На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психолого-педагогическое и социальное сопровождение и обеспечение учебно-воспитательного процесса – определяющие условия развития личности учащихся - Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение и обеспечение учебно-воспитательного процесса – определяющие условия развития личности учащихся - Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение и обеспечение учебно-воспитательного процесса – определяющие условия развития личности учащихся
Содержание педагогического сопровождения творческого развития личности и её креативности в обучении детей 6-7 лет
Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития
Формирование личности младшего школьника в процессе физического воспитания
Все страницы

Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития

Т.П.Беззубенко, Н.Л.Немкова, учителя-дефектологи

Одним из компонентов действенной коррекционной помощи детям с ОПФР является психолого-педагогическое сопровождение.
Система сопровождения помогает преодолеть образовательные затруднения ребенка с ОПФР, решить проблемы общения, взаимодействия с окружающими. Психолого-педагогическое сопровождение охватывает процесс обучения и воспитания, индивидуальное развитие в системе взаимоотношений ребенка с самим собой, ближайшим окружением и социумом. В систему сопровождения вовлекаются ребенок, его родители, педагоги, психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, медики и другие специалисты.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интеграции:

  • педагогическая и психологическая диагностика отклонений в развитии;
  • разработка специалистами ЦКРОиР, учителем-дефектологом школы индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка;
  • формирование коррекционно-развивающей образовательной среды;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • разработка и реализация программ сопровождения;
  • помощь родителям;
  • систематическое отслеживание динамики развития ребенка в процессе коррекционной работы;
  • организация патроната выпускников с ОПФР.

Остановимся на вопросах создания образовательной среды и разработки программ сопровождения.
Одним из важных аспектов системы сопровождения детей с ОПФР является создание образовательной среды, поддерживающей и стимулирующей дальнейшее развитие. Основными элементами образовательной среды выступают средовые ресурсы. Ученые выделяют 4 группы средовых ресурсов.

  • Предметные ресурсы. Физическое окружение для комфортного и безопасного пребывания ребенка в учреждении. Помещение, мебель, оборудование, учебники и т.д.
  • Пространственные ресурсы. Многофункциональность пространства учебного помещения. Зона для учебных занятий, игровая зона, зона отдыха и уединения ребенка.
  • Организационные ресурсы. Режимы (работы на уроке, в течение дня, в течение недели, года). Дозирование учебного материала, доступность знаний, профилактика состояния утомления.
  • Социально-психологические ресурсы. Формирование социального опыта: моделирование форм общения, норм поведения. Доброжелательные отношения, позитивное настроение, создание эмоционального комфорта и психического равновесия. Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

Педагоги системы интегрированного обучения призваны проектировать, создавать образовательную среду для каждого ребенка с ОПФР.
Программа психолого-педагогического сопровождения на уровне школы разрабатывается и реализуется командой педагогов (учитель-дефектолог, психолог, социальный педагог, классный руководитель и др.) под руководством заместителя директора школы. Заместитель директора осуществляет руководство, контроль над организацией работы, проводит анализ эффективности.
Программа сопровождения составляется и реализуется на основе Законов Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь", "О правах ребенка", "Об образовании лиц с ОПФР (специальном образовании)", "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь", Концепции реформирования специального образования.
В программе психолого-педагогического сопровождения отражены цели, задачи и принципы обучения и воспитания детей с ОПФР в нашей школе.
Цели:

  • реализация права на получение образования и коррекционной помощи;
  • обеспечение образовательного уровня в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
  • социальная адаптация и интеграция в общество, подготовка к труду, профессиональной деятельности, семейной жизни.

Задачи:

  • осуществлять обучение, воспитание и развитие детей с ОПФР;
  • корректировать развитие детей;
  • осуществлять социальную адаптацию;
  • отслеживать характер взаимоотношений учащихся в классах интегрированного обучения.

Принципы:

  • гуманности;
  • личностной ориентированности;
  • комплексности;
  • системности;
  • преемственности.

Работа с учащимися:

  • диагностика;
  • коррекция нарушений развития;
  • изучение и моделирование межличностных отношений;
  • включение учащихся с ОПФР в общественно полезный труд;
  • тренинги, лектории, опросы, беседы;
  • вовлечение в посещение кружков, спортивных секций;
  • профориентация.

Работа с родителями:

  • выступления учителей-дефектологов, психолога, социального педагога на родительских собраниях;
  • пропаганда дефектологических знаний (стенд);
  • консультации;
  • открытые уроки и коррекционные занятия;
  • анкетирование;
  • лектории для родителей;
  • посещение семей.

Работа с педколлективом:

  • психолого-педагогический консилиум;
  • консультации;
  • изучение нормативных документов;
  • тренинги для педагогов;
  • открытые уроки и коррекционные занятия;
  • круглые столы;
  • консультации-практикумы по вопросам методики преподавания;
  • методическое объединение учителей-дефектологов.

Для того чтобы психолого-педагогическое сопровождение было эффективным, педагогический коллектив нашей школы добивается максимальной открытости образовательного процесса в классах интегрированного обучения, повышает информационную культуру педагогов и родителей, обеспечивает успешность обучения детей с ОПФР.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.