Страница 1 из 3 Продолжение конференции
Роль статуса учащегося в межличностных отношениях как основной стимул учебно-воспитательной деятельности
Г.А.Демещенко, классный руководитель
Понятия и виды общения
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью.
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У человека количество целей общения увеличивается: кроме биологических, это передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений. Не менее существенны отличия средств общения– кодирование, передача, переработка и расшифровка информации, передаваемой в процессе общения. У человека + язык. Особое внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные и неофициальные, деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором – законы их преобразования и развития. Эти два подхода соседствуют друг с другом, взаимодополняют друг друга. Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личность. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностями группы. Замечена такая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создаёт для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива и чем ближе она находится к корпорации (отношения, противоположные коллективистским), тем больше возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений. Среди микрогрупп выделяются диады, триады (взаимоотношения: гармоничные, противоречивые, конфликтные). Такие микрогруппы чаще всего в жизни (да и в школе) встречаются. Их внимательное изучение даёт много полезного для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или в коллективе. Статическую картину внутригрупповых отношений можно получить с помощью социометрии. Кроме того, она позволяет выявить лидера в группе или коллективе, а также определить их сплоченность.
Как определить место ученика в коллективе?
В социальной психологии положение человека характеризуется прежде всего теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей. Но не всегда её легко определить с достаточной точностью. В школьном классе, как уже говорилось, имеются две важнейшие системы отношений: деловые и личные.Школьник играет в классе и в школе множество ролей: он отличник или троечник, футболист, хороший артист и т.д. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения (их можно измерить в объективных критериях). Совершенно иначе оценивается положение человека в системе личных отношений. И хотя оно всегда неявно присутствует при оценке нами другого человека как личности ("душа общества", "любимец класса" и т.д.), часто мыслится очень неопределенно и угадывается интуитивно. В психологической и педагогической литературе нередко смешиваются социальная роль ученика, общественное поручение, которое он выполняет, успеваемость и положение в системе личных отношений. В результате социометрического эксперимента мы получаем таблицу, из которой видно, сколько выборов получил каждый член группы (класса). Это число является мерилом положения ученика в системе личных отношений или его "социометрическим статусом". Если число выборов больше среднего – ученика можно отнести к "принятым" и "предпочитаемым". Если оно меньше – к "пренебрегаемым", "изолированным". Напомню, что статус, как и все социометрические показатели, характеризуют не столько актуальное, наблюдаемое общение, сколько общение в данный момент времени.
Материал для изучения статуса учащихся и мероприятия, способствующие сплочению классного коллектива
- Устная характеристика учителя, анализ взаимопосещений уроков, данные наблюдения за детьми.
- Папки индивидуального развития, которые дают представление об
ученике, его семье, интересах, способностях.
- Социометрия (анализ её результатов по начальной школе).
- Действия учителя (классного руководителя) 5 класса: изучив всю информацию, полученную от учителя начальных классов, он приступает к работе по формированию нового классного коллектива, так как в него влились дети из других классов и школ. Эта работа включает:
а) воспитательные мероприятия, направленные на сплочение класса, на развитие дружественных отношений; освоение правил коллектива, прав и обязанностей; предоставление возможности детям высказать своё мнение по любому вопросу; б) изучение этической грамматики (темы: "Советы друзьям", "Дружба начинается с улыбки", "Отчего бывает одиноко?"); в) факультатив "Учусь творчески мыслить". Он даёт возможность каждому ученику проявить свои творческие способности (ведь учащимся приходится делать это практически всегда, и на уроках, и во внеклассной работе, к этому их обязывают новые технологии обучения и воспитания). На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы. 1. Блок диагностических методик позволяет определить уровень интеллектуальной и личностной готовности младшего школьника к обучению в средней школе. Цель психолого-педагогического обследования – изучение потенциальных возможностей детей и выявление тех психологических трудностей, которые связаны с интеллектуальным и личностным развитием. 2. В процессе обучения в начальной школе необходимо проведение поэтапной диагностики интеллектуального и личностного развития младших школьников. 3. Используя результаты диагностики, учитель с помощью психолога, сможет компетентно проводить дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, наметить стратегию оказания помощи по преодолению выявленных проблем. Содержание этой помощи должно быть направлено не на натаскивание ребёнка по определенным пробелам в знаниях, а на развитие и стимулирование потенциальных возможностей школьников и на выравнивание тех психологических трудностей, которые связаны с дисгармоничным развитием познавательной деятельности и личности ребёнка. 4. Необходима система коррекционной работы, построенная в следующих направлениях:
- доформирование основных психических новообразований, которые должны складываться у школьника при переходе от младшего к среднему школьному возрасту и которые являются необходимыми предпосылками для его дальнейшего успешного развития;
- формирование психологического потенциала, обеспечивающего успешное продвижение в учебной деятельности и новом виде деятельности (общении) – ведущим в развитии школьника среднего звена и оказывающем положительное влияние на интеллектуальное и личностное развитие учащихся.
Необходимым условием благоприятной адаптации является установление оптимального стиля взаимоотношений между детьми и учителем, построенного на сотрудничестве и партнерстве, гуманных отношениях с позиций принятия возраста, признания и уважения личности в каждом ребенке. Что именно сказать родителям об их детях, какие негативные стороны развития им раскрыть, в какой форме, – все это необходимо решать, руководствуясь принципом "Не навреди!", и решать одновременно с составлением рекомендаций для педагогов, для каждого отдельного случая и для каждого ученика.
|