Страница 2 из 4
Содержание педагогического сопровождения творческого развития личности и её креативности в обучении детей 6-7 лет
А.А.Рожкова, учитель начальных классов
На начало учебного года в 1 классе проводилась диагностика готовности детей к школе, которая включала в себя интеллектуальную готовность, мотивационную готовность, социально-психологическую готовность. После ознакомления с результатами диагностики школьным психологом были даны рекомендации по развитию произвольности, по успешной адаптации учащихся к школе и полноценному включению в учебно-воспитательный процесс. Не останавливаясь на традиционных диагностических исследованиях, которые проводились в классе, хотелось бы отразить новое направление в работе с детьми по развитию креативности. Пока ребенок учится в школе, у него есть возможность заглянуть в ответ и сверить правильность решения с учителем, который почти всегда рядом. Однако жизнь зачастую подбрасывает человеку такие задачи, адекватным решением которых может стать скорее исключение, чем правило. Как уже сегодня научить ребенка мозговому штурму любой учебной и жизненной задачи? Как научить искать не только правильный, но оригинальный, нестандартный, творческий ответ? Результаты диагностики вербальной креативности детей и подростков России и США заставляют задуматься.
|
Беглость
|
Гибкость
|
Оригинальность
|
|
Россия
|
США
|
Россия
|
США
|
Россия
|
США
|
6 лет
|
51,4
|
34,5
|
26,4
|
19,1
|
25
|
13,9
|
12 лет
|
47,7
|
71
|
21,8
|
32,3
|
21,8
|
41,9
|
17 лет
|
36,3
|
80
|
20,7
|
40,4
|
25,8
|
51,3
|
(данные из лекционного материала Гатанова Ю.Б.)
С 2004/05 учебного года в нашей школе проходит апробацию технология развития творческого мышления детей и подростков "Учусь творчески мыслить", которая разработана на базе известных концепций структуры интеллекта Дж.Гилфорда и Дж.Рензулли. Автором методики является кандидат психологических наук, заместитель декана факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета Гатанов Ю.Б. Технологическая разработка: Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. Основную цель технологии развития творческого мышления можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого дивергентного мышления и традиционного конвергентного мышления. На развитие последнего ставится акцент в традиционной школе, где учитель обычно предлагает учащимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям: - степень точности ответа; - степень подробности; - скорость выполнения задания; - аккуратность и степень соответствия установленной форме ответа. Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на "правильный ответ". Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Дивергентное мышление — это вид мышления, который характеризуется выходом за стереотипы мыследеятельности, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения. Множество людей, попавших в катастрофы, погибают, хотя последующие расследования показывают, что многие из них могли бы спастись. Нестандартные ходы, неожиданные идеи, использование привычных предметов необычным образом спасает других. Технология развития творческого мышления детей и подростков "Учусь творчески мыслить" представляет собой шестигодичный курс, состоящий из методического обоснования, методического руководства, психологического сопровождения и альбомов заданий для детей 5-15 лет. Все упражнения и задания предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей:
- беглость (или творческая продуктивность) — это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т.п.;
- гибкость — это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения;
- оригинальность — это способность придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения;
- способность к детальной разработке идеи (или разработанность) — это способность развивать, расширять, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Важно не только придумывать идею, но и хорошо её разработать, насытить деталями, которые позволят "работать" вашей идее. Э.П.Торранс считает необходимым выделить способность давать названия (или способность обобщать) — это способность выделять сущностные, причинно-следственные связи и закономерности. Эту способность можно также определить как умение кратко и емко выразить суть творческой идеи, выделить в ней главное и сформулировать в названии. Многие упражнения и задания данной программы хотя и достаточно известны, но имеют достаточную ценность: они подобраны и построены таким образом, что позволяют в совокупности эффективно развивать творческое мышление. Мотивация учения у детей значительно повышается, если упражнения и задания позволяют им творчески использовать их собственный жизненный опыт. Исследования Э.Торранса, Р.Кратчфилда и С.Париса показали, что творческое обучение повышает креативность учащихся, они начинают активнее участвовать в делах, требующих новаторства, постепенно меняя свое отношение к школьному обучению в целом. А.Маслоу писал, что человек, который смог реализовать свой творческий потенциал — это не человек, которому что-то добавлено, это человек, у которого ничто не отнято. Авторы методики раскрывают основные подходы и стратегии для работы по технологии развития творческого мышления.
- "Мозговой штурм" и принцип "беглости".
- Принцип мягкого соревнования.
- Сотрудничество и кооперация.
- Оценивание и благоприятная психологическая атмосфера. Принцип безоценочной деятельности. Принцип подкрепления.
При разработке данной программы авторы придерживались такого определения для творчества: "Творчество — процесс выдвижения идей, которые являются новыми и оригинальными для их создателя. При этом не имеет значения, является ли эта идея новой и оригинальной для других людей". Для развития способностей учащихся мы, учителя, всегда искали и ищем интересный, увлекательный материал. Теперь мы имеем такой материал по развитию творческих способностей в системе и с учетом возрастных особенностей учащихся. На занятиях учащиеся выражают свои мысли и чувства в свободной форме, в теплой и открытой атмосфере. Когда мы призываем детей свободно выражать себя, мы снимаем угрозу внешнего оценивания и критических суждений, так часто связанных с учебно-воспитательным процессом в школе. Самый эффективный способ создать благоприятную психологическую атмосферу в классе — это максимально снизить внешнее, формальное оценивание и направить учащихся в русло самооценивания. Ребенок должен научиться оценивать свою работу самостоятельно. Только таким образом он научится находить недостатки в своих произведениях, сможет вносить коррективы в деятельность, быть самостоятельной, развитой личностью. Учащиеся увлеченно работают на каждом занятии. Учитель имеет возможность наблюдать, чем нравится заниматься ученикам класса как всем вместе, так и каждому в отдельности. Интересными и важными для развития коммуникативных навыков являются завершающие дискуссии и обсуждения на каждом уроке, где каждый ученик имеет возможность поделиться своими творческими идеями. Большой интерес к результатам диагностики и к самостоятельным работам учащихся проявляют родители учеников.
|