Страница 3 из 4
Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития
Т.П.Беззубенко, Н.Л.Немкова, учителя-дефектологи
Одним из компонентов действенной коррекционной помощи детям с ОПФР является психолого-педагогическое сопровождение. Система сопровождения помогает преодолеть образовательные затруднения ребенка с ОПФР, решить проблемы общения, взаимодействия с окружающими. Психолого-педагогическое сопровождение охватывает процесс обучения и воспитания, индивидуальное развитие в системе взаимоотношений ребенка с самим собой, ближайшим окружением и социумом. В систему сопровождения вовлекаются ребенок, его родители, педагоги, психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, медики и другие специалисты. Основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интеграции:
- педагогическая и психологическая диагностика отклонений в развитии;
- разработка специалистами ЦКРОиР, учителем-дефектологом школы индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка;
- формирование коррекционно-развивающей образовательной среды;
- коррекционно-развивающая работа;
- разработка и реализация программ сопровождения;
- помощь родителям;
- систематическое отслеживание динамики развития ребенка в процессе коррекционной работы;
- организация патроната выпускников с ОПФР.
Остановимся на вопросах создания образовательной среды и разработки программ сопровождения. Одним из важных аспектов системы сопровождения детей с ОПФР является создание образовательной среды, поддерживающей и стимулирующей дальнейшее развитие. Основными элементами образовательной среды выступают средовые ресурсы. Ученые выделяют 4 группы средовых ресурсов.
- Предметные ресурсы. Физическое окружение для комфортного и безопасного пребывания ребенка в учреждении. Помещение, мебель, оборудование, учебники и т.д.
- Пространственные ресурсы. Многофункциональность пространства учебного помещения. Зона для учебных занятий, игровая зона, зона отдыха и уединения ребенка.
- Организационные ресурсы. Режимы (работы на уроке, в течение дня, в течение недели, года). Дозирование учебного материала, доступность знаний, профилактика состояния утомления.
- Социально-психологические ресурсы. Формирование социального опыта: моделирование форм общения, норм поведения. Доброжелательные отношения, позитивное настроение, создание эмоционального комфорта и психического равновесия. Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе.
Педагоги системы интегрированного обучения призваны проектировать, создавать образовательную среду для каждого ребенка с ОПФР. Программа психолого-педагогического сопровождения на уровне школы разрабатывается и реализуется командой педагогов (учитель-дефектолог, психолог, социальный педагог, классный руководитель и др.) под руководством заместителя директора школы. Заместитель директора осуществляет руководство, контроль над организацией работы, проводит анализ эффективности. Программа сопровождения составляется и реализуется на основе Законов Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь", "О правах ребенка", "Об образовании лиц с ОПФР (специальном образовании)", "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь", Концепции реформирования специального образования. В программе психолого-педагогического сопровождения отражены цели, задачи и принципы обучения и воспитания детей с ОПФР в нашей школе. Цели:
- реализация права на получение образования и коррекционной помощи;
- обеспечение образовательного уровня в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
- социальная адаптация и интеграция в общество, подготовка к труду, профессиональной деятельности, семейной жизни.
Задачи:
- осуществлять обучение, воспитание и развитие детей с ОПФР;
- корректировать развитие детей;
- осуществлять социальную адаптацию;
- отслеживать характер взаимоотношений учащихся в классах интегрированного обучения.
Принципы:
- гуманности;
- личностной ориентированности;
- комплексности;
- системности;
- преемственности.
Работа с учащимися:
- диагностика;
- коррекция нарушений развития;
- изучение и моделирование межличностных отношений;
- включение учащихся с ОПФР в общественно полезный труд;
- тренинги, лектории, опросы, беседы;
- вовлечение в посещение кружков, спортивных секций;
- профориентация.
Работа с родителями:
- выступления учителей-дефектологов, психолога, социального педагога на родительских собраниях;
- пропаганда дефектологических знаний (стенд);
- консультации;
- открытые уроки и коррекционные занятия;
- анкетирование;
- лектории для родителей;
- посещение семей.
Работа с педколлективом:
- психолого-педагогический консилиум;
- консультации;
- изучение нормативных документов;
- тренинги для педагогов;
- открытые уроки и коррекционные занятия;
- круглые столы;
- консультации-практикумы по вопросам методики преподавания;
- методическое объединение учителей-дефектологов.
Для того чтобы психолого-педагогическое сопровождение было эффективным, педагогический коллектив нашей школы добивается максимальной открытости образовательного процесса в классах интегрированного обучения, повышает информационную культуру педагогов и родителей, обеспечивает успешность обучения детей с ОПФР.
|