внутри- и межличностный интеллект, эмоциональный интеллект, когнитивный аспект коммуникативных способностей, познание поведения.
Обязательная литература
- Алдер Г. Техника развития интеллекта. СПб.: Питер, 2001. 192 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1982. С. 433 – 457.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. 167 с.
- Лобанов А.П. Проблемы исследования социального интеллекта юношей и девушек // Педагогическое образование в классическом университете: Проблемы и перспективы: В 2 ч. Ч. 2. Материалы Междун. н/п. конф.
/ Под. ред. Н.А.Березовина. Мн.: БГУ, 2000. С. 156 – 160.
- Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Руководство по использованию. СПб.: ГП ИМАТОН, 1996. 56 с.
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития: Задача для подростков и их педагогов. М.-Рига: Эксперимент, 1998. 128 с.
Дополнительная литература
- Айзенк Г. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. 1995.
№ 1. С. 111 – 131.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992. 476 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: ПитерКом, 1999. 356 с.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. Р-н/Д: Феникс, 1999. 592 с.
- Лобанов А.П., Коптева С.И. Актуальные проблемы психологии интеллекта: В 2 ч. Ч. 1. Мн.: НЭССИ, 2000. 95 с.
|