На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психолого-педагогическое и социальное сопровождение и обеспечение учебно-воспитательного процесса – определяющие условия развития личности учащихся
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение и обеспечение учебно-воспитательного процесса – определяющие условия развития личности учащихся
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение и обеспечение учебно-воспитательного процесса – определяющие условия развития личности учащихся
Содержание педагогического сопровождения творческого развития личности и её креативности в обучении детей 6-7 лет
Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития
Формирование личности младшего школьника в процессе физического воспитания
Все страницы

А.С.Метелица,
заведующая кафедрой управления и технологий образования
УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", кандидат педагогических наук

В Витебской области в настоящее время существует сложившаяся психологическая служба, которая способствует успешному психологическому сопровождению и обеспечению процессов управления образованием. Однако в результате анализа ряда исследований по этой проблеме установлена недостаточная разработанность её концептуальной основы. Поэтому рассмотрим сущность, содержание и проблемы психологического сопровождения и обеспечения.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. По мнению большинства учёных, сопровождение – комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о существе проблемы и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы. Под сопровождением понимается взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого.
Основные принципы сопровождения: ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий обладает только совещательными правами, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, комплексный подход в сопровождении.
Главной задачей психологического сопровождения является обеспечение психического здоровья и развитие личности обучаемого.
Задача психологического обеспечения - способствовать созданию психологических условий в обучении, развитии и воспитании учащихся, педагогов и других субъектов образования.
Психологическое обеспечение может проводиться в форме устных консультаций, обучения, рекомендаций, оснащения потребителей печатной продукцией, аудио- и видеоматериалами, информационными компьютерными технологиями. Психологическое обеспечение подразделяется на непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное).
Субъектом непосредственного психологического обеспечения является педагог-психолог. Субъектом обеспечения при опосредованном обеспечении могут выступать педагоги, родители, учащиеся, социальные педагоги, валеологи, администрация. Наиболее успешны формы управления развитием личности, когда психологическое обеспечение смещается с непосредственного на опосредованное. Предполагается "отдать психологию" неспециалистам. Таковыми могут быть учителя, классные руководители, учащиеся, социальные педагоги, валеологи, администрация. Данный подход позволит педагогу-психологу управлять педагогическим процессом через других людей, передав им эффективные психологические технологии.


Основные особенности психологического обеспечения в управлении развитием личности следующее

  • Психологическое обеспечение должно способствовать гуманизации учебно-воспитательного процесса, если будет базироваться на "гуманистических принципах" (К.А.Альбуханова-Славская, А.Б.Брушлинский).
  • Психологическое обеспечение должно быть комплексным: комплексность включает в себя обеспечение индивида: субъекта деятельности, личности, в итоге индивидуальности. Кроме этого под комплексностью понимается психологическое обеспечение обучаемых и педагогических технологий.
  • Обеспечение должно быть спланировано на весь период обучения субъекта в учреждениях образования.
  • Психологическое обеспечение направлено на всех обучаемых.
  • Обеспечение должно быть последовательным, гибким, адаптироваться к потребностям школы, конкретных учеников.
  • Оно является интегративной частью всего психологического процесса в учреждениях образования.
  • В обеспечении участвует весь школьный коллектив и родители. Центральной фигурой в учреждениях образования в психологическом обучении и воспитании является педагог-психолог.

Выделяют следующие виды психологического обеспечения: исследование, помощь, организация, обучение психологии, познание.
Исследовательская деятельность включает в себя психодиагностику, исследовательско-экспериментальную работу, экспертизу коммуникативной культуры педагога, психологический анализ занятий, психолого-медико-педагогический консилиум.
Психологическая помощь обучаемым в школе и педагогам в ИПК может оказываться только первичная. Психолог не занимается коррекцией глубоких проблем обучаемых, когда требуется длительное вмешательство узких специалистов. Выделяют следующие виды помощи: психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психологическая реабилитация, психологическое развитие.
Организаторская деятельность включает в себя следующие мероприятия: информация, психологическое сопровождение педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов, организация родительских конференций, родительских групп поддержки т.п.
Обучение психологии может осуществляться по следующим направлениям: познание себя и управление собой, общеучебные умения, социальная компетентность, подготовка к карьере, формирование семьянина.
Гностическая деятельность (психологическое самообеспечение). Изучение работы педагогов-психологов показало, что для непрерывного развития профессиональной компетентности они должны постоянно участвовать в работе методических семинаров по освоению передового психолого-педагогического опыта в районе или городе.
Изучение психологического аспекта комплексного сопровождения требует определения места и роли психологической науки и практики в этом сложном и многогранном процессе. Именно психология, как наука о душевной жизни человека, должна иметь теорию развития личности, определить критерии нарушений в ее развитии и дать рекомендации по предупреждению этих нарушений. Значительный вклад в данном направлении сделала школьная практическая психология. Возросла ее роль в системе образования. Этап активного становления практической психологии образования в Беларуси в основном завершен, что способствует эффективной разработке научно-практических основ системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка. Опыт практической работы по данной проблеме обсуждался на Международной научно-практической конференции, проведенной в 1998 году в Санкт-Петербурге. Комплексность утверждается как главный принцип сопровождения. Однако имеются определенные противоречия комплексного подхода. К ним относятся: недостаток квалифицированных кадров, отсутствие специалистов с реальным опытом решения актуальных, личностных проблем, слабое развитие информационных процессов в системе сопровождения, подмена сопровождения, ориентированного на разрешение реальной личностной проблемы, просвещением, направленным на повышение потенциального уровня культуры. Среди вышеуказанных трудностей особое место должны занимать вопросы четкого согласования деятельности команды специалистов разного профиля, в том числе психологов, педагогов, специальных и медицинских работников и разграничение сферы компетентности каждого из них. В компетенции психологов должна находиться, главным образом, диагностика, предупреждение и коррекция нарушений развития личности учащихся.
Поэтому для решения практических задач психологического сопровождения необходима современная концепция личности и практического здоровья учащегося. Известно, что в современных теориях развития личности отражаются самые многообразные подходы: с позиций бихевиоризма, социального научения, психоанализа, гуманистической психологии и других теорий. Концепция с позиции анализа отношений личности школьника наиболее эффективна для практики психологического сопровождения. Некоторые ученые современное положение учения о личности характеризуют как кризисное. Выявлен неклассический научный подход понимающей психологии, где внимание акцентировалось на и индетерминистических (свободных, непредсказуемых) проявлениях человека, уникальности его психической, духовной организации. Вслед за обучающей психологией к проблеме "человеческого в человеке" обратилась гуманистическая и экзистенциальная психология "Понимающая психология" позволяет вникнуть в истинное содержание человека с позиций его духовности, совести, целеустремленности. Таким образом, наиболее разумной представляется интеграция указанных направлений в психологии. Совесть является более надежным критерием истинности психологического знания, чем практика, на которую ссылались классики марксизма-ленинизма. Критерием истинности той или иной теории также считается ее общечеловеческая ценность.
Под ценностным подходом к исследованию отношений личности понимается взгляд на личность как на явление природное, социальное и духовное. Кроме того, с позиций великих мыслителей ХХ века, личность во всех указанных ипостасях следует рассматривать системно, т.е. во взаимосвязи с природой, обществом, биосферой, ноосферой и другими системами более глобального порядка.
Термин "психическое здоровье" отсутствует в энциклопедическом словаре медицинских терминов. Просто здоровье там определяется как "состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Таким образом, делается попытка позитивного определения здоровья. Следует признать устаревшим представление о психическом здоровье как об идеальной норме вследствие отсутствия у человека психопатологических отклонений.
Итак, психическое здоровье невозможно определить в терминах "благополучие", "комфорт", "отсутствие болезни" и др. Переживание человеком горя, страданий, мучений, поиска вместе с моментами радостного откровения, прозрения и нахождения себя для других, по-видимому, есть главное свойство здоровой психики. В соответствии с представленной общей концепцией психического здоровья, для его оценки необходимо проанализировать в единстве и взаимосвязи личности клиента в аспекте ее свободы, индивидуальности, социальной интегрированности и творческой способности к перевоплощению.
Одну из наиболее важных проблем психологического сопровождения составляет система специального образования. Контингент детей в специальном образовании отмечается ограниченностью свободы выбора и самоопределения, обусловленной недостатками их физических и психических возможностей. Существует около 10 видов школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеются разные критерии отбора и направления детей в специальные образовательные учреждения и, соответственно, различные подходы к их психолого-педагогическому сопровождению. Своеобразное положение в системе образования занимают школы для детей с задержкой психического развития. В них учатся дети, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, слабость памяти и внимания, эмоциональная неустойчивость. Эти школы наряду с общими задачами решают задачи коррекции недостатков психического развития, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности учащихся.
Психологическое сопровождение в контексте комплексного сопровождения – это прежде всего процесс взаимодействия психолога с учащимися на уровне их субъективных психологических проблем. Психологические проблемы учащихся могут не проявляться во внешнем плане и поэтому не являются актуальными для психолога, но могут быть выявлены в процессе психологического обследования. Таким образом, акцент в деятельности психолога смещается с коррекционно-диагностического на диагностико-профилактический как более перспективный. Наиболее значимой проблемой является то, что психологическое образование в диагностико-профилактическом направлении осуществляется недостаточно. Об этом свидетельствует анализ литературы, которая широко используется для подготовки специалистов по психологическому сопровождению школьников. Одна из проблем психологического сопровождения – слабость психологического обследования, ограниченность диагностических возможностей, отсутствие методик, специально созданных и приспособленных для выявления и дифференциации нарушений развития психики при различных аномалиях. Не разработана также в достаточной мере сама процедура психологического обследования, нет правил и рекомендаций, которым можно следовать, не всегда психолог привлекается в качестве члена медико-педагогической комиссии, хотя психологические методики и психологические данные широко используются членами комиссий, поскольку без них невозможно обойтись.
Задачи формирования личности и сохранения психического здоровья школьников недостаточно решаются психологами в системе общего и специального образования. С этим связаны часто встречающиеся у детей и подростков отклонения в поведении, неврозы, психосоматические заболевания, создающие для детей дополнительные психологические проблемы. Наиболее успешно эти задачи могут решаться совместными усилиями педагогики, психологии и медико-социальной службы.


Содержание педагогического сопровождения творческого развития личности и её креативности в обучении детей 6-7 лет

А.А.Рожкова, учитель начальных классов

На начало учебного года в 1 классе проводилась диагностика готовности детей к школе, которая включала в себя интеллектуальную готовность, мотивационную готовность, социально-психологическую готовность. После ознакомления с результатами диагностики школьным психологом были даны рекомендации по развитию произвольности, по успешной адаптации учащихся к школе и полноценному включению в учебно-воспитательный процесс.
Не останавливаясь на традиционных диагностических исследованиях, которые проводились в классе, хотелось бы отразить новое направление в работе с детьми по развитию креативности.
Пока ребенок учится в школе, у него есть возможность заглянуть в ответ и сверить правильность решения с учителем, который почти всегда рядом. Однако жизнь зачастую подбрасывает человеку такие задачи, адекватным решением которых может стать скорее исключение, чем правило.
Как уже сегодня научить ребенка мозговому штурму любой учебной и жизненной задачи? Как научить искать не только правильный, но оригинальный, нестандартный, творческий ответ?
Результаты диагностики вербальной креативности детей и подростков России и США заставляют задуматься.

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Россия

США

Россия

США

Россия

США

6 лет

51,4

34,5

26,4

19,1

25

13,9

12 лет

47,7

71

21,8

32,3

21,8

41,9

17 лет

36,3

80

20,7

40,4

25,8

51,3

(данные из лекционного материала Гатанова Ю.Б.)

С 2004/05 учебного года в нашей школе проходит апробацию технология развития творческого мышления детей и подростков "Учусь творчески мыслить", которая разработана на базе известных концепций структуры интеллекта Дж.Гилфорда и Дж.Рензулли. Автором методики является кандидат психологических наук, заместитель декана факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета Гатанов Ю.Б. Технологическая разработка: Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И.
Основную цель технологии развития творческого мышления можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого дивергентного мышления и традиционного конвергентного мышления. На развитие последнего ставится акцент в традиционной школе, где учитель обычно предлагает учащимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям:
- степень точности ответа;
- степень подробности;
- скорость выполнения задания;
- аккуратность и степень соответствия установленной форме ответа.
Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на "правильный ответ". Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление.
Дивергентное мышление — это вид мышления, который характеризуется выходом за стереотипы мыследеятельности, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения. Множество людей, попавших в катастрофы, погибают, хотя последующие расследования показывают, что многие из них могли бы спастись. Нестандартные ходы, неожиданные идеи, использование привычных предметов необычным образом спасает других.
Технология развития творческого мышления детей и подростков "Учусь творчески мыслить" представляет собой шестигодичный курс, состоящий из методического обоснования, методического руководства, психологического сопровождения и альбомов заданий для детей 5-15 лет. Все упражнения и задания предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей:

  • беглость (или творческая продуктивность) — это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т.п.;
  • гибкость — это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения;
  • оригинальность — это способность придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения;
  • способность к детальной разработке идеи (или разработанность) — это способность развивать, расширять, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Важно не только придумывать идею, но и хорошо её разработать, насытить деталями, которые позволят "работать" вашей идее.
Э.П.Торранс считает необходимым выделить способность давать названия (или способность обобщать) — это способность выделять сущностные, причинно-следственные связи и закономерности. Эту способность можно также определить как умение кратко и емко выразить суть творческой идеи, выделить в ней главное и сформулировать в названии.
Многие упражнения и задания данной программы хотя и достаточно известны, но имеют достаточную ценность: они подобраны и построены таким образом, что позволяют в совокупности эффективно развивать творческое мышление. Мотивация учения у детей значительно повышается, если упражнения и задания позволяют им творчески использовать их собственный жизненный опыт.
Исследования Э.Торранса, Р.Кратчфилда и С.Париса показали, что творческое обучение повышает креативность учащихся, они начинают активнее участвовать в делах, требующих новаторства, постепенно меняя свое отношение к школьному обучению в целом.
А.Маслоу писал, что человек, который смог реализовать свой творческий потенциал — это не человек, которому что-то добавлено, это человек, у которого ничто не отнято.
Авторы методики раскрывают основные подходы и стратегии для работы по технологии развития творческого мышления.

  • "Мозговой штурм" и принцип "беглости".
  • Принцип мягкого соревнования.
  • Сотрудничество и кооперация.
  • Оценивание и благоприятная психологическая атмосфера. Принцип безоценочной деятельности. Принцип подкрепления.

При разработке данной программы авторы придерживались такого определения для творчества: "Творчество — процесс выдвижения идей, которые являются новыми и оригинальными для их создателя. При этом не имеет значения, является ли эта идея новой и оригинальной для других людей".
Для развития способностей учащихся мы, учителя, всегда искали и ищем интересный, увлекательный материал. Теперь мы имеем такой материал по развитию творческих способностей в системе и с учетом возрастных особенностей учащихся. На занятиях учащиеся выражают свои мысли и чувства в свободной форме, в теплой и открытой атмосфере. Когда мы призываем детей свободно выражать себя, мы снимаем угрозу внешнего оценивания и критических суждений, так часто связанных с учебно-воспитательным процессом в школе. Самый эффективный способ создать благоприятную психологическую атмосферу в классе — это максимально снизить внешнее, формальное оценивание и направить учащихся в русло самооценивания. Ребенок должен научиться оценивать свою работу самостоятельно. Только таким образом он научится находить недостатки в своих произведениях, сможет вносить коррективы в деятельность, быть самостоятельной, развитой личностью.
Учащиеся увлеченно работают на каждом занятии. Учитель имеет возможность наблюдать, чем нравится заниматься ученикам класса как всем вместе, так и каждому в отдельности. Интересными и важными для развития коммуникативных навыков являются завершающие дискуссии и обсуждения на каждом уроке, где каждый ученик имеет возможность поделиться своими творческими идеями.
Большой интерес к результатам диагностики и к самостоятельным работам учащихся проявляют родители учеников.


Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития

Т.П.Беззубенко, Н.Л.Немкова, учителя-дефектологи

Одним из компонентов действенной коррекционной помощи детям с ОПФР является психолого-педагогическое сопровождение.
Система сопровождения помогает преодолеть образовательные затруднения ребенка с ОПФР, решить проблемы общения, взаимодействия с окружающими. Психолого-педагогическое сопровождение охватывает процесс обучения и воспитания, индивидуальное развитие в системе взаимоотношений ребенка с самим собой, ближайшим окружением и социумом. В систему сопровождения вовлекаются ребенок, его родители, педагоги, психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, медики и другие специалисты.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интеграции:

  • педагогическая и психологическая диагностика отклонений в развитии;
  • разработка специалистами ЦКРОиР, учителем-дефектологом школы индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка;
  • формирование коррекционно-развивающей образовательной среды;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • разработка и реализация программ сопровождения;
  • помощь родителям;
  • систематическое отслеживание динамики развития ребенка в процессе коррекционной работы;
  • организация патроната выпускников с ОПФР.

Остановимся на вопросах создания образовательной среды и разработки программ сопровождения.
Одним из важных аспектов системы сопровождения детей с ОПФР является создание образовательной среды, поддерживающей и стимулирующей дальнейшее развитие. Основными элементами образовательной среды выступают средовые ресурсы. Ученые выделяют 4 группы средовых ресурсов.

  • Предметные ресурсы. Физическое окружение для комфортного и безопасного пребывания ребенка в учреждении. Помещение, мебель, оборудование, учебники и т.д.
  • Пространственные ресурсы. Многофункциональность пространства учебного помещения. Зона для учебных занятий, игровая зона, зона отдыха и уединения ребенка.
  • Организационные ресурсы. Режимы (работы на уроке, в течение дня, в течение недели, года). Дозирование учебного материала, доступность знаний, профилактика состояния утомления.
  • Социально-психологические ресурсы. Формирование социального опыта: моделирование форм общения, норм поведения. Доброжелательные отношения, позитивное настроение, создание эмоционального комфорта и психического равновесия. Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

Педагоги системы интегрированного обучения призваны проектировать, создавать образовательную среду для каждого ребенка с ОПФР.
Программа психолого-педагогического сопровождения на уровне школы разрабатывается и реализуется командой педагогов (учитель-дефектолог, психолог, социальный педагог, классный руководитель и др.) под руководством заместителя директора школы. Заместитель директора осуществляет руководство, контроль над организацией работы, проводит анализ эффективности.
Программа сопровождения составляется и реализуется на основе Законов Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь", "О правах ребенка", "Об образовании лиц с ОПФР (специальном образовании)", "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь", Концепции реформирования специального образования.
В программе психолого-педагогического сопровождения отражены цели, задачи и принципы обучения и воспитания детей с ОПФР в нашей школе.
Цели:

  • реализация права на получение образования и коррекционной помощи;
  • обеспечение образовательного уровня в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
  • социальная адаптация и интеграция в общество, подготовка к труду, профессиональной деятельности, семейной жизни.

Задачи:

  • осуществлять обучение, воспитание и развитие детей с ОПФР;
  • корректировать развитие детей;
  • осуществлять социальную адаптацию;
  • отслеживать характер взаимоотношений учащихся в классах интегрированного обучения.

Принципы:

  • гуманности;
  • личностной ориентированности;
  • комплексности;
  • системности;
  • преемственности.

Работа с учащимися:

  • диагностика;
  • коррекция нарушений развития;
  • изучение и моделирование межличностных отношений;
  • включение учащихся с ОПФР в общественно полезный труд;
  • тренинги, лектории, опросы, беседы;
  • вовлечение в посещение кружков, спортивных секций;
  • профориентация.

Работа с родителями:

  • выступления учителей-дефектологов, психолога, социального педагога на родительских собраниях;
  • пропаганда дефектологических знаний (стенд);
  • консультации;
  • открытые уроки и коррекционные занятия;
  • анкетирование;
  • лектории для родителей;
  • посещение семей.

Работа с педколлективом:

  • психолого-педагогический консилиум;
  • консультации;
  • изучение нормативных документов;
  • тренинги для педагогов;
  • открытые уроки и коррекционные занятия;
  • круглые столы;
  • консультации-практикумы по вопросам методики преподавания;
  • методическое объединение учителей-дефектологов.

Для того чтобы психолого-педагогическое сопровождение было эффективным, педагогический коллектив нашей школы добивается максимальной открытости образовательного процесса в классах интегрированного обучения, повышает информационную культуру педагогов и родителей, обеспечивает успешность обучения детей с ОПФР.


Формирование личности младшего школьника в процессе физического воспитания

Е.М.Шеленок, учитель физической культуры

Каждый урок физической культуры, любое спортивное мероприятие, независимо от специфических задач учебного предмета, подчиняются общим целям воспитания. Эти цели достигаются в процессе решения педагогических задач, которые четко формулируются в плане урока: воспитывать правильное отношение к труду; создавать условия для появления желания, качественно выполнять любые трудовые операции; развивать чувство товарищеской взаимопомощи и дружбы, формировать умение сочетать личные и общественные интересы и т.д. При этом воспитательные задачидля детей определенного возраста и класса должны быть строго конкретными и дифференцированными.
1-й класс. Создать представление о нормах и правилах поведения и положительное отношение к ним; научить проявлять предупредительность к товарищам при выполнении упражнений; формировать умение сдерживать свои эмоции; внимательно слушать учителя и точно следовать его указаниям; уважительно относиться к проигравшим, помогать товарищам; воспитывать стремление честно выполнять правила игры и с полной отдачей, добросовестно выполнять любое поручение (трудовые действия).
2-й класс. Воспитывать стремление выручить товарища в игре, прийти на помощь, рискуя при этом быть побежденным (например, пойманным, "осаленным"); приучать к согласованным объединенным действиям; закреплять умения, приобретенные в первом классе, проявлять инициативу; сформировать осознание ценности качественного выполнения трудовых операций.
3-й класс. Закрепить навыки дружной, согласованной работы в игровой и соревновательной обстановке; поощрять стремление оказать помощь товарищам, вывести команду в победители, предоставить лучшие условия товарищам в игре; воспитывать гуманное отношение к ученикам, которые своими действиями не приблизили команду к победе; формировать потребность в труде; утвердить творческое и сознательное отношение к труду.
4-й класс. Воспитывать устойчивый интерес к физической культуре, сознательную потребность в регулярных занятиях; содействовать формированию нравственных убеждений, волевых качеств (решительности, смелости, настойчивости); повысить ответственность учащихся за свои действия перед коллективом.
Одна из главных задач уроков физической культуры в 1-4 классах –воспитание чувства коллективизма. Поэтому каждое занятие должно проходить в духе взаимопонимания, участия, стремления повысить успехи своих товарищей, команды, класса в целом. Усилия учителя должны быть направлены на вовлечение самих детей во взаимо- и самовоспитание. Чувство коллективизма вырабатывается постоянно, здесь нет предпочтительных возрастных периодов. У детей 6-10 лет эффективно развиваются такие качества, как общественная активность, ответственность за порученное дело и др.
Для работы с младшими школьниками подбирают соответствующие средства воздействия и методы воспитания, что требует знания возрастных возможностей детей. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, – писал К.Д.Ушинский, – то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". По убеждению П.Ф.Лесгафта, основоположника научно обоснованной системы физического образования, наши действия и влияния на молодой организм будут тогда сознательными и осмысленными, если мы будем знать и понимать происходящие в организме изменения. Только таким путем можно влиять на развитие и воспитание детей; в противном случае эти действия "будут шатки, гадательны и часто очень вредны".
Лучшим средством изучения детей являются подвижные игры, где ребенок естественным образом полностью раскрывается, а учитель, наблюдая, делает необходимые выводы о качествах каждого ученика (смелый, ловкий, открытый, замкнутый, доброжелательный, честно выполняющий правила или игнорирующий их, оказывающий помощь товарищам или стремящийся выделиться сам) и целой группы (как распределяют свои роли ученики в парах, тройках, четверках, договариваются спокойно, на равных или утверждают свое превосходство). Все это позволит наметить конкретную программу действий, внести коррективы в планы, направленные на формирование хорошего первичного коллектива.
Правила игры — главный организующий элемент работы. Умело объясняя их, учитель помогает ученикам понять свои обязанности и действия, ограничения и возможности. Важное условие игры — высокая эмоциональность. Оценивая результаты, учитель акцентирует внимание на характере отношений между детьми, взаимопомощи в команде, активности, честности, дружбе, доброжелательности к товарищам и соперникам.
Успех игры в значительной степени зависит от подбора составов команд, капитанов, водящих. При этом важно иметь в виду первоначальные наблюдения за учениками и организовать игровой процесс в соответствии с подмеченными особенностями, подготовленностью и определившимися личностными отношениями детей.
Важнейшая задача урока физической культуры — приучить детей выполнять установленные правила, необходимые действия и команды. В первую очередь нужно показать образец их выполнения и довести до сознания ребят, что необходимо положительно относиться к принятым нормам. Рекомендуется обратить внимание ребят на то, как делают упражнения и ведут себя их одноклассники.
Оправдала себя и практика поручений: физорг, групповод, старший в тройке, четверке, капитан, водящий. Дети вовлекаются в разнообразную деятельность, что способствует воспитанию чувства долга и ответственности перед коллективом. Система распределения поручений по годам (классам) может быть, следующей.
1-й класс. Физорг проверяет до начала занятий у одноклассников состояние спортивной формы, выясняет причину отсутствия ученика на уроке и докладывает учителю; дежурный руководит построением класса в шеренгу, сообщает учителю о готовности класса к уроку; групповод наблюдает за очередностью выполнения упражнений учащимися своей группы, следит за порядком вгруппе; капитан команды поддерживает установленный порядок во время подвижных игр, эстафет.
2-й и 3-й классы. Физорг назначает дежурного; дежурный готовит спортивный инвентарь к уроку, по заданию и с помощью учителя раздает мелкий инвентарь, следит за уборкой снарядов после занятия, проветриванием помещения; групповод показывает упражнения группе, отмечает ошибки у исполняющих, помогает им; капитан команды ставит задачи в игре (с помощью учителя), распределяет роли в команде, руководит действиями товарищей при выполнении заданий.
4-й класс. Все учащиеся должны уметь руководить утренней зарядкой, физкультпаузами, подвижными играми на большой перемене.
Наблюдения за деятельностью школьников показывают, что с простейшими поручениями все справляются легко, причем большинство выполняет их ответственно, охотно и весело, но с возрастанием сложности заданий уже необходимо формировать организаторские умения детей.
Важно всегда учитывать в работе индивидуальные особенности детей. Например, у учителя сложилось мнение об одной девочке: "Не обладает большим даром общения с товарищами. Охотнее всего общается в игре. Предпочитает чье-либо руководство. Делает все добросовестно, но никогда не проявляет инициативы". В данном случае можно рекомендовать педагогу такую программу воспитания у девочки активности: постепенно увеличивать число поручений и повышать их трудность; создавать непривычные условия, давать задания на фоне утомления; поощрять за активное исполнение порученного.
А вот другой пример характеристики ученицы: "На уроках возбуждена, беспокойна, может толкнуть рядом стоящего, выбить мяч, разговаривает. В игре обязательно должна главенствовать, стремится попасть в более сильную команду. Не соглашается с решениями судьи или водящего в игре, оспаривает оценки". В программу воспитания этой ученицы следует включать: задания по подготовке мест занятий; создание ситуаций, сочетающих личные интересы с общественными; обучение правилам самоприказа.
Формировать у школьников организаторские навыки и умения нужно последовательно, по разработанному заранее плану. Прежде всего полезно ознакомить детей с будущими поручениями. Например, определяя обязанности групповода, после проведения вводной части урока рекомендуется разделить класс на три группы, выделить групповодов, рассказать им о предстоящей работе (это учтут и другие ученики), пользуясь спортивной терминологией. Первыми на эту роль лучше назначать наиболее подготовленных учеников, а по мере обучения привлекать всех.
Младшие школьники способны подмечать неправильные движения. Но предварительно учитель должен указать на необходимость правильного выполнения упражнения, прежде продемонстрировав его. Какие движения обычно хорошо оценивают ученики? Это стойка на лопатках – прямое положение тела; кувырок вперед – группировка; прыжок "в шаге" – прямая нога отведена назад; метание малого мяча рука проносится над плечом. Для того чтобы облегчить выполнение движений, используют известные ориентиры: бег по разметке, по узкому коридору, метание между двумя ограничителями и др.
Задания выполняются под контролем учителя, оценки детей сравнивают с оценкой учителя с обязательным объяснением расхождения в оценке. Чтобы определить, с какими трудностями сталкиваются дети при выполнении поручений, проводят анализ, разбор их работы с помощью вопросов: "Что нужно было выполнить? Что выполнено? Как выполняющий действовал (активно, самостоятельно, с желанием, без желания)?
Обязательное условие в организации занятий – дифференцированный подход к детям. Одних надо подбодрить, убедить в собственных возможностях, успокоить, других — сдержать от излишнего рвения, третьих – заинтересовать. Широко применяют и методы поощрения, словесные одобрения ("Попробуй теперь повторить, у тебя получится", "Ты делаешь для всех", "У тебя хорошо получается"), нацеливают детей на волевые усилия, самоприказы, убеждают в способности активно участвовать в практической деятельности, приносить пользу. Все это вместе взятое формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создает основу для общественной активности.
Формирование личности в значительной степени связано с трудовым воспитанием. Любовь и положительное отношение к труду прививаются детям с самого раннего возраста родителями, воспитателями детских садов. Продолжается этот процесс и в школе, где основное внимание уделяют воспитанию трудолюбия и высококачественному выполнению любой трудовой операции. Уроки физической культуры, безусловно, способствуют решению этих задач, но опосредованно: через формирование мотивов в учебной деятельности, систему педагогической оценки тех качеств, которые помогут в дальнейшем формированию трудом. Следует учитывать, что каждый урок имеет "потолок" возможностей, обусловленный дидактическими задачами, и трудовые действия должны органически вписываться в него. Приложение физических усилий (помимо упражнений) в младших классах возможно в организационно-материальном обеспечении урока: приготовлении мест занятий, расстановке снарядов, раздаче и сборе мелкого инвентаря, наглядно-эстетическом оформлении помещения.
Ученикам нужно объяснить цель задания, порядок его выполнения и предполагаемый конечный результат, чтобы они научились понимать связь процесса, результата и в целом сущности труда. Здесь не должно быть стихийности, эпизодичности. В трудовую деятельность вовлекают всех учеников одновременно или в порядке очередности (по звеньям, отделениям).
Самое главное требование – высокое качество труда. Но прежде учитель должен организовать труд так, чтобы дети получали удовлетворение от него. Важно не вызвать у ребенка протеста, недовольства, нельзя давать трудовые поручения как наказание (провинился ученик – получай "наряд" убрать, принести что либо и т.д.) Нельзя забывать и об оценке трудовой деятельности: похвала, доброе слово учителя – также источники радости, положительных эмоций. Невнимание ранит душу ребенка, у него пропадает интерес к труду. Особо следует позаботиться о профессионально-прикладной физической подготовке учащихся; прочном овладении ими системой двигательных, сенсорных, организационных и трудовых навыков, для чего используют технические средства обучения, тренажеры, кинограммы, кинофильмы.
В профессионально-прикладной физической подготовке учащихся начальных классов учитель может ориентироваться на следующую программу.

  • Дать информацию о значении физической подготовленности в различных видах труда, тем самым сформировать правильно мотивированное отношение детей к выполнению физических упражнений.
  • Выявить задатки и склонности учащихся. О результатах этой работы поставить в известность родителей.
  • Развивать интерес к труду, воспитывать чувства уважения к представителям определенных профессий, использовать примеры родителей, передовых рабочих и т.д.
  • Воспитывать культуру физического труда, вырабатывать навыки правильной осанки и рабочей позы, умения использовать вес и инерцию своего тела, правильно и быстро входить в нужный темп и ритм работы.
  • Связать знания по другим предметам с практической деятельностью (трудовой и спортивной), разъяснить роль мускульных движений в жизни человека.

Урок – главная, но не единственная форма профессионально-прикладной физической подготовки в школе, поэтому учитель должен проводить экскурсии на спортивные площадки и базы предприятий и учреждений, создавать кружки и секции, где физические упражнения имеют специальную трудовую направленность, сделать популярными спортивные соревнования "Ловкий водитель", "Быстрые ткачихи", "Смелые пожарные", "Точные чертежники", викторины "Старт в будущее", "Физическая культура на земле и в космосе", "Чтобы хорошо трудиться".
Основной труд школьника – учеба. Она требует особого отношения и внимания, умственных усилий. Систематические занятия гимнастикой, легкой атлетикой, игры, плавание, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы содействуют развитию как физических, так и умственных способностей. Ученик П.Ф.Лесгафта, педиатр и гигиенист, профессор В.В.Гориневский в своей врачебно-педагогической деятельности и в печатных трудах развил и углубил учение П.Ф.Лесгафта о физическом воспитании. Он указывал, что одна из задач физического воспитания состоит в том, чтобы "при помощи гимнастики... достичь такого функционального развития центрального нервного аппарата (мозга), при котором вся костно-мышечная система, слушаясь приказаний мозга, выполняет простые и сложные движения с большой точностью, с требуемой силой и скоростью и, вообще, с желательным совершенством". Важность и необходимость мышечных движений человека для развития деятельности мозга отмечал известный ученик И.П.Павлова академик К.М.Быков: "... без мышечных движений невозможно ни познание природы, ни, тем более, переделка ее в процессе труда, ни совершенствование самого человека в процессе воспитания".
Бывает, что при обучении движениям и двигательным действиям учащихся наставляют на механический путь их усвоения: "Поставим руки на пояс, поднимаемся на носки, руки вверх, опустимся на всю ступню, руки на пояс". В этих случаях младшие школьники внешне хорошо выполняют упражнения, слушая указания и следя за движениями воспитателя. Но после окончания урока не могут рассказать, что и как надо было сделать в этом упражнении, а чаще всего воспроизводят его механически.
П.Ф.Лесгафт писал, что если ребенок усвоит какой-либо механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически — он не сумеет применить данный метод к частному случаю. Поэтому необходимо вызвать в представлении ребенка образ того движения, которое он должен сделать: "Выполняем упражнение на дыхание, — говорит учитель. — Приняли основную стойку. На счет 1—2 руки вперед и вверх (посмотрели на них), правую ногу поставили назад на носок, прогнулись слегка в верхней части туловища — сделали глубокий вдох; 3—4 — опустили руки вперед и вниз, приставили правую ногу к левой сделали выдох". При повторении упражнения учитель указывает на от дельные, наиболее сложные моменты: "Прогнулись, нога прямая, левую ногу поставили назад", "Не торопитесь, темп медленный". У учащихся создается ясное представление о последовательности движений, темпе и качестве их выполнения, в коре головного мозга возникает образ движущихся частей тела. Для развития умственных способностей очень важно активизировать внимание учеников, настроить их на то, чтобы они следили за своими движениями и проверяли правильность выполнения упражнений, а затем можно предложить им контролировать не только себя, но и действия товарищей. Основная направленность развития умственных способностей учащихся — систематическое овладение специальными знаниями по предмету, формирование умений оценивать приобретаемый двигательный опыт, анализ изученных движений и действий, рациональное использование их в учебе, играх, бытовых ситуациях. Процессы восстановления работоспособности происходят значительно эффективнее, если умственная деятельность чередуется с физической. Так создаются благоприятные условия для умственного труда, а следовательно, для усвоения знаний и развития умственных способностей детей.
Учителю физической культуры рекомендуется применять различные приемы обучения, но в меньшей степени консервативные, устоявшиеся (обязательный во всех случаях показ движений, счет 1 —2—3—4, который звучит в ушах даже после урока). В современной школе на помощь педагогу приходят тренажеры, игровые автоматы: добежать до "лисички", дотянуться до "жирафа", пробежать по зеброобразной беговой дорожке, попадая на черные линии (объем внимания) и т. п. Нужно стимулировать и самостоятельную деятельность: "Подумай, как, сколько раз тебе нужно выполнить упражнение, чтобы быть ловким, красивым, сильным, подтянутым, гибким". Хороший эффект дают задания эвристического характера, связанные с элементами поиска нового: придумать подводящее упражнение для прыжка в длину, в высоту; найти новый прием или видоизменить сюжет игры; составить новый комплекс физкультминутки, утренней зарядки и др. Должны быть в практике обучения беседы, просмотр учебных и художественных фильмов, самостоятельное чтение литературы о спортсменах, соревнованиях, роли физических упражнений в жизни человека.
Система нравственного воспитания направлена на формирование сознания, чувств, взглядов и норм поведения, морально-волевых качеств в духе требований общечеловеческих ценностей. Залогом успешного нравственного воспитания младших школьников является сам возраст, который характеризуется, по мнению психологов, повышенной восприимчивостью, непосредственностью, верой в истинность всего, чему учат, безусловность и необходимость нравственных норм.
Правильно организованные уроки физической культуры служат средством нравственного воспитания.Главная задача учителя — сформировать у детей активный сознательный интерес и привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Для решения этих задач рекомендуется:
1. Создать атмосферу доброжелательного, уважительного отношения к каждому, без исключения, ребенку. Особым вниманием должны пользоваться дети, которые по разным причинам не получают признания у сверстников. Нередко детям с какими-либо физическими недостатками дают обидные прозвища и их не принимают в коллективе. Учитель своей активной гуманистической позицией и стилем поведения должен стать образцом для детей. Тот, кто слабее, сегодня выполняет в игре роль подчиненного, а завтра — руководит игрой, анализирует действия товарищей. Нужно сориентировать детей на то, что сильные обязательно помогают слабым. Полезно, например, предложить задание: кто из сильных учеников быстрее и успешнее подготовит к выполнению упражнения своего отстающего товарища, получит высокую оценку. О результатах такой работы рассказывают перед всем классом с соответствующими комментариями. Важно оценить не только результат, но и те старания, которые были заложены, одобрить отношения между товарищами.
2. Воспитать осознание необходимости физической подготовки. Здесь необходимо определить для ребят серию заданий, выполняемых самостоятельно на уроке и в домашних условиях, причем составить ее так, чтобы учащиеся могли и сами придумывать физические упражнения. Например, дать задание в 1-м классе: "Наверху гимнастической стенки сидит больной голодный "птенец". Как помочь "птенцу"? Прежде всего нужно его достать. Кто сможет это сделать? Каким образом? Правильно. Влезть, по гимнастической стенке за "птенцом" и спуститься. Высоко оценивается бережное отношение к "птенцу".
Если не все справились с этим заданием на уроке, учитель говорит ребятам о том, что им не хватило силы, ловкости, смелости. Дома необходимо потренироваться, выполнить отжимания от пола руками, переползания по полу на четвереньках произвольно и т.п., а также самостоятельно придумать, как помочь "птенчику".
Из класса в класс задачи нравственного воспитания в процессе физической подготовки усложняются. Например, разыгрывается ситуация: товарищ случайно упал с "обрыва" (положить гору гимнастических матов). Нужна срочная помощь. Учитель спрашивает: "Как помочь товарищу?" Оказывается, можно поставить наклонно с опорой на маты гимнастическую скамейку (лазание по наклонной плоскости). Вдвоем, друг за другом, спасатели взбираются наверх. Один держит за ноги товарища, тот подает веревку потерпевшему. Неудачник взбирается по веревке наверх. На следующем уроке учитель предлагает усложненный вариант задания: потерпевший не может без посторонней помощи подняться наверх. В этом случае нужны коллективные усилия и действия. Так с помощью инструкций, словесных указаний, практических упражнений, замечаний учителя, общения друг с другом ребята убеждаются в том, что физическая подготовка очень важна. Такой нравственный опыт создает предпосылки для формирования позитивных качеств будущей личности.
3. Вырабатывать у учащихся понимание необходимости заботиться о своем здоровье. Здоровый, физически развитый человек все делает с удовольствием, с хорошим настроением, с ним приятно общаться.
Физическая культура способствует воспитанию воли и характера ребенка. Основные элементы работы учителя в данном направлении:

  • подбор физических упражнений, способствующих проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • создание условий для выполнения физических упражнений, связанных с преодолением трудностей физического характера, терпением и выносливостью в плохую погоду (не убегать со спортивной площадки и не кричать при первых каплях дождя, не плакать и не капризничать, когда на лыжной подготовке замерзают руки, ноги, нос);
  • систематическая организация спортивных командных соревнований, когда дети болеют за спортивную честь класса, школы, приобретают привычку быть ответственными, испытывать чувство долга перед коллективом;
  • агитация и пропаганда здорового образа жизни, недопустимость курения, нарушения режима дня;
  • приобщение учащихся к обслуживанию спортивного оборудования, инвентаря, изучение правил пользования ими, постоянное разъяснение необходимости бережно относиться к используемым вещам;
  • выработка умений и навыков правильного поведения на соревнованиях и в качестве участников, и в качестве зрителей;
  • борьба с индивидуализмом, эгоизмом, несправедливостью.

Эстетическое воспитание занимает все более значимое место в процессе формирования личности, становится реальным стимулом физического совершенствования.
Укрепляя здоровье детей, развивая их двигательные способности и нравственный опыт, учитель одновременно влияет и на формирование чувства прекрасного, содействует гармоничному, пропорциональному росту тела, стройности, хорошей осанке, изяществу, ловкости, грациозности и уверенности в движениях.
Одна из важных эстетических задач — воспитание красоты человеческих отношений, поступков. Для успешного ее решения учителю рекомендуется следующая система действий.
1. Формировать нравственно-эстетические, мировоззренческие представления учащихся, используя для этого общечеловеческие идеалы. Рассказывать о достойных спортсменах.
2. Обогащать школьников знаниями, умениями и навыками нравственно-эстетического поведения.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Например, перед учителем физической культуры стоит задача научить ребят воспринимать, чувствовать и правильно оценивать красоту физических упражнений. С чего он должен начать и что должен делать?

  • Использовать на уроках физической культуры связи предметов начальной школы (чтение, музыка и пение, изобразительное искусство) со специальными занятиями учащихся (музыка, фигурное катание, художественное чтение, хореография, танцы, фотография и т.п.).
  • Оснастить со вкусом, эстетически грамотно место для занятий, учитывая при этом возрастные особенности детей.
  • Сделать ярким и привлекательным спортивный инвентарь, место для прыжков ограничить красочными ориентирами, разметить беговые дорожки и т. д.
  • Обеспечить спортивные занятия музыкальным сопровождением.
  • Дать эстетическую оценку каждому упражнению, направить фантазию учащихся на выразительное исполнение движения;
  • Привлечь детей к самостоятельной оценке красоты в выполнении физических упражнений; контролировать правильность этих оценок; воспитывать таким образом у школьников хороший вкус.
  • Подчеркнуть эстетический эффект коллективных действий в вольных упражнениях, в спортивных и подвижных играх.

Раскрытие эстетических свойств движений и двигательных действий благоприятно воздействует на личность ученика, его отношение к выполняемому действию, формированию вкуса.

Далее

Источник: Психолого-педагогическое и социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса: из опыта работы Октябрьской СШ Витебского района. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.