На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения
Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения обусловлены переосмыслением задач специального образования, интегративными тенденциями в образовании, реализацией принципов гуманизации, гуманитаризации и демократизации в современной школе. Меняются приоритеты образования. Существовавшая долгие годы ориентированность на формирование знаний, умений и навыков уступает приоритетные позиции воспитанию и социализации. В связи с изложенным попытаемся определить основные понятия, передающие сущностную характеристику процесса психолого-педагогического сопровождения.


Педагогическая поддержка рассматривается как система средств и деятельность педагога, обеспечивающие оказание профессиональной (коррекционно-педагогической) помощи в индивидуальном развитии и саморазвитии, обучении и воспитании, в самоактуализации и самореализации ребенка.

Психолого-педагогическо сопровождение видится как в
преодолении трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, так и в успешном развитии, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья, защите прав ребенка.
Можно выделить с известной мерой относительности два направления психолого-педагогического сопровождения: актуальное и перспективное. Актуальное ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с преодолением имеющихся трудностей в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития, формировании межличностных отношений,социализаиии. Психолого-педагогическое сопровождение решает задачи конкретной помощи ребенку в условиях его совместного обучения.
Перспективное направление психолого-педагогического
сопровождения нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребенка, на коррекцию его психофизического развития, на формирование социально жизнеспособной личности. Оба направления между собой неразрывно связаны, между ними не всегда можно провести грань. Корригируя, сопровождая развитие ребенка, одновременно решаются все его повседневные проблемы, т.е. оказывается конкретная помощь в преодолении имеющихся учебных затруднений.
Обратимся к интерпретации психолого-педагогического
сопровождения в специальной литературе в области коррекционной педагогики. Е.И.Казакова (2000) под сопровождением понимает метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора. Л.И.Шипицина (2003) подчеркивает, что сопровождение не является синонимом таких понятий и процессов как поддержка, помощь, обеспечение. Сопровождение рассматривается как сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущие к прогрессу в развитии сопровождаемого.
Белорусские ученые ( А.Н.Коноплева, Т.Л.Лешинская, В.Ч.Хвойницкая) рассматривают сопровождение с позиции междисциплинарного взаимодействия. Психолого-педагогическое
сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Оно включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития. Психолого-педагогическое сопровождение представляется не суммой методов коррекционно-развивающей работы с детьми. Это комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Поскольку в процессе обучения реализуются когнитивная и
эмоционально-личностная парадигмы и обеспечивается формирование жизнеспособной личности, то это расширяет задачи психолого-педагогического сопровождения. Решаются не только проблемы, связанные с интеллектуальной и эмоционально-личностной сферами, но и оказывается помощь ребенку в решении актуальных для него проблем, определяемых социальной ситуацией его развития. Процесс сопровождения включает не только ребенка, но и значимых взрослых, так как анализируется и моделируется коррекционно-образовательное пространство и реальная ситуация обучения ребенка в условиях интеграции.
Ребенку с особенностями психофизического развития необходима такая система сопровождения, которая помогла бы ему преодолеть существующие ограничения жизнедеятельности (эффективного взаимодействия, общения с окружающими) и помогла, научила самостоятельно принимать решения, отвечать за них, а также приобретать трудовые или профессионально-трудовые навыки, которые позволят ему быть востребованным на рынке труда. Этому служат создаваемые в рамках психолого-педагогического сопровождения индивидуальные или фронтальные программы развития социальных, социально-эмоциональных навыков, программы личностного развития и самоопределения, программы углубленной социальной и профессиональной подготовки. В этом случае сопровождение будет служить решению таких задач как обучение конкретным предметам, находящимся в зоне актуальных интересов ребенка, профильное обучение, интеграция. Все вместе будет способствовать формированию личности, способной к максимально возможной социализации или социальной адаптации. Сопровождение при этом охватывает образовательный процесс, индивидуальное развитие в системе его взаимоотношений с самим собой, ближайшим окружением и социумом в широком значении слова. Иными словами, в систему сопровождения вовлекаются ребенок, его родители, педагоги, психологи, социальные педагоги, медики и другие специалисты.
Попытаемся проанализировать особенности социальной ситуации развития детей в условиях интегрированного обучения, специфичность и необходимость психолого-педагогического сопровождения. Для организации сопровождения важно проследить условия и причины возникновения когнитивного и адаптивного кризисов, формирования дезадаптивных явлений в условиях образовательной интеграции.
Ряд авторов указывают на то, что в условиях совместного обучения затруднена учебная деятельность детей с особенностями психофизического развития. К неблагоприятным факторам относят те обстоятельства, что учителя не учитывают своеобразие познавательной деятельности учащихся с психофизическими нарушениями, закономерности их психического развития, автоматически переносятся требования, ориентированные на обычных школьников. Особенно негативно влияют на возможности обучения детей ориентация педагогов на темповые характеристики учебной деятельности. Технологии обучения, основывающиеся на скорости чтения, скорости переработки информации, не соответствуют функциональным возможностям детей с особенностями психофизического развития. Темповые установки при обучении чтению, письму, решению математических задач тормозят формирование у детей учебных навыков. Снижается работоспособность детей, проявляется выраженное переутомление. Наиболее опасно использование учебников массовой школы без корректировки методики их использования, устранения перегруженности второстепенным материалом. Естественно, что учащиеся с тяжелыми нарушениями речи, с трудностями в обучении, не говоря уже о детях с интеллектуальной недостаточностью, не могут усвоить тот объем учебного материала, который предназначается для обычных школьников.
Еще один неблагоприятный фактор связан с недостаточной коррекционной направленностью учебного процесса. Учителя классов интегрированного обучения недостаточно ориентированы на формирование приемов мыслительной деятельности, на развитие коррекции речи и памяти, внимания. Школьники с особенностями психофизического развития не овладевают рациональными способами учебной работы. Главным становится заучивание, запоминание материала без достаточного осмысления и умения воспользоваться в практической деятельности. Учащиеся испытывают неудовлетворение, учителя ищут причину в неспособности школьников усвоить данный программный материал.
Важным фактором успеха учащихся в условиях интегрированного обучения является позиция родителей. Многие из них не осознают той ответственности, которая возлагается на них в связи с тем, что дети идут учиться в обычную школу. Распространенной ошибкой является предъявление к ребенку неадекватных требований, ориентировка лишь на приобретение школьниками знаний и учебных навыков, недооценка формирования жизненной компетенции и умения включаться в социальное взаимодействие. Родители, как и учителя, не понимают специфики обучения детей с психофизическими нарушениями. Не исключаются случаи формального отношения к учебе детей, проявления безразличия. Совместное обсуждение проблем детей приводит к обвинению учителя в невнимании к детям или проявлению агрессивных действий по отношению к школьникам. Имеют место случаи противостояния родителей и учителей. Ответственность за неуспех детей перекладывается друг на друга, контакты нарушаются, взаимодействие взрослых исключается.


Модель психолого-педагогического сопровождения и этапы ее реализации
Модель психолого-педагогического сопровождения характеризуется следующими принципами: системности, комплексности, интегративности, приоритета особых потребностей ребенка, непрерывности.

Системный принцип реализуется в модели в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям,
родителям. Помощь оказывается одновременно, усилия значимых взрослых координируются и согласуются с потребностями ребенка. Психолого-
педагогическое сопровождение оказывается в реальной ситуации обучения ребенка. Выявляются имеющиеся сложности, потенциальные возможности
школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учетом всех составляющих определяется, моделируется система
психолого-педагогического сопровождения. Процесс сопровождения является целостным, динамичным, открытым. К системообразующим
факторам относится социальная ситуация развития ребенка, адекватное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, скоординированность усилий, командный стиль организуемого сопровождения.
Комплексный характер психолого-педагогического сопровождения проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности.

Коррекционно-педагогическая помощь охватывает познавательную, эмоционально-волевую, двигательную сферы, оптимизируются социальные связи и отношения. Ребенок получает необходимую медицинскую помощь, включается в разнообразную деятельность, отслеживается успешность его обучения и налаживание межличностных связей.
В сопровождении реализуется принцип интегративности, поскольку предусматривается интеграция различных методов, методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов. Сопровождение охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную. Учитывается семейный микросоциум, влияние подростковой субкультуры, детские предпочтения. Объединение всех субъектов социально-воспитательного процесса, направление их усилий в одно русло - является задачей сопровождения. Разрозненные усилия останутся безрезультатными.

Использование одной технологии, одного метода вряд ли принесет успех. Необходимо использование психотерапевтических и психолого-педагогических методов.
Психолого-педагогическое сопровождение требует выявления причин учебных затруднений ребенка, знания и учета его особых пофебностей. Дети с особенностями психофизического развития нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса. Важно не только осознавать, что дети с особенностями психофизического развития не могут учиться без специальных условий, без специализированной коррекпионно-педагогической помощи, но и делать все возможное для выявления сильных сторон ученика, чтобы использовать их в качестве обходных путей.
Принцип непрерывности отражает необходимость ранней, с первых дней жизни ребенка, диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всей жизни. В этом усматривается защита прав лица с нарушениями психофизического развития. Педагогическая поддержка нивелирует действие имеющегося нарушения и ограничения. Дети нуждаются в адаптации дидактических и информационных средств. Логичным представляется утверждение, что психолого-педагогическое сопровождение должно функционировать на всех ступенях образования.
Принципы психолого-педагогического сопровождения позволяют выстроить его модель, предполагаемый образ. Модель отражает структурно-организационные и содержательно-процессуальные особенности данного процесса в первом приближении. Попытаемся прокомментировать отдельные ее составляющие.

Формами сопровождения могут быть индивидуальная, групповая, фронтальная. На уровне школы работа ведется под руководством завуча. Команда объединяет учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива.
Групповой командой организуется работа с учителями и родителями с целью вовлечения их в реализацию единой развивающей программы, изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.
Индивидуальная программа психолого-педагогического
сопровождения может решать следующие проблемы: помощь в разрешении трудностей в обучении, профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями); коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ученика.
Модель психолого-педагогического сопровождения отражает основные его этапы. Первым этапом является мотивационным. Его цель - обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса сопровождения, мотивация предстоящей деятельности. В школу могут быть интегрированы дети с различными нарушениями развития: с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения и т.д. Применительно к любой категории детей значим эмоциональный контакт между взрослыми и ребенком, прежде всего между учителями и родителями. Мотивационный этап во многом зависит от личных качеств и профессионализма учителя-дефектолога, психолога, насколько убедительно они смогут изложить стратегию психолого-педагогического сопровождения. Заинтересованное объяснений целей и условий предстоящей работы создает положительную установку на совместную работу. На этом этапе подчеркивается, что участники образовательного процесса взаимно обусловливают успех ребенка. От характера сложившихся взаимоотношений в триаде учитель-ребенок-родитель зависит коррекционная работа. Только при создании поддерживающей среды и согласованных действиях всех участников образовательного процесса возможна реализация эффективного процесса коррекции в короткие сроки.
Второй этап видится как ориентировочный. Он предполагает определение смысла и содержания предстоящей работы, выработку общего подхода, определение ролей и профессиональных позиций относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей. На этом этапе конкретизируются структурные элементы сопровождения. Оно включает выявление причин затруднений, школьной дезадаптации ребенка; обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм ее реализации; выбор способов организации этого процесса с учетом ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализации сопровождения. Безусловно, значимым является мнение родителей о проблемах ребенка и ожидаемых результатах. Специалисты знакомят в общих чертах с тем, как будет оказываться помощь. Подчеркивается, что коррекционно-развивающий процесс будет осуществляться в реальной ситуации обучения ребенка и в процессе специальных занятий. Это могут быть тренинги (искусственно созданная психологом среда) и коррекционные занятия, проводимые учителем-дефектологом. Е$месте вырабатывается концепция психолого-педагогического сопровождения, конкретизируются требования к микросоциальной среде в условиях семьи.
После определения общих целей и задач разрабатываются коррекционные программы на диагностической основе применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач. С этого начинается содержательно-операционный этап. И психолог, и учитель-дефектолог не работают изолированно. обособленно. Как уже подчеркивалось, сопровождение - это целостный системный процесс. Для этого проводится работа с детьми, учителями, родителями в целях их взаимодействия. При необходимости ведется психолого-педагогическая подготовка тех, кто затрудняется в работе.
При составлении программы психолого-педагогического сопровождения учитывается запрос родителей, учителей, потребности ребенка, выявленные в процессе диагностического обследования. Уточняется, как родители и учителя смогут закреплять приобретенные навыки в процессе специальных занятий. Проводимые коррекционные занятия дополняются диагностическими, контрольными. Можно провести 4-8 коррекционных занятий и одно диагностическое, контрольное. По его результатам можно будет провести активное консультирование учителей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы. Совместно определяются причины и способы разрешения возникающих затруднений.
Можно предвидеть, что не все родители будут активными участниками сопровождения. Не исключаются родители, которые постараются устраниться от помощи детям, стараясь не замечать проблем. Однако постепенно на основе их контакта с классным руководителем можно надеяться на изменение ситуации. После того, как родители осознают результативность проводимой работы, они станут сотрудничать.
Изучение опыта классов интегрированного обучения позволяет констатировать, что учащиеся с особенностями психофизического развития имеют не только учебные затруднения, но и повышенную тревожность, неверие в себя, в отдельных случаях может наблюдаться поведение протеста. Соответственно характер коррекционно-развивающих занятий может быть разным. Могут проводиться тренинги с усилением дисциплинарных, поведенческих моментов и с фиксированием внимания на учебном материале в целях его лучшего осмысления, повышения темпа прохождения, увеличения объема усвоения. Улучшение операций вербально-логического мышления позволит увеличить объем слухо-речевой памяти.
Оценочный этап завершает процесс психолого-педагогического сопровождения. Он включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов может послужить основой для последующей работы.
Обобщенно технология психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующими содержательными направлениями работы.
Первоначально осуществляется постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения. Далее достигается согласование на основе коллегиального обсуждения проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители, администрация, другие специалисты). По материалам согласования психолого-педагогическое сопровождение развития детей конкретизируется, что повышает ответственность каждого исполнителя, определяет конкретные действия каждого. Предусматривается рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения, возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений, анализом результатов предыдущей работы.

Обобщение вышеизложенного позволяет выделить основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения:
- педагогическая и психологическая диагностика отклонений в психофизическом развитии и выявление потребностей в коррекционной помощи;
- индивидуальная, групповая, фронтальная коррекнионно- развивающая работа;
- формирование адекватной потребностям специальной коррекционно-развивающей среды;
- создание индивидуальных и групповых коррекционных программ, ориентированных на конкретных детей и решение соответствующих коррекционных задач;
- психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния;
- научное обоснование коррекционных технологий , используемых в процессе обучения и воспитания.
Широкая сфера применения психолого-педагогического
сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

Автор: Т.Л.Лещинская, директор Центра специального образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования»

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.