На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Методичка по психолого-педагогической практике (РБ) - Лабораторная работа по теме: Восприятие
Методичка по психолого-педагогической практике (РБ) - Лабораторная работа по теме: Восприятие
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Методичка по психолого-педагогической практике (РБ)
Приложения
Методический инструментарий практики
Социальный интеллект
Семинар: Мотивация учебной деятельности
Лабораторная работа по теме: Восприятие
Программа тренинга: Развитие эмпатических способностей в юношеском возрасте
Все страницы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА по теме «Восприятия»
«Исследование индивидуальных особенностей восприятия


(полезависимость-поленезависимость)»

План

  • Краткое резюме.
  • Теоретическое введение.
  • Изложение эксперимента.
  • Результат индивидуального эксперимента.
  • Результаты группового эксперимента.

Ключевые понятия: когнитивный стиль, полезависимоть, поленезависимость.

Обязательная литература

  • Колга В. Возможын миры когнитивных стилей // Когнитивные стили: Тезисы науч.-практ. семинара. Таллинн, 1986. С. 32–38.
  • Лобанов А.П., Коптева С.И. Актуальные проблемы психологии интеллекта: В 2 ч. Ч. 1. Мн., 2000.
  • Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие под общей ред. А.А.Крылова, C.А.Маничева. СПб., 2000.
  • Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2001.
  • Холодная М.А. Психология интеллекта: Проблемы исследования. М., 1997.
  • Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Р-н/Д., 1994.

1. Краткое резюме
Эксперимент проводился с целью определения различий в индивидуальных особенностях восприятия юношей и девушек.
В эксперименте приняли участие 26 студентов 1 курса факультета психологии (из них 12 девушек и 14 юношей) в возрасте 18 – 20 лет. Индивидуальные особенности восприятия (полезависимость – поленезависимость) диагностировались при помощи методики «Скрытые фигуры» в модификации Л.Л. Терстоуна [2].
В результате индивидуального эксперимента было обнаружено, что испытуемый Оля К. относится к категории полезависимых. Групповой эксперимент не выявил различий по шкале полезависимость – поленезависимость между показателями девушек и юношей.

2. Теоретическое введение
В современной психологии изучение индивидуальных особенностей внутренней организации познавательных процессов осуществляется в рамках исследования когнитивных стилей. Существует множество определений понятия когнитивный стиль. Как утверждает М.А. Холодная, когнитивные стили - это ндивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, оценивания и категоризации) [5]. Изучение когнитивных стилей происходит в рамках как «традиционной», так и «новой» парадигмы исследования личности [1]. К «традиционному» направлению относятся исследования Г. Виткина и Дж. Кагана. К «новому» направлению принадлежит психологическая школа, которая связана с именами сотрудников Менингеровской клиники (Дж. Клейн, Р. Гарднер,
П. Хольцман). В отличие от Г. Виткина, пытавшегося вывести разнообразные индивидуальные особенности из одного параметра, они рассматривают когнитивные стили как «… взаимоупорядоченную систему когнитивных антитюдов, которая образует особый структурный уровень личности» [6, стр.12].
Практическая работа предполагает изучение такого когнитивного стиля, как полезависимость – поленезависимость. Понятие дифференцированности поля было введено в 1954 году Г. Виткиным и было определено как биполярное качество личности, которое варьирует в пределах от полезависимости до поленезависимости. Полезависимость – означает доминирование целого, недостаточное дифференцирование частей в образе восприятия, неспособность преодолевать контекст, необособленность отдельных раздражителей от их фона. Поленезависимости соответствует способность воспринимать целое как структурирование, вычленять стимулы из контекста [3].
Представители полезависимого стиля больше доверяют наглядным зрительным впечатлениям в ситуации оценки положения объектов в пространстве, а также с трудом преодолевают видимое поле при необходимости его детализации и структурировании. Представители поленезависимого стиля, напротив, в аналогичной ситуации полагаются на внутренние проприоцептивные впечатления и, кроме того, они быстро и точно выделяют любую деталь из целостного пространственного контекста.

3. Изложение эксперимента
Цель: выявление индивидуальных особенностей восприятия по характеристике полезависимость-поленезависимость.
Испытуемый: Оля К., 18, 6 (25), студентка 1 курса факультета психологии.
Испытуемые: студенты 1 курса факультета психологии в возрасте от 18 до 20 лет.
Стимульный материал: методика «Скрытые фигуры» в модификации Л.Л. Терстоуна.
Ход эксперимента.
Экспериментатор читает инструкцию: левый рисунок в каждом ряду - искомая фигура. Вы должны решить, скрыта ли эта фигура в каждом из четырех рисунков справа. Поставьте знак V, если рисунок содержит фигуру. Поставьте знак О, если рисунок не содержит искомую фигуру. Затем испытуемые в течение 10 минут обнаруживают скрытые фигуры по предложенному эталону.

4. Результат индивидуального эксперимента
Результаты диагностического исследования индивидуальных особенностей восприятия Оли К. отражены в таблице 1. Стен мы определяли на основании сырого балла по таблице [2], где 62 баллам соответствует уровень 5,2.

Таблица 1


ФИО

БАЛЛ

СТЕН

1

Оля К.

62

5,2

Таким образом, для испытуемого характерен такой когнитивный стиль, как полезависимость, который определяется стенами в пределах от 1 до 6.

5. Результаты группового эксперимента
Эмпирические данные исследования когнитивного стиля полезависимость-поленезависимость в целом по выборке представлены в таблице 2.

Таблица 2

Студенты-девушки (n1 = 14)

Студенты-юноши (n2 = 12)

 

 

Когнитивный стиль

 

 

Когнитивный стиль

код

Стен

Ранг

код

Стен

Ранг

1

Оля А.

9,6

26

1

Вася Г.

9,3

25

2

Анна С.

8,6

22

2

Юра О.

9,0

24

3

Ира В.

8,2

20,5

3

Костя В.

8,8

23

4

Жанна Г.

8,2

20,5

4

Игорь П.

7,6

19

5

Оля К.

5,2

15,5

5

Слава Р.

6,9

18

6

Алла С.

4,2

11,5

6

Коля В.

6,2

17

7

и т.д.

4,2

11,5

7

и т.д.

5,2

15,5

8

 

4,2

11,5

8

 

5,0

14

9

 

3,8

9

9

 

4,2

11,5

10

 

2,7

6,5

10

 

3,4

8

11

 

2,1

4,5

11

 

2,7

6,5

12

 

1,6

3

12

 

2,1

4,5

13

 

1,2

2

13

 

 

 

14

 

0,8

1

14

 

 

 

Суммы

 

 

165

Суммы

 

 

186

Анализ результатов: статистическая достоверность различий определялась по U-критерию Манна-Уитни [4]. U-критерий Манна-Уитни вычисляется по нижеследующей формуле:

практика

, где
n1 – количество испытуемых в выборке 1;
n2 – количество испытуемых в выборке 2;
ТХ – большая из двух ранговых сумм;
nХ – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
Теперь мы сформулируем гипотезу:
Н0: группа студентов-юношей не превосходит по выраженности когнитивного стиля полезависимость-поленезависимость студентов-девушек.
Н1: у студентов-юношей более выражена поленезависимость, чем у девушек.
Рассчитаем показатели U-критерия:
U = (14 · 12) + 12 · (12 + 1) – 186 = 60
2
Uэмп>Uкр, следовательно принимается Н0, показатели полезависимости – поленезависимости у юношей не превышают аналогичные показатели у девушек.

6. Выводы
В ходе эксперимента изучались индивидуальные особенности восприятия в юношеском возрасте в условиях избытка информации. Различия оказались статистически незначимыми.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.