Страница 6 из 7
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА по теме «Восприятия» «Исследование индивидуальных особенностей восприятия
(полезависимость-поленезависимость)»
План
- Краткое резюме.
- Теоретическое введение.
- Изложение эксперимента.
- Результат индивидуального эксперимента.
- Результаты группового эксперимента.
Ключевые понятия: когнитивный стиль, полезависимоть, поленезависимость.
Обязательная литература
- Колга В. Возможын миры когнитивных стилей // Когнитивные стили: Тезисы науч.-практ. семинара. Таллинн, 1986. С. 32–38.
- Лобанов А.П., Коптева С.И. Актуальные проблемы психологии интеллекта: В 2 ч. Ч. 1. Мн., 2000.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие под общей ред. А.А.Крылова, C.А.Маничева. СПб., 2000.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2001.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: Проблемы исследования. М., 1997.
- Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Р-н/Д., 1994.
1. Краткое резюме Эксперимент проводился с целью определения различий в индивидуальных особенностях восприятия юношей и девушек. В эксперименте приняли участие 26 студентов 1 курса факультета психологии (из них 12 девушек и 14 юношей) в возрасте 18 – 20 лет. Индивидуальные особенности восприятия (полезависимость – поленезависимость) диагностировались при помощи методики «Скрытые фигуры» в модификации Л.Л. Терстоуна [2]. В результате индивидуального эксперимента было обнаружено, что испытуемый Оля К. относится к категории полезависимых. Групповой эксперимент не выявил различий по шкале полезависимость – поленезависимость между показателями девушек и юношей.
2. Теоретическое введение В современной психологии изучение индивидуальных особенностей внутренней организации познавательных процессов осуществляется в рамках исследования когнитивных стилей. Существует множество определений понятия когнитивный стиль. Как утверждает М.А. Холодная, когнитивные стили - это ндивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, оценивания и категоризации) [5]. Изучение когнитивных стилей происходит в рамках как «традиционной», так и «новой» парадигмы исследования личности [1]. К «традиционному» направлению относятся исследования Г. Виткина и Дж. Кагана. К «новому» направлению принадлежит психологическая школа, которая связана с именами сотрудников Менингеровской клиники (Дж. Клейн, Р. Гарднер, П. Хольцман). В отличие от Г. Виткина, пытавшегося вывести разнообразные индивидуальные особенности из одного параметра, они рассматривают когнитивные стили как «… взаимоупорядоченную систему когнитивных антитюдов, которая образует особый структурный уровень личности» [6, стр.12]. Практическая работа предполагает изучение такого когнитивного стиля, как полезависимость – поленезависимость. Понятие дифференцированности поля было введено в 1954 году Г. Виткиным и было определено как биполярное качество личности, которое варьирует в пределах от полезависимости до поленезависимости. Полезависимость – означает доминирование целого, недостаточное дифференцирование частей в образе восприятия, неспособность преодолевать контекст, необособленность отдельных раздражителей от их фона. Поленезависимости соответствует способность воспринимать целое как структурирование, вычленять стимулы из контекста [3]. Представители полезависимого стиля больше доверяют наглядным зрительным впечатлениям в ситуации оценки положения объектов в пространстве, а также с трудом преодолевают видимое поле при необходимости его детализации и структурировании. Представители поленезависимого стиля, напротив, в аналогичной ситуации полагаются на внутренние проприоцептивные впечатления и, кроме того, они быстро и точно выделяют любую деталь из целостного пространственного контекста.
3. Изложение эксперимента Цель: выявление индивидуальных особенностей восприятия по характеристике полезависимость-поленезависимость. Испытуемый: Оля К., 18, 6 (25), студентка 1 курса факультета психологии. Испытуемые: студенты 1 курса факультета психологии в возрасте от 18 до 20 лет. Стимульный материал: методика «Скрытые фигуры» в модификации Л.Л. Терстоуна. Ход эксперимента. Экспериментатор читает инструкцию: левый рисунок в каждом ряду - искомая фигура. Вы должны решить, скрыта ли эта фигура в каждом из четырех рисунков справа. Поставьте знак V, если рисунок содержит фигуру. Поставьте знак О, если рисунок не содержит искомую фигуру. Затем испытуемые в течение 10 минут обнаруживают скрытые фигуры по предложенному эталону.
4. Результат индивидуального эксперимента Результаты диагностического исследования индивидуальных особенностей восприятия Оли К. отражены в таблице 1. Стен мы определяли на основании сырого балла по таблице [2], где 62 баллам соответствует уровень 5,2.
Таблица 1
№ |
ФИО
|
БАЛЛ
|
СТЕН
|
1
|
Оля К.
|
62
|
5,2
|
Таким образом, для испытуемого характерен такой когнитивный стиль, как полезависимость, который определяется стенами в пределах от 1 до 6.
5. Результаты группового эксперимента Эмпирические данные исследования когнитивного стиля полезависимость-поленезависимость в целом по выборке представлены в таблице 2.
Таблица 2
Студенты-девушки (n1 = 14)
|
Студенты-юноши (n2 = 12)
|
|
|
Когнитивный стиль
|
|
|
Когнитивный стиль
|
№
|
код
|
Стен
|
Ранг
|
№
|
код
|
Стен
|
Ранг
|
1
|
Оля А.
|
9,6
|
26
|
1
|
Вася Г.
|
9,3
|
25
|
2
|
Анна С.
|
8,6
|
22
|
2
|
Юра О.
|
9,0
|
24
|
3
|
Ира В.
|
8,2
|
20,5
|
3
|
Костя В.
|
8,8
|
23
|
4
|
Жанна Г.
|
8,2
|
20,5
|
4
|
Игорь П.
|
7,6
|
19
|
5
|
Оля К.
|
5,2
|
15,5
|
5
|
Слава Р.
|
6,9
|
18
|
6
|
Алла С.
|
4,2
|
11,5
|
6
|
Коля В.
|
6,2
|
17
|
7
|
и т.д.
|
4,2
|
11,5
|
7
|
и т.д.
|
5,2
|
15,5
|
8
|
|
4,2
|
11,5
|
8
|
|
5,0
|
14
|
9
|
|
3,8
|
9
|
9
|
|
4,2
|
11,5
|
10
|
|
2,7
|
6,5
|
10
|
|
3,4
|
8
|
11
|
|
2,1
|
4,5
|
11
|
|
2,7
|
6,5
|
12
|
|
1,6
|
3
|
12
|
|
2,1
|
4,5
|
13
|
|
1,2
|
2
|
13
|
|
|
|
14
|
|
0,8
|
1
|
14
|
|
|
|
Суммы
|
|
|
165
|
Суммы
|
|
|
186
|
Анализ результатов: статистическая достоверность различий определялась по U-критерию Манна-Уитни [4]. U-критерий Манна-Уитни вычисляется по нижеследующей формуле:
, где n1 – количество испытуемых в выборке 1; n2 – количество испытуемых в выборке 2; ТХ – большая из двух ранговых сумм; nХ – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов. Теперь мы сформулируем гипотезу: Н0: группа студентов-юношей не превосходит по выраженности когнитивного стиля полезависимость-поленезависимость студентов-девушек. Н1: у студентов-юношей более выражена поленезависимость, чем у девушек. Рассчитаем показатели U-критерия: U = (14 · 12) + 12 · (12 + 1) – 186 = 60 2 Uэмп>Uкр, следовательно принимается Н0, показатели полезависимости – поленезависимости у юношей не превышают аналогичные показатели у девушек.
6. Выводы В ходе эксперимента изучались индивидуальные особенности восприятия в юношеском возрасте в условиях избытка информации. Различия оказались статистически незначимыми.
|