Страница 1 из 7 1. Пояснительная записка
В настоящее время в Республике Беларусь существует достаточно разветвленная и многоуровневая система подготовки профессиональных психологов. Наиболее эффективной формой является университетское образование, предполагающее знание психологической науки на фундаментальном (теоретическом), прикладном и практическом уровне. При этом профессиональное становление студента может осуществляться по следующим основным направлениям:
- Формирование личностного стиля деятельности посредством изменения ее функций и иерархического строения в ходе приобретения соответствующих трудовых навыков;
- Становление профессионального мировоззрения в процессе развития личности студента;
- Становление профессиональной культуры.
Производственная (психолого-педагогическая) практика позволяет аккумулировать содержание названных выше направлений, отрефлексировать результаты учебно-воспитательного процесса в вузе и скоординировать последующую подготовку студентов. Она завершает этап общей подготовки психолога, преподавателя психологии и непосредственно предшествует производственной практике с учетом конкретной специализации.
2. Содержание практики
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
Настоящая программа производственной (психолого-педагогической) практики предназначена для студентов четвертых курсов факультета психологии дневной, вечерней и заочной форм обучения. Ее содержание соответствует специальности «психолог, преподаватель психологии». Цель практики заключается в применении полученных знаний, умений и навыков в условиях реальной профессиональной деятельности психолога, преподавателя психологии. Производственная практика предполагает наличие двух этапов: педагогической (методической) и собственно психологической практики.
Организация и проведение производственной (психолого-педагогической) практики
Производственная (психолого-педагогическая) практика рассчитана на 6 недель (дневное отделение) и на 2 недели (вечернее и заочное отделение). Время работы студентов – 6 часов в день. Студенты, обучающиеся по специальности «Психология», проходят практику в учебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, школах, детских домах, лицеях, гимназиях, диагностико-реабилитационных центрах, внешкольных учреждениях, средних специальных и высших учебных заведениях и т.п. Работают с одной или несколькими группами детей и подростков, используя достижения психологической науки. Активно взаимодействуют с воспитательно-педагогическим коллективом учреждения и родителями. Свою деятельность на местах студенты-практиканты выстраивают в соответствии с задачами и целями производственной (психолого-педагогической) практики, а также координируют с планом работы психологической службы данного учреждения. Психолог учреждения координирует работу студентов-практикантов, а также осуществляет методическое руководство.
I. Педагогическая (методическая) практика
Основные задачи практики
- Углубление и закрепление у студентов теоретических знаний по базовым психологическим дисциплинам.
- Применение на практике знаний, умений и навыков по методике преподавания психологии.
- Формирование умений и навыков психологического анализа учебных занятий (лекций, семинарских и практических занятий, уроков) и мероприятий по психологии.
- Формирование навыков профессионального межличностного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе.
- Развитие рефлексивно-перцептивных способностей будущего преподавателя психологии.
Содержание практики
Педагогическая (методическая) практика проводится на базе средних, средних специальных и высших учебных заведений, в которых введена ставка психолога и осуществляется преподавание психологии как учебной дисциплины в той или иной форме, включая спецкурсы, курсы по выбору и факультативы. За период прохождения практики студент выполняет следующий объем работ:
- Ведет дневник практики.
- Знакомится с планом работы психолога-преподавателя, программами преподаваемых им психологических дисциплин, планами-конспектами учебных занятий.
- Посещает и анализирует учебные занятия, проводимые психологом и другими студентами-практикантами.
- Разрабатывает и проводит два-три пробных и одно зачетное учебное занятие (лекцию и семинарское, практическое или лабораторное занятие, урок-лекцию).
Отчетная документация
- Дневник практики.
- Развернутый план-конспект зачетного учебного занятия с методическими комментариями и дидактическим материалом.
- Самоанализ зачетного занятия.
- Психологический анализ посещенного учебного занятия.
- Микросочинение «Я как будущий преподаватель психологии» (рефлексия профессионального становления, умений и навыков преподавания психологии, психолого-педагогических способностей и склонностей).
II. Психологическая практика
Основные задачи практики
- Развитие умений и навыков проведения психологического просвещения.
- Закрепления навыков проведения психологической консультации, тренинговых и коррекционно-развивающих занятий.
- Стимулирование интереса к научно-исследовательской работе по психологии.
- Апробация коррекционных программ и тренингов, предусмотренных курсовой работой по методике преподавания психологии.
- Участие в создании благоприятного психологического климата в группах и коллективах учебных заведений.
- Развитие психологической культуры личности.
Содержание практики
Психологическая практика проводится на базе дошкольных, средних, средних специальных и высших учебных заведений, в которых введена ставка психолога. За период прохождения практики студент выполняет следующий объем работ:
- Ведет дневник практики.
- Знакомится с планом работы психолога.
- Определяет тематику, содержание и форму проведения мероприятия по психолого-педагогическому просвещению.
- Посещает и анализирует психологические консультации, тренинги и коррекционные занятия, проводимые психологом и другими студентами-практикантами.
- Разрабатывает и проводит мероприятие по психологическому просвещению и психологическое консультации, тренинговые или коррекционно-развивающие занятия (по выбору в зависимости от специфики учреждения и индивидуальных способностей и склонностей студента).
Отчетная документация
- Дневник психологической практики.
- Развернутый план-конспект мероприятия по психологическому просвещению с методическими комментариями и дидактическим материалом.
- Программа и сценарии тренинга или коррекционных занятий в группе с обоснованием ее эффективности.
Защита практики На основе выполненной отчетной документации студенты-практиканты обязаны представить заранее обсужденный с групповым руководителем практики отчет на заключительную конференцию и защитить результаты практики. Групповой руководитель проверяет наличие отчетной документации и выставляет предварительную оценку. Защита практики осуществляется в форме конференции в присутствии декана или одного из его заместителей, заведующего кафедрой, руководителя практикой и групповых руководителей. Присутствие студентов на конференции обязательно. В случае неудовлетворительной оценки практики студенту устанавливаются сроки повторного прохождения практики без отрыва от обучения. Студенты, не прошедшие практику, не допускаются до экзаменационной сессии и подлежат отчислению из университета.
3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА по преподаванию психологии и психологическому просвещению
- Абрамова Г.С. Эта книжка для тебя, если ты считаешь себя большим. Брест, 1994.
- Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире: Психология для старшеклассников. М., 1996.
- Гербер Е.М. Семнадцать уроков психологии. М., 1995.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы.
Мн., 1993.
- Емельянов Ю.М. Активные методы социально-психологического обучения. М., 1985.
- Климов Е.А. Психология: Учебник для школ. М., 1997.
- Коломинский Я.Л. Программа по психологии для Х – ХI // Народная асвета. 1994. № 3, 4.
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 1989.
- Мiрзаянава Л.В. Мастацкая лiтаратура як сродак вывучэння псiхалогii у педколеджы // Выхаванне. 1999. № 2.
- Моменкова Л.И. Человековедение. М., 1993.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для школы. М., 1997.
- Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. М., 1994.
- Программы учебных и специальных курсов по психологии для училищ, техникумов, вузов.
- Психология: Учебное пособие для начальной школы / Под ред.
И.В. Дубровиной. М., 1998.
- Рожина Л.Н. Художественная литература в курсе психологии.
Мн., 1994.
- Учебники и учебные пособия по психологии для училищ, техникумов, вузов.
По педагогическому взаимодействию
- Вербова К.В. Стили педагогической деятельности и их изучение
// Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Мн., 1997.
- Ковалев Б.П. Развитие и коррекция педагогической рефлексии учителя // практическая психология. Мн., 1997.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия. Мн., 1993.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
Для программы тренинга
- Богомолова Л.Н., Петровская А.А. Социально-психологический тренинга как форма обучению общению // Общение и деятельность.
Прага, 1981.
- Жизневский Б.П., Бояринцева Г.Н. приобретение уверенности в себе: Программа тренинга общения. Мн., 1994.
- Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
- Коломинская О.Я. Способы коррекции развития личности в тренинге общения // Психология. 1995. В. 1.
- Прутченоков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи…: Методические разработки социально-психологических тренингов. М., 1996.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. М., 1993.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М., 1993.
- Разрешение конфликтов: Игры и упражнения. Мн., 1996.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
- Самоухина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.
- Скотт Джини Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция. Мн., 1996.
- Фурманов И.А., Владин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. Мн., 1999.
- Шевандрин М.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
Для мероприятий по психологическому просвещению
- Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. М., 1990.
- Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. Киев, 1994.
- Данилова В. Как стать собой: Психотехника индивидуальности. Харьков, 1994.
- Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. М., 1996.
- Зимбарго Б. Застенчивость: Пер. с англ. М., 1991.
- Кашеони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб., 1996.
- Козлов Н.Л. Как относиться к себе и людям: Практическая психология на каждый день. М., 1999.
- Курс практической психологии / Автор-составитель Р.Р. Катанов. Ижевск, 1996.
- Леви В.Л. Нестандартный ребенок. М., 1989.
- Митич Л. Как проводить деловые беседы. М., 1983.
- Пезешкиан Н. Торговец и попугай: Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем. Л.П. Галаща. М., 1992.
- Пиз А. Язык телодвижений. М., 1992.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
- Рейнуотер Дж. Это в ваших силах: Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. М., 1992.
- Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.
- Фомин Ю.А. Психология делового общения. Мн., 1999.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция. Мн., 1996.
- Фурманов И.А., Владин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. Мн., 1999.
- Шевандрин М.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
- Шлангел А. Язык тела. М., 1988.
|