На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Методичка по психолого-педагогической практике (РБ) - Социальный интеллект
Методичка по психолого-педагогической практике (РБ) - Социальный интеллект
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Методичка по психолого-педагогической практике (РБ)
Приложения
Методический инструментарий практики
Социальный интеллект
Семинар: Мотивация учебной деятельности
Лабораторная работа по теме: Восприятие
Программа тренинга: Развитие эмпатических способностей в юношеском возрасте
Все страницы

Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии

Понятие «интеллект» относится к разряду недостаточно определенных психологических категорий. Количество его определений можно сравнить с «семантическим полем», напоминающим звездное небо. Одни дефиниции сияют как звезды первой величины, другие – возникают неожиданно, как «сверхновые звезды», от третьих остается только некогда излучаемый ими свет.
Последнюю во времени попытку дать общепринятое определение интеллекта предприняли 52 ведущих психолога в области психологии интеллекта, опубликовавшие в 1994 году в Wall Street Journal следующий перечень базовых постулатов:

  • Интеллект существует как наиболее общая умственная способность, включающая способности к логическому мышлению, решению проблем, абстрактному мышлению, быстрому обучению и обучению на основе опыта.
  • Интеллект (IQ) может быть измерен с помощью тестов на интеллект. Невербальные тесты должны использоваться в тех случаях, когда конкретные навыки не связаны с языком.
  • Тесты на IQ не являются культурно обусловленными.
  • Интеллект, более чем другие системы измерений, связан со сферами образования и экономики, с профессиональной деятельностью и социальной средой. Но, тем не мене, тесты на IQ представляют собой важную шкалу измерений.
  • Наследственность играет в формировании более существенную роль, чем среда.
  • Личность не рождается с неизменным уровнем интеллекта, который частично стабилизируется в период детства и впоследствии меняется незначительно [1; 9].

Впрочем, названные выше постулаты носят достаточно общий характер и больше напоминают известную шутку Э.Дж. Боринга: «Интеллект – это то, что тестируют мои тесты» [8]. С точки зрения тестологической (психометрической) парадигмы в психологии интеллекта, по мнению М.А. Холодной, сосуществуют две линии. Первая линия, или линия Ч. Спирмена, основана на идее «целостности» интеллекта. Она представлена работами Р. Кеттелла, Ф. Вернона, Л. Хамфрейса. Вторая – линия Л. Терстоуна, напротив, базируется на положении о «множественности» сторон интеллекта (интеллектов). Кроме Л. Терстоуна к ней принадлежат работы таких известных психологов, как Дж. Гилфорд и Г. Гарднер.
Так, Говард Гарднер разработал концепцию «многостороннего интеллекта». Он выделил семь типов: вербально-лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно-двигательный, музыкально-ритмический, внутриличностный и межличностный интеллект.
Внутриличностный интеллект, или способность к самопознанию, предполагает осознание своих чувств, уверенность в себе, самоуважение, независимость и самореализацию, а также знание собственных желаний и ценностей.
Межличностный интеллект как способность к установлению контактов с окружающими характеризует социальную сторону личности. Он включает понимание других людей, социальные навыки и коммуникативные умения. Близким понятием (или одним из компонентов) межличностного интеллекта является так называемый «эмоциональный интеллект». Дж. Майер под эмоциональным интеллектом понимает группу умственных способностей, которые помогают воспринять и понять собственные чувства и чувства других людей, что ведет к способности регулировать свои чувства [1]. На наш взгляд, эмоциональный интеллект – способность к интерпретации эмоций – является прямым следствием успехов современной когнитивной психологии в целом, и в частности теории эмоций Шахтера-Валинза.
Итак, внутриличностный, межличностный и эмоциональный интеллект как рядоположенные или отчасти синонимичные понятия могут служить исходной точкой для определения социального интеллекта. Однако понятие «социальный интеллект» в психологической науке встречается и в ином значении. Например, в контексте теории Г.Ю. Айзенка [7; 11]. Известный английский психолог Ганс Юрген Айзенк называет три вида интеллекта: биологический, социальный и психометрический. Биологический интеллект связан с функциями коры головного мозга и служит физиологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения человека. Биологический интеллект генетически обусловлен. Социальный интеллект – это результат взаимодействия индивида с окружающей его средой или проявление социальной адаптации. В свою очередь, психометрический интеллект как вторичный фактор можно рассматривать в качестве единицы измерения биологического и социального интеллекта. Похожее определение социального интеллекта приводит Дональд О. Хебб. Социальный интеллект в понимании Г. Айзенка и Д. Хебба – это скорее социально обусловленные, или развивающиеся под воздействием окружающей среды, общие способности.
Понятие «социальный интеллект» было введено в психологическую науку американским психологом Э. Торндайком в 1920 году. С точки зрения Э. Торндайка, социальный интеллект – это глубина понимания и дальновидность в межличностных отношениях. Как особый «социальный дар», продуктом которого является успешная социальная адаптация, его стал рассматривать Г. Оллпорт.
Исследования социального интеллекта из области чистой теории в непосредственную практику удалось перевести благодаря модели интеллекта Дж. Гилфорда. В широком смысле социальный интеллект, по мнению американского психолога, это способность к познанию поведения.
Достаточно широко как одну из граней межличностного интеллекта, социальную сторону личности трактует содержание названного понятия
Г. Алдер [1]. В структуру социального интеллекта он включает понимание других людей, социальные навыки и знание секретов общения. Г. Алдер утверждает, что социальный интеллект универсален, он не связан с какой-то одной сферой жизни или определенным типом поведения. «Социально умные» люди обладают тем, что мы называем «социальным сознанием», «социальной грамотностью». Другими словами, они умеют поддерживать хорошие отношения в семье, с друзьями и коллегами по работе. Видимо, как и общий интеллект, социальный – имеет иерархическую структуру: свой фактор g и s-фактор.
В отечественной психологии к проблеме социального интеллекта первым обратился Ю.Н. Емельянов [3]. В контексте социального фактора и теории интериоризации, «вращивания» общественных отношений. При этом он опирался на теорию Л.С. Выготского, на значение культуры и межличностного взаимодействия в формировании и развитии высших психических функций.
По Ю.Н. Емельянову, приобретение коммуникативной компетентности – это процесс движения от актуальных межличностных событий к результатам их осознания и закрепление последних в виде умений и навыков во внутренних когнитивных структурах психики.
А.Л. Южанинова рассматривает социальный интеллект как особую умственную способность, определяющую эффективность общения. В его структуру она включает:

  • социально-перцептивные способности;
  • социальное воображение;
  • социальные техники общения, т.е. способность принимать роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие.

Е.С. Михайлова под социальным интеллектом понимает когнитивный аспект коммуникативных способностей личности, который интегрирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов, включая процессы социальной перцепции и рефлексии.
В работах В.А. Лабунской [10] социальный интеллект нашел отражение в связи с исследованиями способности личности к адекватному пониманию невербального поведения. Включая способность к психологическим интерпретациям индивидуального невербального поведения, интерпретации невербальной интеракции, оценки эмоциональной экспрессии, установлению связей и отношений между различными элементами невербального поведения в целом.
Таким образом, в познавательной деятельности можно выделить специфическую сферу: понимание себя и себе подобных в процессе взаимодействия. Любая деятельность (в том числе и субъект-объектная) опосредована и, в конечном счете, имеет субъект-субъектный аспект. Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать социальным интеллектом.
Социальный интеллект – устойчивая способность понимать самого себя и других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события на основе индивидуальных мыслительных процессов аффективного реагирования и социального опыта.

  • Теории и проблемы исследования социального интеллекта

В настоящее время наиболее авторитетная теория социального интеллекта предложена Дж. Гилфордом [2; 9; 11]. Как известно, кубическая модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда включает 120 интеллектуальных способностей. Каждой способности соответствует свой маленький кубик, образованный пересечением трех осей координат: содержание, операции, результаты.
По мнению Е.С. Михайловой, к достоинствам модели Дж. Гилфорда можно отнести следующие моменты:

  • Расширенная концепция интеллекта Дж. Гилфорда представляет собой самое полное, на сегодняшний день, системное описание интеллектуальных способностей человека.
  • Она обладает эвристической силой, т.е. позволяет прогнозировать интеллектуальные способности, которые пока еще не выявлены в экспериментальных исследованиях.
  • Вследствие полноты системного описания интеллекта модель
    Дж. Гилфорда позволяет классифицировать практически все известные интеллектуальные тесты, а также расширяет на содержательном уровне их интерпретационные возможности [5].

В структуре кубической модели интеллекта особое место отводится социальному интеллекту. По Дж. Гилфорду, социальный интеллект – это способность к познанию поведения. Другими словами, социальный интеллект в системе координат кубической модели интеллекта обеспечивает как операция (умственное действие) познание информации, как содержание осуществляется на поведенческом уровне, отражая процессы межличностного взаимодействия, и распространяется на все предусмотренные моделью Дж. Гилфорда результаты обработки информации.
Таким образом, социальный интеллект – познание поведения – включает шесть факторов:

  • Познание элементов поведения – способность выделять из общего контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения.
  • Познание классов поведения – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуационной информации о поведении.
  • Познание отношений поведения – способность понимать и устанавливать связи между единицами информации о поведении.
  • Познание систем поведения – способность понимать логика развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
  • Познание преобразований поведения – способность понимать изменения значений сходного вербального или невербального поведения в разных ситуационных контекстах.
  • Познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
практика

Рис. Структура социального интеллекта по Дж. Гилфорду
и нагрузка субтестов на ее элементы
Этапы развития социального интеллекта по Р. Селману. Концепция социального интеллекта Роберта Селмана опирается на достижения современной когнитивной психологии и рассматривает становление социального интеллекта в контексте социализации личности. Определенные параллели данная концепция имеет с операциональной теорией интеллекта Ж. Пиаже и теорией развития нравственных суждений Л. Кольберга.
Р. Селман [6] выделяет пять стадий развития социального интеллекта, внутри которых разворачиваются четыре линии социального взаимодействия: понимание себя, близкие дружеские отношения, отношения в группе сверстников и с родителями. На нулевой или досоциальной стадии отношения ребенка с его окружением характеризуются эгоцентризмом. Ребенок еще не различает внутренние и внешние принципы поведения. Понимание себя базируется на недифференцированной психофизиологической целостности. В области близких дружеских отношений имеют место случайные неустойчивые игровые контакты, а в области отношений в группе сверстников – вещно-телесные связи. Отношения с родителями ограничиваются определенным прагматизмом. Досоциальная стадия заканчивается, когда ребенок достигает успехов в области сепарации, когда мысли и чувства других людей и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом его интереса.
Основное содержание первой стадии развития социального интеллекта может быть раскрыто с точки зрения становления детского субъективизма. Понимание себя разворачивается как процесс выделения своих намерений, чувств и мыслей. Ребенок испытывает потребность в односторонней помощи, чем объясняется несимметричный характер отношений со сверстниками. В отношениях с родителями царит авторитарность.
На второй стадии развития социального интеллекта, которая характеризуется способностью к рефлексии, ребенок пробует занять позиции другого человека, учится согласовывать разные точки зрения. Понимание себя на этой стадии означает самопознание. Отношения с друзьями строятся на принципах сотрудничества, в группе сверстников – партнерство. В отношениях с родителями наступает определенное эмоциональное взаимопонимание.
На третьей стадии социального интеллекта, которой ребенок достигает обычно в предподростковом возрасте (10 – 12 лет), взаимность обуславливает весь спектр отношений. Понимание себя достигается через достижение устойчивой самоидентичности, а близких друзей – посредством взаимного обмена личностно значимыми содержаниями, понимания взаимозависимости целей поведения друг друга. Группы сверстников становятся гомогенными; отношения с родителями основываются на личной ответственности ребенка.
На четвертой стадии отношения взаимности достигают определенной глубины, наступает осознание сосуществования нескольких уровней человеческой близости, понимание себя как интегрированной системы различных Я-состояний. Отношения с друзьями приобретают статус добровольной взаимозависимости самостоятельных личностей. На смену гомогенной группе приходит плюралистическая организация взаимоотношений со сверстниками.
Как утверждает российский психолог Г.А. Цукерман, для достижения высшего уровня развития социального интеллекта по Р. Селману желательно, но совсем не обязательно, достижение стадии формальных операций по
Ж. Пиаже. Между способностью решать формально-логические и социальные задачи не существует строго однозначного соответствия.

3. Методы и методика диагностики социального интеллекта

Впервые попытку разработать тест на социальный интеллект предприняли Thorndike (1936) и Woodrow (1939). Однако, проведя факторный анализ «George Washington Social Test», они не смогли выделить конкретный параметр, соответствующий социальному интеллекту. Причина неудачи, по их мнению, заключалась в том, что тесты на социальный интеллект были основаны на вербальном и мнемическом факторах. Затем Wedeck (1947) впервые использует стимульный материал, содержащий слуховые и рисуночные стимулы, позволивший выделить специфический фактор «психологической способности» как прообраз социального интеллекта. Его исследования доказали приоритетность использования невербального стимульного материала для диагностики социального интеллекта.
На уровне прикладных и практических исследований задача разработки адекватного теста на социальный интеллект была решена Дж. Гилфордом и М. Салливеном. Они создали свою тестовую батарею на основе 23 тестов, предназначенных для измерения выделенных ими шести факторов. Кроме этого они использовали тесты, предложенные их предшественниками.
Тестированием было охвачено 240 мальчиков и девочек в возрасте
10 – 15 лет, все дети – представители белой расы средних и высших слоев американского общества, имеющие общий интеллект не ниже среднего. Четыре теста, наиболее адекватные для измерения социального интеллекта, и составили диагностическую батарею, известную как «Методика исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена [5].
Методика позволяет диагностировать как общей уровень социального интеллекта, так и изучение частных способностей понимания поведения. Она содержит 4 субтеста: субтест № 1 – S1 – «История с завершением»; субтест
№ 2 – S2 – «Группы экспрессий»; субтест № 3 – S3 – «Вербальная экспрессия»; субтест № 4 – S4 – «Истории с дополнением» (см. рис.). Названные выше субтесты диагностируют 4 частные способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Кроме того, субтест № 3 – S3 – «Вербальная экспрессия» – имеет дополнительную нагрузку по фактору «Познание отношений поведения»; субтест № 4 – S4 – «Истории с дополнением» – по факторам «Познание элементов поведения» и «Познание результатов поведения».
Названная выше методика была адаптирована на французской выборке и послужила основой для ее последующей адаптации Е.С. Михайловой для русскоязычных пользователей (объем выборки – 210 человек, возраст –
18 – 55 лет).
«Методика исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и
М. Салливена в адаптации Е.С. Михайловой была использована в наших исследованиях, в которых приняло участие 185 студентов в возрасте от 18 до 30 лет. В результате предложены нормативные таблицы по каждому субтесту и композитной оценки для белорусской выборки [4].
В исследованиях Дж. Гилфорда было установлено, что социальный интеллект значимо не коррелирует с развитием общего интеллекта. Данное положение необходимо было проверить с учетом особенностей белорусской выборки.
Так, в проведенном под нашим руководством А.В. Свиридовой исследовании соотношения развития общего и социального интеллекта в юношеском возрасте приняли участие 60 испытуемых (из них 30 девушек и
30 юношей), учащихся 1 курса профессионально-технического колледжа города Минска. Средний возраст девушек – 16,13 лет, юношей – 15,9. Диагностика интеллектуальных способностей и общего интеллекта осуществлялась по тесту структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТСИ); социального интеллекта – Методике исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (адаптация Е.С. Михайловой).
В результате экспериментального исследования было обнаружено, что корреляция между общим и социальным интеллектом чаще встречается у юношей, чем у девушек. Так, статистически значимая корреляция была обнаружена между общим интеллектом и показателями по всем субтестам за исключением субтеста № 3 – S3 – «Вербальная экспрессия» у юношей (Р<0,01) и по субтесту № 1 – S1 – «Истории с завершением» - у девушек (Р<0,05). Композитная оценка социального интеллекта значимо коррелировала с общим интеллектом только у юношей (rs=0,80 при Р<0,01). При этом средний уровень социального интеллекта по композитной оценке в данной выборке оказался практически одинаков (29,5 – у девушек и 29,6 – у юношей).

Итак, феномен социального интеллекта представляет собой достаточно новый предмет исследования как для зарубежной, так и отечественной психологии. Его концептуализация стала возможна на стыке когнитивной психологии и персонологии. Социальный интеллект, когнитивный аспект коммуникативных способностей, включает в свою структуру и когниции, и эмоции, и действия. Он обладает достаточными прогностическими возможностями, которые позволяют прогнозировать успешность профессиональной деятельности и взаимоотношений в системе «человек-человек».



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.