На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Методичка по психолого-педагогической практике (РБ) - Программа тренинга: Развитие эмпатических способностей в юношеском возрасте
Методичка по психолого-педагогической практике (РБ) - Программа тренинга: Развитие эмпатических способностей в юношеском возрасте
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Методичка по психолого-педагогической практике (РБ)
Приложения
Методический инструментарий практики
Социальный интеллект
Семинар: Мотивация учебной деятельности
Лабораторная работа по теме: Восприятие
Программа тренинга: Развитие эмпатических способностей в юношеском возрасте
Все страницы

Программа тренинга «Развитие эмпатических способностей в юношеском возрасте»

Пояснительная записка

Эмпатия, понимаемая как личностное свойство, имеет социальную природу и как любое социально обусловленное свойство поддается целенаправленному формированию. По мнению К. Роджерса, эмпатия является не состоянием, а процессом, который включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого. Эмпатический способ общения означает «временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения». Следовательно, эмпатия – важнейшее профессиональное качество практикующего психолога. Мэй утверждает, что консультанту необходимо развивать способность к эмпатии, что включает умение расслабляться не только физически, но умственно и духовно, умение с готовностью войти в душевный мир другого человека.
Лонгитюдные исследования развития эмпатии свидетельствуют, что эпизодические переживания, возникающие в процессе совершения действий и поступков, направленных на помощь другому человеку, интегрируются, интериоризируются, вследствие чего эмпатийное поведение становится устойчивым личностным свойством.
Такое представление об эмпатии раскрывает широкие возможности для ее развития социально-активным методом, с помощью тренинга.
Мы полагаем, что целесообразным является использование в программе развития эмпатических способностей художественных текстов. В методологическом плане наиболее важными в аспекте рассматриваемой нами проблемы явились положения, сформулированные А.В. Запорожцем и Д.М. Арановской о том, что, во-первых, восприятие художественного произведения является особой творческой деятельностью, и, во-вторых, в результате нее, в ходе сопереживания и сочувствия персонажам появляется и новое отношение к окружающему.
Соединение познавательной, оценочной и созидательной граней в структуре художественной ткани позволяет литературе образно моделировать человеческую жизнь в ее целостности. Литературное произведение рецепиент воспринимает всегда на основе чувственных переживаний, хотя усвоение значения произведения, апперцепция художественного образа требует сложных мысленных операций и активизации всей духовной структуры личности.
Адекватное восприятие художественного текста требует перехода от эмоциональной ступени к сознательному познанию и усвоению ценностей литературы. Целесообразным является использование эмпатического метода, который позволяет выделить три уровня сопереживания ситуации: уровень первых реакций, эмоциональное постижение и рациональное постижение.
Уже на первом уровне у субъекта учебного процесса формируется способность и потребность поставить себя на место другого человека, а затем проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение в конкретной ситуации.
На уровне эмоциональных реакций участникам учебного процесса предлагают почувствовать себя в роли действующего лица данной ситуации, сравнить собственные чувства с чувствами литературного героя.
На третьем этапе, этапе рационального постижения, следует научиться использовать полученную информацию для осмысления рассматриваемой ситуации и объяснения или прогнозирования действий ее участников.
Метод сопереживания ситуации отражает основные аспекты воздействия художественной литературы: когнитивный, аффективный и поведенческий.
Рассматривая эмпатию как системное образование, которое включает когнитивный, аффективный и конативный уровни, мы считаем, что участие в предложенном нами тренинге может способствовать развитию у будущих психологов эмпатических качеств, осознанию переживаний других людей.

Организация тренингов

Цель: развитие эмпатических свойств личности.
Тренинг включает 6 четырехчасовых занятий. На каждом занятии участники тренинга получают задание проанализировать определенный отрывок из художественного произведения, используя метод сопереживания ситуации. Для закрепления полученных умений и навыкам студентам предлагаются задания для самостоятельной работы.
В начале и в конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь», во время которой высказываются желания и чувства участников тренинга; обсуждается вопрос эффективности выполнения домашнего задания, трудностей, с которыми столкнулись студенты; оценивается свой вклад в работу.
Участникам тренинга предлагается сформулировать проблемы для дальнейшего изучения предлагаемой темы, подобрать самостоятельно отрывки из художественных текстов для закрепления знаний, умений и навыков, полученных во время занятий.

Занятие 1

Цель: создать адекватную атмосферу для работы в группе, формировать представление о понятии «эмпатия».

Упражнение 1. «Знакомство»

Назначение:

  • познакомиться со всеми участниками тренинга;
  • определить проявление их личностных особенностей;
  • выявить ожидание и опасение участников тренинга по поводу проводимых занятий.

Упражнение 2. «Общение без слов»

Назначение:

  • создать доброжелательную атмосферу в группе;
  • снять напряжение.

Упражнение 3. «Ромашка»

Назначение:

  • развивать чувствительность к языку невербального общения;
  • формировать заинтересованность окружающими.

Упражнение 4. Проведение диагностической методики В.В. Бойко
«Мои эмпатические способности»

Назначение:

  • определить общий уровень развития эмпатических способностей участников тренинга;
  • выявить особенности развития различных каналов эмпатии и установок, способствующих или препятствующих эмпатии.

Упражнение 5. «Отражение чувств»

Назначение:

  • развивать способность переживать те же чувства, которые испытывает партнер по общению в данный момент;
  • формировать умение слушать.

Упражнение 6. Анализ отрывка № 1 из романа Л.Н. Толстого
«Война и мир»

Назначение:

  • формировать у субъектов учебного процесса способности поставить себя на место другого человека;
  • осознать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение в конкретной ситуации.

Упражнение 7. Проблемы для обсуждения в группе

1. История становления понятия «эмпатия».
2. Виды, формы и механизмы эмпатии.
3. Эмпатия как форма межличностной коммуникации, ее воспитательное и терапевтическое значение.

Упражнение 8. Рефлексия «Здесь и теперь»

Назначение:

  • отработать навык рефлексии;
  • выразить чувства и желания, возникшие в ходе тренинга.

Занятие для самостоятельной работы:

  • Составить лингвистический комментарий к понятию «эмпатия»;
  • Проанализировать отрывок № 2 из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» на уровне первых реакций на прочитанное, используя эмпатический метод.

Назначение:

  • развивать представление участников тренинга о феномене эмпатии;
  • отрабатывать навыки анализа художественного текста по методу сопереживания ситуации.

Занятие 2

Цель: способствовать развитию у участников тренинга аффективного компонента эмпатии, формировать умение адекватного восприятия других людей.

Упражнение 1. «Эмпатия»

  • формировать умение определять состояние окружающих людей;
  • способствовать развитию эмоционально канала эмпатии.

Упражнение 2. Рефлексия

Назначение:

  • отработать навык рефлексии;
  • представить и обсудить результаты выполнения самостоятельной работы.

Упражнение 3. «Внутренний голос»

Назначение:

  • развивать внимание к другим людям;
  • осознать свои личностные способности.

Упражнение 4. Диагностика эмоциональной эмпатии
(методика общих эмпатийных тенденций А. Меграбьяна и Н. Эпштейна)

Назначение:

  • определить уровень развития эмоциональной эмпатии.

Упражнение 5. «Продолжи искренне»

Назначение:

  • создать благоприятную для работы атмосферу;
  • развивать чувство общности группы.

Упражнение 6. Проблемы для обсуждения в группе

1. Художественное творчество и эмпатия.
2. Художественное познание человека и развитие личности в юношеском возрасте.

Упражнение 7. Анализ отрывка № 3 из романа
Л.Н. Толстого «Война и мир»

(на уровне эмоциональных реакций)

Назначение:

  • формировать способность у участников тренинга прочувствовать себя в роли действующих персонажей;
  • стимулировать процесс атрибутирования личностных черт и сравнение собственных переживаний с чувствами литературных героев.

Занятие для самостоятельной работы

  • подготовить устное сообщение на тему «эмоциональные аспекты изучения эмпатии»;
  • проанализировать на эмоциональном уровне отрывок № 4 из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Назначение:

  • резюмировать знания, полученные на занятии;
  • развивать эмоциональный уровень эмпатии.

Занятие 3

Цель: развивать у участников тренинга рациональный канал эмпатии для глубокого понимания другого человека.

Упражнение 1. «Контакт»

Назначение:

  • формировать способность к невербальному установлению контакта с окружающими;
  • создать доброжелательную атмосферу в группе.

Упражнение 2. «Превращение в другого»

Назначение:

  • формировать способность вхождения в личный мир другого;
  • развивать умения глубокого понимания другого человека.

Упражнение 3. Экспресс-диагностика эмпатии (методика И.М. Юсупова)

Назначение:

  • выявить особенности сопереживания участников тренинга по отношению к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.

Упражнение 4. «Дождик»

Назначение:

  • снять напряжение, усталость;
  • укрепить атмосферу сплоченности.

Упражнение 5. «Отгадай»

Назначение:

  • развивать умение по выражению лица, пантомимике определять содержание информации, передаваемой окружающими.

Упражнение 6. Проблемы для обсуждения в группе

1. Методы диагностики развития эмпатии.
2. Ролевые игры и эмпатия.

Упражнение 7. Анализ отрывка № 5 из романа Л.Н. Толстого

«Война и мир»
Назначение:

  • развивать рациональный канал эмпатии;
  • формировать способность использовать полученную информацию для осмысления рассматриваемой ситуации и объяснения поведения ее участников.

Занятие для самостоятельной работы

  • проанализировать отрывок № 6 из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Назначение:

  • формировать умение прогнозировать поведение другого человека на основе имеющейся информации.

Занятие 4

Цель: формировать умение эмпатического слушания.

Упражнение 1. «Испорченный телефон»

Назначение:

  • формировать умение слушать;
  • развивать способность преодолевать проблемы слушания.

Упражнение 2. «Слепое слушание»

Назначение:

  • продемонстрировать участникам группы неэффективность передачи информации без обратной связи.

Упражнение 3. «Внимательный слушатель»

Назначение:

  • развивать способность к невербальному установлению контакта с другими людьми;
  • формировать умение вникать в проблему другого человека.

Упражнение 4. «Анализ вариантов эмпатического слушания»

Назначение:

  • формировать умение реагировать на высказывания с позиции эмпатического слушания.

Упражнение 5. «Кто это?»

Назначение:

  • формировать заинтересованность окружающими;
  • развивать умение определять особенности мимики, жестикуляции отдельных людей.

Упражнение 6. Анализ отрывка № 7 из романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Назначение:

  • развивать эмоциональный и рациональный каналы эмпатии;
  • формировать умение анализировать поведение другого человека.

Занятие для самостоятельной работы

  • проанализировать отрывок № 8 из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Назначение:

  • закрепить умения и навыки анализа литературного отрывка с использованием метода сопереживания ситуации.

Занятие 5

Цель: развивать умение глубокого понимания другого человека, используя эмоциональный и рациональный каналы эмпатии.

Упражнение 1. Визуализация

Назначение:

  • развивать способность вербального обозначения эмоций и чувств;
  • подготовить участников тренинга к работе.

Упражнение 2. Свободный танец

Назначение:

  • развивать способность проникать в мир чувств других людей;
  • осознать собственный внутренний мир.

Упражнение 3. Фотография

Назначение:

  • развивать умение определять состояние человека, используя лишь доступные каналы.

Упражнение 4. Созвучие

Назначение:

  • развивать эмпатическое понимание;
  • снять напряжение и усталость.

Упражнение 5. Анализ отрывка № 9 из романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Назначение:

  • развивать различные каналы эмпатии;
  • развивать чувствительность к языку невербального общения.

Занятие для самостоятельной работы

  • проанализировать отрывок № 10 из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Назначение:

  • развивать конативный уровень эмпатии;
  • формировать умение вникать в проблему другого.

Занятие 6

Цель:

  • провести глубокую рефлексию пяти первых занятий;
  • определить качественные изменения, которые произошли с участниками тренинга.

Упражнение 1. Рефлексия

Назначение:

  • резюмировать знания, полученные на предыдущих занятиях;
  • наметить пути дальнейшего совершенствования приобретенных умений и навыков.

Упражнение 2. Разминка «Здравствуй, я рад тебя видеть...»
Назначение:

  • создать благоприятную атмосферу для работы в группе;
  • выработать раскрепощенность в общении.

Упражнение 3. «Есть целый мир в душе моей...»
Назначение:

  • осознать, насколько за время тренинга обогатился мир переживаний каждого из них.

Упражнение 4. «Эмпатия в моей жизни»

Назначение:

  • включить эмпатические способности в структуру различных аспектов деятельности и общения участниками тренинга.

Упражнение 5. Анализ отрывка из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»
Назначение:

  • развивать различные каналы эмпатии.

Упражнение 6. Повторное проведение методики В.В. Бойко
«Мои эмпатические способности»
Назначение:

  • провести диагностику эмпатических способностей участников тренинга, выявить соотношение различных каналов;
  • проследить динамику развития эмпатии в результате проведения тренинга.

Упражнение 7. Рефлексия

Назначение:

  • определить изменения, которые произошли с каждым участником в ходе работы;
  • разработать программу использования полученных знаний и умений в реальной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Производственная психолого-педагогическая практика
занимает особое место
в системе подготовки психологов.
С одной стороны, это последняя учебная практика,
с другой – первое реальное вхождение
в самостоятельную профессиональную деятельность.
В ходе практики, читая лекцию,
организуя семинарское или практическое занятие,
тренинг или психологическое консультирование,
студент-практикант неоднократно пересекает
ту невидимую черту, которая отделяет
«того, кто учится» от «того, кто учит».
Во многом именно спутанность социальных ролей
в процессе производственной практики
способствует профессиональной идентификации личности.
Первая лекция, как первая проба пера у писателя
и первый выход на сцену у артиста.
Студент после практики больше, чем студент!
Его по праву можно называть
КОЛЛЕГОЙ
в буквальном значении этого слова.

для заметок



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.