Страница 7 из 7
Программа тренинга «Развитие эмпатических способностей в юношеском возрасте»
Пояснительная записка
Эмпатия, понимаемая как личностное свойство, имеет социальную природу и как любое социально обусловленное свойство поддается целенаправленному формированию. По мнению К. Роджерса, эмпатия является не состоянием, а процессом, который включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого. Эмпатический способ общения означает «временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения». Следовательно, эмпатия – важнейшее профессиональное качество практикующего психолога. Мэй утверждает, что консультанту необходимо развивать способность к эмпатии, что включает умение расслабляться не только физически, но умственно и духовно, умение с готовностью войти в душевный мир другого человека. Лонгитюдные исследования развития эмпатии свидетельствуют, что эпизодические переживания, возникающие в процессе совершения действий и поступков, направленных на помощь другому человеку, интегрируются, интериоризируются, вследствие чего эмпатийное поведение становится устойчивым личностным свойством. Такое представление об эмпатии раскрывает широкие возможности для ее развития социально-активным методом, с помощью тренинга. Мы полагаем, что целесообразным является использование в программе развития эмпатических способностей художественных текстов. В методологическом плане наиболее важными в аспекте рассматриваемой нами проблемы явились положения, сформулированные А.В. Запорожцем и Д.М. Арановской о том, что, во-первых, восприятие художественного произведения является особой творческой деятельностью, и, во-вторых, в результате нее, в ходе сопереживания и сочувствия персонажам появляется и новое отношение к окружающему. Соединение познавательной, оценочной и созидательной граней в структуре художественной ткани позволяет литературе образно моделировать человеческую жизнь в ее целостности. Литературное произведение рецепиент воспринимает всегда на основе чувственных переживаний, хотя усвоение значения произведения, апперцепция художественного образа требует сложных мысленных операций и активизации всей духовной структуры личности. Адекватное восприятие художественного текста требует перехода от эмоциональной ступени к сознательному познанию и усвоению ценностей литературы. Целесообразным является использование эмпатического метода, который позволяет выделить три уровня сопереживания ситуации: уровень первых реакций, эмоциональное постижение и рациональное постижение. Уже на первом уровне у субъекта учебного процесса формируется способность и потребность поставить себя на место другого человека, а затем проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение в конкретной ситуации. На уровне эмоциональных реакций участникам учебного процесса предлагают почувствовать себя в роли действующего лица данной ситуации, сравнить собственные чувства с чувствами литературного героя. На третьем этапе, этапе рационального постижения, следует научиться использовать полученную информацию для осмысления рассматриваемой ситуации и объяснения или прогнозирования действий ее участников. Метод сопереживания ситуации отражает основные аспекты воздействия художественной литературы: когнитивный, аффективный и поведенческий. Рассматривая эмпатию как системное образование, которое включает когнитивный, аффективный и конативный уровни, мы считаем, что участие в предложенном нами тренинге может способствовать развитию у будущих психологов эмпатических качеств, осознанию переживаний других людей.
Организация тренингов
Цель: развитие эмпатических свойств личности. Тренинг включает 6 четырехчасовых занятий. На каждом занятии участники тренинга получают задание проанализировать определенный отрывок из художественного произведения, используя метод сопереживания ситуации. Для закрепления полученных умений и навыкам студентам предлагаются задания для самостоятельной работы. В начале и в конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь», во время которой высказываются желания и чувства участников тренинга; обсуждается вопрос эффективности выполнения домашнего задания, трудностей, с которыми столкнулись студенты; оценивается свой вклад в работу. Участникам тренинга предлагается сформулировать проблемы для дальнейшего изучения предлагаемой темы, подобрать самостоятельно отрывки из художественных текстов для закрепления знаний, умений и навыков, полученных во время занятий.
Занятие 1
Цель: создать адекватную атмосферу для работы в группе, формировать представление о понятии «эмпатия».
Упражнение 1. «Знакомство»
Назначение:
- познакомиться со всеми участниками тренинга;
- определить проявление их личностных особенностей;
- выявить ожидание и опасение участников тренинга по поводу проводимых занятий.
Упражнение 2. «Общение без слов»
Назначение:
- создать доброжелательную атмосферу в группе;
- снять напряжение.
Упражнение 3. «Ромашка»
Назначение:
- развивать чувствительность к языку невербального общения;
- формировать заинтересованность окружающими.
Упражнение 4. Проведение диагностической методики В.В. Бойко «Мои эмпатические способности»
Назначение:
- определить общий уровень развития эмпатических способностей участников тренинга;
- выявить особенности развития различных каналов эмпатии и установок, способствующих или препятствующих эмпатии.
Упражнение 5. «Отражение чувств»
Назначение:
- развивать способность переживать те же чувства, которые испытывает партнер по общению в данный момент;
- формировать умение слушать.
Упражнение 6. Анализ отрывка № 1 из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Назначение:
- формировать у субъектов учебного процесса способности поставить себя на место другого человека;
- осознать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение в конкретной ситуации.
Упражнение 7. Проблемы для обсуждения в группе
1. История становления понятия «эмпатия». 2. Виды, формы и механизмы эмпатии. 3. Эмпатия как форма межличностной коммуникации, ее воспитательное и терапевтическое значение.
Упражнение 8. Рефлексия «Здесь и теперь»
Назначение:
- отработать навык рефлексии;
- выразить чувства и желания, возникшие в ходе тренинга.
Занятие для самостоятельной работы:
- Составить лингвистический комментарий к понятию «эмпатия»;
- Проанализировать отрывок № 2 из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» на уровне первых реакций на прочитанное, используя эмпатический метод.
Назначение:
- развивать представление участников тренинга о феномене эмпатии;
- отрабатывать навыки анализа художественного текста по методу сопереживания ситуации.
Занятие 2
Цель: способствовать развитию у участников тренинга аффективного компонента эмпатии, формировать умение адекватного восприятия других людей.
Упражнение 1. «Эмпатия»
- формировать умение определять состояние окружающих людей;
- способствовать развитию эмоционально канала эмпатии.
Упражнение 2. Рефлексия
Назначение:
- отработать навык рефлексии;
- представить и обсудить результаты выполнения самостоятельной работы.
Упражнение 3. «Внутренний голос»
Назначение:
- развивать внимание к другим людям;
- осознать свои личностные способности.
Упражнение 4. Диагностика эмоциональной эмпатии (методика общих эмпатийных тенденций А. Меграбьяна и Н. Эпштейна)
Назначение:
- определить уровень развития эмоциональной эмпатии.
Упражнение 5. «Продолжи искренне»
Назначение:
- создать благоприятную для работы атмосферу;
- развивать чувство общности группы.
Упражнение 6. Проблемы для обсуждения в группе
1. Художественное творчество и эмпатия. 2. Художественное познание человека и развитие личности в юношеском возрасте.
Упражнение 7. Анализ отрывка № 3 из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
(на уровне эмоциональных реакций)
Назначение:
- формировать способность у участников тренинга прочувствовать себя в роли действующих персонажей;
- стимулировать процесс атрибутирования личностных черт и сравнение собственных переживаний с чувствами литературных героев.
Занятие для самостоятельной работы
- подготовить устное сообщение на тему «эмоциональные аспекты изучения эмпатии»;
- проанализировать на эмоциональном уровне отрывок № 4 из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Назначение:
- резюмировать знания, полученные на занятии;
- развивать эмоциональный уровень эмпатии.
Занятие 3
Цель: развивать у участников тренинга рациональный канал эмпатии для глубокого понимания другого человека.
Упражнение 1. «Контакт»
Назначение:
- формировать способность к невербальному установлению контакта с окружающими;
- создать доброжелательную атмосферу в группе.
Упражнение 2. «Превращение в другого»
Назначение:
- формировать способность вхождения в личный мир другого;
- развивать умения глубокого понимания другого человека.
Упражнение 3. Экспресс-диагностика эмпатии (методика И.М. Юсупова)
Назначение:
- выявить особенности сопереживания участников тренинга по отношению к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.
Упражнение 4. «Дождик»
Назначение:
- снять напряжение, усталость;
- укрепить атмосферу сплоченности.
Упражнение 5. «Отгадай»
Назначение:
- развивать умение по выражению лица, пантомимике определять содержание информации, передаваемой окружающими.
Упражнение 6. Проблемы для обсуждения в группе
1. Методы диагностики развития эмпатии. 2. Ролевые игры и эмпатия.
Упражнение 7. Анализ отрывка № 5 из романа Л.Н. Толстого
«Война и мир» Назначение:
- развивать рациональный канал эмпатии;
- формировать способность использовать полученную информацию для осмысления рассматриваемой ситуации и объяснения поведения ее участников.
Занятие для самостоятельной работы
- проанализировать отрывок № 6 из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Назначение:
- формировать умение прогнозировать поведение другого человека на основе имеющейся информации.
Занятие 4
Цель: формировать умение эмпатического слушания.
Упражнение 1. «Испорченный телефон»
Назначение:
- формировать умение слушать;
- развивать способность преодолевать проблемы слушания.
Упражнение 2. «Слепое слушание»
Назначение:
- продемонстрировать участникам группы неэффективность передачи информации без обратной связи.
Упражнение 3. «Внимательный слушатель»
Назначение:
- развивать способность к невербальному установлению контакта с другими людьми;
- формировать умение вникать в проблему другого человека.
Упражнение 4. «Анализ вариантов эмпатического слушания»
Назначение:
- формировать умение реагировать на высказывания с позиции эмпатического слушания.
Упражнение 5. «Кто это?»
Назначение:
- формировать заинтересованность окружающими;
- развивать умение определять особенности мимики, жестикуляции отдельных людей.
Упражнение 6. Анализ отрывка № 7 из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Назначение:
- развивать эмоциональный и рациональный каналы эмпатии;
- формировать умение анализировать поведение другого человека.
Занятие для самостоятельной работы
- проанализировать отрывок № 8 из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Назначение:
- закрепить умения и навыки анализа литературного отрывка с использованием метода сопереживания ситуации.
Занятие 5
Цель: развивать умение глубокого понимания другого человека, используя эмоциональный и рациональный каналы эмпатии.
Упражнение 1. Визуализация
Назначение:
- развивать способность вербального обозначения эмоций и чувств;
- подготовить участников тренинга к работе.
Упражнение 2. Свободный танец
Назначение:
- развивать способность проникать в мир чувств других людей;
- осознать собственный внутренний мир.
Упражнение 3. Фотография
Назначение:
- развивать умение определять состояние человека, используя лишь доступные каналы.
Упражнение 4. Созвучие
Назначение:
- развивать эмпатическое понимание;
- снять напряжение и усталость.
Упражнение 5. Анализ отрывка № 9 из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Назначение:
- развивать различные каналы эмпатии;
- развивать чувствительность к языку невербального общения.
Занятие для самостоятельной работы
- проанализировать отрывок № 10 из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Назначение:
- развивать конативный уровень эмпатии;
- формировать умение вникать в проблему другого.
Занятие 6
Цель:
- провести глубокую рефлексию пяти первых занятий;
- определить качественные изменения, которые произошли с участниками тренинга.
Упражнение 1. Рефлексия
Назначение:
- резюмировать знания, полученные на предыдущих занятиях;
- наметить пути дальнейшего совершенствования приобретенных умений и навыков.
Упражнение 2. Разминка «Здравствуй, я рад тебя видеть...» Назначение:
- создать благоприятную атмосферу для работы в группе;
- выработать раскрепощенность в общении.
Упражнение 3. «Есть целый мир в душе моей...» Назначение:
- осознать, насколько за время тренинга обогатился мир переживаний каждого из них.
Упражнение 4. «Эмпатия в моей жизни»
Назначение:
- включить эмпатические способности в структуру различных аспектов деятельности и общения участниками тренинга.
Упражнение 5. Анализ отрывка из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» Назначение:
- развивать различные каналы эмпатии.
Упражнение 6. Повторное проведение методики В.В. Бойко «Мои эмпатические способности» Назначение:
- провести диагностику эмпатических способностей участников тренинга, выявить соотношение различных каналов;
- проследить динамику развития эмпатии в результате проведения тренинга.
Упражнение 7. Рефлексия
Назначение:
- определить изменения, которые произошли с каждым участником в ходе работы;
- разработать программу использования полученных знаний и умений в реальной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Производственная психолого-педагогическая практика занимает особое место в системе подготовки психологов. С одной стороны, это последняя учебная практика, с другой – первое реальное вхождение в самостоятельную профессиональную деятельность. В ходе практики, читая лекцию, организуя семинарское или практическое занятие, тренинг или психологическое консультирование, студент-практикант неоднократно пересекает ту невидимую черту, которая отделяет «того, кто учится» от «того, кто учит». Во многом именно спутанность социальных ролей в процессе производственной практики способствует профессиональной идентификации личности. Первая лекция, как первая проба пера у писателя и первый выход на сцену у артиста. Студент после практики больше, чем студент! Его по праву можно называть КОЛЛЕГОЙ в буквальном значении этого слова.
для заметок
|