На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития (В.В. Рубцов)
Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития (В.В. Рубцов)
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

В докладе рассматриваются основные направления Программы развития службы практической психологии образования РФ.
( психологическая служба, развитие психологической служба образования, подготовка кадров, школьные психологи, психолого-медико-социальные (ПМС) центры.)

Психологическая служба как организованная система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю. Исторически сложилось так, что в нашей стране наибольшее развитие получила школьная психологическая служба, а в широком смысле — служба практической психологии в образовании. Почти за десять лет, прошедших с момента проведения I съезда практических психологов образования, произошли существенные изменения в структуре и направлениях деятельности службы. Эти изменения имеют качественный характер.

Так, на сегодняшний день правомерно говорить о том, что в России, по сути дела, заложены основы психологической службы. Об этом свидетельствуют:

  • наличие законодательной основы существования и образования службы;
  • готовность отечественной психологии обеспечивать школьную практику необходимыми теоретическими разработками и конкретным психологическим инструментарием;
  • мощный кадровый потенциал (в системе образования России уже сейчас работают почти 60 тыс. психологов);
  • достаточно развитая система подготовки и переподготовки психологов-практиков для учреждений образования;
  • представительная сеть практических центров психологической помощи (свыше 700 таких центров действуют сейчас в системе отечественного образования).

Основные тенденции становления и развития службы практической психологии образования можно в полной мере проиллюстрировать на примере Москвы. Здесь в настоящее время активно формируется система психологической службы образования, которая обеспечивает разноуровневую психологическую помощь всем субъектам образовательного пространства. Правомерно говорить о двух ее основных структурных элементах: это психолого-медико-социальные (ПМС) центры помощи детям и подросткам и штат психологов, работающих непосредственно в образовательных учреждениях различных видов.
В целях стратегического планирования и координации деятельности службы в системе образования Москвы создан научно-методический совет Службы практической психологии образования. Создание такого совета было продиктовано необходимостью соорганизовать все звенья службы (педагогов-психологов и психологические службы образовательных учреждений всех типов и видов, психолого-медико-педагогические консилиумы, медико-психолого-педагогические комиссии, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, профильные лаборатории и иные подразделения окружных учебно-методических центров, высшие учебные заведения, институты повышения квалификации, органы управления образованием), а главное — выстроить целостную систему психологической работы различных субъектов образования. Не случайным является тот факт, что совет возглавляет 1-й руководитель Департамента образования Москвы, выстроена управленческая вертикаль службы: департаменты образования (ДО) – окружные управления образования (ОУО) – образовательные учреждения), подготовлена и исполняется программа развития Службы практической психологии образования в Москве.
Одним из динамично развивающихся структурных элементов психологической помощи в Москве в настоящее время является система ПМС-центров. В Москве существует 35 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Эти учреждения предоставляют квалифицированную комплексную помощь различным категориям населения — детям, подросткам и их родителям, работникам образования, сотрудникам органов социальной защиты и др. Многие центры (12 из 35) появились сравнительно недавно, в 1999—2002 гг., т.е. за последние три года. Именно в системе такого типа центров психологической поддержки возникают сейчас новые перспективные "точки роста": такие, например, как служба ранней помощи (раннее выявление и коррекция недостатков развития), психологическая служба для больных детей и детей-инвалидов (в системе школ надомного обучения), служба в системе школ открытого типа, служба экстренной психологической помощи и т.п. Например, сейчас во всех десяти округах Москвы создаются антикризисные подразделения, главной задачей которых являются проблемы беспризорных и безнадзорных детей.
Не могу, в частности, не сказать о том, что служба экстренной психологической помощи показала себя как система быстрого реагирования на чрезвычайные обстоятельства, требующие незамедлительной психологической помощи пострадавшим в кризисных ситуациях (события в Москве (1999-2002 гг.), в Волгодонске (1999 г.), на Северном Кавказе, пос. Видяево (2001 г.). Актуальность этих направлений работы службы в современных условиях трудно переоценить. События недавних дней полностью подтвердили не только необходимость, но и крайнюю эффективность существования и развития службы экстренной психологической помощи, причем не только на городском, но и на федеральном уровне. По существу эти направления деятельности службы делают ее важнейшим ресурсом системы национальной безопасности.
В этой связи следует специально отметить работу ЦЭПП — Центра экстренной психологической помощи МГППУ (Московского городского психолого-педагогического университета). Именно этот Центр, возглавляемый Е.В. Бурмистро-вой, взял на себя координацию деятельности психологической службы в чрезвычайной ситуации, связанной с террористическим актом на Дубровке (улица Мельникова) в октябре 2002 г., благодаря чему служба, взаимодействуя с системой здравоохранения, силовыми ведомствами и др., успешно справлялась с весьма нелегкой задачей. Более того, тесное взаимодействие ЦЭПП с антикризисными подразделениями позволило обеспечить психологическое сопровождение детей, педагогов и родителей, пострадавших в результате этой террористической акции. Психологическая помощь была оказана более чем тысяче человек, среди которых — не только дети, но и семьи (взрослые и дети), а также педагоги. Под постоянным наблюдением специалистов антикризисных подразделений и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, на сегодняшний день находится 31 ребенок, консультативная помощь оказывается родителям и близким родственникам. Методы и технологии, разработанные службой, востребованы и в повседневной жизни—в случаях суицида, агрессивного поведения, разлада в семье, в школьном коллективе и т.д. Для оказания помощи людям, столкнувшимся с этими проблемами, в городе на базе центров МГППУ организованы телефон доверия, мобильная психологическая помощь (выезд на территорию) и т.д.
Чтобы реально оценивать процесс развития службы практической психологии столичного образования, в городе создана эффективная система мониторинга ее развития. Обсуждая тенденции развития службы, мы привлекаем данные, полученные на декабрь 2002 г., (в этом конкретном опросе участвовало 1730 психологов). Эти данные показывают, что за последние пять лет число психологов в городе увеличилось в четыре раза (1997 г. — 606 человек, 1999 г. — 1526 человек, 2000 г. — 1630 человек, 2002 г. — свыше 2000 человек). В настоящее время в системе образования (школы, дошкольные учреждения, специальные школы и ПМС-центры) Москвы работает около 2000 психологов. Детская популяция Москвы составляет почти два миллиона человек, таким образом, на одного школьного психолога приходится почти тысяча детей. Следует отметить, что кадры школьных психологов до недавнего времени рекрутировались из людей с педагогическим образованием. Однако в последние годы подготовлено большое число психологов (и они составляют основную группу школьных психологов). Результаты мониторинга позволили "нарисовать" обобщенный портрет психолога службы (образование, стаж и пр.) и охарактеризовать особенности работы этого контингента действующих в образовании специалистов.
Так, 19,6% психологов — сотрудников образовательных учреждений города имеют стаж работы менее одного года; 38,6 % (это самая многочисленная группа) — от года до трех лет; 15,1 % — от трех до пяти лет. Соответственно, эта особенность кадрового состава определяет сегодня основные проблемы психологической службы Москвы.
Характерно, например, что основную долю клиентов, с которыми наиболее часто приходится работать школьному психологу, составляют школьники младших и средних классов — дети 7—12 лет. На втором месте — старшеклассники (дети 12—18 лет) и родители (практически равное количество обращений), затем — педагоги. Реже всего психологи работают (в порядке убьшания) с детьми 3-7 лет, т.е. с дошкольниками, студентами, малышами (от рождения до 3 лет).
Интересно также отметить, что дети, нуждающиеся в помощи, попадают на прием к школьному психологу следующим образом:

  • по направлению школы — 29,7%;
  • по инициативе родителей — 32,6%;
  • по собственной инициативе —26,1 %;
  • другим путем (по совету знакомых, по направлению поликлиники, ПМПК и др.)–11,6%.

Таким образом, наиболее часто визит к психологу инициируют родители, которые сталкиваются с определенными проблемами в поведении ребенка (неуспеваемость, отклонения в интеллектуальном и личностном развитии, поведении, здоровье и т.п.). Работники школы почти так же часто, как родители, направляют ребенка на консультацию к психологу. Нередко дети по собственной инициативе обращаются за квалифицированной психологической помощью. Все это свидетельствует о росте информированности городского населения о психологической службе, о своеобразном росте доверия к сотрудникам психологической службы, а в итоге — о росте психологической культуры населения в целом, без которой трудно представить сегодня развитие современного большого города, сообщества в целом.
В Москве почти нет школ, в которых за помощью к психологам не обращались бы родители и педагоги. Мы сегодня уже говорили о том, что взрослые, вовлеченные в процесс обучения и воспитания ребенка, сами обращаются за помощью к специалисту, чтобы справиться с проблемой ребенка. Получив консультацию квалифицированного психолога-практика, педагоги и родители далее самостоятельно взаимодействуют с ребенком, корректируя его развитие. Очевидно, что консультационно-просветительское направление работы школьной психологической службы, прежде всего работа с семьей, работа с молодежью (ее проблемами и трудностями) имеет исключительное значение и вносит существенный вклад в повышение эффективности образования. Последнее обязано активизации качества и содержания взаимодействий в системе "учитель — ученик — родитель", т.е. обязано тому, от чего, по существу, зависит сам процесс обучения и воспитания детей.
Весьма показательной является также структура самой деятельности педагога-психолога. В этой структуре:

  • диагностика занимает 16 % рабочего времени;
  • коррекционная работа — 15 %;
  • развивающие занятия — 15 %;

ми проблемами в поведении ребенка (неуспеваемость, отклонения в интеллектуальном и личностном развитии, поведении, здоровье и т.п.). Работники школы почти так же часто, как родители, направляют ребенка на консультацию к психологу. Нередко дети по собственной инициативе обращаются за квалифицированной психологической помощью. Все это свидетельствует о росте информированности городского населения о психологической службе, о своеобразном росте доверия к сотрудникам психологической службы, а в итоге — о росте психологической культуры населения в целом, без которой трудно представить сегодня развитие современного большого города, сообщества в целом.
В Москве почти нет школ, в которых за помощью к психологам не обращались бы родители и педагоги. Мы сегодня уже говорили о том, что взрослые, вовлеченные в процесс обучения и воспитания ребенка, сами обращаются за помощью к специалисту, чтобы справиться с проблемой ребенка. Получив консультацию квалифицированного психолога-практика, педагоги и родители далее самостоятельно взаимодействуют с ребенком, корректируя его развитие. Очевидно, что консультационно-просветительское направление работы школьной психологической службы, прежде всего работа с семьей, работа с молодежью (ее проблемами и трудностями) имеет исключительное значение и вносит существенный вклад в повышение эффективности образования. Последнее обязано активизации качества и содержания взаимодействий в системе "учитель — ученик — родитель", т.е. обязано тому, от чего, по существу, зависит сам процесс обучения и воспитания детей.
Весьма показательной является также структура самой деятельности педагога-психолога. В этой структуре:

  • диагностика занимает 16 % рабочего времени;
  • коррекционная работа — 15 %;
  • развивающие занятия — 15 %;
  • консультирование — 15 %;
  • психологическое просвещение —14%; .
  • психологическая профилактика —13%;
  • научно-методическая работа — 12%.

При столкновении с психологическими проблемами детей необходимым элементом работы становится взаимодействие со специалистами различных ведомств. Чаще всего, например, школьные психологи взаимодействуют с психологами ПМС-центров (67 %) и специалистами медицинских учреждений (64 %). Взаимодействие со специалистами силовых ведомств имело исключительное значение при работе в "горячих точках". Иначе говоря, намечается тенденция преодоления ведомственных и выстраивания межведомственных форм работы.
Вместе с тем, несмотря на существенные прорывы в развития службы практической психологии образования, существует целый ряд реальных проблем:

  • низкая зарплата (79,7 % случаев);
  • недостаток средств труда (оборудование) (72,2%);
  • проблемы с помещением (59 %);
  • проблемы карьерного роста (34,2 %)и т.д.

На сегодняшний день в качестве негативных моментов мы констатируем также уход из школы и ПМС-центров психологов-профессионалов, продолжающееся непонимание многими педагогами и школьной администрацией роли, места и значения психологической работы, отсутствие нормативно-правого обеспечения деятельности, как отдельного психолога, так и службы в целом.
Можно выделить две основные группы причин сложившейся ситуации — внешние по отношению к службе и внутренние факторы. Среди внешних причин можно указать на слабое научно-методическое обеспечение (об этом речь пойдет ниже); отсутствие четких, эффективных механизмов взаимодействия структурных элементов службы между собой несовершенство вертикали управления, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность службы как в целом, так и отдельных ее структурных элементов (отсутствие на практике четких механизмов взаимодействия между всеми подразделениями службы приводит к несогласованным действиям, дублированию, подмене и сбоям в работе как отдельных специалистов, так и целых структур); перекладывание на психологов ответственности за педагогический брак; делегирование психологу административно-управленческих обязанностей, передача методологических функций и т.п.

Внутренние причины — это отсутствие четкой разработанной методологической основы деятельности службы, отсутствие вариативных моделей многоуровневой службы психологической поддержки системы образования, неудовлетворительный уровень подготовки практических психологов и т.д.
Следует особо остановиться на средствах труда, поскольку, к сожалению, педагоги-психологи не обеспечиваются централизованно стандартизованными методиками. Если говорить прямо, то каждый центр или школьная служба формируют банки методик весьма произвольно. Многие методики разрабатываются непосредственно в центрах, исходя из текущих потребностей и ориентации на определенный контингент клиентов без должного для этого научного содержательного обоснования. Большинство центров испытывают настоятельную потребность в обеспечении стандартным банком методик, адаптированных для возрастного контингента, что позволило бы улучшить дифференциальную диагностику, комплексную оценку психолого-медико-социального статуса детей. В настоящее время проблема централизованного обеспечения стандартными диагностическими методиками и повышения квалификации в области психодиагностики остается нерешенной. Показательно, что более 80 % имеющегося в центрах диагностического инструментария является собственностью специалистов центров.
Сами практические психолога, сталкиваясь с многочисленными проблемами в своей деятельности, основные направления улучшения работы школьной психологической службы видят так. На первое место они ставят переподготовку и повышение квалификации школьных психологов (96,4% респодентов), на второе — оснащение диагностическими и коррекционными методиками (96,1 % школ), затем идет методическая помощь более опытных специалистов — супер-визия (94,4%), работа с преподавателями (88%), а почти 67,6% психологов отмечают важность изменения организационных форм работы (в том числе формулирование основных целей и задач службы, четкое определение прав и обязанностей психолога в школе, его функций, критериев эффективности деятельности школьного психолога и ее содержания, и т.п.). Последнее более всего свидетельствует об отрыве существующих научно обоснованных подходов к службе от практических форм ее деятельности.
Исключительно значимым представляется тот факт, что практически все психологи считают чрезвычайно полезным создание ассоциации психологов, работающих в образовании, предполагая, что она поможет наладить снабжение литературой и методиками, обмен опытом, организацию конференций, семинаров, обеспечит научно-методическую поддержку, будет отстаивать профессиональные интересы психологов образования, разумно строить систему подготовки и повышения квалификации необходимых кадров. Это обстоятельство заслуживает самого пристального внимания.
Те данные, которыми мы располагаем, — это, по сути своей, показатели работы сегодняшней службы. Представляется, что они характерны для многих регионов РФ. За этими показателями стоят существенные причины. На наш взгляд, главной причиной все еще слабой организации деятельности службы является прежде всего уровень ее научного и научно-методического обеспечения. С сожалением приходится говорить сегодня о том, что бурное на первых этапах развитие службы практической психологии привело к разрыву между академической наукой и внедрением научных достижений в практику. Вместе с тем хорошо известно, что путь от научной идеи к ее практическому воплощению вряд ли возможен без понимания научных основ соответствующей деятельности, осмысления конкретных технологий применения научных разработок и методического обеспечения той или иной практической деятельности. Да и сама практика без научно обоснованных подходов является пустым каркасом, лишь отчасти способным решать проблемы образования. Поэтому крайне необходимо привлечение структур, целью деятельности которых является научно обоснованная разработка и апробация техник и технологий психологической работы. К сожалению, в России мало специальных научно-образовательных и практических центров, деятельность которых направлена на комплексное научно-методическое обеспечение службы практической психологии. Однако основания для такой деятельности есть. К сожалению, наличие отдельных лабораторий в академических НИИ или кафедр в профильных вузах не решает всех проблем психологического обеспечения современной практики образования, поскольку не может на должном профессиональном уровне охватить чрезвычайно широкую сферу деятельности службы практической психологии. Вместе с тем решать эти проблемы можно лишь с опорой на соответствующий кадровый потенциал, но это — особая и едва ли главная проблема сегодняшнего съезда. Мы полагаем, что такими центрами могут стать современные университетские комплексы. Примером такого комплекса может служить НОК "Психология", являющийся уникальным образцом объединения фундаментальной академической науки, практико-ориентированной системы подготовки специалистов и самой образовательной практики. Структура НОК "Психология" включает в себя: Психологический институт РАО, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский социально-педагогический колледж, Центр экстренной психологической помощи, Научно-методический центр службы практической психологии, центры практической психологии (образовательные учреждения, ПМС-центры).
Основными задачами НОК "Психология" являются:

  • методологическое обеспечение содержательной интеграции психологической науки, образования и практики;
  • разработка практико-ориентированной модели подготовки психологов;
  • создание системы непрерывного психологического образования;
  • реализация инновационных моделей образования на практике;
  • создание единого информационно-методического пространства в области психологии и образования на региональном и федеральном уровнях.

Фундаментальные проблемы психологической науки разрабатываются лабораториями Психологического института РАО. А научные подразделения МГППУ, в свою очередь, разрабатывают прикладные технологии работы психолога в системе образования, (координация работ ведется в рамках самого комплекса "Психология", объединяющего эти два учреждения). При этом есть прямой путь внедрения разработок в образовательное пространство города, поскольку столичное образование непосредственно заинтересовано в этих разработках и, главное, имеет действенный программно-целевой механизм их внедрения.
Следует также особо указать на стратегию построения научно-исследовательской и научно-практической работы в системе НОК, направленной на обеспечение службы практической психологии. Эта стратегия заключается не просто в тесном взаимодействии подразделений университета с практическими психологическими центрами, а в построении общего пространства совместной научно-исследовательской и практической работы, причем в системе и на основе самого образования. Главная задача — подготовка кадров. Подобная стратегия привела к необходимости создания базовых лабораторий университета, которые размещаются в действующих образовательных центрах, благодаря чему возможно совмещение научно-исследовательской работы с отработкой конкретных технологий непосредственно в живой образовательной среде. По сути — это практическая база всей работы.
Вместе с тем, понимая, что съезд в первую очередь должен поставить проблему развития службы, я бы указал на первоочередные задачи в этом направлении.
1. Научно-методическое обеспечение:

  • разработка и реализация моделей деятельности службы практической психологии на разных уровнях (ступенях)образования: дошкольное образование, начальная школа, основная школа, старшие классы школы, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее образование;
  • разработка и реализация моделей психолого-педагогаческого и медико-социального сопровождения отдельных категорий детей: детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, детей беженцев и вынужденных переселенцев и др.;
  • разработка концепции и моделей психологического сопровождения семьи и молодежи;
  • разработка концепции и моделей психологического сопровождения широкомасштабных экспериментов и инновационных проектов модернизации образования, оценки их результатов и последствий для развития и здоровья детей и молодежи;
  • разработка единых требований к содержанию коррекционно-развивающих программ различной направленности;
  • разработка адекватного инструментария деятельности;
  • создание базы и системы производства инструментария психологической службы образования.

2. Нормативное правовое обеспечение:

  • внесение изменений в законодательные и нормативные акты с целью совершенствования нормативной и правовой базы деятельности службы, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специалистов службы;
  • создание системы лицензирования, аттестации, государственной аккредитации образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • внесение изменений в законодательные акты с целью повышения социального статуса педагога-психолога, закрепления льгот в области пенсионного обеспечения, обеспечения жилой площадью, права на бесплатное повышение квалификации не реже, чем один раз в три года, и др.;
  • разработка новых квалификационных требований и функциональных обязанностей специалистов службы;
  • создание системы аттестации и сертификации специалистов службы практической психологии;
  • нормативное правовое обеспечение экономической самостоятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, развитие договорных отношений между учреждениями и гражданами, разработка моделей организации дополнительных платных услуг в службе практической психологии в системе образования РФ

3. Информационно-аналитическое обеспечение:

  • разработка концепции и технологии мониторинга службы практической психологии в системе образования;
  • проведение мониторинга психологического здоровья детей и молодежи;
  • формирование электронных информационных ресурсов службы практической психологии в системе образования РФ;
  • привлечение федеральных и региональных СМИ к освещению опыта работы и развития службы.

4. Материально-техническое и ресурсное обеспечение:

  • разработка модели и нормативов финансирования подразделений службы;
  • развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, служб раннего и надомного сопровождения, лекотек, логопунктов в образовательных учреждениях;
  • обеспечение образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, кабинетов педагогов-психологов, логопунктов в образовательных учреждениях учебным, коррекционно-развивающим, компьютерным оборудованием;
  • создание базы и системы производства инструментария службы практической психологии в системе образования России.

5. Кадровое обеспечение:

  • разработка новых стандартов, моделей и программ обучения, переподготовки и повышения квалификации, ориентированных на адресную подготовку специалистов;
  • разработка модели непрерывного образования педагогов-психологов;
  • разработка нового учебно-методического обеспечения программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;
  • разработка госстандарта высшего образования по специальности "Практическая психология".

6. Организационно-управленческо обеспечение:

  • создание координационного совета службы практической психологии в системе образования РФ;
  • создание координационных (научно-методических) советов службы практической психологии в системе образования в субъектах РФ;
  • создание межрегиональных центров службы практической психологии в системе образования в семи федеральных округах, выполняющих функции научно-методического и информационного обеспечения деятельности службы, повышения квалификации и переподготовки кадров службы. Важную роль должно сыграть только что созданное Государственное научное учреждение(ГНУ) "Центр практической психологии" Министерства образования РФ;
  • развитие сети федеральных и региональных экспериментальных площадок службы практической психологии в системе образования РФ;
  • организация экспериментов по отработке модели деятельности службы.

7. Развитие внутриведомственного и межведомственного сотрудничества службы:

  • создание и внедрение моделей междисциплинарного взаимодействия в службе практической психологии в системе образования;
  • создание и внедрение моделей внутриведомственного взаимодействия службы практической психологии с образовательными учреждениями общего и профессионального образования.

На наш взгляд, все эти задачи должны найти свое отражение в комплексной программе развития службы практической психологии в системе образования, определяющей, ее задачи на ближайшие пять лет. Такая программа вносится сегодня на обсуждение участников. Ее формирование и реализация — важнейшая стратегическая задача становления и развития сегодняшней службы и самого нашего профессионального сообщества.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.