На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психолого-педагогическое и социальное сопровождение и обеспечение учебно-воспитательного процесса – определяющие условия развития личности учащихся
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение и обеспечение учебно-воспитательного процесса – определяющие условия развития личности учащихся
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение и обеспечение учебно-воспитательного процесса – определяющие условия развития личности учащихся
Содержание педагогического сопровождения творческого развития личности и её креативности в обучении детей 6-7 лет
Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития
Формирование личности младшего школьника в процессе физического воспитания
Все страницы

А.С.Метелица,
заведующая кафедрой управления и технологий образования
УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", кандидат педагогических наук

В Витебской области в настоящее время существует сложившаяся психологическая служба, которая способствует успешному психологическому сопровождению и обеспечению процессов управления образованием. Однако в результате анализа ряда исследований по этой проблеме установлена недостаточная разработанность её концептуальной основы. Поэтому рассмотрим сущность, содержание и проблемы психологического сопровождения и обеспечения.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. По мнению большинства учёных, сопровождение – комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о существе проблемы и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы. Под сопровождением понимается взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого.
Основные принципы сопровождения: ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий обладает только совещательными правами, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, комплексный подход в сопровождении.
Главной задачей психологического сопровождения является обеспечение психического здоровья и развитие личности обучаемого.
Задача психологического обеспечения - способствовать созданию психологических условий в обучении, развитии и воспитании учащихся, педагогов и других субъектов образования.
Психологическое обеспечение может проводиться в форме устных консультаций, обучения, рекомендаций, оснащения потребителей печатной продукцией, аудио- и видеоматериалами, информационными компьютерными технологиями. Психологическое обеспечение подразделяется на непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное).
Субъектом непосредственного психологического обеспечения является педагог-психолог. Субъектом обеспечения при опосредованном обеспечении могут выступать педагоги, родители, учащиеся, социальные педагоги, валеологи, администрация. Наиболее успешны формы управления развитием личности, когда психологическое обеспечение смещается с непосредственного на опосредованное. Предполагается "отдать психологию" неспециалистам. Таковыми могут быть учителя, классные руководители, учащиеся, социальные педагоги, валеологи, администрация. Данный подход позволит педагогу-психологу управлять педагогическим процессом через других людей, передав им эффективные психологические технологии.


Основные особенности психологического обеспечения в управлении развитием личности следующее

  • Психологическое обеспечение должно способствовать гуманизации учебно-воспитательного процесса, если будет базироваться на "гуманистических принципах" (К.А.Альбуханова-Славская, А.Б.Брушлинский).
  • Психологическое обеспечение должно быть комплексным: комплексность включает в себя обеспечение индивида: субъекта деятельности, личности, в итоге индивидуальности. Кроме этого под комплексностью понимается психологическое обеспечение обучаемых и педагогических технологий.
  • Обеспечение должно быть спланировано на весь период обучения субъекта в учреждениях образования.
  • Психологическое обеспечение направлено на всех обучаемых.
  • Обеспечение должно быть последовательным, гибким, адаптироваться к потребностям школы, конкретных учеников.
  • Оно является интегративной частью всего психологического процесса в учреждениях образования.
  • В обеспечении участвует весь школьный коллектив и родители. Центральной фигурой в учреждениях образования в психологическом обучении и воспитании является педагог-психолог.

Выделяют следующие виды психологического обеспечения: исследование, помощь, организация, обучение психологии, познание.
Исследовательская деятельность включает в себя психодиагностику, исследовательско-экспериментальную работу, экспертизу коммуникативной культуры педагога, психологический анализ занятий, психолого-медико-педагогический консилиум.
Психологическая помощь обучаемым в школе и педагогам в ИПК может оказываться только первичная. Психолог не занимается коррекцией глубоких проблем обучаемых, когда требуется длительное вмешательство узких специалистов. Выделяют следующие виды помощи: психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психологическая реабилитация, психологическое развитие.
Организаторская деятельность включает в себя следующие мероприятия: информация, психологическое сопровождение педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов, организация родительских конференций, родительских групп поддержки т.п.
Обучение психологии может осуществляться по следующим направлениям: познание себя и управление собой, общеучебные умения, социальная компетентность, подготовка к карьере, формирование семьянина.
Гностическая деятельность (психологическое самообеспечение). Изучение работы педагогов-психологов показало, что для непрерывного развития профессиональной компетентности они должны постоянно участвовать в работе методических семинаров по освоению передового психолого-педагогического опыта в районе или городе.
Изучение психологического аспекта комплексного сопровождения требует определения места и роли психологической науки и практики в этом сложном и многогранном процессе. Именно психология, как наука о душевной жизни человека, должна иметь теорию развития личности, определить критерии нарушений в ее развитии и дать рекомендации по предупреждению этих нарушений. Значительный вклад в данном направлении сделала школьная практическая психология. Возросла ее роль в системе образования. Этап активного становления практической психологии образования в Беларуси в основном завершен, что способствует эффективной разработке научно-практических основ системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка. Опыт практической работы по данной проблеме обсуждался на Международной научно-практической конференции, проведенной в 1998 году в Санкт-Петербурге. Комплексность утверждается как главный принцип сопровождения. Однако имеются определенные противоречия комплексного подхода. К ним относятся: недостаток квалифицированных кадров, отсутствие специалистов с реальным опытом решения актуальных, личностных проблем, слабое развитие информационных процессов в системе сопровождения, подмена сопровождения, ориентированного на разрешение реальной личностной проблемы, просвещением, направленным на повышение потенциального уровня культуры. Среди вышеуказанных трудностей особое место должны занимать вопросы четкого согласования деятельности команды специалистов разного профиля, в том числе психологов, педагогов, специальных и медицинских работников и разграничение сферы компетентности каждого из них. В компетенции психологов должна находиться, главным образом, диагностика, предупреждение и коррекция нарушений развития личности учащихся.
Поэтому для решения практических задач психологического сопровождения необходима современная концепция личности и практического здоровья учащегося. Известно, что в современных теориях развития личности отражаются самые многообразные подходы: с позиций бихевиоризма, социального научения, психоанализа, гуманистической психологии и других теорий. Концепция с позиции анализа отношений личности школьника наиболее эффективна для практики психологического сопровождения. Некоторые ученые современное положение учения о личности характеризуют как кризисное. Выявлен неклассический научный подход понимающей психологии, где внимание акцентировалось на и индетерминистических (свободных, непредсказуемых) проявлениях человека, уникальности его психической, духовной организации. Вслед за обучающей психологией к проблеме "человеческого в человеке" обратилась гуманистическая и экзистенциальная психология "Понимающая психология" позволяет вникнуть в истинное содержание человека с позиций его духовности, совести, целеустремленности. Таким образом, наиболее разумной представляется интеграция указанных направлений в психологии. Совесть является более надежным критерием истинности психологического знания, чем практика, на которую ссылались классики марксизма-ленинизма. Критерием истинности той или иной теории также считается ее общечеловеческая ценность.
Под ценностным подходом к исследованию отношений личности понимается взгляд на личность как на явление природное, социальное и духовное. Кроме того, с позиций великих мыслителей ХХ века, личность во всех указанных ипостасях следует рассматривать системно, т.е. во взаимосвязи с природой, обществом, биосферой, ноосферой и другими системами более глобального порядка.
Термин "психическое здоровье" отсутствует в энциклопедическом словаре медицинских терминов. Просто здоровье там определяется как "состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Таким образом, делается попытка позитивного определения здоровья. Следует признать устаревшим представление о психическом здоровье как об идеальной норме вследствие отсутствия у человека психопатологических отклонений.
Итак, психическое здоровье невозможно определить в терминах "благополучие", "комфорт", "отсутствие болезни" и др. Переживание человеком горя, страданий, мучений, поиска вместе с моментами радостного откровения, прозрения и нахождения себя для других, по-видимому, есть главное свойство здоровой психики. В соответствии с представленной общей концепцией психического здоровья, для его оценки необходимо проанализировать в единстве и взаимосвязи личности клиента в аспекте ее свободы, индивидуальности, социальной интегрированности и творческой способности к перевоплощению.
Одну из наиболее важных проблем психологического сопровождения составляет система специального образования. Контингент детей в специальном образовании отмечается ограниченностью свободы выбора и самоопределения, обусловленной недостатками их физических и психических возможностей. Существует около 10 видов школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеются разные критерии отбора и направления детей в специальные образовательные учреждения и, соответственно, различные подходы к их психолого-педагогическому сопровождению. Своеобразное положение в системе образования занимают школы для детей с задержкой психического развития. В них учатся дети, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, слабость памяти и внимания, эмоциональная неустойчивость. Эти школы наряду с общими задачами решают задачи коррекции недостатков психического развития, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности учащихся.
Психологическое сопровождение в контексте комплексного сопровождения – это прежде всего процесс взаимодействия психолога с учащимися на уровне их субъективных психологических проблем. Психологические проблемы учащихся могут не проявляться во внешнем плане и поэтому не являются актуальными для психолога, но могут быть выявлены в процессе психологического обследования. Таким образом, акцент в деятельности психолога смещается с коррекционно-диагностического на диагностико-профилактический как более перспективный. Наиболее значимой проблемой является то, что психологическое образование в диагностико-профилактическом направлении осуществляется недостаточно. Об этом свидетельствует анализ литературы, которая широко используется для подготовки специалистов по психологическому сопровождению школьников. Одна из проблем психологического сопровождения – слабость психологического обследования, ограниченность диагностических возможностей, отсутствие методик, специально созданных и приспособленных для выявления и дифференциации нарушений развития психики при различных аномалиях. Не разработана также в достаточной мере сама процедура психологического обследования, нет правил и рекомендаций, которым можно следовать, не всегда психолог привлекается в качестве члена медико-педагогической комиссии, хотя психологические методики и психологические данные широко используются членами комиссий, поскольку без них невозможно обойтись.
Задачи формирования личности и сохранения психического здоровья школьников недостаточно решаются психологами в системе общего и специального образования. С этим связаны часто встречающиеся у детей и подростков отклонения в поведении, неврозы, психосоматические заболевания, создающие для детей дополнительные психологические проблемы. Наиболее успешно эти задачи могут решаться совместными усилиями педагогики, психологии и медико-социальной службы.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.